Увольнение работников по пп. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ: опыт взаимодействия Центра занятости населения г. Рассказово с работодателями

6622
 Орлова Елена Васильевна
Директор департамента внутреннего аудита ООО «Комо»

Мероприятия, предпринимаемые при массовых увольненияхДокументы для регистрации в качестве безработного

В последнее время взаимодействие Центра занятости населения г. Рассказово Тамбовской области с работодателями активно развивается. В значительной степени это обусловлено увеличением числа безработных граждан, обращающихся в службу занятости с целью найти работу, в т. ч. уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации.

Чтобы уменьшить численность регистрируемых безработных, Центр занятости г. Рассказово стал использовать нетрадиционные формы привлечения работодателей к сотрудничеству: оказание консультационных услуг, в т. ч. юридических; установление прямых личных контактов с кадровыми службами предприятий всех форм собственности; организация семинаров для кадровых служб предприятий и для работников, намеченных к сокращению. Эти меры, не закрепленные в законодательстве о занятости населения, стали вынужденной, но естественной реакцией Центра занятости на рост безработицы и сокращение расходов на активные программы. Они позволили не только привлечь внимание работодателей к службе занятости как к институту, способному оказывать разнообразные услуги по подбору необходимой рабочей силы, но и трудоустроить значительную часть клиентов.

Мероприятия, предпринимаемые при массовых увольнениях

Рассмотрим подробнее, как осуществляется взаимодействие Центра занятости с работодателями и кадровыми службами организаций по проведению мероприятий в связи с сокращением численности или штата работников.

Закон от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости) в п. 2 ст. 25 предусматривает обязанность работодателя при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, – не позднее, чем за три месяца до их начала. Необходимо также указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Данную информацию работодатели могут представлять в произвольном виде. Однако в ходе многолетней практики работы Центра занятости для этого были разработаны примерные формы.

При сокращении численности или штата работников работодатели сообщают в Центр занятости:

    – сведения о предприятии (организации), проводящей мероприятия по сокращению численности или штата работников (отрасль народного хозяйства, отрасль промышленности, форма собственности, списочная численность предприятия, адрес, телефон, Ф.И.О. работодателя, Ф.И.О. инспектора по кадрам;

    – сведения о работниках, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников (в т. ч. и при массовом высвобождении): Ф.И.О. работника, профессия; численность, в т. ч. рабочих и служащих, инвалидов, пенсионеров; дата предупреждения; дата увольнения; причины высвобождения; условия оплаты труда каждого работника; информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации инвалидов; количество трудоустроенных (на данном предприятии, на других предприятиях, из них – с прохождением профессионального обучения); число граждан, которые обратятся в Центр занятости.

Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. В соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.93 № 99, к таковым относятся:

    1) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

    2) сокращение численности или штата работников в количестве:

– 50 человек в течение 30 календарных дней;

– 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

– 500 и более человек в течение 90 календарных дней;

    3) увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тысяч человек.

Обычно в условиях массового высвобождения работодателем осуществляются мероприятия с целью уменьшить численность работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и обеспечить их занятость. В специальном разделе могут быть предусмотрены:

    – мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без уменьшения численности;

    – гарантии и компенсации высвобожденным работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем;

    – порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, подлежащих увольнению до наступления срока расторжения трудового договора;

    – гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельным категориям высвобождаемых работников и другие меры.

В Центре занятости определены сотрудники, ответственные за взаимодействие с работодателями. Их задача – установить контакт с руководителями или представителями служб персонала, выяснить экономическое положение предприятий, наличие вакансий, а также проинформировать о ситуации на рынке труда, ознакомить с пакетом предоставляемых Центром услуг и выработать механизм действий, связанных с подбором персонала. С этой целью проводятся традиционные совещания с работодателями, ярмарки вакансий, презентации, экспресс-встречи, клубы деловых встреч, маркетинг-визиты и др.

В процессе работы появляются и новые формы сотрудничества. При очевидной необходимости сокращения численности или штата работников отделы кадров совместно с Центром занятости составляют планы-графики высвобождения работников с разбивкой по месяцам. Кроме того, составляется список вакансий, предлагаемых вариантов трудоустройства работников, подлежащих сокращению. На предприятиях, сообщивших сведения о предстоящих высвобождениях, Центр занятости проводит предувольнительные консультации для высвобождаемых работников и семинары для специалистов кадровых служб по вопросам законодательства о труде и занятости, о состоянии рынка труда. В ходе таких консультаций высвобождаемым работникам предоставляется информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в банке данных Центра занятости, в частности о возможности участия в общественных работах.

В Центр занятости для беседы приглашаются все заинтересованные работники предприятий города, проводящих мероприятия по сокращению численности или штата, а также руководители организаций, заявивших о наличии вакансий, или их представители. В непринужденной обстановке каждый из гостей Центра находит нужного партнера и обговаривает с ним все детали будущей работы. Если возникает необходимость в юридической или психологической консультации, ее тоже можно получить в Центре занятости.

Первый опыт продемонстрировал высокую продуктивность подобных встреч: 10–20% граждан, высвобождаемых с предприятий города, нашли интересную и высокооплачиваемую работу и трудятся на новом месте; к тому же работодателю нет необходимости выплачивать работнику компенсацию, определенную ст. 178 ТК РФ, т. к. она предусмотрена только на период его трудоустройства, а Центру занятости – признавать данного клиента безработным, тем самым увеличивая напряженность на рынке труда города.

В тех организациях, где ожидается массовое высвобождение, проводятся Дни службы занятости, в рамках которых наряду с вышеперечисленными мерами практикуется оказание содействия высвобождаемым работникам в организации собственного дела. К сожалению, теперь служба занятости не имеет возможности выдавать гражданам субсидии на эти цели, а ведь это были реальные средства, начальный капитал, который помогал людям решать проблему становления бизнеса. Весьма незначительные средства, которые имеет служба занятости в своем распоряжении, расходуются на развитие предпринимательства следующим образом: компенсируются расходы на регистрацию лица в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии, оказываются консультационные услуги, в т. ч. по составлению бизнес-планов и их экспертизе.

К сожалению, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ, у службы занятости теперь отсутствуют и возможности полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, подлежащих сокращению, а также на обучение принятых на работу граждан, уволенных из других организаций. Между тем программа опережающего обучения могла бы реально способствовать эффективной занятости. Сегодня служба занятости имеет право оказывать бесплатные консультации по переориентации на другие виды деятельности, профессии, специальности, а направить гражданина на обучение можно лишь в том случае, если он состоит на учете в качестве безработного.

Если меры, направленные на трудоустройство гражданина в период проведения мероприятий по сокращению численности или штата, не достигли своей цели, то он вправе зарегистрироваться в органах службы занятости. Право на средний месячный заработок в течение 3-го месяца со дня увольнения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата, сохраняется по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии со ст. 12 и 25 Закона о занятости работодатели должны содействовать государственной политике занятости населения, направленной на правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу

На практике встречаются случаи, когда безработный гражданин стремится состоять на учете в Центре занятости и получать пособие по безработице, не предпринимая при этом никаких действий для поиска работы. В связи с этим одним из обязательных условий признания гражданина безработным является его желание искать работу и быть готовым приступить к ней. В соответствии со ст. 35 Закона о занятости при отказе безработного гражданина от двух предложенных вариантов подходящей работы выплата пособия приостанавливается на срок до трех месяцев.

В соответствии с п. 5 ст. 25 Закона о занятости при приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление (рекомендательное письмо) с указанием дня приема гражданина на работу (см. Приложение 1).

Статья 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ
в заключении трудового договора. Это положение основано на ст. 19 Конституции РФ

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в направлении, выданном службой, делает отметку о дне явки безработного и о причине отказа в приеме на работу, возвращая документ гражданину. Очень важно, чтобы при заполнении направления на работу работодатели указывали объективную причину отказа безработному гражданину в приеме на работу в соответствии с требованиями ТК РФ.

Например, работодатели нередко отказывают в приеме на работу по причине наличия маленького ребенка, несмотря на то, что ст. 64 ТК РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с наличием маленьких детей.

Другими примерами являются незаконные отказы работодателей в приеме на работу по причинам, связанным с возрастом, отдаленностью места жительства.

Необоснованным признается любой отказ в приеме на работу, если он не основан на оценке деловых и профессиональных качеств лица, поступающего на работу

Случается, что безработный гражданин, обращаясь к работодателю по направлению центра занятости, просит написать в ответе о принятом решении отказ в приеме на работу и даже сам диктует формулировку. Клиенту это выгодно – не последует приостановка выплаты пособия по безработице. Многие работодатели вопреки требованиям закона удовлетворяют такие просьбы, тем самым покрывая мошенников, стремящихся незаконно получать пособие.

Зачастую идя на уступки безработному гражданину, работодатели нарушают требования трудового законодательства, о чем свидетельствуют причины отказов в приеме на работу, указанные в ответе о принятом решении.

Удовлетворяя просьбу безработных граждан отметить отказ в направлении, работодатели нарушают требования законов о труде и занятости населения и тем самым создают предпосылки получения пособия по безработице обманным путем.

Документы для регистрации в качестве безработного

? Какие документы нужно выдать работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации, для регистрации его в органах службы занятости?

Документом, временно заменяющим паспорт в случае его утери, является свидетельство из паспортного стола с фотографией, печатью и сведениями о регистрации в городе. При отсутствии прописки в паспорте
в дополнение к документам, заменяющим паспорт, должно быть предъявлено свидетельство о регистрации гражданина по месту жительства, которое выдается органами регистрационного учета. Регистрация по загранпаспорту не допускается

Для регистрации в целях поиска работы граждане на основании постановления Правительства РФ от 22.04.97 № 458 “Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан” представляют в органы по вопросам занятости по месту жительства следующие документы:

    – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

    – трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж.

В трудовой книжке должна быть заверенная подписью и печатью предприятия запись об увольнении с последнего места работы с указанием даты увольнения, статьи и основания увольнения.

При постановке граждан на учет в центры занятости населения инспекторы должны принимать соответствующие меры для правильного заполнения работодателями трудовых книжек работников;

Трудовая книжка является основным документом. подтверждающим трудовой стаж. Данные о стаже необходимы для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице

Гражданин, предъявивший трудовую книжку с записями о приеме на работу или увольнении с работы, оформленными с отступлениями от инструкции, предупреждается о том, что эти периоды не будут включены в общий трудовой стаж. Если такая запись относится к последнему периоду работы, то гражданин может быть зарегистрирован в целях поиска подходящей работы при условии его согласия на любую оплачиваемую работу, поскольку нет возможности правильно определить стаж за последние 12 месяцев перед обращением в службу занятости.

    – документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

    – справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), которая требуется для подбора подходящей работы, признания гражданина безработным и назначения пособия (см. Приложение 2).

Справка должна быть выдана за три последних месяца работы. Строка “Средний заработок за последние три месяца” заполняется цифрами и прописью. Справки, где в этой графе вписана суммарная зарплата за три месяца, не принимаются.

! Не принимаются справки без регистрационного номера и даты выдачи, с исправлениями и подчистками в тексте, без подписи руководителя или главного бухгалтера и расшифровки этих подписей, с неразборчивым оттиском печати. Название предприятия в печати на справке должно быть аналогичным тому, что указано в печати трудовой книжки.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации. Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке.

Документы должны быть соответствующим образом оформлены: зарегистрированы, заверены подписями руководителя и бухгалтера организации, их выдавшей, а также печатью.

В случае предоставления справки о среднем заработке за последних три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте Центр занятости осуществляет перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина

Граждане, занимавшиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предъявляют справку из инспекции по налогам и сборам в подтверждение периода занятия предпринимательской деятельностью.

При наличии дохода, полученного от предпринимательской деятельности, необходимо определить его среднемесячный размер (среднемесячный заработок рассчитывается работником отдела по труду администрации города на основании декларации о доходах, заверенной в инспекции по налогам и сборам).

Такая работа Центра занятости населения совместно с руководителями предприятий позволяет трудоустроить значительную часть работников, уволенных по сокращению численности или штата.

Приложение 1

Увольнение работников по пп. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ: опыт взаимодействия Центра занятости населения г. Рассказово с работодателями

Приложение 2

Увольнение работников по пп. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ: опыт взаимодействия Центра занятости населения г. Рассказово с работодателями



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль