К вам – с проверкой! Работники жалуются – Роструд проверяет

6113

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 324, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Направления надзорно-контрольной деятельности

Одной из основных функций Роструда является осуществление государ­ственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодатель­ства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такой надзор и контроль во всех организациях на территории России осуществляют государственные инспекции труда (ГИТ) в субъектах РФ, являющиеся территориальными органами Роструда, в структуре которого образовано Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

В субъектах РФ надзорно-контрольная деятельность государственных инспекций труда осуществляется по территориально-отраслевому прин­ципу. В субъектах имеются стационарные рабочие места госинспекторов труда, входящие в структуру государственной инспекции труда субъекта РФ. Установленная штатная численность государственных инспекций труда условно разделена по направлениям работы: госинспекторы труда по правовым вопросам и госинспекторы труда по охране труда.

Права и функциональные обязанности государственной инспекции труда закреплены в главе 57 ТК РФ, в Положении о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации. Так, государственная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

ГИТ осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, рассматривает дела об административных правонарушениях, привлекает виновных к административной ответственности в соответствии с законодательством России, ведет прием и рассматривает заявления и иные обращения работников о нарушении их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав.

В обращениях работников, поступающих на рассмотрение в государ­ственные инспекции труда, наиболее часто указываются следующие нарушения: несоблюдение работодателем законодательства об оплате труда, норм о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, нарушение режима рабочего времени, а также положений трудового законодательства о заключении и расторжении трудовых договоров.

В ходе проверок по обращениям работников, в зависимости от по­ставленного в них вопроса, изучаются соответствующие документы организации, в которых могут быть отражены допускаемые нарушения трудового законодательства. Вместе с тем в процессе надзорно-контрольной деятельности рассматриваются также документы, где отражены организационно-правовая форма организации, форма собственности, вид деятельности, структура организации, подведомственность; устанавливается наличие штатного расписания, коллективного договора, первичной профсоюзной организации.

Порядок регистрации и рассмотрения обращений граждан

В течение 2005 г. в Федеральную службу по труду и занятости, а также в государственные инспекции труда в субъектах РФ поступило около 69 890 жалоб и других обращений граждан, в т. ч. устных свыше 9220; на личном приеме должностными лицами в государственных инспекциях труда принято свыше 227 360 человек.

По результатам проведенных проверок из общего количества проверенных жалоб и других обращений работников признано обоснованными и удовлетворено свыше 46 890, что составляет 67%.

В соответствии с разработанными в государственных инспекциях труда инструкциями по делопроизводству, поступившие обращения работников проходят регистрацию в журнале входящей корреспонденции, им присваи­вается соответствующий порядковый (входящий) номер и оформляется карточка контроля за соблюдением сроков рассмотрения поступившего обращения.

По обращениям граждан, поступившим в государственную инспекцию труда и требующим дополнительного изучения и проверки, срок рассмотрения установлен до одного месяца со дня регистрации, по остальным обращениям – не более 15 дней.

Цитируем документ

В соответствии со ст. 23.12, ч. 1 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27–5.34, 5.42, 5.44, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ, вправе следующие должностные лица Роструда и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах РФ):
   1. По административным право­нарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.31, ч. 1 ст. 19.5 и ст. 19.6 Кодекса:
   руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда РФ, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда РФ;
   начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители;
   начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;
   руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;
   начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;
   главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ;
   государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ.
   2. По административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 Кодекса:
   руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда РФ, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда РФ;
   начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители;
   начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;
   руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;
   начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;
   главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ.

  3. По административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления дея­тельности) и ст. 5.44 Кодекса:
   руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда РФ, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда РФ;
   начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;
   начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;
   руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители по вопросам охраны труда;
   начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;
   главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах РФ;
   государственные инспекторы труда (по охране труда) государ­ственных инспекций труда в субъектах РФ.

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10.04.06 № 60

При необходимости изменения срока рассмотрения документа ответ­ственный исполнитель не позднее чем за 3 дня до его истечения представляет на имя руководителя государственной инспекции труда мотивированную просьбу о продлении срока рассмотрения.

Ответственность за исполнение документа в установленный срок и качество проведенной проверки несет должностное лицо, обозначенное как исполнитель.

Ежемесячно административно-контрольное подразделение государственной инспекции труда готовит сводные данные о состоянии исполнительской дисциплины, на основании которых формируются оперативные и аналитические отчеты для информирования руководителя государственной инспекции труда в субъекте РФ и Федеральной службы по труду и занятости.

Организация проверки

Обращение работника по поводу нарушения его трудовых прав, как правило, требует изучения и проверки. В связи с этим ответственным исполнителем на основании п. 5 ст. 7 Федерального закона от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ) намечается проведение внеплановой проверки в организации, указанной в обращении работника.

В соответствии со ст. 359 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, являясь полномочными представителями государства, находятся под его защитой и независимы от государственных органов и должностных лиц.

Обратите внимание!
Проверка может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проведении проверки

В соответствии с требованием Закона № 134-ФЗ руководителем государственной инспекции труда издается приказ (распоряжение) о проведении проверки соблюдения трудового законодательства. В данном приказе в обязательном порядке должны быть указаны:
–   номер и дата приказа (распоряжения);
–   наименование государственной инспекции труда;
–   фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение указанной проверки;
–   наименование организации, где проводится проверка;
–   цели, задачи и предмет проводимой проверки;
–   правовые основания проведения проверки, в т. ч. нормативные правовые акты;
–   дата начала и окончания проверки.

Пример приказа о проведении проверки соблюдения трудового законодательства

К вам – с проверкой! Работники жалуются – Роструд проверяет

Увеличить изображение

В случае необходимости или по письменной просьбе заявителя о сохранении в тайне автора обращения должностное лицо государственной инспекции труда в ходе проверки обязано соблюдать конфиденциальность.

Указанный приказ (распоряжение; или его заверенная копия) должен быть предъявлен лицом, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу проверяемой организации одновременно со служебным удостоверением.

Обратите внимание!
Проверяющее лицо вправе требовать для изучения, а также изъятия копий только те документы, которые относятся к предмету проверки

В период проведения проверки организации (или по предварительному письменному запросу в адрес работодателя) должностное лицо государственной инспекции труда вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию, копии запрашиваемых документов, объяснения, информацию у работодателей и их представителей с целью проверки сведений, изложенных в обращении работника, а работодатель обязан их предоставить. При этом проверяющее лицо вправе требовать для изучения, а также изъятия копий только те документы, которые относятся к предмету проверки.

Пример письменного запроса документов

К вам – с проверкой! Работники жалуются – Роструд проверяет

Увеличить изображение

Оформление результатов. Выдача предписания

По результатам проведенной проверки должностное лицо государственной инспекции труда составляет акт. В случае обнаружения очевидных (не спорных) нарушений трудового законодательства в срок не более чем в течение двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении и руководителю организации выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Пример акта о результатах проверки ГИТ

К вам – с проверкой! Работники жалуются – Роструд проверяет

Увеличить изображение

В указанном протоколе должностное лицо государственной инспекции труда в обязательном порядке должно отразить место, время совершения и событие административного правонарушения с указанием нарушенных законов и иных нормативных правовых актов по пунктам. При этом руководитель или иное должностное лицо проверяемой организации (законный представитель), совершившее правонарушение, вправе дать объяснение по существу. В случае необходимости протокол может быть составлен в присутствии потерпевшего, свидетелей, защитника.

Обратите внимание!
Подписание протокола руководителем организации не означает согласия с его содержанием

При составлении протокола должностными лицами государственной инспекции труда руководителю (или его представителю) должны быть в установленном порядке разъяснены его права и обязанности, а также он вправе просить о внесении в него своих замечаний и дополнений по существу рассматриваемого вопроса.

В предписании об устранении нарушений трудового законодательства проверяющее должностное лицо государственной инспекции труда перечисляет требования об устранении нарушений трудового законодательства, отмеченных в протоколе, и указывает срок их устранения. К указанному сроку руководитель организации обязан предоставить письменную информацию по их устранению или принятию мер по их устранению (с копиями локальных актов организации по данному вопросу).

Пример предписания ГИТ об устранении нарушений трудового законодательства

К вам – с проверкой! Работники жалуются – Роструд проверяет

Увеличить изображение

Протокол об административном правонарушении и предписание должны быть подписаны должностным лицом государственной инспекции труда, осуществляющим проверку, и немедленно вручены руководителю организации под роспись.

Составление указанного протокола свидетельствует о наличии административного правонарушения и влечет за собой применение административного взыскания в виде штрафа.

Согласно ст. 29.6 КоАП РФ дела об административном правонарушении рассматриваются не позднее чем в 15-дневный срок со дня составления должностным лицом государственной инспекции труда протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Как правило, соответствующее дело об административном право­нарушении рассматривает должностное лицо государственной инспекции труда, проводившее проверку, хотя закон не запрещает его рассмотрение другим должностным лицом государственной инспекции труда.

По результатам рассмотрения указанного дела составляется постановление о назначении административного наказания или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При несогласии с результатами проведенной проверки или полученным ответом (решением) работник или работодатель в соответствии со ст. 361 ТК РФ может обжаловать действия государственного инспектора труда соответствующему руководителю по подчиненности, т. е. руководителю государственной инспекции труда в субъекте РФ, а при несогласии с действиями (решением) руководителя государственной инспекции труда в субъекте РФ – главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд.

При рассмотрении – на любой стадии обращения работника – может возникнуть необходимость проведения дополнительной проверки организации с целью уточнения выявленных обстоятельств.

В связи с тем, что Федеральный закон № 134-ФЗ обязывает проводить мероприятия по контролю на основании приказа (распоряжения), представляется, что должностное лицо государственной инспекции труда в указанном случае также должно предъявить его работодателю в ходе дополнительной проверки. По результатам проведенной дополнительной (повторной) проверки должностное лицо государственной инспекции труда оформляет соответствующие документы.

Контроль по вопросам оплаты труда

При проведении проверок по обращениям работников, в которых ставятся вопросы по оплате труда, в зависимости от изложенных обстоятельств изучаются следующие вопросы. Прежде всего, это объем и структура средств, направляемых на заработную плату, размер премий, вознаграждений, районных коэффициентов, материальной помощи, выплат по страхованию, компенсаций. Рассматриваются также локальные нормативные акты организации, отражающие систему, порядок оплаты труда и материального поощрения (положение об оплате труда), коллективный договор и его исполнение в части оплаты труда.

Должностные лица ГИТ контролируют соблюдение сроков выплаты заработной платы, правильность отпускных сумм, расчетных сумм при увольнении, выясняется наличие задолженности по заработной плате, минимальный размер оплаты труда в организации, величина тарифной ставки 1 - го разряда и ее соответствие предусмотренной в отраслевом соглашении. Также трудинспекторы проверяют порядок оплаты труда на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, перечень доплат и компенсаций, порядок оплаты труда при выполнении работ различной квалификации, при совмещении профессий и выполнении обязанностей временно отсутствующих работников, оплаты работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, оплаты простоев, порядок извещения работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда, принятый в организации порядок индексации заработной платы, а также принятые условия по нормированию труда.

В ходе проверок организации государственными инспекторами труда выясняется порядок, размер оплаты труда и материального поощрения руководителя организации. Проверяется также отражение условий оплаты труда в трудовых договорах, исчисление средней заработной платы, порядок расчета отпускных сумм.

По результатам проведенных проверок ответственный исполнитель ГИТ подготавливает и направляет заявителю мотивированный ответ со ссылками на нормативные правовые акты. При этом ответ должен быть подготовлен в соответствии с поставленными в обращении работника вопросами.

Кстати сказать

Размеры административной ответственности за нарушение законодательства о труде

Виды административного правонарушения Вид ответственности Статья КоАП РФ
Нарушение законодательства о труде и охране труда  - административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ;
- административный штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,- от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- административный штраф на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Часть 1 ст. 5.27
Нарушение законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение дисквалификация на срок от одного года до трёх лет Часть 2 ст. 5.27
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашение либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определённые сторонами сроки административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ Статья 5.28
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ Статья 5.29
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения административный штраф в размере от 30 до 50 МРОТ Статья 5.30
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению административный штраф в размере от 30 до 50 МРОТ Статья 5.31
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ Статья 5.32
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры административный штраф в размере от 20 до 40 МРОТ Статья 5.33
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки административный штраф в размере от 40 до 50 МРОТ Статья 5.34
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства  - административный штраф на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ;
  - на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ или дисквалификация на срок от 3 лет;
 - на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ
Часть 1 ст. 19.5

Скачать таблицу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль