Работники транспорта: право на работу и его ограничения

7322

Трудовые отношения в транспортных организациях обладают определенной спецификой. Использование транспортных средств повышенной опасности - причина особой требовательности к работникам. Трудовые права и обязанности в этой сфере общественного производства определяются федеральными и ведомственными нормативными актами.

По своей сути работа в сфере транспорта - это трудовая деятельность, связанная с обслуживанием транспортных устройств, предназначенных для перевозок людей, грузов и иного оборудования.

Профессиональный отбор

Статья 328 ТК РФ устанавливает: работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта; кроме того, прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

В частности, согласно ч. 2 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.03 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о ж/д транспорте) работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта,

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Транспорт – это отрасль общественного производства, обслуживающая различные виды и участки перевозок и имеющая в своем распоряжении все виды перевозочных средств, а также разновидность

перевозок, обслуживаемых определенным видом перевозочных средств. Существует автомобильный, воздушный, внутренний водный, железнодорожный, морской транспорт.

проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей – медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Так, постановлением Правительства РФ от 08.09.99 № 1020 утвержден Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих вижение поездов, подлежащих обязательным предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам. В него включены машинисты и их помощники, дежурные, диспетчеры, операторы, осмотрщики вагонов, составители поездов, сигналисты, мастера, проводники и другие работники, обслуживающие поезда в пути следования, путевые работники (мастера, наладчики, обходчики, операторы и другие специалисты), работники группы электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи (мастера, электромеханики, электромонтеры и др.). Непосредственно проведение медицинских осмотров осуществляют врачебно-экспертные комиссии лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения Министерства путей сообщения России на основе специального Положения о порядке проведения обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утв. приказом Министерства путей сообщения РФ от 29.03.99 № 6ц. Медицинские осмотры отличаются периодичностью, и за их проведение несут ответственность соответствующие должностные лица.

По общему правилу требования к возрастному критерию и состоянию здоровья фиксируются в должностных инструкциях работника транспорта.

Например, в Инструкции проводника пассажирского вагона в п. 1.2 определено: на работу проводником пассажирского вагона принимаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие подготовку в специализированных учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию пассажиров в поездах по установленной программе, а также прошедшие в установленном МПС России порядке медицинскую комиссию для определения пригодности к данной работе.

Все необходимые требования, предъявляемые к работникам в сфере транспорта, зависят в первую очередь от самого вида транспорта. В частности, для работы на воздушном транспорте требуется наличие гражданства РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 Воздушного кодекса РФ).

Статья 87 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) РФ также предусматривает обязательное наличие российского гражданства для морских лоцманов, хотя в составе морских судов могут работать и иностранные граждане.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 56 КТМ РФ иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать на судне рыбопромыслового флота, плавающего под Государственным флагом РФ, должности капитана (капитана-директора), старшего помощника капитана, старшего (главного) механика и радиоспециалиста.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на суда, должны иметь уровни профессиональной подготовки и компетентности, соответствующие требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами РФ к лицам, замещающим должности, на которые претендуют иностранцы. В частности, они должны владеть русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой должности; иметь документы, подтверждающие их пригодность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утв. Министерством здравоохранения РФ. При нахождении судна за пределами РФ указанные граждане должны иметь документ, подтверждающий пригодность к работе на море, соответствующий требованиям Конвенции МОТ от 29.06.46 № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” и от 19.06.59 № 113 “О медицинском осмотре рыбаков”, а также иметь действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией МОТ от 13.05.58 № 108 “О национальных удостоверениях личности моряков”, и документы, удостоверяющие личность на территории РФ для работы на судах заграничного плавания.

Специальные нормативные акты, регламентирующие профессиональный отбор на отдельных видах транспорта, содержат в отдельных случаях определенные требования к стажу работы.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

1. Ни одно лицо, к которому применяется настоящая Конвенция, не принимается на работу на судне, к которому применяется настоящая Конвенция, если оно не представит удостоверения, подтверждающего его пригодность к работе в море, на которую он нанимается, подписанного врачом или, при удостоверении, относящемся только к его зрению, – лицом, уполномоченным компетентным органом власти выдавать такие удостоверения.

2. Однако в течение двух лет с момента вступления в силу настоящей Конвенции для данной территории любое лицо может быть также нанято, если оно представит доказательство, что оно значительное время в течение двух предшествовавших лет работало на морском судне, к которому применяется настоящая Конвенция.

Статья 3 Конвенции МОТ от 29.06.46 № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков”

1. Каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция имеет силу, по заявлению любого из своих граждан, являющегося моряком, выдает ему удостоверение личности, соответствующее положениям

статьи 4 настоящей Конвенции. Однако, если выдача таких документов особым категориям моряков данной страны является невозможной, данный Член Организации может выдать вместо них паспорт, подтверждающий, что его владелец является моряком, и такой паспорт имеет в целях настоящей Конвенции такую же силу, как и удостоверение личности моряка.

2. Каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция имеет силу, может выдать удостоверение личности моряка любому другому моряку, обратившемуся за таким документом, который несет службу на борту судна, зарегистрированного на территории этого Члена, или который зарегистрирован в бюро найма в пределах его территории.

Статья 2 Конвенции МОТ от 13.05.58 № 108 “О национальных удостоверениях личности моряков”

Никто не допускается к работе на любой должности на рыболовном судне без предъявления свидетельства о пригодности к работе, на которую он нанимается для выхода в море, за подписью врача, уполномоченного на то компетентным органом власти.

Статья 2 Конвенции МОТ от 19.06.59 № 113 “О медицинском осмотре рыбаков”

Например, пункт 1.2 должностной инструкции начальника пассажирского поезда устанавливает: на должность начальника поезда назначается работник, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по организации обслуживания пассажиров не менее одного года или среднее профессиональное образование и стаж работы по организации обслуживания пассажиров не менее 2 лет (в скоростных поездах не менее 3 лет), прошедший специальный курс обучения на производстве или в учебном заведении по установленной программе и успешно сдавший экзамен.

Некоторые работники транспорта при поступлении на работу должны пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию. Это касается отдельных работников авиации, должности которых перечислены в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 386, таких как командиры, пилоты, летчики, штурманы, бортинженеры, бортрадисты, бортоператоры, бортпроводники.

Что касается возрастного критерия трудовой правосубъектности транспортных работников, то необходимо учитывать действующий Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.00 № 163. В данном Перечне выделены работы, на которых запрещено использовать труд работников до 18 лет, общие для всех видов транспорта, а также перечислены запрещенные для несовершеннолетних работы в сферах железнодорожного транспорта и метрополитена, морского, речного транспорта, гражданской авиации, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, городского электротранспорта.

Итак, основными критериями трудовой правосубъектности работников транспорта являются:

а) повышенный возрастной ценз для отдельных видов работ, определенных российским законодателем;

б) достаточный для выполнения конкретных работ уровень психофизиологического состояния здоровья, подтвержденный также в установленном законодателем порядке;

в) прохождение специальной профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими документами (дипломы, квалификационные свидетельства, сертификаты, лицензии).

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

Работы, выполняемые по профессиям:

1942. Вулканизаторщик

1943. Машинист автогудронатора

1944. Машинист автогрейдера

1945. Машинист укладчика асфальтобетона

1946. Монтировщик шин


“Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиямиРаздел XXXIV. “Транспорт. Автомобильный
транспорт и дорожное хозяйство” постановления Правительства РФ от 25.02.00 № 163  труда,
при выполнении которых запрещается п

Дополнительными критериями трудовой правосубъектности транспортных работников могут быть:

а) наличие российского гражданства;

б) стаж работы в том или ином виде транспорта, который представляет собой обширную отрасль общественного производства, связанную с перевозкой людей и грузов;

в) обязательное прохождение в установленном порядке аттестации, подтверждающей уровень специальной подготовки, для лиц, обеспечивающих безопасность движения транспорта;

г) обязательная государственная дактилоскопическая регистрация для некоторых работников авиации.

Правовые основы ограничения трудовой правосубъектности работников транспорта

Возможно ли ограничение отраслевой трудовой правоспособности работника транспорта?

Прежде всего, следует заметить, что деятельность в сфере транспорта относится, скорее всего, не к профессиональной, а к иному виду деятельности, упоминаемой в ч. 1 ст. 47 УК РФ, т. к. она весьма разнообразна в профессиональном отношении. Можно ограничить трудовую правоспособность работника транспорта путем лишения права заниматься деятельностью по управлению определенными видами транспорта либо путем запрета занимать должности, связанные с эксплуатацией транспортных средств.

Например, при осуждении по ст. 270 УК РФ за преступное неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, предусматривается лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Аналогичное наказание содержит и ст. 271 УК РФ за нарушение правил международных полетов.

Специфичное ограничение трудовой правоспособности существует для работников железнодорожного транспорта.

Так, на основании пункта 15 (подпункт “б”) Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.08.92 № 621, возможно было освобождение работника от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог, предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, законодательства по охране труда, с предоставлением с согласия работника в порядке перевода другой работы по основаниям, предусмотренным п. 17 указанного Положения.

Решением Верховного Суда РФ от 24.05.02 № ГКПИ 2002-375 незаконными и противоречащими действующему ТК РФ признаны ч. 3 п. 14; подп. “б”, “в” ч. 1 и ч. 3 пункта 15; п. 17; ч. 1 п. 26 вышеназванного нормативного акта, т. к. перевод на другую работу в качестве дисциплинарного взыскания подпадает под понятие принудительного труда, а принудительный труд в целях поддержания трудовой дисциплины запрещен ст. 4 ТК РФ.

Следовательно, в настоящее время подобное ограничение прав для работников железнодорожного транспорта является незаконным. Хотя практика работы отдельных организаций, находящихся в структуре ОАО “Российские железные дороги”, показывает, что подпункт “б” п. 15 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ по-прежнему негласно используется; при этом работодатель принуждает работника подавать письменное заявление об увольнении по собственному желанию или о переводе на другую работу, не связанную с эксплуатацией транспорта, то есть фактически незаконно происходит ограничение трудовой правоспособности граждан в сфере железнодорожного транспорта.

Одновременно сохраняет свое действие подп. “а” п. 15 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта относительно лишения машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя – удостоверения на право управления дрезиной, а помощника машиниста – свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев или до одного года с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок.

Такая мера применяется за совершение проступка, создавшего угрозу крушения или аварии (лишение свидетельства на срок до трех месяцев), либо за совершение проступка, который привел к крушению или аварии, а также за появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения (лишение свидетельства на срок до одного года). При этом на должностных лиц возложена прямая обязанность применять установленные меры дисциплинарного воздействия, т. к. часть 6 ст. 21 вышеназванного положения гласит: “...без соответствующего воздействия руководителя не должен оставаться ни один дисциплинарный проступок”. Лишение права управлять соответствующим транспортным средством является своеобразным ограничением трудовой правоспособности работника железнодорожного транспорта, хотя при этом он продолжает иную трудовую деятельность в соответствующей транспортной организации.

Таким образом, следует подчеркнуть, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью нельзя понимать как лишение права вообще работать в сфере транспорта, которая отличается разветвленностью и профессиональным разнообразием. Впрочем, по сути дела это присуще любой области общественного производства. Поэтому физическое лицо лишается права заниматься лишь одним видом трудовой деятельности или занимать конкретные должности на определенный срок, что лишний раз показывает, что неперсонифицированного, неопределенного и бессрочного ограничения трудовой правоспособности не существует в принципе, и никто из граждан не может быть ограничен в своей способности приобретать и реализовывать трудовые права и обязанности иначе как в случаях и в порядке, установленных законодателем.

Аттестация

Еще один вопрос, на котором следует остановить внимание, – это аттестация работников транспорта.

Для выполнения работ, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземного транспорта, необходимо аттестовываться, то есть проходить в установленном порядке проверку на право занятия этих должностей, что подтверждается удостоверением установленной формы о прохождении аттестации.

Согласно Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утв. приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.94 № 13/11, отдельные руководители и специалисты, указанные в перечне, подлежат аттестации с определенной периодичностью ее проведения (один раз в 5 лет). Подобная аттестация представляет собой проведение периодической комплексной проверки уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника соответствующей должности.

В транспортных организациях, связанных с обеспечением безопасности движения, особое значение имеет именно уровень специальной подготовки, а подтвердить данный уровень может только аттестация. Непрохождение аттестации в установленном порядке влечет за собой невозможность занятия должности, указанной в вышеназванном перечне.

Так, работники организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, заключившие трудовые договоры с работодателями – индивидуальными предпринимателями, работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте. Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе. Важным аспектом выступает необходимость и обязательность подобных аттестаций, т. к. работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных работ (п. 4 ст. 25 Закона о ж/д транспорте).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль