Право на пенсию – что сказал Пленум Верховного Суда РФ?

2504
20 декабря 2005 г. состоялся Пленум Верховного Суда РФ, где рассматривались некоторые вопросы, связанные с реализацией права граждан на трудовые пенсии. С 1 января 2002 г. при установлении пенсий применяются новые законы: Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее – Закон о трудовых пенсиях), Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”. На Пленуме Верховного Суда РФ был рассмотрен целый ряд вопросов как процессуального, так и материального характера, которые возникают у судов при рассмотрении дел, связанных с пенсионным обеспечением граждан и применением названных законов. В данной публикации остановимся на некоторых вопросах, непосредственно связанных с применением пенсионного законодательства в части установления и выплаты пенсий.

НА 2006 №4Следует сразу отметить, что в принципе ничего неожиданного в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05 № 25 (далее – постановление от 20.12.05 № 25) для органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, не содержится. Указанные органы, как правило, и решали (либо предлагали решать) соответствующие вопросы пенсионного обеспечения таким же образом, как это рекомендуется Пленумом Верховного Суда РФ.

В частности, при подсчете страхового стажа (общего трудового стажа) и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию и при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с решениями Конституционного Суда РФ (определением Конституционного Суда РФ от 05.11.02 № 320-О “По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта “а” части первой статьи 12 и статьи 1331 Закона «Российской Федерации “О государственных пен», определением Конституционного Суда РФ от 06.03.03 № 107-О «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона “О трудовых , постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.04 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также и ведомственными актами (разъяснение Минтруда России от 17.10.03 № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”», утв. постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70, письмо Минздравсоцразвития России за подписью министра М.Ю. Зурабова от 04.06.04 № МЗ-637 в адрес Пенсионного фонда РФ “О порядке применения положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 № 2-П”) применялось два порядка исчисления стажа (от зависимости от того, как более выгодно пенсионеру):
- в порядке, непосредственно вытекающем из норм действующих законов и иных нормативных правовых актов на момент назначения пенсии;
- в порядке, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы.

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц также применялось несколько вариантов определения расчетного размера пенсии:
- в порядке, непосредственно предусмотренном ст. 30 Закона о трудовых пенсиях;
- исходя из размера пенсии, который мог бы быть у гражданина на 1 января 2002 г. с учетом имеющегося стажа и среднемесячного заработка, рассчитанного (размера пенсии) по нормам ранее действовавшего законодательства.

В постановлении от 20.12.05 № 25 этому посвящены пп. 11, 13 “е”, 14, 15, но они затрагивают лишь некоторые возможные случаи, которые могут возникнуть при установлении пенсий.

С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.04 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” в связи с запросам органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, должны были положительно решаться вопросы установления досрочных пенсий по старости в связи с педагогической, лечебной или творческой деятельностью (подп. 10, 11, 12 п. 2 ст. 28 Закона от трудовых пенсиях) лиц, работающих в соответствующих учреждениях (организациях), не являющихся государственными или муниципальными. Теперь данный вопрос рассмотрен и на пленуме (п. 10 постановления от 20.12.05 №25).

На Пленуме Верховного Суда РФ внимание судов было обращено на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения суда, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении.

Как указано в п. 23 постановления от 20.12.05 № 25, в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано: какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии); с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

Это указание Верховного Суда РФ имеет большое практическое значение, поскольку позволяет исключить случаи неопределенности при решении тех или иных спорных вопросов.

На Пленуме Верховного Суда РФ наконец поставлена точка по вопросу взыскания морального вреда. Как указано в постановлении (п. 21), поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, т. к. специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Не задаваясь целью рассмотреть в данной публикации все вопросы, которые были освещены Верховным Судом, остановимся на тех, по которым складывалась неоднозначная судебная практика и которые, на наш взгляд, являются наиболее актуальными.

О порядке наследования недополученных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся неполученными в связи с его смертью

Сложность данного вопроса заключается в том, что при его рассмотрении могли бы быть применены положения двух конкурирующих между собой законодательных актов.

Во-первых, указанный вопрос регулирует Закон о трудовых пенсиях, в частности п. 3 ст. 23 этого Закона.

Во-вторых, при рассмотрении данного вопроса могла бы быть применена часть третья Гражданского кодекса РФ.

Следует отметить, что по ранее действовавшему законодательству таких проблем не было, поскольку суммы, причитающиеся пенсионеру и недополученные в связи с его смертью, выплачивались наследникам на общих основаниях, т. е. входили в состав наследуемого имущества наравне с иным имуществом. Круг наследников определялся по правилам ГК РФ.

В настоящее же время согласно п. 3 ст. 23 Закона от трудовых пенсиях начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в п. 2 ст. 9 рассматриваемого закона, и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения 6 месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами трудовой пенсии причитающиеся им суммы трудовой пенсии делятся между ними поровну.

С другой стороны очевидно, что трудовая пенсия (некоторая сумма денег) является имуществом умершего и согласно ст. 1112 ГК РФ должна входить в состав наследства.

Круг лиц, имеющих право на неполученные суммы трудовой пенсии, по указанным законодательным актам различается.

Так, в пункте 2 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях (где перечислены члены семьи умершего, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца) указаны следующие лица:
- дети, братья, сестры и внуки умершего, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
- один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 9 рассматриваемого Закона, и не работают;
- родители и супруг умершего, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;
- дедушка и бабушка умершего, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

Частью третьей ГК РФ относительно наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, к которым ГК РФ прямо относит и пенсии, предусмотрена специальная статья – ст. 1183.

Согласно указанной статье право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или нет.

Требования о выплате сумм должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.

В том случае, если лица, имеющие право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, отсутствуют или же требования о выплате указанных сумм не предъявлены этими лицами в установленный срок, соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ.

Между тем только к наследникам по закону (не говоря о наследниках по завещанию) относятся наследники шести очередей (ст. 1142–1145 части третьей ГК РФ). При этом согласно ст. 1141 наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. То есть наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.

Таким образом, если на неполученные суммы пенсии в связи со смертью пенсионера претендовали различные граждане (одни по пенсионному законодательству, другие – по гражданскому), возникали конфликтные ситуации.

Пленум Верховного Суда РФ по рассматриваемому вопросу принял решение, согласно которому фактически могут применяться (последовательно) оба из указанных законодательных актов.

Так, согласно постановлению от 20.12.05 № 25 (п. 8) при разрешении споров, связанных со взысканием начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце (в т. ч. и за прошедшее время) и оставшихся неполученными в связи с его смертью, необходимо руковод-ствоваться положениями, закрепленными в п. 3 ст. 23 Закона от трудовых пенсиях, поскольку указанный Закон является специальным и был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 30 ноября 2001 г., т. е. позже, чем часть третья ГК РФ, которая была принята 1 ноября 2001 г.

При отсутствии лиц, перечисленных в п. 3 ст. 23 Закона от трудовых пенсиях, право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть признано за иными лицами, указанными в ст. 1183 ГК РФ.

Таким образом, при определении круга лиц, имеющих право на неполученные суммы пенсии, прежде всего следует руководствоваться положениями Закона от трудовых пенсиях. Если же эти положения невозможно применить ввиду отсутствия соответствующих лиц, которым следовало бы выплатить недополученные суммы пенсии, то следует обратиться к ГК РФ.

Необходимо иметь в виду, что речь в данном случае идет не обо всех денежных суммах, которые имелись у гражданина на момент смерти в результате получения пенсии и которые уже были ему выплачены, а именно только о начисленных суммах трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце (в т. ч. и за прошедшее время) и оставшихся неполученными в связи с его смертью.

Документом, подтверждающим начисленные суммы трудовой пенсии, является лицевой счет пенсионера, оформленный в надлежащем порядке. А под начисленной суммой пенсии следует понимать суммы пенсии, начисленные в лицевом счете пенсионера.

При определении конкретных лиц, имеющих право на получение недополученных сумм пенсии, нужно учитывать, что отсылка к п. 2 ст. 9 Закона от трудовых пенсиях, имеющаяся в п. 3 ст. 23, не содержит указания на то, что эти лица должны иметь право на пенсию по случаю потери кормильца.

Это означает, что пункт 2 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях следует рассматривать только как определяющий перечень лиц, имеющих право на получение начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце и оставшихся не полученными в связи с его смертью, но не условия выплаты этих сумм указанным лицам.

В то же время круг лиц, имеющих право на не полученные пенсионером суммы трудовой пенсии, определяется с учетом других условий, предусмотренных пунктом 3 ст. 23 Закона о трудовых пенсиях:
- совместное проживание с умершим пенсионером на день смерти,
- обращение за указанными суммами не позднее, чем до истечения 6 месяцев со дня смерти пенсионера.

Под совместным проживанием следует понимать общее место жительства члена семьи и пенсионера на день его смерти, подтвержденное документально.

Совместное проживание члена семьи с умершим пенсионером на день его смерти можно подтвердить следующими документами:
- выпиской из паспорта (паспортом), содержащей сведения о месте жительства обратившегося за неполученными суммами трудовой пенсии;
- копией свидетельства о регистрации по месту жительства или по месту пребывания, заверенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном порядке или удостоверенной нотариально;
- справками жилищных органов или органов местного самоуправления, содержащими данные о регистрации по месту жительства или о регистрации по месту пребывания с указанием оснований выдачи.

В необходимых случаях в качестве документа, подтверждающего совместное проживание, может быть принято решение суда.

Учитывая, что правом на получение сумм пенсий, причитавшихся пенсионеру и оставшихся неполученными в связи с его смертью, могут воспользоваться одновременно несколько членов семьи умершего пенсионера, каждый из них должен представить все необходимые документы, подтверждающие право на получение указанных сумм.

О пенсионном обеспечении лиц, работающих (проживающих) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

На Пленуме Верховного Суда РФ рассматривался ряд вопросов, связанных с пенсионным обеспечением “северян”. В частности, были рассмотрены вопросы:
- о порядке определения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц (подп. “в”, “г”, “д” п. 13);
- о порядке исчисления трудового стажа в указанных районах (местностях; подп. “е” п. 13, пп. 18, 19).

Следует отметить, что порядок определения соотношения заработков и подсчета трудового стажа “северян” был изложен в разъяснении Минтруда России от 22.04.03 № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей”», утв. постановлением Минтруда России от 22.04.03 № 22, и соответственно применялся органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.

Решения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам пенсионного обеспечения “северян” не расходятся с положениями указанного разъяснения.

Согласно пункту 2 ст. 30 Закона от трудовых пенсиях отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц учитывается в размере не свыше 1,2, за исключением лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Отношение заработков для “северян” может быть установлено в размере 1,4; 1,7 или 1,9 в зависимости от размера районного коэффициента, начисляемого к заработной плате.

Повышенное отношение заработков может устанавливаться для двух категорий лиц.

Прежде всего, это лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, по состоянию на 1 января 2002 г.

Под проживанием понимается регистрация по месту жительства или месту пребывания застрахованного лица, подтвержденная документально.

Для указанных лиц, независимо от вида трудовой пенсии, продолжительности работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в указанных выше размерах (не свыше 1,4, 1,7, 1,9) в зависимости от величины районного коэффициента, установленного в районе или местности, где проживало на 1 января 2002 г. застрахованное лицо.

При отнесении той или иной местности к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям брался за основу перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. То есть, независимо от того, когда (в какой год) производится назначение пенсии и соответственно оценка пенсионных прав застрахованных лиц, во всех случаях применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действовавший по состоянию на 31 декабря 2001 г.

При назначении государственных пенсий до 31 декабря 2001 г. применялся Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 (в ред. постановления Совета Министров СССР от 03.01.83 № 12 с изм. и доп.). Кроме того, к указанным районам (местностям) относятся те, которые были отнесены к “северным” соответствующими нормативными правовыми актами РФ.

При определении размера отношения заработков во внимание применяется централизованно установленный размер районного коэффициента, т. е. районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или РФ. Если размер районного коэффициента установлен местными органами государственной власти, то он не может рассматриваться в качестве установленного централизованно и соответственно не может приниматься за основу при установлении повышенного отношения заработков.

В том случае, если в районе Крайнего Севера или приравненной к таким районам местности действует один централизованно установленный районный коэффициент, то он и применяется при определении повышенного отношения заработков. Если в районе Крайнего Севера или приравненной к таким районам местности действует два и более различных районных коэффициента (по виду, по размеру) – например, один районный коэффициент для производственных отраслей, а другой для непроизводственных отраслей, – то для определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Этот “непроизводственный” районный коэффициент также должен быть установлен в централизованном порядке.

На Пленуме Верховного Суда был специально рассмотрен вопрос о районных коэффициентах, установленных органами государственной власти СССР на период строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение. Пленум определил следующее: поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (он устанавливался лишь на определенный период с учетом народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В то же время среднемесячный заработок застрахованного лица, который применяется для определения отношения заработков, исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, а значит с учетом и районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта РФ или соответственно с учетом районных коэффициентов, установленных органами государственной власти СССР на период строительства объектов, имеющих большое народнохозяйственное значение.

Кроме того, помимо лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на установление повышенного отношения заработков имеют мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Важно отметить, что два перечисленных факта (наличие 15 (20) календарных лет работы и страхового стажа 25 (20) лет) должны иметь место по состоянию на 1 января 2002 г. Достижения возраста 50 (55) лет на 1 января 2002 г. не требуется. Указанного возраста лицо должно достичь на момент назначения трудовой пенсии, который совпадает с моментом конвертации пенсионных прав.

Указанные лица имеют право на повышенное отношение заработков, независимо от места жительства (оно может быть за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), в т. ч. независимо от места жительства за пределами территории РФ.

Право на повышенное отношение заработков как проживающим вне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предоставляется также тем лицам, которым оценка пенсионных прав застрахованных лиц (конвертация) производится с учетом стажа на соответствующих видах работ (п. 5 ст. 30 Закона от трудовых пенсиях) при выполнении вышеназванных условий.

Мужчина 1945 года рождения имеет общий трудовой стаж 30 лет. Стаж работы в районах Крайнего Севера по Списку № 1 – 17 лет. Районный коэффициент, начислявшийся к заработку в период работы на Крайнем Севере, составляет 1,5.

На 1 января 2002 г. гражданин проживает в Москве.

В данном случае оценка пенсионных прав производится исходя из стажа на соответствующих видах работ (Список № 1), а к расчетному размеру пенсии может применяться повышенное отношение заработков – 1,7.

Периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 15 (20) лет – определяются календарно. Подсчитываются эти периоды в порядке, который был ранее предусмотрен Законом РФ от 20.11.90 № 340-I “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (далее – Закон о госпенсиях). Военная служба и другая приравненная к ней служба в период 15 (20) лет не включается – на это прямо указал Верховный Суд РФ.

Указанный период 15 (20) лет может состоять не только из периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в него также могут включаться периоды работы, перечисленные в ст. 12 Закона о госпенсиях (работы, дававшие до 1 января 2002 г. право на пенсию в связи с особыми условиями труда).

В то же время, естественно, при подсчете стажа и оценке пенсионных прав застрахованных лиц “северянам” применяется изложенное выше правило о применении наиболее выгодного варианта исчисления пенсии.

В частности, оценка пенсионных прав застрахованным лицам, проживающим в районах Крайнего Севера по состоянию на 1 января 2002 г., может осуществляться не из повышенного соотношения заработков (1,4; 1,7 или 1,9), а исходя из размера пенсии, рассчитанного с учетом ранее действовавшего законодательства.

Так, например, в соответствии со ст. 18 Закона о госпенсиях максимальный размер пенсии по старости, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список № 1), устанавливался на уровне трех с половиной размеров минимальной пенсии по старости (для всех других – на уровне трех минимальных размеров пенсии). Согласно статье 112 этого Закона максимальные размеры пенсий для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, определяются с учетом районного коэффициента (если установлены разные коэффициенты – применяется коэффициент, действующий для непроизводственных отраслей).

На практике могут быть случаи, когда оценка пенсионных прав застрахованных лиц исходя из расчетного размера пенсии, определенного с учетом максимального размера пенсии, полагающегося лицам, имеющим право на пенсию по старости по Списку № 1, увеличенного на высокий районный коэффициент к заработной плате (например, 2,0 – применяется в некоторых местностях Республики Саха (Якутия), Сахалинской области, Камчатской области, Чукотского автономного округа), будет более выгодна, чем оценка пенсионных прав с учетом повышенного соотношения заработков.

Необходимо обратить внимание на порядок применения районных коэффициентов и перечня “северных” районов и местностей при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, при определении права на пенсию в связи с работой на Крайнем Севере и при определении размера базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим на Крайнем Севере.

При определении права на пенсию в связи с работой на Крайнем Севере (подп. 2, 6 и 13 п. 1 ст. 28 Закона от трудовых пенсиях) и в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по состоянию на 31 декабря 2001 г. (и соответственно – размеры районных коэффициентов, которые были установлены на эту дату). При определении размера базовой части трудовой пенсии с учетом районного коэффициента применяются перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и соответствующие районные коэффициенты, которые определены на день установления (выплаты) пенсии.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль