Закон о государственной гражданской службе: практика применения

4861
В 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Закон о гражданской службе). Данным законом установлены правовые, организационные и экономические основы государственной гражданской службы, а также определен правовой статус государственного гражданского служащего, т. е. совокупность правовых отношений, складывающихся в связи с возникновением, изменением и прекращением правового статуса государственного гражданского служащего (в связи с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением). Для многих кадровиков оказалось довольно сложно разобраться в некоторых нюансах применения нового закона и последующих нормативных правовых актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы. На некоторые из этих вопросов и даются разъяснения в предлагаемой статье.

Критерии доступа к гражданской службе. Требования, предъявляемые к гражданским служащим

Конституцией РФ (ч. 4 ст. 32) закреплено право равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной гражданской службе.

Существуют ли ограничения доступа граждан к гражданской службе?

Закон о госслужбе подтверждает принцип равного доступа граждан к государственной гражданской службе, дополняя его требованием обеспечить равные условия ее прохождения, т. е. граждане имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Вместе с тем это право не является абсолютным. В статье 21 Закона о гражданской службе есть общие ограничения, связанные со статусом гражданина РФ, возрастным и языковым цензом, а также специальными квалификационными требованиями. Соблюдение этих условий призвано обеспечить эффективную деятельность государственных органов, формирование их кадрового состава из наиболее достойных кандидатов. При этом равные условия доступа к службе и прохождения гражданской службы обеспечивают конкурсный порядок поступления и продвижения по службе.

В отдельных главах Закона о гражданской службе (4-й, 5-й и 6-й) регулируется весь процесс поступления на службу, условия и порядок заключения служебных контрактов, а также основания и последствия прекращения их действия.

Изданные во исполнение Закона Указы Президента РФ от 01.02.05 № 112 “О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации”, от 01.02.05 № 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации”, от 01.02.05 № 111 “О порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)”, от 16.02.05 № 159 “О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации” определяют механизм обеспечения равного доступа к замещению вакантных должностей гражданских служащих, а самим гражданским служащим обеспечивают равный доступ к занятию более высокого должностного положения по службе.

Для гражданина возможность доступа к гражданской службе зависит и от таких факторов, как наличие специального образования и подготовки, соответствующих содержанию и объему полномочий вакантной должности гражданской службы.

Какими знаниями должен обладать гражданский служащий, чтобы профессионально заниматься управлением в той или иной сфере?

Гражданский служащий должен обладать знаниями в соответствующей сфере деятельности, а также знаниями в области управления, трудового, конституционного, административного, служебного, финансового права, связанных со сферой его профессиональной деятельности.

В Законе о гражданской службе в ст. 12 определено: квалификационным требованием к должностям категорий “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” (для всех групп), а также к должностям главной и ведущей групп категории “обеспечивающие специалисты” является наличие высшего профессионального образования, а к должностям старшей и младшей групп категории “обеспечивающие специалисты” – наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Статьями 61 и 62 Закона о гражданской службе регулируются порядок профессиональной подготовки кадров для гражданской службы и порядок получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования, включающего в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Принцип стабильности гражданской службы

Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения государственных служащих необходимы в интересах как государственного аппарата, так и самих госслужащих. Они должны быть гарантированы даже в том случае, если полностью или частично изменяются система государственных органов и организация государственной службы.

Какие преимущества дало новое законодательство гражданским служащим и какие, возможно, новые гарантии?

Преимущества состоят, прежде всего, в осуществлении принципа стабильности организации гражданской службы, что можно понимать как постоянство государственно-служебных отношений.

С этой точки зрения в правовом регулировании организации гражданской службы произошло существенное развитие. Во-первых, четко определены возможности и обязанности федерального и регионального законодательства в организации службы соответствующего уровня.

Во-вторых, появились статья 6 о взаимосвязи гражданской службы и государственной службы иных видов и статья 7 о взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы. Реализация этих статей и обеспечивает стабильное положение гражданской службы во всей системе государственной службы Российской Федерации. То есть у гражданского служащего при необходимости или в силу сложившихся обстоятельств появляется возможность перейти на соотносимую должность другого вида государственной службы.

Порядок сохранения классных чинов федеральной государственной службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются указом Президента РФ.

Впервые гражданскому служащему обеспечивается целый ряд гарантий против произвольных действий, связанных с политической конъюнктурой, с частыми и не всегда обоснованными организационными перестройками. Эти гарантии содержатся в ст. 28–32 Закона о гражданской службе, которыми регулируются: перевод на иную должность гражданской службы или перемещение; изменение существенных условий служебного контракта; временное замещение иной должности гражданской службы; изменение отношений при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращение должностей гражданской службы; отстранение от занимаемой должности гражданской службы.

Должностные лица и право на информацию

Существует принцип доступности информации о гражданской службе, который обеспечивает конституционные права граждан РФ относительно участия в управлении делами государства, обязывая органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц знакомить каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Какая информация о гражданской службе может быть предоставлена должностными лицами?

Должностные лица гражданской службы должны обеспечивать объективность, достоверность и точность предоставляемой информации. В то же время при предоставлении информации они должны исходить из меры сочетания гласности и служебной конфиденциальности.

Так, личные дела и документы учета кадров являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях – к сведениям конфиденциального характера. Кадровая служба государственного органа при обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего обязана неуклонно соблюдать требования ст. 42 Закона о гражданской службе. Согласно ст. 15 этого Закона гражданские служащие не должны разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” (далее – Закон об информации) информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и, подлежа учету и защите в составе государственного имущества, остаются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной к категории ограниченного доступа (ст. 10).

При этом к информации ограниченного доступа запрещено относить следующие сведения: нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую, необходимую для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по использованию бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне); документы, накапливаемые в информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления и представляющие общественный интерес или необходимые сведения для реализации прав, свобод и обязанностей граждан (п. 3 ст. 10 вышеназванного закона).

Вместе с тем п. 1 ст. 12 Закона об информации определено, что физические и юридические лица “обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость запрашиваемой информации”. Здесь же уточняется, что такой доступ является основой осуществления общественного контроля за деятельностью государственных служащих. В соответствии с п. 2 ст. 13 этого же закона отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде.

Распоряжаясь значительным массивом информации, государственные гражданские служащие наделены определенными правами в области ее распространения. Федеральный закон от 13.01.95 № 7-ФЗ “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации” регулирует распространение государственными средствами массовой информации сведений о деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Закон предписывает порядок ежедневного (ст. 5 и 6), еженедельного (ст. 7) и ежемесячного (ст. 10) освещения деятельности органов государственной власти.

Однако при этом помимо открытой информации существует и информация ограниченного доступа. Четкой единой классификации видов информации ограниченного доступа пока нет, хотя действующими нормативными актами определяется свыше 30 ее разновидностей. Наиболее часто в правовых установлениях употребляются понятия “государственная тайна”, “служебная тайна”.

Таким образом, добиться сочетания открытости государственной гражданской службы, ее гласности и соблюдения установленных законом тайн нелегко, тем не менее умелая реализация этих противоречивых требований позволит эффективно развивать стремление граждан к большей осведомленности, а отсюда и к большей осознанности по участию в управлении делами государства и общества.

Госслужба и политика

Статьей 13 Конституции РФ в нашей стране признается многопартийность, политическое и идеологическое многообразие, а ст. 29 закрепляет принцип свободы убеждений, которым пользуются в т. ч. и государственные гражданские служащие. Насколько это совместимо с независимостью государственных служащих от политических партий, политических движений и иных общественных объединений и организаций?

В Российской Федерации допускается создание различных политических партий и общественных движений и объединений, преследующих политические цели. Их роль в государственной жизни объективно необходима, т. к. способствует укреплению демократических форм общественной жизни. Однако надо учитывать, что эта деятельность должна осуществляться на основе политической нейтральности государственной службы и государственных служащих в процессе исполнения должностных обязанностей, а также введения законодательного разграничения между государственными должностями РФ (политические должности) и должностями государственной службы (административные должности).

Такой подход позволяет сохранить лояльность государственных служащих государству в случае смены государственной власти в результате победы на выборах той или иной политической партии. Он также полностью защищает большинство государственных служащих от потери должностей по политическим мотивам. К этому большинству не могут относиться только гражданские служащие, назначение которых зависит от лиц, избранных или назначенных на государственные должности.

Таким образом, гражданские служащие независимы от политических партий, политических движений и иных общественных объединений и организаций. Согласно ст. 17 Закона о гражданской службе они не могут использовать свои должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в их должностные обязанности.

Гражданский служащий не может использовать преимущество своего должностного положения и в таком политическом процессе, как предвыборная агитация или агитация по вопросам референдума. К числу запретов в связи с прохождением гражданской службы относится замещение должности гражданской службы в случае: избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органы местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в т. ч. в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

Принцип недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность госслужащего

Законодательно определен новый принцип, суть которого заключается в недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность гражданского служащего, если такое вмешательство может квалифицироваться как неправомерное.

Как обеспечивается защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность? Какое вмешательство в данном случае является неправомерным? Кто должен обеспечить защиту служащего от такого вмешательства?

Следует иметь в виду, что действия самого гражданского служащего являются правомерными только тогда, когда они регулируются нормами российского права, имеющими непосредственное отношение к вопросам ведения данного вида государственной службы и полномочиям госслужащего.

Законодательство предоставляет самому служащему необходимые средства для того, чтобы воздерживаться от неправомерных действий и строить свою служебную деятельность в рамках законодательства. Статья 12 Федерального закона от 27.05.03 № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” включает в понятие прохождения государственной службы: назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В целях реализации данного положения Закон о гражданской службе регламентирует поступление на гражданскую службу, правовой статус служащего, весь процесс прохождения службы. Примечательно, что в данном Законе появилась ст. 19 об урегулировании конфликта интересов на гражданской службе. Впервые законодательство вводит правовое понятие “конфликт интересов”, дает ему определение и излагает механизм урегулирования такого конфликта.

Словарь кадровика

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью граж-

данского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 19 Закона о гражданской службе

Что каcается вопроса о том, какой орган и какое должностное лицо может и должно защитить гражданского служащего от неправомерного вмешательства в его деятельность, прежде всего укажем на органы управления гражданской службой.

Система управления создается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ в целях координации служебной деятельности, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Реестра гражданских служащих, использования кадрового резерва для замещения вакантных должностей, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о гражданской службе.

Глава 15 Закона о гражданской службе определяет субъекты государственного надзора, вневедомственного и внутриведомственного контроля и устанавливает, что государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Глава 16 Закона о гражданской службе регулирует порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров в комиссиях по служебным спорам и в судах. В Федеральном законе дается определение служебного спора как неурегулированного разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта.

Порядок рассмотрения служебных споров в комиссиях установлен ст. 70 Закона о гражданской службе, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль