Муниципальная служба и муниципальный служащий

2181

Муниципальная служба как вид профессиональной деятельности

Муниципальная служба представляет собой вид профессиональной деятельности, непосредственно связанный с обеспечением исполнения полномочий органов местного самоуправления (муниципальных органов). В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.01.98 № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Правовыми актами ряда субъектов РФ данная норма воспроизводится без каких-либо серьезных изменений.

Статья 1 Закона г. Москвы от 24.03.04 № 15 "О муниципальной службе в городе Москве" определяет муниципальную службу как вид профессиональной деятельности граждан, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Более того, особо подчеркивается, что правовое положение депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, указанным законодательным актом не устанавливается.

Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 7 Закона о муниципальной службе).

Согласно нормам действующего законодательства все граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе. Лица, не замещающие муниципальных должностей муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Представляя собой две разновидности службы, осуществляемой на профессиональной основе кадровым корпусом государственных и муниципальных служащих, наделенных широким спектром властных полномочий и управленческих функций, по своей правовой природе гражданская и муниципальная служба, несмотря на то что одна из них не является составной частью другой, имеют немало общих признаков, в т. ч. основные принципы и основания построения и функционирования институтов, исходя из которых они в итоге и получают нормативное закрепление

Особенности правового статуса муниципальных служащих выражаются в практической реализации ими тех или иных функций управленческого характера, при которых обеспечивается решение вопросов местного значения. При этом следует помнить, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Реализация делегированных полномочий, подкрепленных передачей материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления, подконтрольна государству.

Осуществление муниципальными служащими отдельных государственных полномочий, переданных на уровень местного самоуправления соответствующим федеральным или региональным законодательным актом, следует рассматривать как один из важнейших критериев взаимодействия двух видов публичной службы – гражданской и муниципальной.

Взаимосвязь гражданской и муниципальной служб обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы;
3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы - при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семьей в случае потери кормильца.

Квалификационные требования и аттестация

Правовое обеспечение единства основных квалификационных требований, предъявляемых к гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, и служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, возможно вследствие того, что в обоих случаях речь идет о профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующего профессионального образования, специализации, квалификации и стажа работы. Профессионализм и компетентность гражданских и муниципальных служащих являются законодательно установленным принципом государственной (ст. 3 Федерального закона от 27.05.03 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"), гражданской (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и муниципальной службы (ч. 4 ст. 5 Закона о муниципальной службе).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей служащие, замещающие государственные должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, несут юридическую ответственность.

Взаимосвязь гражданской и муниципальной служб как самостоятельных видов службы выражается в единстве требований, предъявляемых при поступлении на гражданскую и муниципальную службу, при прохождении и прекращении каждой из них

В целях наиболее полного обеспечения профессионализма и компетентности, а также для максимально эффективной реализации функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления, установлена классификация должностей государственной гражданской службы и муниципальных должностей муниципальной службы.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего соответствующую выборную муниципальную должность, могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы. В этом случае указанные должности замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия того или иного муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы, а также для решения вопросов, непосредственно связанных с присвоением служащим очередных и внеочередных квалификационных разрядов, проводится аттестация (или квалификационный экзамен).

Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим в соответствии с замещаемой должностью по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

Гражданам, ранее находившимся на федеральной государственной службе и имеющим квалификационные разряды, классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, поступившим на муниципальную службу, может быть присвоен квалификационный разряд выше минимального по соответствующей группе муниципальных должностей муниципальной службы.

Ограничения и обязательства

Права и обязанности гражданских и муниципальных служащих устанавливаются (и дифференцируются) в соответствии с тем кругом задач, функций и полномочий, которые возложены на институты гражданской и муниципальной службы как отдельные, самостоятельные виды публичной службы. Разница состоит лишь в том, что в одном случае речь идет об осуществлении государственной власти, в другом - местного самоуправления.

Правовое положение (статус) гражданских и муниципальных служащих в большинстве своем совпадают, в т. ч. в части ограничений. Однако если в отношении гражданской службы ограничения в основном связаны с поступлением на гражданскую службу и нахождением на ней, то применительно к муниципальной службе (ст. 11 Закона о муниципальной службе) ограничения касаются периода осуществления соответствующих функций.

Одним из важнейших требований, предъявляемых гражданским и муниципальным служащим при поступлении на службу и ежегодно в течение всего периода осуществления соответствующих должностных полномочий, является обязанность предоставления в органы налоговой службы (гражданский служащий - представителю нанимателя) сведений о доходах и имуществе (гражданский служащий, кроме того, сообщает об обязательствах имущественного характера), принадлежащем каждому из них на праве собственности.

Стаж муниципальной службы

Важным критерием, определяющим взаимосвязь гражданской и муниципальной службы, следует рассматривать учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот (стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной). В этом проявляется не только институциональное единство службы, составной частью и самостоятельным видом которой является муниципальная служба, но и непрерывный характер осуществления последней.

Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего и исчисляется в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных гражданских служащих. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

Гарантии

Перечень гарантий, законодательно установленных в отношении должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в рамках гражданской или муниципальной службы, в основном совпадает.

Гарантии (и их соотносительность друг другу) призваны: обеспечить правовую и социальную защищенность гражданских и муниципальных служащих, повысить мотивацию эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепить стабильность профессионального кадрового состава гражданской и муниципальной службы соответственно.

Российская Федерация и субъекты в ее составе, стремясь компенсировать ограничения, установленные в отношении гражданских и муниципальных служащих федеральным законодательством и законами субъектов РФ, гарантируют служащим обеих категорий целый комплекс экономических и социальных мер. Такие меры гарантируют:
а) соответствующие условия труда, обеспечивающие исполнение гражданским и муниципальным служащим своих должностных обязанностей (причем важным критерием в этом случае является сопоставимость показателей оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении тех или иных должностей гражданской и муниципальной службы);
б) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным законодательством и законами субъектов РФ (в этом случае одной из гарантий следует рассматривать своевременность и объем получаемого денежного содержания);
в) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней, нерабочих праздничных дней и ежегодных оплачиваемых, в т. ч. дополнительных, отпусков;
г) медицинское обслуживание (муниципального служащего и членов его семьи), в т. ч. после его выхода на пенсию;
д) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего в РФ, устанавливаемые федеральным законодательством и законами субъектов РФ.

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным нормативным правовым актом субъекта РФ соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности;

е) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением муниципальным служащим должностных обязанностей;
ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением муниципальным служащим своих должностных обязанностей;
з) защита, включая членов семьи муниципального служащего, в порядке, установленном законодательством, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль