Право на занятие педагогической деятельностью, или проблемы, возникающие при приеме педагога на работу

11645
В трудовое законодательство введен ряд изменений в отношении регулирования труда педагогических работников. Рассмотрим данные нормы с точки зрения практики их применения и решения возможных проблем, прежде всего, связанных с приемом педагогов на работу

Из содержания Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) можно сделать вывод, что под педагогической деятельностью следует понимать деятельность работников образовательных учреждений, непосредственно связанных с обучением и (или) воспитанием российских граждан и иных лиц. В то же время легальное определение этого понятия отсутствует, что явно усложняет юридическую защиту нарушенных прав и законных интересов лиц, занимающихся педагогической деятельностью.

В части 2 ст. 331 ТК РФ определен состав лиц, которым педагогическая деятельность запрещена. Имеет смысл сравнить редакции данной статьи - до и после вступления в силу Федерального закона от 30.06.06 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов.

Ранее, ст. 331 ТК РФ Теперь, ст. 331 ТК РФ

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами.

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Как видно из сравнения, законодатель в новой редакции ст. 331 ТК РФ более четко изложил юридически важные ограничительные обстоятельства и состав лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью. При этом было сохранено такое требование, как наличие образовательного ценза, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.

тиПовые Положения С Позиции критики

Следует обратить внимание на то, что, хотя в законодательстве об образовании, а также в ст. 331 ТК РФ содержатся нормы о необходимости образовательного ценза для занятия педагогической деятельностью, не всеми типовыми положениями об образовательных учреждениях он установлен.

Как известно, разработка таких типовых положений и установление образовательных цензов педагогическим работникам относились до издания Правительством РФ постановления от 25.04.06 № 241 «О внесении изменений в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации» к функциям Минобрнауки России, что было закреплено в указанном Положении, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.04 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации».

Теперь, вопреки положениям Закона об образовании, когда данная функция исключена из полномочий Минобрнауки России, разрабатываемые им проекты типовых положений об образовательных учреждениях могут быть дополнены указанием на образовательный ценз педагогических работников, привлекаемых для работы в конкретном виде и типе таких учреждений, только при утверждении их постановлением Правительства РФ. Хотя такой вывод непосредственно из содержания п. 16 ст. 28 Закона об образовании не вытекает, поскольку в нем сказано: установление образовательного ценза относится к ведению Российской Федерации в лице как ее федеральных органов государственной власти, так и органов управления образованием. Здесь нужно отметить нестыковку между ч. 1 ст. 331 ТК РФ и Законом об образовании, где и установление образовательного ценза, и разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях (п. 10 ст. 28 Закона об образовании) до настоящего времени отнесены к компетенции этих двух органов.

Однако анализ этих типовых положений с позиции именно трудового права показывает, что установленные в них требования не соблюдаются в полной мере, в частности, из-за слабой юридической техники изложения содержания этих актов, хотя они предназначены для применения на практике достаточно широким кругом лиц, различных по своей правовой подготовленности.

Думается, что, например, нельзя в качестве образовательного ценза предусматривать такое неконкретное условие, содержащееся в п. 67 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196 (далее – постановление от 19.03.01 № 196), что работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать неопределенным требованиям и неопределенно где расположенным квалификационным характеристикам.

В пункте 62 этого же Положения также указано: на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденной документами об образовании.

Аналогичные недоработки имеются и в других рассмотренных типовых положениях, хотя в абзаце 2 п. 4 ст. 27 Закона об образовании установлено следующее: указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в т. ч. занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. При этом в рассмотренных типовых положениях вообще нет указания, каким образом уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании, т. е. какой именно документ соответствует определенной должности и уровню образования. Об этом можно только догадываться, если не быть специалистом кадровой службы учебных заведений.

Цитируем документ

Работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения.

Пункт 67 постановления от 19.03.01 № 196

Например, в п. 20 Типового положения о межшкольном учебном комбинате, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.99 № 1437, буквально сказано, что на педагогическую работу в межшкольный учебный комбинат принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную документами об образовании.

Таким образом, неясные, нечеткие, неконкретные положения в законодательных и нормативных актах дают возможность произвольно комплектовать состав педагогических работников, что явно способствует злоупотреблениям в подборе педагогических кадров и может негативно отражаться на качестве учебного и воспитательного процессов.

Вместе с тем есть и позитивные примеры конкретных требований, предъявляемых к педагогическим работникам, например, специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Так, согласно п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 288) образовательный процесс в таком учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения. Из этого Типового положения ясно, что работники, которые могут работать в таких учреждениях, ограничены такими требованиями, как образование (педагог) и специальность (коррекция отклонения в развитии воспитанников), подтвержденная либо одним дипломом, либо еще и специальным удостоверением о соответствующей переподготовке педагога.

квалификационные характеристики – где икать?

Следует обратить внимание, и прежде всего самих работников-педагогов, что до настоящего времени не полностью выполнены требования ст. 57 и 143 ТК РФ, которыми на Правительство РФ возлагались обязанности по определению порядка применения и утверждения, в частности, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – Квалификационный справочник).

В настоящий момент действующих актов, которые содержали бы квалификационные характеристики работников учреждений образования, вообще нет, так что педагогические работники пока находятся в ожидании разработки нормативного акта с необходимыми, в т. ч. при приеме на работу, квалификационными характеристиками для всех должностей, когда вместо ссылки на несуществующие квалификационные характеристики в многочисленных типовых положениях будет сделана отсылка именно к этому конкретному документу.

законные противопоказания

Помимо всего вышеизложенного, следует заметить, что ряд подзаконных актов, регулирующих отношения в области образовательного процесса, не приведен в соответствие с законодательством.

Так, например, в ч. 3 п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении определено, что к педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.

Кстати сказать

Документ есть, но применять нельзя…

Постановлением Правительства РФ от 31.10.02 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Министерству труда и социального развития РФ было поручено следующее: организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения.

9 февраля 2004 г. издано постановление Минтруда России № 9 «Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Однако Квалификационного справочника с таким наименованием до сих пор нет,так как Минтруд России, а за ним и Минздравсоцразвития России пошли по пути выпуска отдельных отраслевых или ведомственных его разделов, как это уже и апробировано на ЕТКС.

Что касается Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, то в настоящее время изданы такие его разделы, как «Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Минтруда России от 22.04.04 № 51) и «Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор» (утв. постановлением Минтруда России от 29.01.04 № 5), но раздела об образовании пока нет.

Напомним, правда, что Минтруд России еще 17 августа 1995 г. постановлением № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» как бы урегулировал этот вопрос.

Однако Минюстом России оно было признано не подлежащим применению как противоречащее законодательству РФ.

Более того, решением Басманного районного суда г. Москвы от 23.04.03 № 2-1960/03 постановление Минтруда России от 17.08.95 № 46 признано незаконным, не подлежащим применению и не порождающим правовых последствий, не действующим полностью со дня его принятия.

Ранее в определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14.11.02 № КАС02-598 по жалобе на незаконность применения актов, регулирующих, в частности, и установление требований к квалификационному цензу для работников образования, было отмечено следующее. Часть из тех актов, на которые обязывало опираться руководителей учебных учреждений Минобразование России в письме от 29.03.01 № 20-52-1350/20-5 «Об оплате труда работников учреждений образования», уже были ранее самим Минтрудом России отменены и, таким образом, прекратили свое действие.

Между тем из содержания ст. 331 ТК РФ следует, что перечни таких заболеваний утверждаются не законодателем, а издаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Однако, несмотря на то, что Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ был опубликован в «Российской газете» еще 7 июля 2006 г. и вступил в силу с 6 октября 2006 г., ни положения Закона об образовании, ни типовые положения до сих пор не приведены в соответствие с его требованиями. Поэтому в силу правил ст. 5 и 12 ТК РФ можно считать указанные акты в данной части не подлежащими применению.

Более того, за прошедшие с момента принятия ТК РФ пять лет законодателем так и не был принят федеральный закон, устанавливающий перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности. В настоящее время существует только Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.93 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»», но он был издан в целях реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а не в развитие положений Закона об образовании. В данном перечне в общем виде изложено, что в отношении заболевания «эпилепсия» данный Перечень касается работников учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в т. ч. сезонных, детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах. Что же касается других учебных учреждений, то они указанным закрытым перечнем почему-то не охвачены.

Указанное постановление Правительства РФ с правовой точки зрения может иметь юридическое значение для педагогических работников с большой «натяжкой», так как не отвечает требованиям ст. 331 ТК РФ.

Таким образом, можно констатировать, что акта, ограничивающего права человека в отношении приема на педагогическую работу по причине имеющихся у него медицинских противопоказаний, который соответствовал бы требованиям федерального законодательства, в настоящее время нет.

Тем не менее, исходя из предписаний закона, претендент на педагогическую деятельность по требованию работодателя, основанному на ч. 2 ст. 65 ТК РФ, будет обязан представить справку об отсутствии таких противопоказаний. В случае же выяснения такого факта после приема на работу последует увольнение работника по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в ст. 84 ТК РФ.

То же самое можно сказать и о перечне преступлений, при осуждении за которые не допускается занятие педагогической деятельностью. В настоящее время такой перечень ни законом, ни подзаконным актом не установлен. Однако в качестве одного из видов наказаний Уголовный кодекс РФ предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Сейчас редакция ст. 331 ТК РФ, касающаяся видов преступлений, ограничивающих право осуществлять педагогическую деятельность, приведена в соответствие с п. 2 ст. 53 Закона об образовании. Из новой редакции этой статьи следует, что перечня никакого нет и он вообще не нужен, так как важен только сам факт: снята или погашена судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления с человека, претендующего на такую работу. Если нет, то он, соответственно, не может быть принят на такую работу. Но откуда может узнать об этом работодатель, если обратившийся к нему работник скрыл этот факт?

Получается, что работодатель, на которого ложится ответственность за несоблюдение законодательства о труде, в т. ч. и за прием на работу лиц, судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, обязан обратиться в МВД РФ за получением оттуда соответствующей информации. Подобная процедура при установлении ее законом увеличит срок приема на работу таких лиц как минимум на полтора-два месяца. В случае же приема на работу без обращения в МВД нужно, видимо, предупредить работника, что это будет сделано параллельно с оформлением его на работу, а при подтверждении такого факта может последовать его увольнение по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в ст. 84 ТК РФ, а также в ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

Сокрытие информации при приеме на работу как основание увольнения

Поскольку ч. 2 ст. 331 ТК РФ содержит запрещение заниматься педагогической деятельностью в связи с вступившим в законную силу приговором суда, то с уже работающим педагогическим работником, которому приговором суда запрещено заниматься этой деятельностью, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Такое ограничение может последовать, например, на основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», где прямо указано, что по решению суда лицу, участвовавшему в экстремистской деятельности, может быть ограничен доступ к работе в образовательных учреждениях. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается УК РФ на срок от одного года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет – в качестве дополнительного (ч. 2 ст. 47 УК РФ).

Подобная же ситуация может возникнуть и при сокрытии работником при приеме на работу решения суда или непредставлении трудовой книжки, в которой содержится запись, лишающая его права занимать определенные должности или заниматься педагогической деятельностью, что неизбежно приведет к последующему увольнению по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в абз. 2 ч. 1 ст. 84 ТК РФ в случае обнаружения этого факта.

Однако здесь следует заметить, что если подходить формально к перечисленным выше случаям увольнения по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, то можно сделать вывод о сложности их применения. Во-первых, законодатель в ч. 1 и 2 ст. 84 ТК РФ допускает увольнение только при отсутствии возможности продолжения работы в данном учебном учреждении на иных должностях (работах). Во-вторых, нарушение правил заключения трудового договора должно быть допущено по вине работника. Получается, что даже если представлены документы, не содержащие никаких компрометирующих записей (в частности, работник предъявил подложную трудовую книжку без указанных записей), работодатель все равно обязан убедиться, что у данного лица нет противопоказаний к занятию данной деятельностью.

в соответствии с уставом

Типовые положения, по нашему мнению, все-таки должны содержать более четкие требования, предъявляемые к лицам, принимаемым на работу. Также есть пожелание, чтобы при формировании раздела о должностях педагогов Квалификационного справочника Правительство РФ и Минздравсоцразвития России придерживались существующих в нем правил изложения квалификационных требований к должностям (с внесением во все типовые положения соответствующих изменений, содержащих конкретную ссылку на соответствующий раздел Квалификационного справочника).

Тем не менее пока для практического применения можно предложить следующий подход.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона об образовании деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Учитывая, что типовые положения об образовательных учреждениях в части образовательного ценза были созданы на основе актов, которые, как указал Минюст России, противоречили законодательству РФ и потому признаны недействующими, то, по всей видимости, мы имеем в настоящий момент пробел в праве.

Правоприменитель, каковым является руководитель образовательного учреждения, в рассматриваемом случае может издать локальный акт, воспользовавшись положениями, содержащимися в Квалификационном справочнике, где в качестве правового основания для решения вопроса с приемом на работу конкретного работника возможно по аналогии подобрать квалификационные требования для сходной по своей сути должности. Однако решение обнаруженной проблемы, таким образом, может носить только временный характер и, вероятно, не сможет охватить все имеющиеся в образовательном учреждении должности, пока управомоченным федеральным органом не будет издан соответствующий нормативный правовой акт.

Что же касается содержания локального акта, то, учитывая требования, содержащиеся в ст. 8 ТК РФ, изданный в данном случае правоприменительный акт, на наш взгляд, не будет ухудшать положение работника, так как ограничение его права на педагогический труд уже изложено в законе. В то же время нормы локального акта не войдут в противоречие с актами высшей юридической силы в связи с тем, что их просто нет.

Поэтому в соответствии с положениями ст. 13 Закона об образовании в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке, в частности, указываются: порядок комплектования штата работников образовательного учреждения и перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения. При этом устав не военного (гражданского) образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта РФ, – органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления.

При необходимости регламентации указанных в ст. 13 Закона об образовании сторон деятельности образовательного учреждения локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения. В то же время нужно учесть, что локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу, и, следовательно, до их издания правовые предпосылки возможности появления таких актов, их суть должны быть отражены в уставе.

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, соблюдение всех перечисленных условий позволит руководителю образовательного учреждения временно заполнить обнаруженный правовой пробел.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль