Соглашение как форма социального партнерства в сфере труда

4805
В предыдущем номере автор рассказал о видах и содержании соглашений, имеющих целью установление социально-партнерских отношений между работниками, работодателями и органами власти. В продолжение темы дается классификация условий отраслевых (межотраслевых) соглашений и рассматриваются последние изменения в законодательстве, касающиеся сроков и условий действия соглашений.

классификация условий соглашений

Ознакомление с рядом отраслевых (межотраслевых) соглашений показывает, что в них включается комплекс взаимных обязательств сторон, направленных на правовое регулирование производственно-трудовой деятельности в соответствующей сфере экономики.

По своему оформлению, содержанию и значению каждое отраслевое соглашение, заключенное с учетом установленных требований и прошедшее уведомительную регистрацию в соответствии со ст. 50 ТК РФ, это правовой документ, регулирующий с учетом общих норм трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, специфические особенности условий труда, связанные с задачами и экономическими возможностями соответствующей отрасли. Следует заметить, что отраслевые (межотраслевые) соглашения на практике именуются либо как отраслевое тарифное соглашение, либо как Генеральный коллективный договор (например, ОАО "Российские железные дороги"). Эти различия в наименованиях не меняют значения документа как соглашения, понятие и сфера действия которого на отраслевом уровне раскрыты в ст. 45 ТК РФ.

При анализе содержания, характера и значения условий соглашения можно опираться на сложившуюся в науке трудового права и практике его применения классификацию условий: обязательственные, нормативные, организационно-правовые и информационные.

Не умаляя значимости других названных видов, важно подробнее рассмотреть нормативные условия, поскольку в них по существу формулируются нормы трудового права, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения всех работников, занятых в соответствующей отрасли.

Возможность устанавливать согласно ст. 9 ТК РФ в коллективных договорах и соглашениях нормы трудового права, имеющие локальную сферу действия (в пределах организации либо соответствующей отрасли (отраслей), определяет нормативную сущность соответствующих договорных актов, в результате чего они в настоящее время включены в ст. 5 ТК РФ, определяющую источники регулирования социально-трудовых отношений.

Нормативные положения распространяются на всех работников отрасли при наступлении соответствующего юридического факта. За их нарушение наступает юридическая ответственность, аналогичная той, которая предусмотрена за несоблюдение законов и иных нормативных правовых актов о труде. Уровень установленных в соглашении трудовых норм, предусматривающих льготы и преимущества для работников отрасли и другие условия труда, должен быть более благоприятным по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами. В случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия тех, которые наиболее благоприятны для работников.

В соглашениях, заключаемых в современный период, нормативные положения занимают значительный объем. В них определяются размеры отраслевого минимума оплаты труда, порядок индексации заработной платы, направления и формы повышения социальной защищенности работников (надбавки, доплаты, компенсации, меры содействия в трудоустройстве и др.) в дополнение к гарантиям, установленным в трудовом законодательстве.

Приведем отдельные примеры.

Так, в отраслевом тарифном соглашении по Горно-металлургическому комплексу РФ на 2006-2008 годы отмечается, что в нем сохраняется и повышается уровень достигнутых ранее трудовых и социальных гарантий работникам горно-металлургического комплекса.

В области оплаты труда гарантирована минимальная заработная плата при выполнении работником трудовых обязанностей и отработке месячного баланса рабочего времени на уровне не ниже 1,2 прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

В Генеральном коллективном договоре ОАО "Российские железные дороги" в числе гарантий высвобождаемым работникам указано: "Предоставлять вакантные рабочие места преимущественно лицам, ранее работавшим в компании и в организациях федерального железнодорожного транспорта, с учетом их квалификации, а также детям высвобождаемых работников, обучающимся за счет средств Компании в соответствии с договором на обучение".

Федеральные отраслевые соглашения оказывают непосредственное и существенное влияние на обеспечение более высокого уровня защиты трудовых прав и интересов работников, поскольку их условия как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, являются обязательными для работодателя и должны применяться судами при рассмотрении соответствующих трудовых споров. Между тем эти нормы в ряде случаев игнорировались при рассмотрении трудовых споров.

Одной из причин такого негативного отношения к правовым нормам о труде, установленным в коллективно-договорном порядке, являлось, на наш взгляд, отсутствие в ст. 5 ТК РФ (в редакции до 30.06.06), определяющей перечень источников трудового права, указания на коллективные договоры и соглашения, хотя в теории трудового права и на практике установленные в них нормативные положения являлись юридическим основанием при решении трудовых споров.

Так, работник одного из предприятий рыбного хозяйства, которому заработная плата за время рейса была начислена в размере 15 544 руб., обратился в суд с иском о взыскании ее в сумме 201 986 руб., рассчитанной по нормам, установленным в соответствующем отраслевом соглашении. После нескольких рассмотрений данного дела в различных судах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем определении от 21.02.03 отметила, что "отраслевое соглашение подлежит применению всеми предприятиями рыбодобывающей отрасли на том основании, что его подписали 50 % работников отрасли".

Не касаясь других вопросов, связанных с рассмотрением данного конкретного дела в 2003 г., в частности относительно порядка действия отраслевого соглашения в тот период, отметим лишь, что Верховный Суд РФ признал доводы протеста органов прокуратуры о том, что в заключении конкретного отраслевого соглашения работодатель не участвовал и не присоединился к нему, неправильными. При этом Верховный суд указал, что поскольку условия отраслевого тарифного соглашения были своевременно доведены до ответчика Гострудинспекцией, входившей в подразделение Минтруда России, то, следовательно, они должны были учитываться.

Обязательственные условия соглашения предусматривают осуществление конкретных мер: например, по улучшению организации труда, охраны здоровья работников и других.

Организационно-правовыми являются условия, которые определяют правила вступления в коллективные переговоры по заключению соглашения, сроки их ведения, срок действия соглашения, порядок его изменения и дополнения, а также разрешения разногласий, возникающих в ходе заключения и действия соглашения.

Четкое решение этих вопросов требует внимания к ним, поскольку оно связано с реализацией указания, содержащегося в Генеральном соглашении, о дальнейшем совершенствовании механизма распространения соглашений всех уровней на работников и работодателей.

Информационные условия - это положения, содержащиеся в соглашениях, которые знакомят работников с отдельными нормами трудового законодательства. Среди них особенно актуальны те, в которых отражена специфика условий труда лиц, занятых у соответствующего работодателя или в соответствующей отрасли экономики.

изменения в порядке разработки и заключения соглашения

Расширение видов заключаемых соглашений и увеличение их числа на различных уровнях социального партнерства, а также повышение роли соглашений в регулировании социально-трудовых отношений определили необходимость внесения в нормы ТК РФ ряда важных изменений, связанных с регулированием соглашений в современный период. Некоторые из них выше уже отмечались. Кроме того, важно обратить внимание на ст. 47 и 48 ТК РФ, где отражены существенные уточнения и дополнения, связанные с порядком разработки проекта соглашения и заключения соглашения, а также с условиями его действия в настоящее время.

В статье 47 (ч. 2, 3 и 4) ТК РФ указываются сроки заключения соглашений, устанавливаемые с учетом периодов внесения проектов соответствующих бюджетов на финансовый год, связанный со сроком действия соглашения.

Обратите внимание!Соглашения, требующие бюджетного финансирования, заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики и других отраслей

Так, в целях обеспечения реального выполнения включаемых в соглашения обязательств, а также согласования государственных интересов с интересами социальных партнеров ст. 47 ТК РФ установила, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

В генеральных, отраслевых (межотраслевых), региональных и территориальных соглашениях отражена специфика сроков их заключения, связанная с периодом внесения проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год в Государственную Думу или в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Всю практическую работу по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта соглашения и его заключения, а также контроля за его выполнением на отраслевом (межотраслевом) уровне осуществляют комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35 ТК РФ). Они могут образовываться как на федеральном уровне, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно ч. 5 ст. 47 ТК РФ указанная комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах.

Представляется, что такая новелла в ст. 47 ТК РФ носит не только информационный характер для работодателей. Ее практическое значение заключается в следующем: она позволяет своевременно включить работодателей, не являющихся членами объединения, в коллективные переговоры по разработке проекта и заключению соглашения в предложенной им форме участия. Работодатели, получившие такое уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, а через него и работников данного работодателя.

условия действия соглашения

Соглашение должно быть подписано представителями сторон (ст. 47 ТК РФ). Его подписание является основанием вступления соглашения в силу: либо со дня, когда оно было подписано сторонами, либо со дня, установленного соглашением.

Другим условием законности применения соглашения любого вида, предусмотренного ст. 45 ТК РФ, является определение сторонами срока действия соглашения, который не должен превышать трех лет. При этом они могут один раз продлить его действие на срок не более трех лет.

В частях 3 и 4 ст. 48 ТК РФ четко определен круг работодателей и условия распространения на них соглашения.

Соглашение действует в отношении:1) всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Если работодатель выйдет из указанного объединения до истечения срока действия соглашения, заключенного в период членства в объединении, он не освобождается от выполнения соглашения в период срока его действия;2) работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;3) органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;4) работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, если соглашение от их имени заключено соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Соглашение распространяется на всех работников, состоящих в трудовых правоотношениях с вышеперечисленными работодателями.

Обратите внимание!Если на работников одновременно распространяются несколько соглашений (например,заключенных на разных уровнях), то к ним применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников

Согласно ст. 48 ТК РФ руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения вправе после опубликования соглашения в официальном издании предложить работодателям, которые не участвовали в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Кстати сказать

Согласно Федеральному закону от 20.04.07 № 54-ФЗ 1 сентября 2007 г. Трудовой кодекс РФ дополнился ст. 1331, в которой говорится следующее.

В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены: протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Если работодатель не намерен присоединяться к федеральному отраслевому соглашению, он должен сообщить в указанный федеральный орган исполнительной власти о своем мотивированном отказе, письменно приложив к нему протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя от присоединения к соглашению указанный выше руководитель федерального органа исполнительной власти для окончательного решения вопроса имеет право пригласить представителей соответствующего работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения.

Обратите внимание! В консультациях представителей сторон для окончательного решения вопроса о присоединении к соглашению все перечисленные представители обязаны принять участие

Основная цель установленного порядка присоединения к соглашению: в интересах дальнейшего развития социального партнерства в сфере труда охватить как можно большее число работодателей и первичных профсоюзных организаций коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений; добиваться установления достойного уровня условий труда, обеспечивая работников равной оплатой за равный труд и расширяя практику установления дополнительных льгот и гарантий с учетом отраслевых особенностей труда при государственной поддержке соответствующего правового регулирования отношений в сфере труда.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что на практике в ряде случаев имеют место достаточно мотивированные отказы некоторых работодателей присоединиться к отраслевому соглашению.

Отказ работодателя от присоединения к соглашению может быть связан, например, с невозможностью по экономическим условиям в данный период существенно повысить тарифную ставку рабочего первого разряда применительно к уровню, установленному в отраслевом соглашении. Возможны и другие организационно-правовые причины, например нахождение предприятия-работодателя в состоянии реструктуризации, банкротства и в других трудных условиях.

Отмечая в целом важность действующего порядка присоединения работодателя к отраслевому соглашению, необходимо своевременно выявлять и устранять трудности, вызывающие мотивированные отказы от присоединения к указанным соглашениям, и находить альтернативные решения, обеспечивающие повышение уровня условий труда работников.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль