Международные стандарты и российское трудовое законодательство: ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

3760
На первый взгляд, право на объединение в нашей стране на протяжении многих лет соблюдалось в полном объеме. В СССР профсоюзы были существенной частью политической и экономической системы, а их весьма широкие полномочия вызывали закономерную зависть у зарубежных коллег. Вместе с тем не все отдают себе отчет в том, что столь прочное положение профсоюзов в государстве и право на объединение в его международно-правовом понимании - отнюдь не синонимы.

Современный международно-правовой подход к праву на объединение имеет как минимум два принципиальных отличия от его привычной нам советской трактовки:
- во-первых, согласно международным нормам работники обладают правом на объединение не только в профсоюзные, но и в иные представительные организации;
- во-вторых, право на объединение не является прерогативой исключительно работников. Работодатели также обладают соответствующим правом, позволяющим им сообща защищать собственные интересы.

На сегодняшний день, благодаря наличию Трудового кодекса РФ, а так же Федеральных законов от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах) и от 27.11.02 № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (далее - Закон об объединениях работодателей), оба указанных отличия в полной мере отражены в действующем российском трудовом законодательстве.

Для уяснения содержания права на объединение нам придется обратиться к целому ряду международных актов. Исторически это право было ориентировано в первую очередь на профсоюзные организации. Поэтому положения Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948 г.), определенные в п. 4 ст. 23, предоставляют каждому человеку право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов. Однако практически в то же время право на объединение было распространено и на иные представительные органы работников. Так, уже в Конвенции МОТ № 87 (1948 г., ратифицирована СССР 10.08.1956 ) право на объединение рассматривалось применительно к организации вообще, без ссылки на профсоюзы. Аналогичный подход нашел отражение и в Конвенции МОТ № 98 (1949 г., ратифицирована СССР 10.08.1956 ).

Право на объединение нашло отражение и в ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которой ограничение этого права допускается лишь законом и только в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка или ограждения прав и свобод других лиц, а также в органах вооруженных сил, полиции или администрации государства.

В свою очередь, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.) рассматривает право на объединение в профсоюзы в качестве составляющей общего права на "свободу ассоциации с другими", а также расширяет перечень допустимых оснований ограничения данного права за счет включения в него возможности такого ограничения в целях охраны здоровья и нравственности населения.

Идея о предоставлении права на объединение работодателям впервые появляется в актах Международной организации труда. Говоря о праве на объединение, обе упомянутые Конвенции МОТ называют в числе его субъектов не только трудящихся, но и предпринимателей, закрепляя практически все составляющие права на ассоциацию в равной степени для обеих сторон коллективных трудовых отношений.

В целом международная концепция права на объединение распадается на следующие элементы:
- право на создание объединений и вступление в них (ч. 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 2 Конвенции МОТ № 87);
- независимость объединений (ст. 3 Конвенции МОТ № 87, ст. 2 Конвенции МОТ № 98), т. е. право самостоятельно вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность, формулировать свою программу действий, а также запрет какого-либо вмешательства, ограничивающего или препятствующего осуществлению права на объединение, в т. ч. запрет роспуска или временного запрещения объединений в административном порядке и запрет действий по учреждению объединений работников под эгидой работодателя;
- право на объединение объединений (ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 4 Конвенции МОТ № 87), т. е. право создавать федерации и конфедерации, право присоединяться к ним, а также право этих объединений вступать в международные организации работников и работодателей;
- право на приобретение статуса юридического лица без ограничения иных соответствующих прав (ст. 7 Конвенции МОТ № 87);
- плюрализм объединений работников (ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 Конвенции МОТ № 87), т. е. равное право на создание профсоюзных и непрофсоюзных объединений;
- право на защиту от дискриминации по признаку принадлежности к профсоюзу (ст. 1 Конвенции МОТ № 98), в т. ч. при приеме на работу или по вопросу о сохранении работы, при увольнении или в иных случаях, когда работодателем могут быть приняты решения, наносящие ущерб интересам работника;
- право на государственное поощрение права на объединение (ст. 4 Конвенции МОТ № 98), в т. ч. и применительно к институтам коллективных переговоров и коллективных договоров.

право на объединение и российское законодательство. запрет принудительного юнионизма

К сожалению, ни акты ООН, ни акты МОТ напрямую не упоминают о так называемом "принудительном юнионизме" - то есть о принуждении работников к членству в профсоюзе, включая принудительное взимание профсоюзных взносов и т. п. Однако определенная позиция по этому вопросу на международно-правовом уровне все же имеется.

Во-первых, ст. 20 Всеобщей декларации прав человека запрещает принуждение к вступлению в какую-либо ассоциацию, охватывая этим запретом и профсоюзы как разновидность ассоциаций. Во-вторых, согласно разъяснению Комитета экспертов МОТ, принудительный юнионизм может рассматриваться как допустимый только в том случае, если он установлен в договорном порядке соглашением профсоюзов и работодателей. Если же такое положение введено законом, специалисты МОТ расценивают такую ситуацию как нарушение права на объединение, предполагающего, по мнению МОТ, в т. ч. и свободу отказа от вступления в таковое.

Современное российское законодательство в целом соответствует международным нормам в отношении права на объединение. Конституция РФ в ч. 1 ст. 30 закрепляет это право в формулировке, достаточно близко к тексту повторяющей ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Международный пакт о гражданских и политических правах, ч. 1 ст. 22 Конституция РФ, ч. 1 ст. 30

Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Одновременно, устанавливая, что "никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем", ч. 2 ст. 30 Конституции РФ содержит прямой запрет принудительного юнионизма.

Как мы видим, в международном праве нет ограничений на установление такого запрета, следовательно, подобный подход не противоречит международно-правовым принципам. По сути он в значительной мере явился приметой времени, в которое принималась Конституция. На тот момент принудительный юнионизм ассоциировался с уходящей в прошлое советской системой, в которой не было места плюрализму объединений, ввиду чего работники не имели права выбора профсоюзной организации для защиты своих интересов, а профсоюзные организации, в свою очередь, страдали известным бюрократизмом и, будучи фактически частью государственного аппарата, не могли защитить работника от негативного воздействия системы. Поэтому столь жесткий заслон на пути принудительного юнионизма выглядит логичным и обоснованным исходя из требований момента и особенностей исторического развития профсоюзного движения в нашей стране.

работодатели, объединяйтесь!

Большинство норм Трудового кодекса РФ, Законов о профсоюзах и об объединениях работодателей также воспроизводит международно-правовой подход к регулированию прав объединений работников и работодателей. Право на создание объединений и вступление в них (ст. 2, 21, 22 ТК РФ, ст. 2 Закона о профсоюзах, ст. 2 Закона об объединениях работодателей), принцип независимости объединений (ст. 5 Закона о профсоюзах и ст. 6 Закона об объединениях работодателей), право на приобретение статуса юридического лица без ограничения вышеизложенных прав (ст. 8 Закона о профсоюзах, ст. 10 Закона об объединениях работодателей) и право на защиту от дискриминации по признаку принадлежности к профсоюзу (ч. 2 ст. 3 ТК РФ, ст. 9 Закона о профсоюзах) отражены в российском законодательстве достаточно полно и не противоречат международно-правовым стандартам.

В то же время право на объединение объединений закреплено российскими нормами исключительно за профсоюзными объединениями (ч. 5 ст. 2 Закона о профсоюзах), тогда как соответствующие международные акты предоставляют это право и объединениям работодателей. Очевидно, что в данном случае отсутствие российской нормы компенсируется положениями ст. 5 Конвенции МОТ № 87, обеспечивая объединениям работодателей возможность объединяться в более крупные структуры, в т. ч. и международного характера.

альтернатива профсоюзам?

Обратите внимание! Профсоюзы обладают значительно большими правами, нежели иные объединения

Еще одним важным аспектом права на объединение является проблема равенства профсоюзных и иных объединений работников. Следует отметить, что в ТК РФ и в Законе об объединениях работодателей профсоюзы рассматриваются как приоритетные и основные представительные органы работников. Они обладают значительно большими правами, лучше защищены и имеют более прочную правовую основу, нежели иные объединения. Так, большая часть норм, раскрывающих установленное ч. 1 ст. 53 ТК РФ право работников на участие в управлении организацией через институт учета мнения их представительного органа, на деле предоставляет это право исключительно профсоюзным структурам (см., например, ст. 37, 82, 99, 113 ТК РФ и др.).

В том же ключе решена и ст. 2 Закона об объединениях работодателей, рассматривающая в качестве основной цели создания таких объединений взаимодействие именно с профсоюзами, не упоминая иные объединения работников.

Подчеркнем, что подобная диспропорция никак не нарушает международных норм. Различия в спектре прав профсоюзов и иных объединений работников характерны для законодательства многих стран, поскольку представляют собой закономерное следствие многолетней борьбы профессиональных союзов за улучшение положения трудящихся. Международные акты, действующие в сегодняшнем мире, не оспаривают эти различия, напротив - их тексты содержат положения в поддержку правомерности такого неравенства.

Так, например, ст. 3 Конвенции МОТ № 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г., не ратифицирована РФ) специально указывает: решение вопроса о применимости норм о коллективных переговорах к непрофсоюзным объединениям не входит в компетенцию МОТ, а передается на уровень национального законодательства. Более того - при этом отмечается, что присутствие таких представителей не должно ослаблять позиции других заинтересованных организаций трудящихся, под которыми в первую очередь понимаются именно профсоюзы.

В том же направлении данный вопрос решен и в Конвенции МОТ № 135 "О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г., не ратифицирована РФ), определяющей правовое положение различных представителей работников. Таким образом, не следует путать международно-правовой принцип плюрализма объединений работников, разрешающий создавать подобные объединения как в форме профсоюзов, так и в иных формах, с правами различных объединений в трудовых отношениях. В полном соответствии с международными нормами российское трудовое право предоставляет профсоюзным организациям значительно более широкие полномочия в трудовых отношениях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль