Соглашение как форма социального партнерства в сфере труда

7542
В круг основных задач трудового законодательства входит создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в т. ч. по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений. Немаловажную роль в разработке и принятии соглашений различных уровней играют профсоюзные организации, т. к. именно они представляют интересы работников, являющихся одной из сторон соглашений. В предлагаемой статье автор с учетом последних изменений ТК РФ рассматривает место и роль соглашений в системе источников трудового права, дает характеристику соглашению как форме социального партнерства, его видам, содержанию и порядку заключения.

Специфика развития социально-экономических отношений в современной России привела к необходимости более эффективного использования возможностей социального партнерства в области регулирования социально-трудовых отношений и его дальнейшего совершенствования.

Правовое понятие социального партнерства раскрывается в ст. 23 ТК РФ. Его суть заключается в законодательном определении такой системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая обеспечивает согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Возникновение и развитие законодательства о социальном партнерстве связано с необходимостью установления правовых мер, с помощью которых можно в известной мере преодолевать негативные последствия существующей противоположности интересов работников и работодателей в сфере труда, а также добиваться оптимального согласования их интересов и социально-экономических возможностей при определении условий труда и его оплаты и тем самым предупреждать серьезные трудовые конфликты сторон трудового правоотношения.

Включение в ТК РФ нового раздела "Социальное партнерство в сфере труда" свидетельствует о его признании в качестве самостоятельного правового института, получившего развитие на основе достаточной правовой базы, созданной в России в период с 1991 г. по настоящее время, которая включает, в частности, трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права, предусмотренные в ст. 5 и 10 ТК РФ.

Учитывая, что часть вторая ТК РФ в настоящее время претерпела существенные дополнения и уточнения, основное внимание уделим характеристике понятия и роли соглашения как форме социального партнерства, его видам, содержанию, порядку заключения и сфере действия, а также месту соглашения в системе источников трудового права.

Понятие и роль соглашения раскрываются в ст. 45 ТК РФ, содержание которой существенно обновлено Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ.

Обратите внимание! В зависимости от числа сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. Выделяя основные признаки соглашения как правого акта, регулирующего социально-трудовые отношения, законодатель указал, что в нем одновременно устанавливаются общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. Такая характеристика понятия и роли соглашения отражает взаимовлияние права и экономики, а также существенное воздействие материальных условий жизни общества на содержание норм трудового права.

Сторонами соглашения являются полномочные представители работников и работодателей (см. ч. 3 ст. 29, ч. 2 ст. 33, ст. 34 ТК РФ). Если заключается соглашение, в котором предусмотрено полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, то оно производится при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения (см. ч. 2 ст. 25 и ч. 3 ст. 45 ТК РФ).

Виды соглашений определены в ч. 1 ст. 45 ТК РФ в соответствии с уровнями социального партнерства, предусмотренными в ст. 26 ТК РФ с учетом сферы их действия, целевым назначением соответствующего вида соглашения и компетенцией сторон, участвующих в его заключении.

Соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Целевое назначение каждого из указанных видов соглашений определяется с учетом уровня социального партнерства и сферы их действия, а также компетенции сторон, участвующих в их заключении. Так, в Генеральном соглашении, заключаемом на федеральном уровне, межрегиональном, заключаемом на уровне двух и более субъектов РФ, региональном - на уровне субъектов РФ - устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на территории России.

В отраслевом (межотраслевом) соглашении, которое может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях, устанавливаются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

В территориальном соглашении также устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы на территории соответствующего муниципального образования.

В последней части ст. 45 ТК РФ предусматривается возможность заключения сторонами и иных соглашений на любом уровне социального партнерства. В них получают отражение отдельные направления (вопросы) регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, круг которых определен в ст. 1 ТК РФ.

содержание и структура соглашения

Обратите внимание! Конкретное содержание и структура соглашений зависит от уровня и сферы действия соглашения, от его вида (трех- или двустороннее) и других обстоятельств

В соответствии со ст. 46 ТК РФ содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Вместе с тем в настоящее время эта статья дополнена частью 2, в которой обращается внимание на возможность (полагаем, и необходимость) включения в соглашение взаимных обязательств сторон по регулированию важнейших условий труда: оплаты, охраны, режима труда и отдыха, развития социального партнерства и иных вопросов, определенных сторонами.

В качестве примера остановимся на общей характеристике трех видов соглашений, одно из которых заключается на федеральном уровне, второе - на региональном уровне субъекта Федерации, третье - отраслевое соглашение на федеральном уровне.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 гг. было заключено 29 декабря 2004 г. В нем установлены цели и общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2005-2007 гг., а также совместные действия сторон по их осуществлению.

В Генеральное соглашение включено семь разделов, наименование которых отражает целевую направленность содержащихся в нем взаимных обязательств сторон:I. В области экономической политики. II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения. III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения. IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы.V. Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность.VI. В области социально-экономических проблем северных регионов России.VII. Социальное партнерство и координация действий сторон соглашения.

Отмечая важность всех обязательств, содержащихся в Генеральном соглашении на 2005-2007 гг., приведем лишь некоторые из них. Так, в разделе I Генерального соглашения намечено провести совместную работу сторон по разработке и реализации проектов программ социально-экономического развития отраслей отечественной экономики, направленных на повышение их конкурентоспособности, рост производства, обеспечение социальных гарантий работникам.

Главной целью принятых обязательств, включенных в раздел II, являются разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы работникам в соответствии с количеством и качеством труда, ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте, уменьшение масштабов бедности. В Генеральном соглашении рекомендовано при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ (п. 2.1).

Стратегическая цель обязательств раздела III - создать в ближайшей перспективе в России эффективный цивилизованный рынок труда, оперативно обеспечивающий работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены. Для достижения указанной цели стороны считают необходимым объединить свои усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышения качества и создания новых эффективных рабочих мест.

Взаимные обязательства раздела IV Соглашения направлены на создание условий для социальной защиты работающих граждан, позволяющих им реализовать право на достойную и обеспеченную жизнь. В связи с этим стороны обязались продолжить совместную работу по разработке концепции реформирования системы обязательного социального страхования.

Стороны Генерального соглашения рассматривают меры, направленные на защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества (раздел V). Предусмотрены также обязательства по совершенствованию системы компенсаций неблагоприятных условий труда (вредность, опасность, тяжесть, напряженность трудового процесса).

В области социально-экономических проблем северных районов России (раздел VI) стороны признали необходимым сохранять производственный потенциал северных регионов, обеспечивать дальнейшее развитие производительных сил районов Крайнего Севера, а также осуществить комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности и предоставлению социальных гарантий гражданам. Кроме того, предусмотрены взаимные обязательства сторон относительно разработки мероприятий по обеспечению гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, широкого доступа к качественным образовательным, транспортным, культурным, медицинским и другим социальным услугам.

В разделе VII Генерального соглашения содержатся взаимные обязательства сторон по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства, повышение его эффективности. В Соглашении указывается: Правительство РФ и общероссийские объединения работодателей гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзов, соблюдение их прав, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и ТК РФ, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях. В Генеральном соглашении содержатся и другие важные обязательства.

Московское трехстороннее соглашение на 2007 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) было заключено с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей Москвы - граждан России.

Обратите внимание! Обязательства и гарантии, включенные в соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников

Стороны признали необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязались оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и организациях, расположенных на территории г. Москвы.

Московское соглашение вступило в силу 1 января 2007 г. и действует до введения в действие нового. В нем содержится пять разделов, отражающих содержание включенных в него обязательств и гарантий.

Первый раздел содержит обязательства "В области развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения занятости населения города"; раздел 2 - "В области регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города"; раздел 3 - "В области создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня"; раздел 4 - "В области обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства"; раздел 5 - "В области реализации молодежной политики". При этом в каждом из разделов четко определены стороны: правительство, работодатели, профсоюзы, которые принимают на себя соответствующие обязательства (каждая сторона отдельно или совместно с какой-либо другой стороной), что повышает ответственность за выполнение всех содержащихся в соглашении обязательств.

Среди обязательств, содержащихся в 1-м разделе Соглашения, большое значение имеет обязательство, направленное на увеличение объемов производства промышленной продукции организациями города не менее чем на 11 % по сравнению с предыдущим годом. Успешное выполнение этого обязательства во многом зависит от реализации мероприятий Программы содействия занятости населения г. Москвы на 2006-2008 гг., организации подбора кадров, их профессионального уровня и возможностей постоянного повышения квалификации. Поэтому в 1-й раздел Соглашения включены обязательства по совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации среди учащихся образовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, направленной на подготовку рабочих кадров и специалистов высокой квалификации.

Особое значение имеют обязательства по оказанию содействия в трудоустройстве жителям Москвы с ограниченными возможностями по здоровью.

В Соглашение включено обязательство работодателей предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата, возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора. Работодатели обязались также оформлять заявки для установления квоты на использование иностранной рабочей силы и применять ее с учетом мнения профсоюзной организации.

Обратите внимание! Стороны соглашения обязались установить городской минимум оплаты труда с 1 мая 2007 г. 5400 руб. и с 1 сентября 2007 г. - 6100 руб.

Весьма актуальные обязательства сторон содержатся во 2-м разделе соглашения. Так, в нем намечено увеличить в 2007 г. фонд оплаты труда работников государственных учреждений г. Москвы, оплачиваемых по единой тарифной сетке (ЕТС), в среднем на 40 % к уровню 2006 г. Правительство г. Москвы обязалось предусмотреть в бюджете Москвы на 2007 г. средства на повышение месячной тарифной ставки первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений г. Москвы с 1 мая 2007 г. не менее чем на 15 %, а с 1 сентября 2007 г. - не менее чем на 25 %, установить ставку первого разряда ЕТС в абсолютном размере 2910 руб. и 3640 руб. в месяц соответственно.

В соглашении предусмотрены также следующие обязательства сторон:

  • определять денежную компенсацию за задержку выплат не ниже одной двухсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • определять порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
  • предоставлять дополнительные к установленным законодательством компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • обеспечить условия для осуществления контроля государственными и профсоюзными органами за соблюдением трудового законодательства и т. д.

В 3-м разделе Соглашения предусмотрены обязательства, направленные на улучшение необходимых условий горожан, особенно молодых семей, детей, пенсионеров.

Так, в Соглашении предусмотрен ряд мер по обеспечению жилищного строительства в г. Москве в объемах, необходимых для выполнения соответствующих городских жилищных программ.

Обратите внимание! Соглашение не допускает закрытия, перепрофилирования и передачи под другие цели помещений медицинских, детских дошкольных и школьных учреждений

В нем предусмотрено выделение средств в бюджете г. Москвы в 2007 г. на выплату единовременного пособия молодой семье на рождение ребенка: первого ребенка - в пятикратном размере прожиточного минимума, второго ребенка - в семикратном размере, третьего и последующих детей - в десятикратном размере.

В соглашении обращено внимание на обеспечение условий для дальнейшей реализации прав граждан на бесплатное среднее образование в г. Москве.

Обязательства, включенные в 4-й раздел соглашения, направлены на дальнейшее обеспечение конструктивного взаимодействия и социального партнерства в сфере труда. Так, стороны обязались принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в соглашение, после консультаций на уровне Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Одним из важных обязательств сторон является содействие предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров. В случае возникновения коллективных трудовых споров по вопросам Соглашения стороны должны обращаться в Учреждение для разрешения коллективных трудовых споров - "Трудовой арбитражный суд" и выполнять его решения.

Профсоюзы обязались не выступать организаторами забастовок в случае выполнения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предусмотренных Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями и коллективными договорами.

В 5-й раздел стороны включили обязательства по осуществлению мер по повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижению безработицы в молодежной среде путем оказания профориентационных, профинформационных услуг, профобучения, повышения квалификации, квотирования рабочих мест, гарантированного первого рабочего места.

Обратите внимание! По состоянию на 1 сентября 2006 г. на федеральном уровне было зарегистрировано 56 отраслевых соглашений. При этом в 2006 г. появились четыре отрасли, в которых ранее такие соглашения не заключались: оборонная промышленность; сфера деятельности судебных приставов; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; пищевая и перерабатывающая промышленность

Учитывая важность отраслевого (межотраслевого) соглашения социального партнерства, заключаемого на федеральном уровне и устанавливающего общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), Министерство труда и социального развития РФ разработало и рекомендовало еще 9 октября 2003 г. Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения. Его разработка обусловлена многочисленными просьбами представителей профсоюзов и работодателей оказать содействие сторонам в разработке, согласовании и оформлении текста соглашения, а также в ускорении процедуры его уведомительной регистрации.

В Макете федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения определена структура из десяти разделов:1. Общие положения.2. Оплата труда.3. Охрана труда.4. Режимы труда и отдыха.5. Развитие кадрового потенциала.6. Содействие занятости.7. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.8. Контроль за выполнением соглашения.9. Ответственность сторон.10. Заключительные положения.

Обратите внимание! Макет федерального отраслевого соглашения носит рекомендательный характер и не отменяет основополагающего принципа определения содержания и структуры соглашения по договоренности между представителями сторон

Применительно к каждому из разделов даны рекомендации по содержанию включаемых в него коллективно-договорных обязательств, а также обращается внимание на необходимость учета специфики конкретной отрасли.

В Макете предусматривается возможность расширения круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение дополнительно к указанным в ст. 46 ТК РФ. В текст соглашения не рекомендуется включать положения действующего законодательства, иных нормативных актов, обязательных для исполнения. Можно лишь ограничиться ссылками на них. Вместе с тем указанные нормы могут включаться в соглашения полностью или частично, если установленные в них условия труда конкретизируют или повышают уровень гарантий, предусмотренных ТК РФ и другими нормативными правовыми актами, а также если в соглашении устанавливаются процедуры, не противоречащие законодательству.

Большое значение для дальнейшего совершенствования практики заключения отраслевых соглашений, а также повышения их юридической значимости имеет принятие Федерального закона от 27.11.02 № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", который предоставил право объединениям выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений.

Своевременно принятые организационно-правовые меры по совершенствованию практики заключения отраслевого (межотраслевого) соглашения содействовали расширению числа соглашений, заключаемых на федеральном уровне.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль