Какие штрафы грозят работодателю за нарушение антитабачного закона?

3633
Сотрудников нашей компании обязали курить в специально отведенных для этого местах. Но это требование иногда нарушается… Слышали, что не так давно ужесточили штрафы за несоблюдение антитабачного закона. Каковы последствия выявления таких нарушений для работодателя? И могут ли привлекаться к административной ответственности одновременно и компания, и должностное лицо, по вине которого не соблюдаются антитабачные правила?

С 1 июня 2013 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ), согласно которому работодатель обязан:

  • обеспечить право работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона № 15-ФЗ);
  • запретить курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях (п. 1 ст. 11, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ).

Напомним, что работодатель имеет право:

  • либо полностью запретить курение табака на своей территории и в своих помещениях;
  • либо ограничить курение, выделив и оборудовав для этого места в изолированных помещениях и (или) на открытом воздухе.

Размеры штрафов

В статье 23 Закона № 15-ФЗ сказано, что за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность согласно законодательству РФ.

Федеральным законом от 21.10.2013 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"» (далее - Закон № 274-ФЗ) в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) внесены изменения, направленные на ужесточение борьбы с потреблением табака.

В КоАП РФ введены новые статьи 6.23, 6.24, 14.3.1 и 14.53, предусматривающие штрафы для граждан, должностных и юридических лиц за вовлечение несовершеннолетних в процесс употребления табака; курение на запрещенных территориях, объектах и в помещениях; спонсорство, стимулирование продаж и рекламу табака, за нарушение ограничений и запретов при продаже табачных изделий.

Новой статьей 6.25 КоАП РФ (п. 1 ст. 1 Закона № 274-ФЗ) отдельно введена административная ответственность работодателя за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (см. таблицу).

При таких размерах штрафов многим работодателям, ограничившим потребление табака на территории компании, все же выгоднее позаботиться о своих курящих сотрудниках и оборудовать места для курения в соответствии с установленными требованиями.

ВАЖНО!

Положения статьи 6.25 КоАП РФ вступили в силу 15 ноября 2013 г. (п. 1 ст. 4 Закона № 274-ФЗ)

Срок давности привлечения к ответственности

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, не может быть вынесено по истечении года со дня совершения правонарушения.

Какие штрафы грозят работодателю за нарушение антитабачного закона?

Отсчет срока начинается со дня, следующего за совершением (обнаружением) правонарушения. Основание - часть 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них также не взыскивается (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Субъекты административной ответственности

Как видно из таблицы, к административной ответственности по ст. 6.25 КоАП РФ могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Организация признается виновной в совершении правонарушения, если установлено, что у нее была возможность для соблюдения норм Закона № 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

ВАЖНО!

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.25 КоАП РФ, составляет один год

В КоАП РФ прямо не говорится, какое именно должностное лицо (ст. 2.4, 6.25 КоАП РФ) привлекается к ответственности: руководитель организации или работник, на которого возложены обязанности по ограничению курения в целях исполнения требований Закона № 15-ФЗ. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ сказано, что к должностным лицам в том числе относится лицо (в частности, руководитель и другие работники коммерческих организаций), выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Очевидно, что если обязанности по выделению и оснащению специальных мест для курения документально не вменены ни одному работнику, то к административной ответственности будет привлечен руководитель организации, который по умолчанию в ответе за все, но только при наличии доказанной вины и соблюдении срока давности привлечения к ответственности.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Организация и ее работник (должностное лицо) могут быть одновременно привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 6.25 КоАП РФ

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ...

...если организация не исполнит первое предписание должностного лица уполномоченного государственного органа в части соблюдения требований по выделению и оснащению мест для курения, то в случае проведения повторной проверки и обнаружения аналогичного нарушения будут зафиксированы два события административного правонарушения (нарушения требований к охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака). Как пояснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.10.2009 № 6417/09, в такой ситуации привлечение организации к ответственности за аналогичное правонарушение не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. То есть норма ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае не применяется.

Иной работник (должностное лицо организации) может быть привлечен к административной ответственности согласно ч. 1, 2 ст. 6.25 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей только при одновременном соблюдении следующих условий:

Условие 1 Обязанности по выделению и оснащению в организации специальных мест для курения табака, в т. ч. оборудование их знаком о запрете курения, возложены на работника:

  • трудовым договором;
  • должностной инструкцией;
  • приказом работодателя.

Условие 2. Вина такого работника (ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1, ст. 2.4 КоАП РФ) в совершении правонарушения доказана.

Условие 3. Соблюдены сроки привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

ВАЖНО!

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонару шение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ)

А судьи кто?

Законом № 274-ФЗ определена подведомственность дел об указанных правонарушениях. Так, составлять протоколы, возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 6.25 КоАП РФ, а также налагать административные штрафы поручено должностным лицам органов Роспотребнадзора, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, Ространснадзора, Росздравнадзора в пределах их полномочий (ч. 1 ст. 23.13; ч. 1,2 ст. 23.34; ч. 1 ст. 23.36; ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ; подп. «а» п. 5, п. 6, п. 7, подп. «а» п. 8, п. 12 ст. 1 Закона № 274-ФЗ). Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять и должностные лица органов Росздравнадзо- ра (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ; подп. «а» п. 13 ст. 1 Закона № 274-ФЗ).

По общему правилу протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). И только если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента его выявления (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Платите штрафы правильно!

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней с момента вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ...

...изначально планировалось, что определять соответствие мест для курения утвержденным требованиям будет Роспо- требнадзор. Но пока механизм контроля за соблюдением правил оборудования мест для курения не проработан. А действующими редакциями Закона № 15-ФЗ и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, на Роспотребнадзор не возложены полномочия в части контроля за соблюдением запрета на курение на рабочих местах и территории работодателей, за оборудованием мест для курения, а также ответственность за проведение такого контроля.

Штраф вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту или банковскому платежному агенту, если речь идет о физическом лице (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ). Организация уплачивает штраф со своего расчетного счета в банке.

ВАЖНО!

Датой совершения административного правонарушения является следующий день по истечении установленного ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа

Информация о получателе платежа, предусмотренная правилами заполнения расчетных документов, утв. приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н, должна быть указана в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 1.1 ст. 29.10 КоАП).

И помните о последствиях неуплаты...

Неуплата административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет: • наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы продолжительностью до 50 часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

При этом возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ имеет особенность: протокол, как правило, составляется в отсутствие лица, не уплатившего вовремя административный штраф, о чем его извещают в установленном порядке (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ). Такое извещение производится с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому она была направлена (п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, в нашем случае по ст. 6.25 КоАП РФ (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, письма Минфина России от 07.06.2013 № 21-0304/21461, УФНС России по г. Москве от 28.04.2011 № 17-14/042026).

Наша справка

С 1 января 2013 г. информация об уплате организацией и ее должностным лицом административного штрафа должна быть незамедлительно направлена банком, иной кредитной организацией, отделением Почты России или платежным агентом в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) (ч. 1, 4 ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). При отсутствии документа и информации об уплате административного штрафа в ГИС ГМП по истечении срока, установленного ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, должно направить в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, письмо Минфина России от 07.06.2013 № 21-03-04/21461).

Резюме

С 15 ноября 2013 г. организацияи (или) уполномоченные должностные лица в случае несоблюдения антитабачных требований могут быть привлечены по новой статье 6.25 КоАП РФк административной ответственностив виде внушительных штрафов.

Субъектом правонарушения могут быть как юридические, так и должностные лица, не уплатившие административный штраф в срок, установленный ст. 32.2 КоАП РФ; в их отношении могут составляться протоколы (письмо УФНС России по г. Москве от 28.04.2011 № 17-14/042026).

Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, считается место нахождения юридического или место жительства физического лица, не уплатившего наложенный на него административный штраф (письмо УФНС России по г. Москве от 28.04.2011 № 17-14/042026, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2009 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010).

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

...что при наложении административного наказания в виде штрафа наступают и налоговые последствия?

Если на организацию наложены штраф по ст. 6.25 КоАП РФ и штраф по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, то принять в целях исчисления налога на прибыль и включить в состав расходов суммы этих штрафов нельзя.

Дело в том, что сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, ст. 46 Бюджетного кодекса РФ). Составы административных правонарушений в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака для работодателя приведены в ст. 6.25 КоАП РФ. Исходя из этого штраф по ст. 6.25 КоАП РФ перечисляется организацией в бюджет РФ, а значит, расходы по его уплате не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 2 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций (письма Минфина России от 29.04.2013 № 03-0306/4/14917, от 18.04.2011 № 03-03-06/1/247).

Если административный штраф по статье 6.25 КоАП РФ или по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ наложен на должностное лицо, то обратите внимание: штраф платит именно сотрудник (из своего кармана), а не компания за него (бывает и такое). В последнем случае сумма любого из штрафов, уплаченных компанией за должностное лицо, не учитывается в целях налогообложения прибыли, поскольку является экономически не оправданным расходом, не соответствующим критериям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (п. 49 ст. 270 НК РФ, ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль