Оценка компетенций и психологических характеристик руководителя проекта

2134
В постсоветский период, когда наша страна перешла к новой системе управления кадрами и производством, появилась специальность «руководитель проекта». Специалисты этого профиля требуются с каждым годом все большему числу компаний, но алгоритм их подбора пока далек от оптимального. Какими качествами должен обладать кандидат на должность руководителя проекта? И как найти специалиста, обладающего одновременно организаторскими способностями и фундаментальными знаниями в своей области?

Из этой статьи вы узнаете: 

  • ключевые функции руководителя проекта
  • на что ориентироваться при подборе руководителя проекта
  • какими качествами должен обладать специалист, управляющий проектом
  • какие типы менеджеров проектов выделяют

Ключевыми функциями руководителя проекта являются:

  • решение проблем, возникающих в ходе реализации проекта как у членов команды, так и у других заинтересованных сторон;
  • распределение ролей и обязанностей между членами проектной группы;
  • разработка и утверждение плана проекта, внесение в него необходимых корректировок;
  • мониторинг исполнения проекта, прогнозирование отклонений и принятие своевременных мер по их устранению;
  • координация коммуникаций между всеми участниками проекта и заинтересованными сторонами;
  • контроль исполнения проекта;
  • анализ эффективности отдельных этапов проекта по мере их прохождения, а также всего проекта по его завершении.

При подборе руководителя проекта чаще всего ориентируются на уровень профессиональных знаний и компетенций кандидатов, так как процесс руководства предполагает знание предметно-технологической, производственной, финансовой области, риск-менеджмента, психологии, методов работы с персоналом, принципов планирования, коммуникации и многого другого.

Менеджеры проектов делятся на два типа.

Первый тип - это действительно универсальные управленцы, обученные менеджменту и имеющие опыт руководящей работы, знающие финансово-экономические механизмы и управленческие технологии, но не разбирающиеся в производственном процессе.

Второй тип - это управленцы, выросшие из технических специалистов производственной сферы (инженеров, IT-специалистов, прорабов), которые хорошо знают свою отрасль и производственный процесс (последовательность выполнения тех или иных работ, необходимые для этого ресурсы и т. п.), но плохо понимают как финансово-экономические (бухгалтерский учет, финансовый анализ и др.), так и чисто управленческие механизмы (способы мотивации персонала, урегулирования конфликтов, ведения переговоров и др.).

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

В руководстве проектами очень важен человеческий фактор. Занимать данную должность может человек, обладающий:

  • вербальным интеллектом - умением четко и ясно излагать свои мысли;
  • гибкостью - способностью адаптироваться и эффективно работать в разных ситуациях, понимать и ценить противоположные точки зрения, менять что-либо в зависимости от обстоятельств или принимать изменения и действовать соответствующим образом;
  • навыком построения отношений - желанием и умением создавать дружескую атмосферу при взаимодействии с людьми, полезными для достижения рабочих целей;
  • умением воздействовать на других: аргументировать, убеждать и вдохновлять.

Руководитель проекта - женщина 50 лет, по специальности строитель и экономист. Очень активная, ответственная, имеет опыт работы руководителем производственного отдела (в свое время уступила это место более молодому перспективному сотруднику и была для него некоторое время наставником).

Прочитайте полезные статьи по теме:

В роли руководителя проекта заказчики поначалу не воспринимали эту бизнес-леди всерьез (скромно одета, субтильного телосложения, с мягким голосом), но в дальнейшем, изменив свое мнение, предпочитали работать именно с ней как с человеком, умеющим подстроиться под их ритм, темп и окружение, собрать необходимую информацию, совместно с клиентом точно определить цели проекта, правильно сформулировать задания, эффективно решать поставленные задачи в заданных рамках. Кроме того, она зарекомендовала себя отличным психологом - вселяла уверенность в тех, кто в этом нуждался, и, наоборот, помогала задуматься над какими-то важными моментами или упущениями тем, кто слишком самоуверен.

Далеко не каждый специалист в совершенстве владеет коммуникативными и организаторскими навыками. В связи с этим возникает вопрос: должен ли руководитель проекта быть высококлассным специалистом, или ему достаточно быть хорошим организатором и коммуникатором? Чтобы разрешить эту дилемму, нужно помнить, что с технической составляющей руководителю поможет его команда, а вот управлять людьми и вести переговоры на должном уровне он должен уметь сам.

На должность руководителя проекта назначен бывший ведущий инженер одного из отделов - грамотный технарь с большим опытом работы над проектами в северных регионах, ранее всегда трудившийся под началом главного инженера.

Сосредоточившись на технических аспектах проекта и ссылаясь на занятость, он игнорировал желание заказчика встретиться для обсуждения текущих вопросов. В результате проект был выполнен, но заказчик остался недоволен невнимательным отношением к себе со стороны руководителя и неграмотно выстроенной системой обратной связи.

Следует учитывать и еще одну особенность. Какими бы значительными ни были силы и средства, вложенные в реализацию проекта, по его завершении руководитель расстается с командой (объявляет результаты, отмечает заслуги участников проекта, а также трудности, в том числе неудачи, и способы их преодоления) и фактически остается без работы до того момента, пока его не пригласят на следующий проект. Поэтому такой специалист должен быть, с одной стороны, в высшей степени ответственным и целеустремленным, а с другой - мобильным, легко «отпускать» команду и выполненную работу.

Если говорить о стимулирующих факторах, руководители проектов прежде всего стремятся к расширению сферы деятельности. Исходя из этого, нужно подбирать и мотивацию: материальная составляющая хороша до определенного уровня - настоящих профи «заводят» сложность поставленной задачи и интерес к ее решению.

Проект выполнен успешно, по результатам руководитель и команда получают премию. Проводится новый тендер, теперь уже по проектированию не промышленного, а гражданского объекта; руководителем проекта назначается тот же человек. Вдохновленный успешным выполнением прошлого задания, он оставляет прежний состав проектной команды, не принимая во внимание несоответствие ее специализации той задаче, которую требуется решить на этот раз.

В результате проект выполнен менее качественно, чем предыдущий, хотя условия реализации, факторы и сложность были примерно одинаковые.

Еще одно важное качество, которым должен обладать специалист, управляющий проектом, - это стрессоустойчивость. В большинстве случаев работать приходится в условиях дефицита времени, информации, материальных и человеческих ресурсов. В связи с этим нужно уметь не только принимать нестандартные решения в экстренных ситуациях и брать на себя ответственность за это, но и продолжать двигаться дальше даже в случае неудачи, преодолевая возникающие трудности.

Конечно, нельзя забывать и о творческой составляющей данной профессии (в разумных пределах). Генератором идей может стать образованный, высокоинтеллектуальный человек, однако одних этих качеств недостаточно. Для внедрения нешаблонного подхода к работе он должен испытывать потребность в любом деле отыскивать новизну, стремиться к преодолению стереотипов, проявлять некоторую оригинальность мышления, уметь находить нестандартные решения, быть идеалистом и мечтателем, но при этом отличаться высоким уровнем самосознания и самоконтроля. В противном случае нельзя говорить о выраженных адаптивных способностях.

Руководителем проекта назначен мужчина 33 лет, предварительно прошедший оценку по компетенциям и психологическое тестирование. Обладает высоким интеллектом, образован, склонен к новаторству и поиску нестандартных подходов. Однако во время тестирования степень его самоконтроля оценили слишком неточно. Прежде чем приступить к работе, он начал требовать проведения для команды тренингов, направленных на распознавание лжи, выработку способности к гипнозу и т. д. Подобные идеи он высказывал на совещаниях, проводимых на уровне высшего руководства, которое явно не настроено было тратить половину проектного бюджета на сомнительные мероприятия. В итоге руководитель проекта и компания вынуждены были расстаться.

Еще один важный навык руководителя проекта - способность работать в команде - подразумевает умение:

  • правильно распределять и делегировать ответственность;
  • быстро адаптироваться в новом коллективе;
  • быть объективным, то есть признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;
  • сдерживать амбиции и приходить на помощь коллегам;
  • управлять эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий (антипатий).

Определить наличие у человека всех перечисленных качеств, просто наблюдая за тем, как он работает, а также по отзывам коллег и руководства очень сложно. В связи с чем имеет смысл использовать инструменты, представленные в таблице 1.

Разумеется, рассмотренные качества не могут сочетаться в одном человеке в равной пропорции. А поскольку специалистам по управлению персоналом часто приходится выбирать одного из нескольких кандидатов, в таблице 2 мы указали основные компетенции руководителя проекта, которые должны проявляться в его поведении и психологии.

Все рассмотренные выше компетенции являются критериями эффективности руководителя проекта и могут быть использованы при определении способности того или иного кандидата выступать в данной роли.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль