Сокращение государственных гражданских служащих. Гарантии и компенсации

5982
 Пресняков Михаил Вячеславович
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина
Процедура сокращения должностей гражданской службы теперь «официально» предусмотрена в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Когда речь идет о таком основании прекращения трудовых и служебных отношений, как сокращение, всегда возникает вопрос о гарантиях и компенсациях сокращаемым сотрудникам. Посмотрим, как этот вопрос в настоящее время решен в законодательстве о государственной гражданской службе.

Часть 3 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе) с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ претерпела важнейшие изменения.

Ранее гражданский служащий не мог быть уволен по инициативе представителя нанимателя в период пребывания в отпуске, в том числе по беременности и родам, а также в период временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

Теперь служащий по-прежнему не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен по инициативе представителя нанимателя во время пребывания в отпуске, а также в период временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

А вот при отсутствии на службе в связи с временной нетрудоспособностью свыше срока, указанного в п. 8.1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе, увольнение теперь возможно.

Законодательство о гражданской службе прямо допускает увольнение государственного служащего по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности, если этот период превышает четыре месяца подряд, за исключением случаев, когда речь идет:

1) об определенных заболеваниях, предполагающих более длительные сроки сохранения места работы (должности);

2) определенной категории граждан, для которых законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности);

3) о временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

В этом видится основное отличие от регулирования аналогичной ситуации нормами ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), которая устанавливает запрет на увольнение по инициативе работодателя вне зависимости от срока болезни.

Из нормы также исключен запрет на увольнение беременных женщин, однако представляется, что в силу новой редакции ст. 37 Закона о госслужбе и ст. 261 ТК РФ особое указание здесь и не требуется.

ГАРАНТИИ ДЛЯ ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ

Обратите внимание! Отсутствие на службе более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности), служит основанием для увольнения служащего по инициативе представителя нанимателя по п. 8.1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе

Федеральным законом от 05.04.2013 № 57-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"» сокращение должностей в государственном органе было отнесено к основанию увольнения по инициативе представителя нанимателя - таким образом, окончательное решение получил вопрос, связанный с расторжением служебного контракта с беременными работницами и лицами, имеющими детей.

Ранее отсутствие указанного основания приводило к тому, что беременные и женщины, имеющие детей, увольнялись представителем нанимателя по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, несмотря на запрет, установленный ст. 261 ТК РФ. И многие суды расценивали такое увольнение как законное, поскольку формально прекращение служебных отношений производилось не по инициативе госоргана, а по так называемым общим основаниям. И лишь Конституционному Суду РФ удалось поставить точку в этом споре.

Б. приказом от 28.04.2010 была уволена в связи с сокращением замещаемой должности. Полагая, что на нее как одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет, распространяется гарантия, закрепленная ч. 4 ст. 261 ТК РФ, она обратилась в Воркутинский городской суд Республики- Коми. В удовлетворении заявленного требования ей было отказано на основании того, что указанная гарантия предоставляется в случае увольнения работника по инициативе работодателя. Расторжение же служебного контракта по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе таковым не считается и ст. 37 не предусмотрено.

Рассмотрев данное дело, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что при увольнении по данному основанию на представителя нанимателя не возлагается безусловная обязанность предоставить увольняемому государственному гражданскому служащему иную должность государственной гражданской службы или направить его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, что подтверждается содержанием п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, который предусматривает возможность увольнения государственного гражданского служащего не только в связи с отказом от перевода или переподготовки (повышения квалификации), но и при непредоставлении ему в этом случае иной должности государственной гражданской службы. По смыслу приведенных законоположений представитель нанимателя даже при наличии вакантных должностей или возможности направления государственного гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с последующим назначением на соответствующую должность государственной гражданской службы может принять решение о прекращении с ним контракта. Тем самым допускается расторжение служебного контракта с государственным гражданским служащим в связи с проведением мероприятий по сокращению штата фактически по инициативе представителя нанимателя, который принимает окончательное решение об увольнении государственного гражданского служащего по своему усмотрению.

На основе данной правовой позиции Конституционный Суд РФ постановил признать взаимосвязанные положения ч. 4 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст. 37 Закона о госслужбе не соответствующими Конституции РФ (статьям 7 (ч. 1), 19 (ч. 2), 37 (ч. 1), 38 (ч. 1) и 55 (ч. 3)) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.

Кстати сказать

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о госслужбе представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить ему все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в государственном органе - вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 822 утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила), которые вступили в силу 1 октября 2013 г.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что кадровая служба государственного органа не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения гражданского госслужащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров».

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей в иных госорганах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до даты предстоящего увольнения в связи с сокращением.

Государственный гражданский служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с этим уведомлением представляет в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых он выбрал вакантные должности, или об отказе от предложенных вакантных должностей.

Кадровая служба не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления направляет в государственные органы письма с использованием средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом, с просьбой рассмотреть кандидатуру государственного гражданского служащего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. В письме указываются выбранные госслужащим вакантные должности государственной гражданской службы с приложением его анкеты по форме, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р, а также дата окончания двухмесячного срока после предупреждения его об увольнении в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о госслужбе.

Кадровая служба государственного органа не позднее трех рабочих дней со дня получения такого письма направляет ответ о готовности рассмотреть кандидатуру гражданского госслужащего, претендующего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры с обоснованием причины. В ответе также указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Полученная информация доводится до сведения государственного гражданского служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления ответа.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с государственным гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, направляется в письменном виде кадровой службой этого госоргана не позднее трех дней со дня проведения собеседования в кадровую службу государственного органа, направившего запрос. Последняя и доводит принятое решение до сведения государственного гражданского служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Поскольку сокращение должностей в государственном органе нашло отражение в перечне оснований увольнения по инициативе представителя нанимателя, права беременных женщин и лиц с семейными обязанностями, гарантированные ст. 261 ТК РФ, отныне нарушаться не будут.

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

В силу части 3.1 ст. 37 Закона о госслужбе в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пп. 8.1-8.3 ч. 1 названной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие в этом случае не предусмотрено.

Таким образом, норма Закона о госслужбе существенно отличается от ч. 1 ст. 178 ТК РФ для аналогичных ситуаций, связанных с прекращением трудовых правоотношений.

Напомним, что согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата помимо выплаты выходного пособия (в размере среднего месячного заработка) за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В трудовых отношениях выходное пособие компенсирует средний заработок за первый месяц периода трудоустройства.

Кроме того, в случае если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости населения и не был им трудоустроен, средний заработок сохраняется за ним в течение третьего месяца со дня увольнения по решению соответствующего органа занятости.

Что же касается государственного служащего, компенсация выплачивается ему единовременно при увольнении и не зависит от условия о трудоустройстве (т. е. служащий не обязан вставать на учет в службу занятости как лицо, ищущее работу).

Если речь идет о сокращении должностей государственных органов в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях), то в силу ч. 3.2 ст. 37 Закона о госслужбе служащему помимо компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.

Как видим, служащие-северяне находятся в крайне невыгодном положении.

Бывший служащий госоргана где-нибудь в ЦАО, получив положенную компенсацию, может уже на следующий день решить вопрос с трудоустройством. Таким образом, в течение четырех месяцев со дня увольнения по сокращению он вполне законно будет располагать и заработной платой, и компенсационной выплатой. А вот высвобожденному служащему-северянину, для того чтобы получить дополнительную компенсацию за пятый и шестой месяцы, трудоустраиваться нельзя. Поэтому в течение четырех месяцев со дня увольнения по сокращению он будет располагать лишь компенсационной выплатой. Учитывая высокую стоимость жизни на Крайнем Севере и ситуацию с трудоустройством, норма п. 3.2 ст. 37 Закона о госслужбе представляется излишне суровой по отношению к государственным служащим - северянам.

Госслужащий был уволен с гражданской службы по сокращению штата. Увольнение было произведено с нарушениями процедуры, и суд восстановил служащего в должности. Можно ли из суммы оплаты вынужденного прогула удержать сумму компенсации, выплаченной ему при расторжении служебного контракта?

Напрямую законом данная ситуация не урегулирована, поэтому давайте обратимся к судебной практике. Согласно п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя (независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет), пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

Иногда суды не включают в расчет среднего заработка денежную компенсацию, выплачиваемую гражданскому служащему при увольнении по сокращению штата, поскольку по буквальной формулировке закона она не является выходным пособием. Эта позиция представляется неверной, поскольку по своему социальному назначению данная денежная компенсация аналогична выходному пособию.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль