Рабочее время и время отдыха водителей автомобилей

9060
Не так давно мы рассмотрели особенности приема на работу водителей автомобилей. Сегодня поговорим о том, как правильно организовать их труд в течение рабочего дня (смены). Сколько часов в день водитель может непосредственно управлять автомобилем? Что включается в его рабочее время помимо управления транспортным средством? Можно ли направить водителя в служебную поездку до начала или после окончания рабочего дня и какой должна быть продолжительность его ежедневного и еженедельного отдыха?

Обратите внимание!
Положение распространяется на всех водителей автомобилей за исключением занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей, как и других работников, не может превышать 40 часов в неделю. В течение этого времени водитель должен выполнять работу по профессии в соответствии с условиями трудового договора и Правилами внутреннего трудового распорядка. Работа водителя связана с управлением транспортным средством, но это не значит, что все свое рабочее время, то есть 40 часов в неделю, шофер должен непосредственно находиться за рулем. Более того, время управления автомобилем в течение рабочего дня (смены) лимитировано. Подобные ограничения, а также иные дополнительные требования к труду водителей установлены соответствующим Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение), утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Так, время управления автомобилем в течение смены ограничено и не может превышать по общему правилу девяти часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - восьми часов.

При суммированном учете рабочего времени период управления автомобилем в течение одной смены может быть увеличен до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 16, 17 Положения).

Рабочий день (смена) водителя помимо управления автомобилем включает в себя:

1. Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

Так, на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывной езды водителю должен быть предоставлен специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем такие перерывы должны происходить не реже чем каждые два часа. В случае совпадения с перерывом для отдыха и питания специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (п. 19 Положения).

2. Подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены.

Состав и продолжительность работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при его наличии) (п. 20 Положения).

3. Время медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения.

Продолжительность проведения медосмотра также устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 20 Положения).

Напомним: прохождение водителями таких медицинских осмотров является обязательным условием их допуска к работе. В случае, например, выявления медицинских противопоказаний для управления автомобилем работодатель обязан отстранить водителя от работы в порядке, предусмотренном ст. 76 ТК РФ.

Водитель, придя на работу, пожаловался на плохое самочувствие. Врач его осмотрел, указал на высокое давление и рекомендовал освободить от поездок на весь день. В итоге водителя отправили домой. Должны ли мы оплатить ему этот день?

Работодатель не вправе игнорировать заключение врача и правильно сделал, что не допустил водителя к работе, поскольку она ему была противопоказана. Сотрудник отстранен от работы в соответствии с положениями ст. 76 ТК РФ, сохранение за ним среднего заработка в подобной ситуации законом не предусмотрено.

4. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей.

5. Время простоев не по вине водителя.

В рабочее время водителя не включаются и, соответственно, не оплачиваются простои, возникшие по его вине.

У нас на двух водителей осталась одна машина. Была еще одна, но ее продали, чтобы купить новую. В итоге за рулем постоянно один водитель, а другой сидит без работы. Как оплачивать ему это время? Увольнять работника мы не собираемся, так как вторая машина придет совсем скоро.

В данном случае тому водителю, который временно остался без машины, оформляется простой. При этом очевидно, что без машины он остался не по своей вине и вряд ли такой простой можно объяснить причинами, не зависящими от работодателя. Тот факт, что одна машина была продана, а другая к этому моменту еще не куплена, в результате чего водитель лишился возможности полноценно работать и получать соответствующую зарплату, относится к рискам работодателя, при этом именно он обязан предоставить водителю машину, чтобы тот мог выполнять свою трудовую функцию.

Таким образом, согласно ч. 1 ст. 157 ТК РФ все то время, пока водитель будет оставаться без работы в связи с отсутствием служебной машины, работодатель обязан оплачивать ему в размере не менее двух третей от средней заработной платы (простой по вине работодателя).

Словарь кадровика
Простой - временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера

6. Время проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

7. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем.

Этот период засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%, а его конкретная продолжительность определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и машины засчитывается в качестве рабочего только одному из них (п. 21 Положения).

8. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух шоферов).

Этот период засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%, а его конкретная продолжительность устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (п. 22 Положения).

9. Время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 7 Положения нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей с пятидневной рабочей неделей и двумя выходными соответственно не может превышать восьми часов. Для работающих шесть дней в неделю - семи.

При этом продолжительность ежедневной работы (смены), время ее начала и окончания определяются графиком работы (сменности) водителей.

Можно ли установить водителю гибкий рабочий график?

В соответствии со ст. 102 ТК РФ по соглашению сторон трудового договора режим гибкого рабочего времени может быть установлен любому работнику. Такой режим предполагает, что сотрудник в определенных временных рамках сам будет решать, к какому времени ему приходить на работу и когда уходить с нее, а также сколько часов в общей сложности работать в день (смену). Никаких исключений для водителей не предусмотрено.

Таким образом, водителям по их желанию и с согласия работодателя может быть установлен гибкий режим работы.

Графики работы (сменности) составляются работодателем ежемесячно на каждый день (смену) и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения в действие. Такой график составляется для каждого водителя независимо от режима рабочего времени (п. 4 Положения) с тем расчетом, чтобы общая продолжительность еженедельной и ежедневной работы (смены) не превышала установленные Положением нормы.

Если же по условиям работы обеспечить нормальную ежедневную (или еженедельную) продолжительность рабочего времени невозможно, устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, допускается более длительный учетный период, но не свыше шести месяцев.

Продолжительность ежедневной работы (смены) при суммированном учете рабочего времени не может превышать 10 часов. Хотя в отдельных случаях для определенных категорий водителей она может быть увеличена до 12 часов. Это допускается, если при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха.

Обратите внимание: когда пребывание водителя в автомобиле превышает 12 часов, в рейс направляются два шофера. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха одного из них.

Увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) до 12 часов при суммированном учете рабочего времени возможно также для водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах. Такое решение принимается по согласованию с представительным органом работников.

Кроме того, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов водителям, осуществляющим перевозки:

  • для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб;
  • технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутри- карьерные) без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов;
  • на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей организаций в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение смены не превышает девяти часов.

Можно ли разделить рабочий день водителя на части?

Согласно ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых разнится в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Таким образом, если есть необходимость, рабочий день можно разделить на части и водителям.

При этом для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах, предусмотрены специальные правила разделения рабочего дня на части.

Согласно п. 13 Положения разделение рабочего дня на части для таких водителей должно производиться с тем расчетом, чтобы перерыв между двумя частями рабочего дня предоставлялся не позже чем через четыре часа после начала работы, а его продолжительность не превышала двух часов без учета времени для отдыха и питания. Такой перерыв должен быть предоставлен в месте дислокации или в месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

СВЕРХУРОЧНАЯ РАБОТА И НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Водители автомобилей могут привлекаться к сверхурочной работе в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ.

Напомним, согласно ч. 6 ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Для водителей автомобилей, которым установлен суммированный учет рабочего времени, предусмотрены дополнительные ограничения по продолжительности сверхурочной работы. Так, согласно п. 23 Положения их разрешается привлекать к сверхурочной работе при условии, что общая продолжительность работы в соответствующий день (смену) с учетом сверхурочных работ и работ по графику не будет превышать 12 часов.

В день, когда водитель по графику работает 12 часов, привлекать его к сверхурочной работе нельзя. А если его рабочая смена составляет 10 часов, максимальная продолжительность сверхурочной работы в этот день будет 2 часа.

Однако из указанного правила есть исключения. В том же п. 23 Положения сказано, что такие ограничения не распространяются на сверхурочные работы в случаях, предусмотренных подп. 1 и 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ.

И здесь надо отметить следующее. Приказ Минтранса России, утвердивший Положение, был издан в 2004 г., и с тех пор никаких изменений в Положение не вносилось. А вот нормы ТК РФ за это время менялись неоднократно, в том числе и статья 99. Таким образом, установленные п. 23 Положения исключения для привлечения водителей с суммированным рабочим временем к сверхурочной работе изначально распространялись не на те случаи, которые ныне указаны в подп. 1 и 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ.

Как бы то ни было, на сегодняшний день работодатель вправе привлекать водителей с суммированным рабочим временем к сверхурочной работе без ограничений по общей продолжительности ежедневной работы в двух случаях. Когда сверхурочные работы связаны:

1) с необходимостью выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей (подп. 1 ч. 2 ст. 99 ТК РФ в действующей редакции);

2) с необходимостью продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва (подп. 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ в действующей редакции).

Привлечение к сверхурочной работе во всех случаях, кроме тех, что связаны с чрезвычайными обстоятельствами, указанными в ч. 3 ст. 99 ТК РФ, допускается только с письменного согласия водителя.

Не требуется письменное согласие водителя для привлечения к работе за пределами рабочего дня, если ему установлен ненормированный рабочий день.

Как правило, ненормированный рабочий день вводится для персональных водителей, но по большому счету может быть установлен для всех водителей легковых автомобилей (кроме такси), а также автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях (п. 14 Положения).

Мы всем водителям установили ненормированный рабочий день. Означает ли это, что теперь мы можем их привлекать к работе до и после окончания рабочего дня и не выплачивать сверхурочные?

Конечно, если водителю установить ненормированный рабочий день, можно привлекать его к работе за пределами рабочего дня без выплаты сверхурочных. Взамен такому сотруднику на основании ст. 119 ТК РФ полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех календарных дней.

Вот только режим ненормированного рабочего дня вовсе не означает, что сотрудника можно привлекать к сверхурочной работе постоянно. Напротив, такие переработки могут осуществляться только по необходимости и эпизодически согласно ст. 101 ТК РФ.

Если переработки водителя носят постоянный характер, в определенных случаях их необходимо оформлять именно как сверхурочную работу и оплачивать соответствующим образом. И это несмотря на то, что водителю установлен ненормированный рабочий день. Только так можно будет избежать нарушений трудового законодательства, привлекая водителя к работе сверхурочно.

ПЕРЕРЫВЫ В РАБОТЕ И РАБОТА В ВЫХОДНЫЕ И НЕРАБОЧИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

Всем водителям в течение рабочего дня (смены) предоставляется перерыв для отдыха и питания (обеденный перерыв) продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Если по графику водитель работает более 8 часов в день, ему может быть предоставлено два таких перерыва. Их суммарная продолжительность в этом случае также не может превышать 2 часов и быть менее 30 минут.

Время ежедневного (междусменного) отдыха вместе с обеденным перерывом должно как минимум вдвое превышать продолжительность работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) (п. 25 Положения).

Водитель работает пять дней в неделю по восемь часов с 9 ч 00 мин до 18 ч 00 мин. Перерыв для отдыха и питания продолжительностью один час предоставляется с 13 ч 00 мин до 14 ч 00 мин. Ежедневный отдых водителя должен по меньшей мере в два раза превышать время ежедневной работы, то есть составлять не менее 16 часов. Рабочий день заканчивается в 18 ч 00 мин, но продолжительность ежедневного отдыха отсчиты- вается с учетом времени обеденного перерыва, то есть не с 18 ч 00 мин, а с 17 ч 00 мин. Соответственно, ежедневный отдых водителя составляет 16 часов - с 17 ч 00 мин до 9 ч 00 мин, когда начинается новый рабочий день.

Если для водителей автомобилей введен суммированный учет рабочего времени, то продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть меньше продолжительности предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - меньше половины этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

В соответствии со ст. 111 ТК РФ всем работникам положены выходные дни - еженедельный непрерывный отдых. Для водителей он составляет не менее 42 часов, предоставляемых непосредственно до или после ежедневного (междусменного) отдыха (ст. 110 ТК РФ, п. 26 Положения).

При суммированном учете рабочего времени выходные (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графику работы (сменности). Необходимо учитывать, что количество выходных в текущем месяце не должно быть меньше числа полных недель.

В декабре 2013 г. водителю с суммированным учетом рабочего времени должно быть предоставлено не менее четырех выходных дней.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но при этом должна составлять не менее 29 часов. Время еженедельного непрерывного отдыха в учетном периоде не может быть менее 42 часов.

В следующих номерах журнала мы расскажем об особенностях увольнения водителей автомобилей, о проведении обязательных медицинских осмотров для этой категории сотрудников, а также о том, что нужно знать работодателю о тахографах, предназначенных для соблюдения водителями режима труда и отдыха.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль