Современные подходы при обучении новых рабочих

1797
Сегодня, принимая на работу сотрудников со средним профессиональным образованием, работодатель пожинает плоды кризиса 1990-х гг., получая специалистов с очень слабым уровнем подготовки. Однако несправедливо было бы винить во всем только учебные заведения и государство: работодатели тоже внесли свою лепту в развал системы профобразования. Отказываясь от непрофильного бизнеса, компании снимали с баланса профильные ПТУ и техникумы, снижали затраты на шефскую помощь, сокращали число мест для прохождения производственной практики, уменьшали квоты на прием выпускников и т. д. Сегодня многие работодатели готовы «вернуть долг» и тратят немалые средства и силы на подготовку новых рабочих, по- flj нимая, что наличие квалифицированных кадров - это залог выживания в конкурентном окружении. В этой статье мы расскажем об опыте практической подготовки рабочих на нефтеперерабатывающем заводе.

Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) относится к организациям, поднадзорным Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Приказом Ростехнадзо- ра от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждено Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В пункте 7 названного Положения указано, что обучение рабочих основных профессий включает:

  • подготовку вновь принятых рабочих;
  • переподготовку (переобучение);
  • обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
  • повышение квалификации.

При этом подготовка вновь принятых рабочих основных профессий проводится в организациях (учреждениях), реализующих программы профессиональной подготовки, дополнительного и начального профессионального образования, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Программы профессионального обучения для рабочих основных профессий предусматривают теоретическое и производственное обучение и разрабатываются в соответствии с квалификационными требованиями для каждого разряда конкретной профессии и установленным сроком обучения.

Подход к подготовке рабочих зависит прежде всего от наличия или отсутствия в регионе, где расположена компания, средних учебных заведений профессионального образования (далее - суз). Рассмотрим оба варианта.

ВАРИАНТ 1. В РЕГИОНЕ ИМЕЮТСЯ ПРОФИЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Такие образовательные организации можно использовать как базу для подготовки персонала, необходимого работодателю. Правда, само по себе наличие учебного заведения еще не гарантирует решение задачи по подготовке нужных специалистов. Для этого работодателю и учебному заведению придется проделать большую совместную работу. Итак, что же в настоящее время требуется от выпускников большинства профильных учебных заведений, но ими (учреждениями) зачастую не обеспечивается?

1. Наличие не одной, а как минимум двух смежных рабочих специальностей.

Один из ключевых трендов в области использования трудовых ресурсов на производстве состоит в объединении рабочих профессий в целях повышения производительности труда - например, оператор технологической установки и машинист технологических насосов или машинист компрессорных установок.

2. Знание базовых программ Ростехнадзора.

Не прошедший соответствующее обучение выпускник будет не вправе самостоятельно работать по специальности, а его аттестация у работодателя может занять от трех до шести месяцев.

3. Наличие не только теоретических знаний о безопасной эксплуатации современного оборудования, но и навыков управления производственным процессом с использованием автоматизированных систем (далее - АСУТП) на основе компьютерных технологий.

4. Наличие первичных практических профессиональных навыков по профессии (профессиям).

5. Наличие первичных практических навыков организации и проведения работ повышенной опасности.

Таким образом, если администрация суз заинтересована в востребованности своих выпускников, а работодатель - в качественной подготовке специалистов для собственных нужд, а не просто в кандидатах с набором документов, позволяющих трудоустроиться, им необходимо выстроить взаимовыгодные партнерские отношения. Для этого существует ряд стандартных решений, реализуемых совместно предприятиями и суз, при необходимости - с привлечением администрации города:

  • заключение договора о стратегическом партнерстве между работодателем и учебным заведением;
  • согласование требований, предъявляемых работодателем (группой работодателей) к выпускникам, внесение изменений в учебный процесс в соответствии с этими требованиями;
  • аудит существующей учебной базы, формирование программы ее развития (в связи с оптимизацией технологий, модернизацией производства и т. п.);
  • реализация для преподавательского состава суз программы грантов (компенсации расходов), направленной на повышение их профессиональной квалификации, организация их стажировок на производственных объектах работодателя;
  • проведение производственной практики с обязательным предоставлением рабочего места;
  • профориентационная работа для учащихся учебного заведения, в том числе реализация стипендиальной программы для лучших студентов; проведение ежегодного научно-технического конкурса; обеспечение темами для дипломных проектов и т. д.;
  • привлечение специалистов работодателя к участию в учебном процессе (проведение мастер-классов, семинаров и т. п.) и к работе в экзаменационной комиссии учебного заведения.

В 2011 г. между ОАО «Газпромнефть - ОНПЗ» и профильным суз было заключено рамочное соглашение о партнерстве, на основе которого ежегодно составляется конкретный перечень мероприятий для реализации в текущем отчетном периоде. Работодатель взял на себя обязательства полностью оборудовать и оснастить компьютерными тренажерами технологических процессов НПЗ специализированную аудиторию, сформировать квоту на производственную практику, пополнять наглядными пособиями специализированные аудитории. Администрация суз, со своей стороны, согласовала график лицензирования и внесения изменений в учебную программу согласно потребностям организации.

Работодатель предоставил студентам возможность прохождения удлиненной производственной практики, а желающим - начиная с третьего года обучения работать по два - три месяца во время летних каникул.

Для учащихся это прекрасная возможность попробовать себя в будущей профессии, сравнить то, что рассказывает о своей организации работодатель, с тем, как это выглядит изнутри, наконец, заработать денег. Для предприятия - возможность проверить отношение студентов к труду, их теоретическую и практическую подготовку. Понять все это за месяц практики невозможно, так как первые 10 дней в соответствии с требованиями законодательства уходят на изучение нормативных документов и получение допуска к самостоятельной работе по вопросам техники безопасности. Если добавить к этому выходные дни, то реальных рабочих смен останется всего 10-12.

За время реализации программы партнерства каждая из сторон получила свои дивиденды (таблица).

Результаты сотрудничества между предприятием и профильным суз

Обучение новых рабочих: современные подходы

ВАРИАНТ 2. В РЕГИОНЕ НЕТ ПРОФИЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Что делать работодателю, если поблизости профильные учебные заведения отсутствуют? Есть несколько способов решения этой проблемы.

1. Найти образовательное учреждение нужного профиля в соседнем регионе.

Однако в этом случае возникает много организационных сложностей, в первую очередь с проживанием работников.

2. Инициировать открытие профильного отделения на базе какого-либо учебного заведения в своем регионе.

При этом оптимальной является ситуация, когда параллельно создается учебный центр на предприятии, и работа по подготовке специалистов ведется предприятием и учебным заведением совместно.

3. Создать собственный лицензированный учебный центр.

Такой учебный центр может не только участвовать в подготовке рабочих, но и реализовы- вать программы развития и повышения квалификации для всех сотрудников организации.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Можно выделить следующие основные элементы учебного центра:

1. Интеллектуальная собственность:

  • лицензия на образовательную деятельность;
  • договоры о партнерстве с учебными заведениями и совместные программы обучения;
  • собственные программы обучения и подготовки.

2. Преподавательские кадры:

  • договоры о привлечении преподавателей со стороны;
  • сформированный в организации институт внутренних тренеров;
  • штат сотрудников учебного центра (преподавателей, мастеров производственного обучения).

3. Материально-техническая база:

  • для теоретической подготовки - специализированные учебные аудитории, оборудованные оргтехникой и оснащенные наглядными пособиями;
  • для получения практических навыков выполнения непосредственных обязанностей и закрепления теоретических знаний - учебный полигон, оснащенный специальным оборудованием;
  • для получения практических навыков управления АСУТП - аудитории, оснащенные
  • компьютерными (виртуальными) имитаторами производственного процесса. На примере ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» рассмотрим ситуацию, когда отсутствие возможности привлекать выпускников с профильным образованием побудило работодателя создать (в 2006 г.) собственный лицензированный учебный центр, действующий по сей день.

СОЗДАНИЕ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

Этап 1Определение потребностей предприятия

Для понимания объема и специализации помещений будущего учебного центра вначале необходимо определить:

  • ежегодное количество новых рабочих по основным специальностям НПЗ (операторов технологических установок, товарных операторов, машинистов компрессорных установок и др.) - на основании данных о текучести персонала и планируемых рабочих местах;
  • вторые профессии, необходимые персоналу (стропальщики, лифтеры и т. д.), - на основании перечня обязательного обучения для рабочих специальностей;
  • количество проводимых в течение года развивающих и обучающих мероприятий, усредненное число их участников, формат мероприятий;
  • перспективы изменения всех перечисленных параметров на ближайшие 10 лет - на основании стратегии развития предприятия.

Данная информация позволила сформировать перечень направлений, по которым будет вестись подготовка новых рабочих, спланировать и создать материально-техническую базу, подобрать специалистов для преподавательской работы. Стало ясно, что учебному центру завода необходимо получить лицензии на право присвоения рабочих профессий и обучение по программам Ростехнадзора.

Этап 2Согласование проекта

На встречах с представителями надзорных органов (выдающих лицензию) происходило согласование проекта учебного центра на предмет достаточности материально-технической базы и преподавательского состава для процедуры лицензирования.

Этап 3Формирование материально-технической базы

Расположение учебного центра - на территории завода, но вне производственных площадок - позволило обеспечить нормальные условия труда для персонала и обучаемых, возможность свободного посещения занятий (без пропусков) людьми, не работающими на заводе. Учебный центр - это комплекс, состоящий из двух зданий c аудиториями и полигона.

Этап 4Подготовка преподавательских кадров и составление учебных программ

Специально для работы в учебном центре были выделены два сотрудника - для занятий на компьютерных тренажерах и мастер производственного обучения. Предприятие заключило индивидуальные договоры с работниками Ростехнадзора, привлекаемыми к проведению аттестационных экзаменов (5 человек по основным направлениям). Был сформирован институт внутренних тренеров - через год образовалась постоянная группа преподавателей по специальным предметам, примерно 15 человек.

Одновременно с созданием учебной базы и подбором преподавателей разрабатывались учебные программы и локально-нормативные акты организации (далее - ЛНА), регламентирующие работу учебного центра. В том числе один из самых важных - ЛНА по вопросам охраны труда при проведении занятий на объектах учебного центра.

Этап 5Формирование интеллектуальной собственности

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174. Организация собирает и сдает в лицензирующий орган государственной власти субъекта РФ пакет документов установленного образца для получения лицензии на образовательную деятельность:

  • для присвоения рабочих профессий «оператор технологических установок», «товарный оператор», «лаборант химического анализа», «машинист технологических насосов», «машинист компрессорных установок»;
  • для получения права на обучение и аттестацию по программам Ростехнадзора «Безопасная эксплуатация сосудов, работающих под давлением», «Безопасная эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды», «Безопасная эксплуатация технологических трубопроводов», «Эксплуатация грузоподъемных механизмов» (в качестве стропальщика). Лицензирующий орган проводит проверку
  • заявления и документов в течение трех рабочих дней с момента их регистрации на предмет отнесения лицензирования образовательной деятельности соискателя к компетенции лицензирующего органа; заявления для лицензирования образовательных программ, которые соискатель лицензии в соответствии с законодательством РФ вправе реализовывать; а также в целях выяснения, насколько полно и правильно оформлены заявления и документы.

Этап 6Реализация учебного процесса

Набор обучаемых в форме открытого конкурса (объявления в СМИ) проводится дважды в год (весной и осенью) в количестве одной-двух групп по 25-30 человек каждая. Для обучения отбираются кандидаты, соответствующие следующим требованиям: молодые люди в возрасте до 35 лет с уровнем образования не ниже суз (предпочтительно технического направления), прошедшие предварительный медицинский осмотр (обследование) и собеседование в отделе кадров. Полная программа обучения занимает шесть месяцев и состоит из двух модулей.

Первый модуль продолжительностью три месяца реализуется на базе учебного центра и включает в себя теоретическое обучение и практические занятия на полигоне. Параллельно происходит обучение еще по двум направлениям:

  • по программам Ростехнадзора «Эксплуатация сосудов, работающих под давлением» и «Эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды»;
  • на компьютерных тренажерах, имитирующих работу основного оборудования нефтезавода.

Этап 7Мониторинг процесса обучения

В завершение каждой темы теоретического раздела и отрабатываемой на тренажерах учащиеся сдают экзамен (зачет) по заранее составленным билетам. Экзамен принимают специалисты по данным направлениям нефтепереработки, но не те, кто читал лекции. В итоге удается не только оценить успеваемость учеников, но и оценить качество работы преподавателей.

К концу первого модуля каждый учащийся должен:

  • в полном объеме освоить программу теоретической подготовки (сдать экзамены по основным процессам, устройству и принципам действия нефтеперерабатывающего оборудования);
  • сдать экзамен по общим правилам промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, ЛНА организации;
  • сдать зачеты:
  • с использованием тренажеров - симулято- ров технологического процесса - по принципам работы с АСУТП;
  • на право обслуживания сосудов, работающих под давлением, и трубопроводов пара и горячей воды;
  • по организации и проведению работ повышенной опасности;
  • по первичным навыкам слесарного дела в соответствии с квалификационными требованиями ЕТКС, предъявляемыми к данным профессиям.

После успешной сдачи всех зачетов учащийся переходит ко второму этапу обучения.

Второй модуль включает производственное обучение на конкретном рабочем месте, которое учащиеся выбирают по очереди в соответствии с местом в рейтинге (среднеарифметическое всех балльных оценок за каждый этап первого модуля обучения).

К концу второго модуля учащиеся получают допуск к самостоятельной работе, закрепляют на практике полученные знания и умения, сдают экзамен на присвоение рабочей профессии с одновременным присвоением 3-го или 4-го квалификационного разряда.

Учебный центр, этапы создания которого мы рассмотрели, функционирует и сегодня, успешно справляясь со своей задачей, - качественной подготовкой технологического персонала по рабочим профессиям. В настоящее время для обеспечения потребностей НПЗ в специалистах администрацией предприятия, города и учебного заведения реализовано решение об открытии профильной кафедры химической технологии на базе Рязанской радиотехнической академии. По-видимому, сотрудничество предприятия и учебного заведения в деле подготовки кадров для НПЗ скоро выйдет на новый уровень. Об этом говорит в том числе решение об организации для студентов-старшекурсников, специализирующихся по кафедре химической технологии, специального курса на базе учебного центра ЗАО «РНПК» с привлечением ведущих специалистов завода.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Продолжите чтение после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 500 полезным статьям по управлению персоналом, важным документам и ценным советам от экспертов HR отрасли.

Читайте после регистрации:

  • Примеры составления KPI
  • Выявляем мотивы для повышения эффективности работы подразделения
  • Оценка результатов труда персонала
  • Анкета для проведения структурированного интервью
  • и другие полезные статьи

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль