Профессиональное обучение рабочих и инженерных кадров: опыт предприятия

2958
Современная система профобразования переживает эпоху модернизации, в то же время производственные компании испытывают острый дефицит квалифицированного персонала. Такая ситуация заставляет HR-специалистов быть креативными и находить решения в области обеспечения организаций кадрами, создавать собственные учебные центры, не отличающиеся от существующих средних профессиональных учебных заведений. особое значение в данной работе приобретают партнерские взаимоотношения работодателя с профильными учреждениями профобразования и органами власти.

Став частью госкорпорации «Росатом», ОАО «Петрозаводск-маш» было перепрофилировано в соответствии с новыми задачами. В связи с этим кадровая политика предприятия претерпела ряд изменений. Важнейшими направлениями в области управления персоналом стали сохранение высокого уровня социальной защи ты, управление вознаграждением и эффективностью работников, обучение и развитие, формирование кадрового резерва, привлечение, отбор и адаптация персонала.

Для запуска производства с новой номенклатурой продукции службе персонала предстояло не только в кратчайший срок обеспечить предприятие кадрами необходимой квалификации, но и предложить руководству проект развития системы непрерывной подготовки персонала в долгосрочной перспективе.

Анализ сложившейся в регионе ситуации с подготовкой инженерных и рабочих кадров показал следующее:

  • учебные заведения профессионального образования не выпускают нужных специалистов;
  • учебные заведения профессионального образования выпускают малое количество рабочих (всего 10-14 человек на выпуске; юноши, как правило, сразу идут в армию, вследствие чего на рынке труда в лучшем случае остается пять человек);
  • в учебных заведениях отсутствует заочная форма обучения на бюджетной основе для работающего населения, не имеющего среднего профессионального образования;
  • профильные образовательные учреждения имеют слабую материально-техническую базу;
  • мастера производственного обучения профильных колледжей обладают низкой квалификацией;
  • преподаватели спецдисциплин колледжей не имеют практического опыта работы на заводе (или имеют очень давний опыт);
  • при обучении в колледжах недостаточно времени отводится практическому освоению студентами профессиональных навыков;
  • выпускники профессиональных учебных заведений не хотят работать на заводе в качестве рабочих.

Справка о компании

ОАО «Петрозаводскмаш» - одно из крупнейших машиностроительных предприятий на Северо-Западе России, расположенное в столице Карелии вблизи Онежского озера. С 1960 г. завод специализировался на изготовлении оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. В 2010 г. предприятие вошло в ОАО «Атомэнергомаш» - машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом» - и стало производить крупнотоннажное оборудование реакторной установки АЭС под управлением инжиниринговой компании «ЗАО "АЭМ-технологии"». Численность - 1 тыс. 500 человек.

В июне 2011 г. в соответствии с молодежной политикой госкорпорации «Росатом» дирекция по управлению персоналом разработала программу развития взаимодействия предприятия с профильными учебными заведениями. В этой программе обозначены цели и задачи, профиль выпускника-специалиста (приложение), образовательные учреждения-партнеры, основные направления и мероприятия. Программа развития учитывает исключительную роль молодых квалифицированных кадров как стратегического ресурса развития атомной отрасли и направлена на привлечение и удержание выпускников профильных учебных заведений, стимулирование их инициативы, самореализации, совершенствования профессиональных навыков, развития карьеры и созидательной активности.

Петрозаводский государственный университет, индустриальный и машиностроительный колледжи Петрозаводска - основные поставщики кадров для завода, поэтому именно с ними заключены соглашения о сотрудничестве. С Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» (НИЯУ «МИФИ») заключено соглашение о создании базовой кафедры энергетического машиностроения.

Осенью 2011 г. между ОАО «Пе-трозаводскмаш» и Правительством Республики Карелия было подписано Соглашение о взаимодействии в области совершенствования системы профессионального образования республики и обеспечения предприятия квалифицированным кадрами до 31 декабря 2013 г. Этим соглашением определены основные направления сотрудничества:

  • ежегодное прохождение студентами практики и/или стажировки на предприятии «Петрозаводскмаш»;
  • разработка / корректировка и внедрение программ профессионального образования совместно с предприятием;
  • закрепление рабочих мест для трудоустройства выпускников;
  • проведение с участием предприятия «Петрозаводскмаш» общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в отрасли машиностроения;
  • проведение на предприятии стажировки педагогических и руководящих работников, мастеров производственного обучения;
  • проведение специалистами предприятия «Петрозаводскмаш» занятий в учреждениях профессионального образования;
  • распространение предприятием «Петрозаводскмаш» опыта модернизации системы профессионального образования в субъектах РФ.

Соглашением предусмотрено финансирование мероприятий из средств республиканского бюджета в рамках целевой программы «Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах» и бюджета ОАО «Петрозаводск-маш» в форме предоставления учебно-производственных площадок, оборудования для проведения практических занятий, специалистов и реализации специальных проектов по образованию и кадровой политике, утвержденных внутренними регламентами предприятия.

Первоначально проект взаимодействия с учебными заведениями назывался «Школа-колледж-вуз». Позже, когда сформировалась более четкая его структура и расширилась целевая аудитория (в нее вошли не только студенты, а все сотрудники предприятия до 35 лет), проект приобрел новое название - «Молодежный резерв» (таблица).

Профессиональное обучение рабочих и инженерных кадров: опыт предприятия

Основные показатели результативности реализации проекта «Молодежный резерв»:

  • динамика изменения доли молодых работников в организации;
  • динамика текучести молодых работников;
  • количество молодых работников, зачисленных в кадровый резерв и получивших карьерное продвижение;
  • динамика изменения среднего возраста руководителей организации;
  • количество студентов и учащихся, прошедших практику в организации.

Для того чтобы студенты лучше узнали о предприятии «Петро¬заводскмаш» и атомной отрас¬ли, заводской центр подготовки персонала проводит экскурсии и открытые лекции (под откры¬тыми подразумеваются лекции, организуемые для работников предприятия в рамках внутрен него обучения, которые могут по¬сещать студенты и преподаватели профильных колледжей).

Пример

В 2012 г. при реализации проекта «Школа сварки», направленного на повышение уровня профессионального мастерства электросварщиков сварочного производства предприятия «Петрозаводскмаш», в теоретическом обучении по теме «Выполнение сварки и наплавки при изготовлении оборудования атомных энергетических установок» приняли участие студенты и преподаватели Петрозаводского индустриального колледжа (27 человек).

Экскурсии проводятся на основании заявок образовательных учреждений, в которых и сформулированы цели посещения завода. От указанных целей зависит определение экскурсовода (из числа работников предприятия), выбор маршрута по заводу (например, посещение какого-то конкретного структурного подразделения). Перед экскурсией проходит получасовая лекция «Введение в атомную отрасль», в ходе которой участники посещают заводской музей, где знакомятся с историей предприятия «Петрозаводскмаш», историей развития атомной отрасли.

Cтипендиальная программа

Стипендиальная программа ОАО «Петрозаводскмаш» разработана в соответствии с корпоративной политикой Госкорпорации «Росатом» по работе с молодежью. Условия конкурса на получение именной стипендии предприятия закреплены в Положении о назначении именных стипендий ОАО «Петрозаводскмаш» студентам образовательных учреждений профессионального образования.

Цели проведения конкурса:

  • привлечение лучших выпускников профильных учебных заведений различного уровня образования;
  • формирование устойчивого профессионального интереса студентов к работе на предприятии «Петрозаводскмаш»;
  • формирование и укрепление положительного имиджа ОАО «Петрозаводскмаш» как работодателя среди студенческой аудитории. Каждуюосеньруководство предприятия утверждает стипен диальный фонд программы и перечень учреждений профессионального образования, студенты которых могут участвовать в конкурсе.

Этот конкурс проводится среди студентов очной формы обучения. Перечень образовательных учреждений определяется, исходя из приоритетных потребностей в обеспечении кадровыми ресурсами предприятия, а также с учетом факта активности учебных заведений и их студентов в прохождении практики или стажировки на заводе в течение года.

Информация об объявлении, условиях, итогах и результатах конкурса размещается на интернет-сайте предприятия и в корпоративной газете «Машиностроитель Карелии», а также рассылается в образовательные учреждения.

Конкурс на назначение именных стипендий проводится в два этапа: конкурс зачеток (последние две сессии должны быть сданы на «4» и «5») и собеседование. Преимущества в получении стипендии получают студенты, заключившие с предприятием трудовой договор (совмещающие учебу с работой на заводе) или договор на прохождение практики, стажировки. Собеседование проводят руководители структурных подразделений, заинтересованные в поступлении студента на работу.

Бюджет выделяется на 15 стипендий (девять стипендий - для студентов вузов, шесть стипендий - для студентов ссузов). Однако по результатам конкурса экспертная комиссия может перераспределить стипендии иным образом. Так, в 2012 г. было поддержано меньше студентов вузов и больше обучающихся по рабочим профессиям, поэтому стипендии получили 16 человек, но в рамках выделенного бюджета.

Целевая практика и стажировка

Ежегодно на предприятии проходит практику около 100 студентов (в 2011 г. - 85 человек, в 2012 г. - 90). Прием на практику студента, направленного учебным заведением, зависит от решения руководителя соответствующего структурного подразделения. Заводской центр подготовки персонала инициирует привлечение на целевую практику студентов дефицитных профильных специальностей и профессий, либо по договоренности с образовательным учреждением студент направляется на практику в производственное подразделение с целью освоения конкретной рабочей профессии, в которой заинтересовано предприятие.

Пример

Студенты, обучающиеся по специальности «технология машиностроения», могут пройти практику на втором курсе - в качестве контролера или слесаря механосборочных работ; на третьем - оператора станков с программным управлением, токаря, фрезеровщика; на четвертом -технолога или конструктора; на пятом - мастера. Таким образом, получая дополнительные рабочие профессии, выпускники колледжа значительно усиливают свои позиции на рынке труда, а предприятие получает некую базу кандидатов, которых в дальнейшем можно пригласить на работу. Вся информация о практикантах (анкета практиканта / стажера, договор, распоряжение) заносится в базу, созданную на платформе 1С, благодаря чему можно увидеть статистику трудоустройства на завод из числа студентов, проходивших практику в ОАО «Петрозаводскмаш». Студенты могут попробовать свои профессиональные силы на заводе не только при прохождении практики, но и в ходе одногодичной оплачиваемой стажировки с последующим закреплением на предприятии, например в молодежном бюро - технологическом или конструкторском. По соглашению с учебным заведением и руководителем структурного подразделения, в котором будет проходить стажировка, студенты учатся и работают по индивидуальному графику.

Пример

В 2011-2012 учебном году программа стажировки студентов в молодежном конструкторском бюро включала следующие задачи:

  • изучение нормативной, научно-технической, технической документации, необходимой при проектировании;
  • освоение программы трехмерного проектирования SolidWorks, пакета программ Intermech, MS Office;
  • подготовку приложений к договорам и контрактам на поставку продукции, включая технические спецификации, чертежи, схемы;
  • рассмотрение запросов потребителей, карт анализа запросов - определение требований потребителя относящихся к продукции, включая требования к поставке и деятельности после поставки.

На стажировку принимаются студенты преимущественно выпускных курсов, как правило, из числа стипендиатов. Для выпускников это возможность получить опыт работы на престижном предприятии, для предприятия - лучше узнать молодого специалиста и подготовить его к работе на заводе.

Молодежное бюро

На данный момент на заводе действуют две модели молодежного бюро. Первая модель - это самостоятельное структурное подразделение в составе, например, отдела главного технолога, которое так и называется «Молодежное технологическое бюро» (МТБ). У подразделения есть свой руководитель (который назначается из числа молодых специалистов с управленческим потенциалом), свои учебные и рабочие задачи. Студенты осваивают новую для них информацию, овладевают современными информационными технологиями и работают исключительно на актуальном рабочем материале. В роли наставника выступает их руководитель, который распределяет рабочее время студентов, совмещающих учебу с работой на заводе, ставит задачи, обсуждает и контролирует их выполнение.

Вторая модель не предусматривает создания отдельного структурного подразделения. Студентов трудоустраивают на неполный рабочий день в конкретное подразделение и включают в состав рабочей группы актуального проекта. Роль наставника исполняют начальник бюро, в котором закреплен студент, или ведущие специалисты. Преимуществом второй модели является непосредственная включенность студента в рабочие проекты по созданию конструкторской документации определенного изделия, над которым в данный период работает завод. Оценку стажеров осуществляют их настав ники и руководители. При неудов¬летворительном выполнении ра¬бот трудовой договор со стажером может быть расторгнут.

Целевое профессиональное обучение

Целевое обучение по программам профессионального образования - также одно из направлений развития молодых рабочих и инженеров в ОАО «Петрозаводскмаш». В 2012 г. были выделены целевые бюджетные места для поступления сотрудников предприятия в магистратуру НИЯУ «МИФИ» на специальность 151900 «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительного производства».

От ОАО «Петрозаводскмаш» в магистратуру поступило пять молодых сотрудников. Основными критериями их отбора стали следующие:

  • потребность структурного подразделения в подготовке персонала;
  • понимание руководителем структурного подразделения того, что направляемый на обучение работник будет учиться с частичным отрывом от работы в связи с периодическим командированием на одну-две недели в Москву на обучение;
  • содействие работнику в организации его обучения, проработке рабочего материала для диссертации со стороны направляющего его руководителя;
  • высокие результаты работы направляемого на обучение сотрудника (отраженные в рекомендации руководителя);
  • наличие у направляемого на обучение сотрудника базового высшего (преимущественно технического) образования (бакалавр или специалитет);
  • желание направляемого работника развиваться вместе с предприятием;
  • успешное прохождение работником вступительных экзаменов в магистратуру.

Вариативная часть образовательного стандарта была разработана в соответствии с потребностями предприятий дивизиона, участвующих в проекте (ОАО «Пе-трозаводскмаш», ОАО «ЗиО-По-дольск»). Итогом обучения станут магистерские диссертации на темы, актуальные для завода и самих обучаемых, так как впоследствии им предстоит реализация своих идей на практике.

В области целевой подготовки рабочих кадров на заводе уже три года подряд реализуется проект опережающего обучения по профессии «Оператор станков с программным управлением». Подготовка операторов осуществляется на базе Минского профессионально-технического колледжа. Курс обучения операторов станков с ПУ, рассчитанный на три месяца, разработан при совместном участии специалистов механосборочного производства ОАО «Петрозаводскмаш». После обучения выпускники программы (работники завода) проходят стажировку на рабочих местах в течение трех-шести месяцев в зависимости от достигаемых успехов в освоении новой профессии.

Если первыми учениками по профессии «Оператор станков с ПУ» стали молодые работники без базового технического образования, то уже третья группа была сформирована из числа студентов выпускного курса по специальности «технология машиностроения». Подоговоренности между предприятием и Петрозаводским машиностроительным колледжем четырех лучших выпускников, желающих впоследствии работать на заводе по рабочей профессии, вместо привычной практики отправили на три месяца в Беларусь. По возвращении из Минска они продолжат стажироваться вторыми номерами операторов станков с ПУ и одновременно будут готовиться к выпускным экзаменам в колледже, а сразу после получения диплома приступят к полноценной работе на механосборочном производстве.

Результаты партнерского взаимодействия с учреждениями профессионального образования и органами власти

Благодаря целенаправленным проектам по привлечению и закреплению на заводе молодых специалистов службе персонала удалось значительно повлиять на такой показатель, как средний возраст работников предприятия (он снизился с 53 лет до 41 года). На сегодняшний день доля молодежи в общей численности завода составляет более 40%. Коэффициент текучести среди молодых работников не превышает 10% (ИТР - 6,4%, рабочие - 10-12%).

За два года с момента запуска программы «Школа - колледж -вуз» («Молодежный резерв») и заключения соглашений о сотрудничестве с Правительством Республики Карелия и профильными учебными заведениями достигнуты следующие результаты:

  • на базе Индустриального колледжа г. Петрозаводска создан Ресурсный сварочный центр, в котором установлено новейшее сварочное оборудование для обучения и повышения квалификации сварщиков (на данный момент с Министерством образования Республики Карелия обсуждается вопрос о создании аналогичного ресурсного центра в области мехобработки на базе Петрозаводского машиностроительного колледжа);
  • совместно с Ресурсным сварочным центром Индустриального колледжа в 2012 г. организован проект «Школа сварки», где прошли обучение 113 сварщиков ОАО «Петрозаводскмаш» и 27 человек из числа студентов и преподавателей Индустриального колледжа;
  • открыта базовая кафедра энергетического машиностроения НИЯУ «МИФИ», по программам которой краткосрочное обучение прошло более 100 молодых сотрудников предприятия (в частности, обучение по двум программам реализовыва-лось в дистанционном режиме через видеоконференцсвязь);
  • пятеро молодых сотрудников поступили в магистратуру НИЯУ «МИФИ» на целевые бюджетные места, обучение в магистратуре организовано с частичным отрывом от работы с использованием дистанционных технологий;
  • из пятнадцати стипендиатов 2011 г. пятеро трудоустроились на завод;
  • восемь студентов проходят оплачиваемую стажировку в молодежном конструкторском и технологическом бюро;
  • четверо студентов (выпускники 2012 г. по специальности «технология машиностроения») получают профессию оператора станков с ПУ в Минском профессионально-техническом колледже; всего за три года этой профессии обучились 18 человек (включая студентов), все они продолжают работать на заводе; первая группа операторов обучилась за счет субсидии, выделенной по программе Центра занятости населения;
  • в 2012 г. практику на предприятии прошли 90 студентов, из них 20% трудоустроились на завод;
  • всего в 2012 г. было проведено 18 экскурсий, в которых участвовало 337 человек;
  • на 2013-2014-й учебный год Министерство образования Республики Карелия для целевой подготовки сотрудников ОАО «Петрозаводскмаш» выделило 25 бюджетных мест на заочную форму обучения по специальности «технология машиностроения».

Практика взаимодействия на условиях партнерства уже сегодня дает хорошие результаты: на предприятие приходят нужные кадры, учебные заведения востребованы и получают заказы на оказание образовательных услуг.

Растущий производственный потенциал и динамичное развитие предприятия «Петрозаводскмаш» диктуют необходимость проведения сбалансированной кадровой политики, направленной на поиск и привлечение творческой активной молодежи. Планомерная работа с молодыми специалистами и формирование кадрового резерва позволяют сохранить кадровый потенциал предприятия на уровне, обеспечивающем высокие технико-экономические показатели акционерного общества.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль