На переднем крае: опыт создания базовой кафедры компании

1293
Службе персонала Центра речевых технологий приходится решать весьма нетривиальные задачи. Это обусловлено тем, что ЦРТ - одна из самых инновационных компаний IT-отрасли, а как известно, от прочих индустриальных рынков IT-рынок отличается очень большой скоростью происходящих на нем изменений.

Предпосылки для запуска проекта

Численность компании растет, требования к квалификации персонала постоянно меняются. В связи с тем, что ЦРТ - практически единственная коммерческая компания, занимающаяся развитием науки, приоритет ре-крутмента - закрытие кадровых потребностей научно-исследовательского и технического департаментов.

Спрос на рынке высококвалифицированных IT-специалистов в несколько раз превышает предложение. Как показало исследование, проведенное по заказу отраслевой Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, в 2011 г. российская экономика нуждалась в 80 тысячах новых специалистов в сфере IT, а получила только 70 тысяч. Как следствие, компания стала испытывать дефицит молодых специалистов (практикантов, стажеров, выпускников и пр.) и кадровый голод из-за отсутствия на рынке труда готовых специалистов в области обработки речи, кадров, знающих специфику и предметную направленность продукции. Высших учебных заведений и специализированных курсов, которые вели бы подготовку в сфере речевых технологий, в России попросту не существовало. В то время в компании работали в основном бывшие выпускники физико-математических вузов, проявившие научный интерес к редкой области. В случае появления вакансии научного сотрудника служба персонала искала подходящих кандидатов по всей России, за трачивая немалые временные и финансовые ресурсы на поиск, релокацию, а после - и на обучение.

Справка о компании

ООО «Центр речевых технологий» (ЦРТ) - российская компания с более чем двадцатилетней историей, ведущий мировой разработчик инновационных систем в сфере высококачественной записи, обработки и анализа аудио-, видеоинформации, синтеза и распознавания речи. Количество сотрудников - 400 человек.

Помимо производственных задач важным элементом развития и мотивации научных сотрудников является их публикационная активность, участие в научных конференциях. В компании существовали разные обучающие курсы для сотрудников, но единой системы обучения не было.

В конце концов, кадровый голод и необходимость усовершенствования процесса обучения собственных сотрудников (магистратура, аспирантура, курсы повышения квалификации, коу-чинг), желание систематизировать опыт, накопленный в научно-исследовательском департаменте ЦРТ (далее - НИД) привели к идее создания собственной базовой кафедры по специальности «Речевые информационные системы».

Реализация проекта

В ходе разработки бизнес-плана сотрудниками службы персонала при содействии коллег из планово-экономического отдела был составлен следующий перечень задач проекта.

Внутренний HR:

  • подготовка кадрового резерва;
  • повышение квалификации сотрудников (магистратура, аспирантура, курсы повышения квалификации);
  • повышение уровня мотивации сотрудников (привлечение сотрудников как в качестве студентов, так и в качестве преподавателей);
  • подготовка к работе в ЦРТ со студенческой скамьи - как в профессиональном, и в личностном плане (развитие корпоративного духа, лояльности к компании), что отражено в приложении 1.

Внешний HR:

  • повышение бренда компании как работодателя для молодежи, в частности для абитуриентов;
  • создание имиджа компетентной и развивающейся компании в профессиональном сообществе, среди партнеров и клиентов;
  • привлечение узкопрофильных дефицитных специалистов - устранение кадрового голода;
  • популяризация и развитие науки в целом, в том числе в коммерческих целях;
  • установление новых качественных связей с иностранными специалистами в научно-исследовательской области речевых систем, в том числе внедрение программы обмена студентами, проведение международной практики.

Для выполнения поставленных задач, особенно для решения проблемы поиска и адаптации кадров, необходимо было создатьпроектспециализированно направленной магистратуры и аспирантуры на базе крупного университета, имеющего все необходимые для этого ресурсы.

Ключевая компетенция компании - интеллектуальный капитал, специфические знания и технологии, накопленные НИД ЦРТ. Как следствие, базовые ценности ее корпоративной культуры основываются на принципах обучаемой организации. Сама атмосфера в компании способствует обучению. Ее корпоративная культура поощряет работников к постоянному росту и развитию, предоставляя им при этом необходимый ресурс времени на обучение. Сотрудники могут обучаться на кафедре речевых информационных систем. При этом за ними сохраняются должность и оклад, несмотря на то, что занятия проходят в рабочее время. Более того, сотрудникам из других городов предоставляется рабочее место в Санкт-Петербурге. В качестве наиболее удачного партнера рассматривался Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО). Именно он и был выбран, поскольку является ведущим университетом России в области информационных и оптических технологий, победителем конкурса инновационных образовательных программ вузов России (2007-2008 гг.), а также с 2009 г. обладает статусом Национального исследовательского университета (НИУ) и развивается так же стремительно, как и сама компания.

В ходе переговоров руководства ЦРТ и ИТМО были установлены доброжелательные, и как показывает практика, эффективные партнерские отношения. В течение продолжительного времени шло согласование необходимых документов: Положения о создании базовой кафедры, программы дисциплин, штатного расписания, методических документов. Разрабатывались новая образовательная программа «Речевые информационные системы» и уникальный учебный план, согласно которому была выстроена вся учебно-методическая деятельность. Учебный план должен был не только соответствовать всем требованиям, предъявляемым Министерством образования РФ, но еще и быть эффективным, затрагивать практические аспекты деятельности компании.

Учебный план предусматривает, в частности, следующие курсы: инновационный менеджмент, математическое моделирование и теория принятия решений, методы цифровой обработки сигналов, мультимодальные биометрические системы, распознавание и синтез речи и др.

Поскольку одной из главных компетенций является владение инновационными технологиями, образовательная программа предусматривает большое количество часов практической работы, в том числе в офисах и на учебных площадках ЦРТ. Все практические и лабораторные работы проходят в рамках реальных проектов с использованием продуктов ЦРТ. Это позволяет готовить специалистов к работе в компании уже со студенческой скамьи (табл. 1).

На переднем крае: опыт создания базовой кафедры компании

Учебный план магистратуры предусматривает, в частности, следующие курсы. Информационные технологии:

  • системный анализ и моделирование информационных процессов и систем;
  • проектирование информационных систем;
  • организация проектирования и разработки программного обеспечения распределенных систем;
  • организация проектирования и разработки программного обеспечения встроенных систем;
  • тестирование программного обеспечения;
  • управление качеством разработки программного обеспечения.

Речевые технологии:

цифровая обработка сигналов; цифровая обработка речевых сигналов; математическое моделирование и теория принятия решений; распознавание образов; распознавание и синтез речи; распознавание диктора (говорящего по голосу); мультимодальные биометрические системы.

В приложении 2 представлен фрагмент учебного плана магистратуры на 2012 г. Все курсы, заисключениеминостранного языка и философии, ведут сотрудники ЦРТ.

С учетом главной целевой группы (абитуриентов и студентов) были введены следующие возможности:

  • бюджетная основа обучения;
  • отсрочка от армии на время обучения;
  • предоставление иногородним студентам общежития на время учебы;
  • выплата компанией ЦРТ студентам, которые успешно проходят обучение, стипендий и грантов;
  • возможность трудоустройства в ЦРТ по окончании обучения.

Пример ценностного предложения ЦРТ

интересная работа в уникальной российской компании полного цикла с авторитетным брендом, в том числе за рубежом; стопроцентно белая зарплата (обсуждается на собеседовании); система премирования по итогам проектов; оформление и предоставление социальных гарантий в соответствии с Тк РФ; социальный пакет (Дмс, абонементы на посещение спортзала и зоопарка); гибкий график (возможность выбора времени начала и конца рабочего дня); обучение за счет компании; перспектива продвижения; безлимитное потребление чая, кофе; корпоративные мероприятия трижды в год, в том числе конкурс на лучшего сотрудника (награда -поездка на отдых, поход командой в ресторан и пр.); вручение подарков по случаю значимых событий жизни; расположение офиса в центре города.

Следующим шагом стал выбор преподавателей ИТМО и сотрудников компании ЦРТ. Всего в учебном процессе задействовано десять преподавателей: трое из них - сотрудники ИТМО и семеро - сотрудники ЦРТ.

Для мотивирования ключевых работников ЦРТ, отобранных в качестве преподавателей кафедры, осуществляется доплата за преподавательскую деятельность, что закреплено в Положении о кафедре речевых информационных систем. При запуске кафедры дополни-

тельное вознаграждение стало ключевым мотивирующим фактором. Впоследствии статус преподавателей ЦРТ внутри компании значительно повысился, они получили дополнительное признание и уважение коллег. В результате в компании образовался конкурс на вакансии преподавателей - три-четыре человека на место. Теперь критериями отбора являются занимаемая в компании должность и опыт научной и преподавательской деятельности, а доплата перестала играть существенную роль.

В заключение был создан и утвержден основной документ, после подписания которого кафедра официально открыла двери всем желающим. Одновременно с этим в печатных и электронных СМИ распространилась соответствующая информация, были проведены рекламные акции в университетах города, и из числа своих сотрудников и свободных выпускников был сформирован курс в количестве 11 человек. В процессе отбора принимал участие профессор вуза, главный научный сотрудник ЦРТ. Он проводил финальный этап отбора студентов в магистратуру (собеседование). Для работников ЦРТ собеседование совместно проводили главный научный сотрудник совместно с директором по персоналу. Первый год работы кафедры дал ощутимые результаты (табл. 2).

На переднем крае: опыт создания базовой кафедры компании

Структура кафедры

Кафедра речевых информационных систем представляет собой уникальный для Санкт-Петербурга и редкий для России проект, созданный совместными усилиями коммерческой организации и образовательного учреждения. Проект внедрен с целью поиска и привлечения талантливых студентов в наиболее дефицитную, но бурно развивающуюся в нашей стране и за рубежом сферу научно-практической деятельности речевых технологий.

Кафедра начала работу с марта 2011 г. и уже находит студентов из вузов Санкт-Петербурга и Москвы. Проект реализуется на базе профильного научно-исследовательского университета ИТМО и входит в состав факультета информационных технологий и программирования.

Обучение ведется по новой образовательной программе «Речевые информационные системы», разработанной специально в рамках проекта и созданной таким образом, чтобы максимально полно включить студента в научно-исследовательский и технологический процессы в области речевых информационных систем. Обучение ведется как по магистерской, так и по аспирантской программам, также имеются курсы повышения квалификации. На выходе выпускники, сотрудники ЦРТ, магистры, аспиранты получают дипломы государственного образца.

Срок обучения в магистратуре - два года. Учебный план состоит из трех блоков: общесистемного, специализированного в рамках факультета, и непосредственно специализированного. Такой подход позволяет наиболее лаконично совмещать общую для факультета программу со специфическими знаниями и технологиями, накопленными НИД ЦРТ.

В настоящее время в магистратуре и аспирантуре работают преподаватели СПбГУ ИТМО и ведущие сотрудники ЦРТ. Также планируется привлечь специалистов, практически работающих в известных научных и коммерческих организациях, в том числе из Германии, Чехии, Финляндии, Англии.

В процессе обучения студенты получают возможность полностью раскрыть свой потенциал как в научной, так и в практической деятельности, в проектах компании ЦРТ (например, в разработке новой функциональности продуктов ЦРТ, усовершенствовании алгоритмов и точности распознавания речи).

Одним из главных преимуществ кафедры является не только уникальность ее тематики, но и то, что обучение ведется на бюджетной основе, есть возможность предоставления общежития иногородним студентам.

Проявившим себя студентам гарантированно предоставляется работа в ЦРТ. По результатам успеваемости наиболее успешные из них имеют возможность принять участие в программах обмена студентами. Их деятельность в компании будет положена в основу учебной отчетности.

В сложных современных научных условиях прогресс требует активного сотрудничества ученых с коммерческими организациями. Именно такое сотрудничество есть ключ к успеху компании, залог которого - ее сотрудники.

Приложение 1.

Профиль должности «Младший научный сотрудник»

На переднем крае: опыт создания базовой кафедры компанииНа переднем крае: опыт создания базовой кафедры компании

Приложение 2.

Учебный план подготовки магистров по направлению подготовки 230400.68 Информационные системы и технологии Магистерская программа: 230400.68.04 «Речевые информационные системы» Очная форма обучения

Общая продолжительность обучения - 4 семестра, 104 недели, 120 зачетных единиц, в том числе:

  • теоретическое обучение, включая сессии, - 60 зачетных единиц;
  • практика - 12 зачетных единиц / 432 часов;
  • НИР - 24 зачетные единицы / 864 часов;
  • итоговая государственная аттестация - 2 недели (3 зачетные единицы);
  • каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - 20 недель;
  • общегосударственные праздники - 4 недели.

На переднем крае: опыт создания базовой кафедры компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль