Закон об образовании: актуальные изменения

29565
 Завгородний Александр Васильевич
Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета СПб ГУ
Пожалуй, сейчас никому уже не надо объяснять, насколько важно образование, известная цитата «Не хочу учиться, а хочу жениться» все чаще вызывает снисходительную улыбку. Хорошее образование - это инвестиция в будущее, небывалая ранее возможность реализовать себя в самых разных сферах жизни, учитывая отсутствие барьеров между народами и странами, показатель развития личности. На этом фоне требования к отечественному образованию будут неуклонно повышаться: оно должно отвечать высоким международным стандартам. К началу нового учебного года приурочено вступление в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В этой статье мы рассмотрим ряд нововведений, в том числе тех, которые коснулись статуса педагогических работников.

Новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) вступает в силу 1 сентября 2013 г., за исключением тех положений, для которых в ст. 111 указанного Закона установлены иные сроки вступления в силу.

С 1 сентября 2013 г. признаются утратившими силу Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

ЧТО ОСТАЛОСЬ НЕИЗМЕННЫМ?

Обратите внимание! С 1 сентября 2013 г. все образовательные организации в своей работе обязаны руководствоваться новым Законом об образовании

Закон об образовании сохранил базовые принципы и нормы в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования. Сохранены права выбора образовательной организации, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовые гарантии доступности и качества образования и др.

В тексте Закона об образовании нашли отражение закрепленные действующим законодательством принципы общедоступности и бесплатности образования в России. Так, государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если оно получается впервые.

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Обратите внимание! 30 октября 2013 г. - практическая секция «Работа с кадрами в образовательных организациях: обязанности и ответственность руководителей» в рамках Общероссийской конференции «Менеджер образования - 2013»

В первую очередь отметим, что Закон об образовании водит новое понятие «образовательная организация».

Применявшийся ранее в нормативных правовых актах термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует действующему гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. «Организация» же есть обобщенное понятие для различных организационно-правовых форм.

К образовательным организациям относятся:

  • образовательные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • фонды и иные некоммерческие организации, ведущие образовательную деятельность.

Наименования и уставы образовательных учреждений необходимо привести в соответствие с п. 5 ст. 108 Закона об образовании.

Установлено требование о приведении наименования образовательного учреждения в соответствие с Законом об образовании. Будет ли в связи с этим слово «учреждение» в названии образовательного учреждения меняться на слово «организация»? Какие последствия для педагогических работников влечет за собой переименование учреждения и нужно ли вносить какие-либо изменения в кадровые документы?

Переименование или реорганизация образовательных учреждений никоим образом не затрагивает трудовые права педагогических работников - трудовые отношения с ними продолжаются без каких-либо изменений определенных сторонами условий трудового договора (ст. 75 ТК РФ).

О процедуре переименования образовательных учреждений подробно рассказано в письме Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений». Так, в письме разъясняется, что заменять слово «учреждение» словом «организация» не требуется, так как понятие «организация» общеродовое. Уточнять можно тип или форму собственности по желанию организации или ее учредителя.

Таким образом, переименование образовательного учреждения в первую очередь связано с приведением в соответствие с Законом об образовании его типа с учетом организационно-правовой формы. При этом следует иметь в виду, что если тип образовательного учреждения не меняется, то и переименование не потребуется.

Например, образовательное автономное учреждение высшего профессионального образования должно быть переименовано в образовательное автономное учреждение высшего образования.

Переименование организации должно получить отражение в трудовых договорах, личных карточках и трудовых книжках работников. После того как изменение будет надлежащим образом оформлено и организация получит свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ, необходимо издать приказ по основной деятельности, на который и будет сделана ссылка при изменениях в кадровых документах. Пример внесения записи о переименовании в трудовую книжку педагогического работника см. в приложении.

Обратите внимание! 2) Наименования и учредительные документы образовательных учреждений должны быть изменены не позднее 1 января 2016 г.

Следующим принципиальным нововведением является институт «конфликта интересов» в сфере образования.

Конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Какие ситуации могут рассматриваться как конфликт интересов педагогического работника?

В большинстве случаев под данное определение подпадают отношения в рамках индивидуального репетиторства, подготовки к занятиям и т. п. (п. 33 ст. 2 Закона об образовании).

Законом об образовании «узаконены» три уровня высшего образования - они названы в п. 4 ст. 10:

1) бакалавриат,

2) специалитет, магистратура,

3) подготовка кадров высшей квалификации.

Отметим, что для замещения ряда преподавательских должностей требуется не только наличие высшего профессионального образования, но и соответствующая ученая степень и (или) ученое звание. Следовательно, выпускники образовательной организации высшего профессионального образования с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

История вопроса

Переход на трехуровневую систему обучения обусловлен тем, что 10 лет назад Россия вступила в Бо- лонский процесс, подписав 19 сентября 2003 г. Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонскую декларацию). В Декларации говорится о двух основных этапах обучения: получении высшего образования и получении ученой степени. Доступ ко второму этапу и получению ученой степени предполагает успешное прохождение первого и второго уровней высшего образования.

К освоению программ бакалавриата или специали- тета допускаются лица, получившие полное среднее образование, магистратуры - лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров допускаются лица, получившие образование не ниже высшего (спе- циалитет или магистратура).

Третий уровень (второй этап) обучения - подготовка кадров высшей квалификации - предполагает, что лицам, освоившим эту программу в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством РФ порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности.

Согласно п. 4 ст. 69 Закона об образовании бакалавр не может быть принят в аспирантуру (адъюнктуру). В аспирантуру (подготовка научно-педагогических кадров) государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломами специалиста или магистра. Лишив бакалавра права поступать в аспирантуру, минуя магистратуру, законодатель ограничил его возможности получить ученую степень кандидата наук.

Студенты, обучающиеся в магистратуре, могут до поступления в аспирантуру сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, а также по иностранному языку по программам, утвержденным Минобрнауки России. Кандидатские экзамены по специальной дисциплине сдаются в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по данной специальности.

Словарь кадровика Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, в которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества

Закон об образовании содержит положение о приоритете его норм в сфере образования перед иными законодательными актами (п. 4 и 5 ст. 4). Это означает, что в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, нормам Закона об образовании применяются нормы указанного Закона.

НА № 9‘2013Для того чтобы привести законодательство об образовании в соответствие с новым Законом был принят Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ).

Далее мы поговорим о наиболее существенных изменениях, внесенных в Трудовой кодекс РФ.

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РФ

Статьей 80 Федерального закона № 185-ФЗ внесены изменения в ТК РФ, которые в большинстве случаев носят уточняющий характер, но имеются и принципиальные изменения.

Изменение 1. Учитывая, что подготовка кадров высшей квалификации является третьим уровнем обучения (получение ученой степени), законом установлены определенные гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу и обучение в аспирантуре (адъюнктуре). Трудовой кодекс РФ дополняется статьей 1731, которая устанавливает гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования на уровне подготовки кадров высшей квалификации (см. табл. 1).

Отметим, что ранее подобные гарантии предоставлялись аспирантам не ТК РФ, а ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Изменение 2. Признана утратившей силу статья 175 ТК РФ, которой были установлены гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

Изменение 3. В новой редакции излагаются статьи 173, 174 и 176 ТК РФ, предусматривающие гарантии и компенсации работникам:

  • совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, а также поступающим на обучение по указанным образовательным программам;
  • совмещающим работу с получением среднего профессионального образования и поступающим на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • получающим основное общее образование или среднее общее образование по очно-заочной форме обучения.

Изменение 4. Признается утратившей силу ч. 2 ст. 333 ТК РФ.

Изменение 5. Изменилось содержание ч. 3 ст. 333 ТК РФ.

Закон об образовании: актуальные изменения

В настоящее время согласно п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71, учебная нагрузка преподавателей устанавливается образовательной организацией самостоятельно в зависимости от квалификации педагогических работников, профиля кафедры, но в пределах не более 900 часов в учебном году. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы согласно п. 6, 7 ст. 47 Закона об образовании оговаривается в трудовом договоре педагогического работника и ограничивается размером должностного оклада.

Изменение 6. Изменены положения ст. 335 ТК РФ о длительном отпуске педагогического работника.

Закон об образовании: актуальные изменения

Новый единый порядок предоставления длительного отпуска педагогическим работникам будет действовать для всех образовательных организациях, независимо от их ведомственной принадлежности.

РУКОВОДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Закон об образовании конкретизирует порядок замещения должности руководителя образовательной организации. Согласно п. 1 ст. 51 Закона руководитель государственной и муниципальной образовательной организации в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников образовательной организации с последующим утверждением учредителем;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов).

В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента (п. 11 ст. 51 Закона об образовании). При этом в устав образовательной организации высшего образования в установленном порядке вносятся соответствующие изменения.

Какие требования предъявляются к кандидату на должность президента образовательной организации высшего образования?

Кандидат должен иметь высшее образование, ученую степень и ученое звание, стаж научно-педагогической работы или работы в должности ректора образовательного учреждения высшего профессионального образования не менее десяти лет.

Таблица 1

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования на уровне подготовки кадров высшей квалификации

Закон об образовании: актуальные изменения

Как избирается президент образовательной организации высшего образования?

Обратите внимание! Необходимость введения должности президента образовательной организации высшего образования, а также порядок его избрания должны определяться исключительно ученым советом образовательной организации в строгом соответствии с ее уставом

Порядок избрания президента и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. Говоря об избрании президента на заседании ученого совета образовательной организации, законодатель, видимо, подразумевал, что это выборная должность и порядок выборов будет определяться ученым советом образовательной организации.

Полагаем, что предложенный учредителем кандидат на должность президента образовательной организации будет избираться на заседании ученого совета образовательной организации тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

Таким образом, основанием возникновения трудовых правоотношений по должности президента является наличие совокупности факторов:

1) представления учредителем в ученый совет образовательной организации кандидатуры на должность президента;

2) избрания ученым советом образовательной организации представленного учредителем кандидата;

3) заключения срочного трудового договора между учредителем и президентом.

Кстати сказать

Статьей 24 Закона об образовании установлен особый статус для Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Эти образовательные организации являются ведущими классическими университетами России, и особенности их правового статуса определяются специальными федеральными законами, например Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт- Петербургском государственном университете».

Законом установлен особый порядок замещения должности руководителя (ректора) двух ведущих классических университетов. Так, ректоры МГУ и СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ. При назначении определяется срок полномочий ректора, который не может превышать пяти лет. При этом ректоры МГУ и СПбГУ могут быть переназначены на новый срок.

МГУ и СПбГУ являются федеральными государственными бюджетными учреждениями. Учредителем университетов от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ.

Полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс университетов, осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию соответственно с МГУ и СПбГУ.

Руководители юридических лиц, входящих в научно-образовательные комплексы университетов, назначаются на должность и освобождаются от нее ректорами этих университетов по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Состав научно-образовательных комплексов университетов определяется соответственно уставом МГУ и уставом СПбГУ.

По достижении ректором предельного возраста, установленного для замещения должности ректора государственного высшего учебного заведения, Президент РФ вправе дважды продлевать его полномочия на новый срок, каждый раз в пределах пяти лет. Ректоры университетов могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Президентом РФ.

Прекращение трудового договора с президентом осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством РФ, в том числе по специальным основаниям увольнения руководителя организации.

СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Словарь кадровика Правовой статус педагогического работника - совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ

В соответствии со ст. 50 Закона об образовании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. При этом педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу этих организаций.

В соответствии со ст. 52 Закона об образовании в образовательных организациях наряду с должностями педагогических и научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Правовой статус педагогического работника установлен положениями гл. 5 Закона об образовании. Он не претерпел существенных изменений, в том числе и в силу сохранения основных норм трудового законодательства, регулирующих отношения в сфере образования (гл. 52 ТК РФ).

Права и социальные гарантии

Права и обязанности педагогического работника и образовательной организации условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21-22, 212, 214, 219 ТК РФ), и специальные, установленные применительно к педагогическим работникам.

Так, п. 3 ст. 47 Закона об образовании предусматривает специальное право педагогических работников при исполнении ими профессиональных обязанностей на свободу преподавания, свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность, свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

Также педагогический работник имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Педагогический работник имеет право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. Он имеет право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной, в том числе международной деятельности, разработках и внедрении инноваций и т. д.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

  • право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
  • право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;
  • право на предоставление - состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Аттестация

Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. К настоящему времени единый нормативный акт, определяющий процедуру аттестации всех работников в РФ, отсутствует, поэтому регулирование порядка проведения аттестации установлено лишь применительно к некоторым областям профессиональной деятельности и отдельным категориям работников.

Вопросы правового регулирования аттестации педагогического работника изложены в ст. 49 Закона об образовании. В соответствии с п. 2 этой статьи аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Кроме того, целью аттестации может быть установление квалификационной категории педагогических работников. В этом случае ее проводят аттестационные комиссии, формируемые:

  • федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные организации;
  • уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, если аттестация проводится в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта РФ, педагогических работников муниципальных и частных организаций.

Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В настоящее время порядок проведения аттестации педагогических работников регламентирован подзаконными актами, принятыми до вступления в силу Закона об образовании. Среди них можно выделить следующие документы:

  • приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  • письмо Минобрнауки России от 15.08.2011 № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  • приказ Минобрнауки России от 06.08.2009 № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».

Оплата труда

Условия оплаты труда могут устанавливаться в централизованном порядке (для педагогических работников образовательных организаций, финансируемых из бюджета) и вырабатываться по соглашению сторон (в коммерческих образовательных организациях). В любом случае эти условия фиксируются в трудовом договоре, причем закон требует, чтобы заработная плата была структурирована, указывались отдельные ее части (должностной оклад (размер тарифной ставки), надбавка за должность, доплата за ученую степень и т. п.) и их размеры.

Обратите внимание: в соответствии с п. 11 ст. 108 Закона об образовании в оклады по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования должны быть включены надбавки за ученые степени и по должностям, которые действовали до вступления указанного закона в силу. Туда же должна входить ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

По состоянию на 31 августа 2013 г. заработная плата педагогического работника, имеющего ученую степень доктора наук и занимающего должность профессора, состояла из:

  • должностного оклада в размере 10 000 руб.;
  • надбавки к должностному окладу за должность профессора в размере 60% - 6000 руб.;
  • надбавки к должностному окладу за ученую степень доктора наук - 7000 руб.

Также ему полагается ежемесячная выплата - денежная компенсация на обеспечение педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями - в размере 150 руб.

С 1 сентября 2013 г. указанные надбавки и денежная компенсация включаются в размер должностного оклада педагогического работника, который составит:

10 000 + 6000 + 7000 + 150 = 23 150 руб.

Рабочее время

Педагогическим работникам ст. 92 и 333 ТК РФ, а также п. 5 ст. 47 Закона об образовании установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от должности включаются учебная (преподавательская), научная, творческая и исследовательская работа, воспитательная и индивидуальная работа с обучающимися, а также другие виды работ, предусмотренные трудовыми обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации педагогического работника.

Режим рабочего времени педагогического работника в соответствии с требованиями трудового законодательства определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами образовательной организации, трудовым договором, графиками работы, расписанием занятий и уставом высшего учебного заведения, а также учебным планом. При этом необходимо учитывать особенности, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Учет объема учебной (преподавательской) нагрузки штатных педагогических работников (в том числе работающих по совместительству) должен производиться по фактически затраченному времени.

Приложение

Пример внесения в трудовую книжку педагогического работника

Закон об образовании: актуальные изменения

Закон об образовании: актуальные изменения

Разъяснение эксперта на тему "Конкурс - условие заключения трудового договора с отдельными категориями педагогических работников" вы можете найти в Электронной системе кадровика.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль