Право граждан на трудовые пенсии. Позиция Пленума Верховного Суда РФ

8684
Постановление от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» - это второе постановление подобного рода, принимаемое Пленумом Верховного Суда РФ, который упорядочивает практику применения судами некоторых норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов, направленных на реализацию права граждан на трудовую пенсию. Сегодня мы поговорим о наиболее важных положениях указанного Постановления и рассмотрим некоторые аспекты применения норм пенсионного законодательства.

РанееНА № 3‘2013 вопросы применения пенсионного законодательства судами регламентировались постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12. 2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (далее - Постановление № 25).

В связи с принятием 11 декабря 2013 г. постановления № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (далее - Постановление № 30) Постановление № 25 признано утратившим силу. Но это не означает, что вопросы, рассмотренные в Постановлении № 25, теперь стали решаться как-то иначе.

Прежде всего следует отметить, что многие из своих прежних разъяснений Пленум Верховного Суда РФ воспроизвел и в новом Постановлении № 30. Кроме того, необходимо иметь в виду, что если какой-то вопрос был неоднократно озвучен в других решениях Верховного Суда РФ и включен в обзоры его практики, то эти разъяснения действуют независимо от того, что они не вошли в содержание Постановления № 30. В Постановлении № 30 можно выделить две категории вопросов, которые возникают при рассмотрении в судах дел, связанных с пенсионным обеспечением.

Категория 1. Это вопросы общего характера, непосредственно к пенсионной тематике не относящиеся, в частности подсудность спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, уплата государственной пошлины и т. п.

Дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) подсудны район ному суду.

В случае объединения связанных между собой требований, подлежащих и не подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению пенсионного органа, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию (ст. 28 ГПК РФ).

В соответствии с подп. 2 и 5 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы- инвалиды I и II групп, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, - истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Заявления граждан, не являющихся получателями пенсии (за исключением истцов-инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подлежат оплате государственной пошлины в размере и порядке, предусмотренных ст. 333.19 и 333.20 НК РФ.

Категория 2. Данная категория содержит вопросы, связанные с непосредственным исполнением пенсионного законодательства.

Кстати сказать

Согласно п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

  • при цене иска до 10 000 руб. - 4% цены иска, но не менее 200 руб.;
  • при цене иска от 10 001 руб. до 50 000 руб. - 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10 000 руб.;
  • при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. - 600 руб. плюс 2% суммы, превышающей 50 000 руб.;
  • при цене иска от 100 001 руб. до 500 000 руб. - 2600 руб. плюс 1% суммы, превышающей 100 000 руб.;
  • при цене иска свыше 500 000 руб. - 6600 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет:

  • для физических лиц - 100 руб.;
  • для организаций - 2000 руб.

В данной статье мы рассмотрим вопросы, относящиеся к этой категории.

Следует отметить мнение Верховного Суда РФ, перекликающееся с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной последним в постановлении от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» (далее - Постановление № 9-П), по вопросу возникновения права на трудовую пенсию, когда работодатели в нарушение законодательства не уплачивают в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) обязательные страховые взносы.

Верховный Суд РФ подчеркнул, что согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем.

Обратите внимание! Невыполнение обязанности работодателя по уплате обязательных страховых взносов в ПФР не является основанием для исключения данных периодов работы из страхового стажа работника

Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или частично страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10.07.2007, т. е. до даты принятия Постановления № 9-П) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

В то же время неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями и самостоятельно уплачивающими за себя страховые взносы (например, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые они не платили страховые взносы в ПФР.

Что касается других разъяснений Верховного Суда РФ, озвученных в Постановлении № 30, прежде всего остановимся на тех, что касаются норм пенсионного законодательства, вступивших в силу после 20.12.2005, а значит, не рассмотренных в Постановлении № 25.

разъяснение 1.

валоризация расчетного пенсионного капитала

Много внимания уделяется Верховным Судом РФ вопросам, связанным с порядком осуществлении валоризации расчетного пенсионного капитала.

НА № 1,5,6‘2010Валоризация расчетного пенсионного капитала была введена с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"», внесшим в том числе значительные изменения в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Словарь кадровика Валоризация (от фр. valoir - ценить, подходить) - мероприятия, проводимые государством по переоценке или повышению стоимости товаров, ценных бумаг, валюты, пенсий, социальных выплат и другого капитала

С 1 января 2010 г. трудовые пенсии условно делятся на две части, каждая из которых определяется по самостоятельным правилам.

1. Фиксированный базовый размер пенсии, величина которого выражается в твердой сумме, указанной в законе (эта сумма подлежит индексации в составе общей суммы пенсии по одинаковым для всей суммы правилам).

2. Часть, приходящаяся на сумму, размер которой зависит от величины расчетного пенсионного капитала гражданина (пенсионера).

В Постановлении № 30 Пленум Верховного Суда РФ указал, на какие элементы при валоризации расчетного пенсионного капитала следует обратить особое внимание.

Элемент 1. Валоризации подлежит расчетный пенсионный капитал, определенный при оценке пенсионных прав застрахованных лиц. Казалось бы, в этом нет ничего сложного, тем более это прямо предусмотрено законодательством. Однако на практике встречаются случаи, когда граждане пытаются требовать проведения валоризации либо всей суммы расчетного пенсионного капитала, либо размера трудовой пенсии.

Элемент 2. В связи с увеличением пенсии вследствие валоризации учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.1991 без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажево- го коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет. При этом в целях валоризации в общий трудовой стаж гражданина засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности в том же порядке, который применялся для него при определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке его пенсионных прав.

Обратите внимание! К дополнительным следует относить документы, содержащие новые сведения, ранее не представлявшиеся в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о среднемесячном заработке, общем трудовом стаже и (или) стаже на соответствующих видах работ, не учтенные при оценке пенсионных прав

Элемент 3. «Технический» (организационный) порядок проведения валоризации.

Валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов. В случаях представления дополнительных документов размер трудовой пенсии, исчисленный с учетом сумм валоризации, подлежит перерасчету.

Если гражданин, получающий трудовую пенсию по состоянию на 01.01.2010, представил дополнительные документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 включительно, то требование о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с 01.01.2010. При представлении дополнительных документов по истечении указанного периода, т. е. после 01.01.2011, требование о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии.

Если судом будет установлено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, необоснованно не учли при валоризации представленные гражданином в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 дополнительные документы (например, представленные документы имеются в пенсионном деле, но не были учтены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при перерасчете размера трудовой пенсии), суд вправе возложить на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 01.01.2010.

Расчетный пенсионный капитал (РПК)

С 1 января 2010 г. РПК может складываться из трех составляющих его долей (частей).

Часть 1. За период с 1 января 2002 г. доля РПК формируется на основании страховых пенсионных взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо.

Часть 2. За период до 1 января 2002 г. доля РПК исчисляется через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 1 января 2002 г., установленный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Часть 3. Сумма валоризации (СВ). С 1 января 2010 г. валоризации (или увеличению) подлежит доля (часть) РПК, исчисленная через механизм оценки пенсионных прав. Соответственно, доля (часть) РПК, сформированная из страховых пенсионных взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо с 1 января 2002 г., а также фиксированный базовый размер пенсии валоризации (увеличению) не подлежит.

Таким образом, с 1 января 2010 г. РПК у гражданина может состоять либо из одной доли или части (например, у тех, кто впервые приступил к трудовой деятельности начиная с 1 января 2002 г. или позднее), либо из трех. Двух долей (частей) в РПК быть не может, поскольку, если у гражданина имеется доля РПК, определенная с помощью оценки пенсионных прав, она подлежит валоризации. Соответственно должна определяться сумма валоризации, являющейся третьей долей (частью) РПК.

Расчет суммы валоризации

Сумма валоризации составляет 10% величины РПК, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, и сверх того 1% величины этого расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. (ст. 30.1 Закона о трудовых пенсиях).

Расчет суммы валоризации:

СВ = ПК1 х [0,1 + (0,01 х ОТС)], где

СВ - сумма валоризации;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях с учетом суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения гражданину соответствующей трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии);

ОТС - общая продолжительность трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ) в полных годах, приобретенного до 01.01.1991.

В целях валоризации величины РПК в общий трудовой стаж засчи- тываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при оценке пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (п. 2 ст. 30.1 этого Закона).

Таким образом, при осуществлении валоризации необходимо выяснить, в каком порядке у гражданина была проведена оценка пенсионных прав.

разъяснение 2.

оценка пенсионных прав застрахованных лиц

Пленум Верховного Суда РФ дал необходимые разъяснения непосредственно по вопросам оценки пенсионных прав и порядка такой оценки (п. 28 Постановления № 30). Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. проводится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, но не позднее 1 января 2013 г.

Обратите внимание! Механизм оценки пенсионных прав заключается в определении условной пенсии. Условной пенсией в п. 30 Закона о трудовых пенсиях называют расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц

Если же обобщить и упростить механизм оценки пенсионных прав, предусмотренный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, то он заключается в определении условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию на 1 января 2002 г. исходя из норм законодательства, действовавшего на 31 декабря 2001 г.

Условная пенсия (РП). Варианты подсчета

Условную пенсию (если гражданин уже являлся пенсионером на 31 декабря 2001 г., то в расчет может быть принята не условная, а его реальная пенсия) по формуле, указанной в п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, переводят в расчетный пенсионный капитал, составляющий долю (часть) общего расчетного пенсионного капитала до 1 января 2002 г.

Подсчет указанной условной пенсии с применением общего трудового стажа может производиться по двум вариантам (по более выгодному для гражданина), для каждого из которых применяется в том числе разный порядок подсчета указанного стажа.

Вариант 1. Этот вариант определения РП практически идентичен порядку определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее - ИКП), который был предусмотрен законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г., введенным в Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 340-I) Федеральным законом от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

При данном варианте определения РП в общий трудовой стаж включаются только периоды работы и иной деятельности, предусмотренные законодательством, исчисленные в календарном порядке (т. е. один месяц работы и иной деятельности за один месяц стажа), в том числе протекавшие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Включается ли в общий трудовой стаж период военной службы?

Согласно абз. 16 п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в общий трудовой стаж застрахованного лица включается служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Итак, для расчета РП при первом варианте его определения Закон предлагает следующую формулу:

РП = СК х ЗР : ЗП х СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утв. Правительством РФ (п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).

Вариант 2. Данный вариант определения РП фактически совпадает с порядком подсчета размера трудовой пенсии без применения ИКП, который был также изложен в Законе № 340-I. В этом случае применяются правила подсчета общего трудового стажа с включением в него, например, периодов учебы, периодов работы на Крайнем Севере с коэффициентом 1,5, периодов участия в боевых действиях с коэффициентом 3,0, периоды службы в армии по призыву с коэффициентом 2,0 и т. д. Указанные правила подсчета общего трудового стажа применялись при подсчете пенсии до 1 января 2002 г. без учета ИКП.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент для застрахованных лиц.

Ограничения при подсчете РП

Ограничение 1. Применялось при подсчете пенсии с ИКП или без ИКП по состоянию на 31.12.2001.

Если в подсчет общего трудового стажа включается период учебы и (или) применяется льготный порядок подсчета стажа, то РП не может превышать максимальный размер пенсии, который действовал по состоянию на 31.12.2001. Эта сумма непосредственно указана в п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях и составляет 555 руб. 96 коп. для большинства пенсий, а для пенсий отдельным категориям граждан - 648 руб. 62 коп. Указанные суммы рассчитаны путем умножения 185 руб. 32 коп. (минимальный размер пенсии по старости по состоянию на 31.12.2001) на коэффициент 3 или 3,5. Кроме того, данные суммы подлежат увеличению (но не более чем на 20%) в зависимости от продолжительности стажа.

Ограничение 2. При подсчете РП, когда стаж исчисляется в календарном порядке, т. е. по п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, ограничению подлежит отношение средней зарплаты гражданина к среднему заработку по стране, которое также применялось по состоянию на 31.12.2001 (по общим правилам не выше 1,2, а для «северян» - 1,4; 1,7 или 1,9).

разъяснение 3.

категории граждан, имеющие право на применение повышенного соотношения заработков при оценке пенсионных прав

В Постановлении № 30 Пленум Верховного Суда РФ вновь, как и в Постановлении № 25, вернулся к вопросу о том, какие категории граждан имеют право на применение повышенного соотношения заработков (1,4; 1,7 или 1,9) при осуществлении оценки пенсионных прав.

К таким категориям относятся:

1. Лица, проживавшие по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон о трудовых пенсиях не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01.01.2002 или остались там проживать;

2. Мужчины и женщины, если они по состоянию на 01.01.2002 проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). В Постановлении № 30 в отношении указанных лиц по сравнению с ранее действовавшим Постановлением № 25 было дополнительно уточнено, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в указанных повышенных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Если лица до 01.01.2002 работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (он устанавливался на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т. е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах.

Исходя из этого лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, соотношение заработков должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (по общим правилам, не учитывая факт установления районного коэффициента к заработной плате на период строительства) в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (подп. 4 п. 28 Постановления № 30).

разъяснение 4.

установление досрочных трудовых пенсий

Верховным Судом РФ подтверждено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Таким образом, при необходимости к соответствующим периодам работы, в частности, могут быть применены нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения), которое в настоящее время утратило силу.

1.1. Включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

В Постановлении № 30 Пленум Верховного Суда РФ вернулся к спорам, возникающим в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком.

В пункте 15 Постановления № 25 было отмечено, что при разрешении таких споров следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом этой позиции Верховного Суда РФ у органов ПФР сложилась практика, согласно которой отпуск по уходу за ребенком засчитывал- ся в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующим образом:

  • периоды указанного отпуска до 06.10.1992 включались в данный стаж;
  • периоды указанного отпуска, имевшие место с 06.10.1992 и позднее, не включались в данный стаж.

Однако впоследствии Верховный Суд РФ указал, что если отпуск по уходу за ребенком (до достижения им полутора или трех лет) начался у матери в период до 06.10.1992, то в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости подлежит включению весь период такого отпуска (в том числе та его часть, которая приходится на период после 06.10.1992) (см. определение Верховного Суда РФ от 14.01.2010 № 4-В09-51). Причем в указанный стаж должен включаться весь отпуск по уходу за ребенком как до полутора, так и до трех лет.

Как мы видим, подходы Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении № 25 и в более поздних решениях, не совсем идентичны, в связи с чем практика применения законодательства по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком была неоднозначна.

С учетом изложенного в Постановлении № 30 Пленума Верховного Суда РФ позиция о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком была уточнена и приведена в соответствие с последними решениями Верховного Суда РФ (п. 27).

В Постановлении № 30 говорится, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

12. Споры, возникающие при назначении пенсий лицам, осуществляющим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Верховным Судом РФ была отдельно рассмотрена ситуация, связанная со спорами при назначении пенсий лицам, осуществляющим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, о включении им в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям.

Так, в Москве существует Ассоциация частных многопрофильных клиник, а в Санкт-Петербурге - Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга. Указанные клиники, занимаясь соответствующей деятельностью по охране здоровья населения, не имеют официального юридического статуса учреждений.

Верховный Суд РФ подчеркнул, что судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (ст. 120 ГК РФ).

13. Назначение досрочных трудовых пенсий работникам летно-ис- пытательного состава.

Для указанных работников с 01.01.2010 были введены новые правила назначения трудовой пенсии, а также пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 27.1 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно- испытательном составе и непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытатель- ном составе на указанных работах.

В Постановлении № 30 внимание судов было обращено на то, что при назначении такой пенсии периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии наличия у гражданина на момент установления пенсии не менее 2/3 стажа на работах в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, названных в п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (далее - Положение), утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 № 384.

В пункте 3 Положения перечислены следующие должности:

а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники: летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлек- трики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели;

б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний): инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований;

в) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-ис- пытательными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).

Соответственно, при отсутствии указанного условия (наличие 2/3 стажа работы в указанных должностях на момент установления пенсии) периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, засчитаны быть не могут.

требования к решениям судов по пенсионным делам

В заключении остановимся на требованиях, которые Верховный Суд РФ предъявляет к судам по поводу выносимых ими решений.

Требование 1. Верховный Суд РФ обращает внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части судебного решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат

удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в ее назначении. При этом необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено ст. 18 и 19 Закона о трудовых пенсиях (п. 32 Постановления № 30).

Требование 2. При отмене в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции решения суда по делу о взыскании трудовой пенсии судам следует учитывать, что поворот исполнения решения суда (т. е. возврат ответчику всего того, что было с него взыскано в пользу истца, в случае отмены исполненного решения суда и вынесения - после нового рассмотрения дела - решения об отказе в иске полностью или в части либо прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения) не допускается, за исключением случаев недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ (п. 33 Постановления № 30).

Инструменты МЦФЭР-Кадры для получения комплексной информации по вопросам формирования пенсий:

в нашем интернет магазине

Журнал "Справочник кадровика" - все изменения законодательства с подробными разъяснениями экспертов. Для кадровиков.

Право граждан на трудовые пенсии. Позиция Пленума Верховного Суда РФ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль