«Обыкновенное чудо», или Организуем внутреннее обучающее мероприятие

2122
Обучение персонала - важный компонент HR-работы, без которого система управления персоналом предприятия может «выйти из строя», а сотрудники не смогут развиваться и очень быстро окажутся неэффективными в работе. Тем не менее внутренние обучающие мероприятия во многих компаниях по-прежнему воспринимаются как нечто необыкновенное. Наша статья поможет вам почувствовать себя немного волшебниками. Мы поговорим о том, как организовать корпоративное обучение и какого эффекта при этом можно достичь.

Слово «обучение» в русском языке используется в очень широком смысле. Так называют и учeбу в школе, и многолетние попытки освоить английский язык на курсах, и обучение работе на новом оборудовании. Чаще всего на практике путают образование, получаемое в университетах, колледжах и в других образовательных учреждениях, с корпоративным обучением. Между тем образование и корпоративное обучение имеют разные цели. Не секрет, что многие, обучающиеся в учреждении системы профессионального образования, стремятся получить диплом, аттестат, свидетельство, т. е. документ, формально подтверждающий их квалификацию. Целью же корпоративного обучения является, как правило, улучшение работы обучаемых за счeт приобретения ими новых знаний и навыков.

Конечно, в практике корпоративного обучения встречаются исключения, когда приходится решать формальные задачи сертификации, получения удостоверений. Обычно это связано с требованиями, предъявляемыми к безопасности труда, или с другими требованиями со стороны контролирующих организаций, реже поставщиков и клиентов. Но в любом случае даже эти удостоверения или сертификаты выдаются исходя из интересов организации, а не сотрудников.

Задачи корпоративного обучения могут быть самыми разными. Чаще всего это повышение квалификации работающих сотрудников, например освоение новых продуктов и новых технологий, изучение изменений в законодательстве, внутренних изменений бизнеса компании. Второй по популярности (а иногда и единственной) целью корпоративного обучения, особенно на промышленных предприятиях, является сертификация профессий, подконтрольных государственным органам.

Важные этапы процесса организации внутреннего (корпоративного) обучения мы отразили на рисунке 1.

«Обыкновенное чудо», или Организуем внутреннее обучающее мероприятие

Вся система корпоративного обучения должна работать на достижение целей организации. Организовывать обучение, не нужное для достижения целей компании, в принципе можно, и такое нередко случается, особенно в крупных и богатых компаниях. Но это уже будет, скорее, мотивационное или PR- мероприятие, а не обучение в строгом смысле этого слова.

Всe больше компаний уделяют серьeзное внимание первоначальному обучению новых сотрудников или их переобучению при освоении новых рабочих мест. В передовых зарубежных фирмах стандартом является обучение новичков с отрывом от работы в течение нескольких дней, недель, а иногда и месяцев. Подобное обучение противопоставляется распространенному в российских компаниях «бросанию в воду» (рис. 2).

«Обыкновенное чудо», или Организуем внутреннее обучающее мероприятие«Обыкновенное чудо», или Организуем внутреннее обучающее мероприятие

Каждое учебное мероприятие должно иметь конкретную задачу. Эффективность обучения в ходе мероприятия, собственно, и определяется степенью решения этой задачи.

Задачи конкретного учебного мероприятия должны вытекать из общих целей обучения, но их необходимо конкретизировать на основе выявления потребностей в обучении конкретных сотрудников. Поэтому общую задачу учебного мероприятия необходимо формулировать в виде двух частей, отвечающих на вопросы: «Чему учить?» и «Кого учить?». Например, «Письменная деловая коммуникация для референтов», «Навыки работы с крупными клиентами для региональных менеджеров по продаже», «Производственное планирование для мастеров участков».

Сразу скажем, что выявление потребностей в обучении - задача непростая. Часть этой работы может делать кадровая служба, например проводя профессиональное тестирование. Очевидно, что сами тестовые задания по всем профессиям, имеющимся в компании, кадровики составить не в состоянии. Их могут разработать только профессионалы в соответствующих областях.

ВАЖНО!

Только опираясь на четко сформули рованные цели обучения можно сделать выбор наиболее эффективного метода обучения

Иные методы выявления потребностей в обучении целиком находятся в руках руководителей подразделений и проектов. И главный из этих методов, конечно, повседневное наблюдение за работой подчиненных. В первую очередь руководитель должен замечать повторяющиеся ошибки и сбои в работе сотрудников. Но не каждая ошибка будет следствием того, что работник чему-то недоучен. Поэтому руководителю следует анализировать недостатки и выделять те из них, которые можно исправить с помощью обучения.

Удовлетворение конкретной организационной потребности в обучении должно становиться задачей учебного мероприятия или комплекса таких мероприятий.

В свою очередь, задача учебного мероприятия разбивается на подзадачи. Обычно это получение обучаемыми знаний и навыков. Выбирают формы и технологии обучения исходя из задач обучения и их содержания (рис. 3).

«Обыкновенное чудо», или Организуем внутреннее обучающее мероприятие

Очевидно, что теоретическими лекциями невозможно «нарастить» практические навыки сотрудников, а в ходе деловых игр вряд ли можно хорошо преподать и усвоить теорию.

Немаловажным аспектом корпоративного обучения является и мотивация обучаемых на перестройку работы в соответствии с тем, чему их обучили. Поэтому обучение не должно быть скучным, напротив, оно должно вызывать у сотрудников, проходящих корпоративное обучение, желание использовать его результаты на практике.

Внутри компании обучение организуется только для «своих» сотрудников, и направлено оно на получение специальных знаний, которые связаны с деятельностью этой компании. Но это не значит, что обучение в данном случае может проводить только внутренний преподаватель. Никто не запрещает приглашать для этой цели сторонних специалистов, главное, чтобы они ориентировались в специфике производства и особенностях компании.

Само учебное мероприятие, решающее конкретную задачу, строится по одной из многочисленных известных форм. Это может быть или групповое обучение, или индивидуальное. При групповом обучении размер группы колеблется от 5-10 человек до нескольких десятков и даже сотен.

Индивидуальное обучение может проводиться, как и групповое, в специально оборудованных аудиториях или на рабочем месте.

Как индивидуальное, так и групповое обучение может использовать мультимедийные и интернет-технологии.

«Обыкновенное чудо», или Организуем внутреннее обучающее мероприятие

Как мы уже отметили, тренеры или преподаватели, привлекаемые для проведения корпоративного обучения, могут быть и внутренними (сотрудниками данной организации), и внешними (сотрудниками других организаций).

Внутренние тренеры - это обычно высококвалифицированные специалисты, совмещающие преподавание с работой по основному профилю в рамках бизнес-процессов организации. Преподавание для них - непрофильная дополнительная нагрузка, к которой они обычно относятся без энтузиазма.

Значительно реже в организациях (как правило, в крупных) вводят позиции внутренних преподавателей (тренеров), работающих на полную ставку. Всякий преподаватель (тренер - не исключение) владеет определенной номенклатурой курсов, семинаров, тренингов. Поэтому для обеспечения полной загрузки преподавателя его базовый «репертуар» должен быть востребован в организации. Это не отменяет необходимости постоянного обновления набора программ, которыми владеет внутренний преподаватель, в соответствии с возникающими организационными потребностями в обучении.

А каковы основные требования к внутренним преподавателям, кроме знаний по преподаваемым темам? В первую очередь это продуктивность мышления. Недостаток этой компетенции пагубно отражается на способности преподавателя превращать задачи обучения в эффективные программы и гибко реагировать на запросы обучаемых в аудитории.

Затем идет коммуникация, т. е. умение правильно и результативно общаться с аудиторией. Немаловажное место занимает и такая компетенция, как организация работы. Поскольку во время подготовки учебного мероприятия и в ходе его проведения преподаватель/ тренер часто выступает как организатор (модератор) процесса.

Отметим и полезность для преподавателя такой компетенции, как лидерство. Преподаватель не просто организует процесс обучения, но и ведет за собой обучаемых, мотивирует их на освоение новых знаний и навыков, а также на последующее применение их на практике.

Подготовка внутренних преподавателей в определенной степени развивает у них некоторые из перечисленных качеств. Однако продуктивность мышления, к сожалению, у взрослых людей практически не развивается. Поэтому особенно важен предварительный отбор кандидатов на позицию «внутренний преподаватель», по возможности с применением Центра оценки.

Современное оснащение учебного процесса подразумевает уже не мел, доску и старый учебник, а целый ряд методических средств, среди которых:

1. Раздаточные материалы, куда включают основные теоретические и методические аспекты изучаемого курса;

2. Рабочие тетради, содержащие упражнения, задания, тесты по курсу;

3. Презентации, выполненные в программах Power Point или Adobe Acrobat;

4. Учебные видеофильмы и видеофрагменты.

Может потребоваться также учебное оборудование: компьютер, проектор, видеокамера, флипчарт, интерактивная доска и т. п.

Однако никакое мастерство преподавателя и современное оборудование не может заставить обучаемого учиться, если он этого не хочет. Необходимость обучения должен внушать сотруднику, прежде всего, его непосредственный руководитель. Однако российские руководители нередко пытаются переложить собственные задачи по созданию у своих сотрудников положительной мотивации к обучению на преподавателей, проводящих обучение.

Наша справка

Ассессмент-центр, или Центр оценки - один из методов комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик, ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов.

Службе персонала не стоит устраняться от проблемы. Необходимо проводить разъяснительную работу как с руководителями, так и с направляемыми на обучение сотрудниками. Это даст возможность повысить их заинтересованность в обучении и в итоге добиться хороших результатов.

Ну а хорошие результаты обучения - предпосылка хорошей работы!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль