Ролевое управление СЭДО

1587
Эффективное использование электронного дистанционного обучения предполагает четкое распределение ролей между его участниками в решении организационных, содержательных, технических и мо-тивационных задач. Рассмотрим, как это происходит в рамках системы электронного дистанционного обучения (далее - СЭДО), используемой на ОАО «Ульяновский автомобильный завод».

ОАО «УАЗ» использует дистанционное обучение как одну из форм подготовки персонала с 2004 г. В то время на предприятия холдинга начали трудоустраиваться первые представители поколения Y1. Специалистам службы персонала пришлось потрудиться над созданием комфортной для нового поколения культуры сетевого общения, предложив молодежи наряду с традиционными источниками получения необходимых для работы знаний (такими, как семинары и тренинги) сетевые средства обучения, например электронные курсы, тренажеры, симуляторы, онлайн-консуль-тирование и вебинары. Первым шагом в этом направлении стало создание в 2005 г. информационного портала, на котором руководители HR-отделов (отдела регламентации компенсаций и льгот, отдела кадров, отдела развития персонала, отдела по работе с молодежью) заводили блоги по своим направлениям деятельности (обучение и развитие, льготы и компенсации, подбор персонала и трудоустройство и т. д.), а сотрудники могли обсуждать выход локальных нормативных актов, корпоративные мероприятия, организованные для персонала предприятия, обучающие мероприятия и другие темы посредством комментариев. Данный портал выполнял одну из важных функций: создание и развитие на предприятии культуры взаимодействия сотрудников и обмена информацией посредством сетевых технологий.

Справка о компании

ОАО «Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)» - крупнейший российский производитель автомобилей повышенной проходимости. Предоставляет полный комплекс услуг -от производства автомашин до их продажи и сервисного обслуживания, осуществляет поставки более чем в 40 стран мира. Завод входит в состав холдинга Sollers (ранее - «Северсталь-авто»). На предприятии работает 10 тыс. человек.

Следующим шагом стало построение СЭДО, которое началось в 2005 г. и продолжается в настоящее время.

Этапы построения СЭДО ОАО «УАЗ»:

  • 2004-2005 гг. - изучение возможностей и функционала СЭДО корпоративного университета «Северсталь» (в этот период предприятие входило в холдинг «Северсталь»);
  • 2006-2007 гг. - вовлечение персонала в дистанционное обучение, становление культуры дистанционного обучения. Этап характеризовался формированием основных подходов и дальнейшей стратегии развития СЭДО, а также интеграцией дистанционного обучения в устоявшуюся на предприятии систему обучения и ее развитие;
  • 2008-2010 гг. - создание собственного портала СЭДО ОАО «УАЗ» на открытой платформе MOODLE, закупка курсов по бережливому производству и начало разработки внутрикорпоративных курсов. Этап характеризовался заметным ростом объемов обучения персонала по дистанционным курсам. На этом этапе компании потребовался грамотный IT-специалист, способный не только администрировать, но и разрабатывать собственные IT-приложения с применением WEB-технологий;
  • с 2011 г. по настоящее время - закупка полной версии портала WebTutor и создание матрицы курсов по бережливому производству.

СЭДО стала одним из элементов давно существовавшей на предприятии системы непрерывной профессиональной подготовки персонала, при которой обучение сопровождает работника на протяжении всей его трудовой деятельности. Она обеспечивает выполнение двух основных задач: создания и накопления базы знаний предприятия в виде библиотеки электронных учебных курсов и других информационных материалов, а также передачи сотрудникам необходимых знаний путем предоставления доступа к библиотекам учебных курсов и получению экспертной помощи посредством дистанционного консультирования. Доступ предоставляется через процедуру регистрации участника обучения в СЭДО.

Аспекты функционирования системы

Для того чтобы СЭДО полноценно работала и функционировала, на этапе внедрения были выделены основные аспекты взаимодействия ее участников: организационный, содержательный, технический и мотивационный.

Выделение в данной системе именно этих аспектов является неслучайным. Их описание дает ответы на ряд важных вопросов, основные из которых представлены в табл. 1.

Ролевое управление СЭДО

Эти аспекты нашли отражение в Положении об организации электронного и дистанционного обучения, разработанном в ОАО «УАЗ» специалистами департамента персонала. Данный документ необходим в первую очередь для того, чтобы определить права и обязанности участников дистанционного обучения, то есть описать схему их взаимодействия друг с другом. Без этого невозможно построить систему непрерывного обучения на предприятии.

Участники СЭДО

К участникам СЭДО относятся «студенты»; «администраторы»; «локальные координаторы»; «инструкторы»; «эксперты».

Наличие четко определенных взаимосвязей участников СЭДО со всеми составляющими системы (табл. 2-6) позволяет ей в дальнейшем полноценно функционировать.

Ролевое управление СЭДОРолевое управление СЭДОРолевое управление СЭДОРолевое управление СЭДОРолевое управление СЭДО«Студенты» - это сотрудники предприятия, проходящие обучение в системе. Каких-либо ограничений по категориям персонала для обучения в СЭДО нет. Любой желающий может подать заявку на обучение, утвержденную непосредственным руководителем, и пройти обучение на курсах. При этом совсем не обязательно иметь на рабочем месте персональный компьютер. Пройти обучение можно в компьютерном классе в составе группы или в любое удобное для этого время с домашнего компьютера (планшетного ПК или айфона). Наиболее активными участниками обучения в СЭДО являются сотрудники, зачисленные в кадровый резерв.

Из всех участников СЭДО «студенты» представляют собой наиболее сложную категорию в плане мотивации на участие в обучении. Эта проблема решена на предприятии путем разработки матрицы обучения и составления индивидуальных графиков.

Посредством разработки индивидуальных графиков обучения по отдельным подразделениям «студент» вовлекается в процесс планирования своего обучения.

В настоящее время в ОАО «УАЗ» создана библиотека дистанционных курсов2 по бережливому производству в связи с активным внедрением принципов бережливого производства в холдинге и переводом обязательного обучения в дистанционную среду. Приказом по предприятию утверждена матрица обучения руководителей и специалистов по дистанционным курсам производственной системы. В соответствии с ней каждый руководитель и специалист, находящийся на определенной должности, обязан пройти обучение или сдать итоговый тест по курсу. Небольшой фрагмент данной матрицы показан в приложении 1.

Данная матрица в дальнейшем может дополняться другими курсами обучения, например по системе менеджмента качества или переработанными в формат дистанционных курсов обучения, внутренними стандартами, положениями и методиками. Дальнейшее развитие матрицы станет отправной точкой для создания профилей должности каждого конкретного сотрудника. В свою очередь, это послужит хорошим справочным материалом для описания должности каждого сотрудника применительно к блоку знаний и навыков.

Для дополнительного стимулирования студентов к прохождению электронных курсов непосредственные руководители составляют вместе с ними индивидуальные графики дистанционного обучения (примерная форма такого графика дана в приложении 2. Вовлечение самих работников в процесс планирования своего обучения повышает их ответственность за своевременное соблюдение графиков обучения.

«Администраторы» - это специалисты отдела развития персонала, осуществляющие регистрацию студентов на дистанционных курсах и обеспечивающие надлежащее функционирование платформы СЭДО и электронных образовательных ресурсов.

Сейчас знания устаревают очень быстро, особенно в области IT-технологий. Для обеспечения непрерывного роста компетенций «локальных координаторов» и «инструкторов» по WEB-технологиям в ОАО «УАЗ» проводится их обучение в тех областях знаний, которые охвачены дистанционным обучением. Такое обучение в организации проводится дважды в год в виде небольших семинаров.

«Локальные координаторы» -это сотрудники определенных подразделений предприятия, организующие в них дистанционное обучение персонала. Эти люди являются ключевыми фигурами в СЭДО, так как фактически организуют обучение на местах. От их мотивации и уровня компетентности во многом зависит результат внедрения дистанционной формы обучения в конкретном подразделении. Один локальный координатор помимо своей основной работы может успешно организовать подготовку по электронным курсам примерно 100-200 человек в год.

«Инструкторы» - это подготовленные специалисты в определенной области знаний, привлекаемые предприятием на договорной основе для сопровождения и контроля дистанционного обучения студентов, а также их консультирования на протяжении всего периода обучения. Инструкторами назначаются, как правило, внештатные преподаватели очной формы обучения по родственным курсам после соответствующей подготовки, которую организуют и проводят администраторы СЭДО. С этой целью несколько раз в год проводится школа инструкторов СЭДО, в ходе которой они знакомятся с методами дистанционного консультирования с применением WEB-технологий. Инструкторы могут также инициировать смешанный процесс обучения (Blended Learning), сочетающий очный и дистанционный формат. Такое решение принимается в случае особой сложности материала курса, требующего личного контакта с преподавателем.

«Эксперты» - это ведущие (главные) специалисты предприятия, обладающие уникальными компетенциями в профессиональной области. Они привлекаются в СЭДО для разработки электронных курсов и последующего дистанционного консультирования студентов уже в роли инструктора.

Курс может быть разработан одним экспертом или командой экспертов. Если эксперт, хорошо разбирающийся в предметной области, не обладает методическими навыками, позволяющими структурировать учебный материал, и навыками компьютерной разработки курса в соответствии со стандартом SCORM3, для разработки курса могут потребоваться дополнительные эксперты: редактор (координатор проекта), дизайнер-оформитель. Если курс предполагается создать с дополнительным мультимедийным сопровождением, то, возможно, потребуется привлечь к разработке курса таких экспертов, как звукооператор, актер (для озвучивания), фотограф, видеооператор, программист (flash-аниматор). Все они будут являться экспертами в своей области - командой разработчиков. С каждым из них необходимо заключить договор на разработку курса.

В последние годы активность студентов СЭДО в ОАО «УАЗ» существенно повысилась. Количество обученных на курсах за год превысило 50% от общей численности руководителей и специалистов. Это красноречиво свидетельствует о том, что данный вид обучения востребован и принят работниками. Остается только поддерживать их интерес к дистанционному обучению и предлагать новые курсы, повышающие квалификацию и результативность работы.

Приложение 1.

Матрица обучения руководителей и специалистов по дистанционным курсам производственной системы

Ролевое управление СЭДО

Приложение 2.

План-график обучения сотрудников по курсам СЭДО

Ролевое управление СЭДО



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль