Законодательство о социальном страховании: нововведения 2013 года

3693
Прошедшие два года были «урожайными» на изменения в области обязательного социального страхования. Все изменения можно разделить на три группы: некоторые начали действовать сразу же, какие-то «стартовали» летом прошлого года, отдельные нормы вступили в силу в 2013 году. Традиционно кадровикам в этих нормах не так-то просто разобраться, тем более, если нужно выяснять, когда и какие изменения вступают в силу. В этой статье вы найдете всю необходимую, а главное - актуальную на сегодняшний день информацию о пособиях, страховых взносах и обязательном медицинском и пенсионном страховании.

НА № 2‘2011

В декабре 2010 г. Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ф3 были внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». С 1 января 2011 г. был серьезно изменен порядок исчисления и назначения ряда пособий. Законодательством были предусмотрены некоторые специальные правила для использования их в течение двухлетнего периода, который уже истек. Посмотрим, как исчисляются пособия в 2013 г.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

Напомним, что с 1 января 2011 г. пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет должны исчисляться из заработка застрахованного лица за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).?

НА № 4‘2011Однако в дальнейшем Федеральным законом от 25.02.2011 № 21-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"» (далее - Закон № 21-ФЗ) для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет были сделаны некоторые исключения.

Обратите внимание! С 1 января 2013 г. все пособия, размер которых поставлен в процентное соотношение к заработку, рассчитываются из заработка за два последних календарных года

Так, в течение двух лет (2011 и 2012 гг.) граждане, которым полагалось пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, могли по своему желанию воспользоваться или новыми правилами исчисления пособий, или теми правилами, что действовали до 2011 г. (т. е. брать для расчета для этих пособий заработок или за два предыдущих календарных года, или за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления права на соответствующий отпуск, если сумма пособия будет выше, чем по общему правилу).

В настоящее время все пособия, выплачиваемые за счет средств обязательного социального страхования, размер которых исчисляется в процентном соотношении к заработку, рассчитываются из заработка за два последних календарных года.

Средний дневной заработок

Во всех ли случаях исчисление различных видов пособий производится по одному правилу?

Разбираясь в порядке исчисления различных видов пособий (страховых выплат), следует обратить внимание на одно обстоятельство, связанное с исчислением дневного заработка, из которого исчисляются пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком. Закон № 21-ФЗ предусмотрел для получателей этих пособий с января 2013 г. одно смягчение общих правил. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, сравним ч. 3 и ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) в редакции Закона № 21-ФЗ.

Законодательство о социальном страховании: нововведения 2013 года

Как видим, средний дневной заработок, необходимый для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, определяется путем деления заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, на 730 (количество календарных дней в расчетном периоде). Если же надо определить сумму пособия по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребенком, двухгодичный заработок делится на то количество календарных дней, которое остается после исключения из 730 календарных дней названных в статье периодов.

Уже третий год действует правило, согласно которому средний заработок за каждый год расчетного периода берется в сумме, не превышающей установленную на соответствующий год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. Это имеет значение для определения максимальной суммы дневного заработка, который берется для дальнейших расчетов.

В 2013 г. следует иметь в виду, что в предыдущие два года страховые взносы в ФСС РФ начислялись на суммы, не превышающие 463 000 руб. (2011 г.) и 512 000 руб. (2012 г.). Значит, максимум дневного заработка в 2013 г. для пособий составляет: (463 000 + 512 000) : 730 = 1335 руб. 62 коп.

Суммы пособий, выплачиваемых в твердой сумме

В 2013 г. выше не только максимум дневного заработка для исчисления сумм пособий, но и размеры тех пособий, которые выплачиваются за счет средств обязательного социального страхования в твердой сумме и ежегодно индексируются. Речь идет о единовременных пособиях при рождении ребенка и пособиях женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учет в медицинских организациях.

Обратите внимание! Размер материнского (семейного) капитала в 2013 г. составляет 408 960,50 руб.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 января 2013 г. составляет 1,055. Следовательно, сумма единовременного пособия при рождении ребенка теперь равна 13 087 руб. 61 коп., а пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в период до 12 недель беременности, - 490 руб. 79 коп.

Стал выше и минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет: при рождении первого ребенка он составляет2453 руб. 93 коп., при рождении второго и каждого последующего ребенка - 4907 руб. 85 коп.

Кстати сказать

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.» в 2013 г. предельная величина базы для начисления взносов во внебюджетные фонды обязательного социального страхования подлежит индексации в 1,11 раза с учетом роста средней заработной платы по стране.

Для работодателей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» эта предельная величина составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2013 г. Указанная сумма для исчисления пособий будет иметь значение только через год (в 2014 г.), поскольку заработки текущего года при исчислении пособий в расчет не берутся.

Обратите внимание! МРОТ с 1 января 2013 г. составляет 5205 руб. в месяц

В соответствии с Законом № 255-ФЗ в некоторых случаях при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам имеет значение минимальный размер оплаты труда (см. ч. 6 ст. 7 и 8, ч. 3 ст. 11, ч. 1.1 ст. 14). В связи с этим следует обратить внимание на Федеральный закон от 03.12.2012 № 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"», в соответствии с которым МРОТ с 1 января 2013 г. составляет 5205 руб. в месяц.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Страховые взносы работодателей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступают в ФСС России по тарифам, специально установленным для данного вида обязательного социального страхования. Федеральным законом от 03.12.2012 № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» установлено, что в 2013 г. и в плановый период 2014 и 2015 гг. страхователи будут уплачивать страховые взносы в порядке и по тарифам, установленным еще Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ на 2006 г. Это значит, что по сравнению с 2012 г. изменений в уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не произошло.

Кстати сказать

По общему правилу назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица в счет уплаты страховых взносов. Иными словами, работодатель перечисляет в ФСС России разницу между суммой страховых взносов и суммой выплаченных работникам пособий. В 2013 г. продолжается эксперимент по переходу на новый порядок выплаты пособий, так называемый пилотный проект ФСС России (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»; далее - Закон № 219-ФЗ).

Пилотный проект начался в июле 2011 г. в двух субъектах РФ - Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2011 году страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Были утверждены положения об особенностях назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по двум видам обязательного социального страхования, возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, уплаты страховых взносов в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта.

С 1 июля 2012 г. эксперимент был распространен еще на шесть субъектов РФ: Астраханскую, Курганскую, Новгородскую, Новосибирскую, Тамбовскую области и Хабаровский край.

Суть эксперимента в следующем. Выплата пособий возложена не на страхователя, а на страховщика - ФСС России. Работник пишет заявление в территориальный орган ФСС России по установленной форме, прикладывает к нему необходимые для назначения пособия документы и передает своему работодателю. Работодатель (страхователь), получивший документы от застрахованного лица, оформляет свою часть листка нетрудоспособности и заявление работника (в частности, указывает сведения о среднем заработке, страховом стаже и другие условия исчисления пособия) и не позднее пяти календарных дней с этого момента направляет эти документы с описью либо электронный реестр в территориальное отделение ФСС России.

В течение 10 календарных дней с момента получения всех необходимых документов региональное отделение Фонда принимает решение о назначении и выплате пособия на счет застрахованного лица и перечислении денежных средств. Если выясняется, что документы оформлены неверно или не хватает документов, данных для начисления пособия, то страхователю направляется извещение, и в течение пяти рабочих дней со дня получения такого извещения страхователь обязан внести исправления или представить дополнительные сведения для назначения пособия. В течение трех рабочих дней с момента поступления исправленного листка нетрудоспособности должно быть назначено пособие и перечислены средства. Работающие граждане получают пособия одним из способов: на лицевой счет в банке или по почте (в зависимости от выбора застрахованного лица).

Конечно, не всем работникам нравится новый способ назначения и выплаты пособий, особенно если их работодатели добросовестно и своевременно производили выплату пособий. Однако есть ряд моментов, которые дают основание оценить эксперимент положительно. Работники региональных отделений ФСС России отмечают следующее:

1) переход на прямые выплаты застрахованным лицам кардинально решает проблему обеспечения пособиями застрахованных лиц, работодатель которых либо имеет финансовые проблемы, либо фактически прекратил свою деятельность;

2) появляется возможность контролировать обоснованность назначения пособия и правильность расчета его размера, появление фальшивых листков нетрудоспособности;

3) выявляются схемы страхового мошенничества, что невозможно сделать при зачетной системе;

4) усиливается взаимосвязь всех участников пилотного проекта (страхователей, лечебных учреждений, исполнительных органов внебюджетных фондов, органов социальной защиты населения, МСЭ и др.) с помощью механизма электронного обмена информацией;

5) отрабатывается бездокументальное оформление нетрудоспособности (это в корне решит проблему подделки листков нетрудоспособности), а также дальнейшее исключение из схемы начисления пособий функций работодателей по предоставлению информации о заработной плате в исполнительные органы Фонда (на основе обмена информацией с органами ПФР);

6) предоставляется возможность получить информацию почти обо всем процессе обеспечения пособиями застрахованного лица, что невозможно сделать при выплате пособий через работодателей (сейчас территориальные органы Фонда имеют эту возможность лишь после проведения выплат пособий страхователями). Это позволяет снизить объем необоснованных расходов, осуществлять контроль по всему циклу получения пособий, организовать не выборочный, а полный мониторинг. При необходимости может быть обеспечен сквозной контроль страхового случая вплоть до выписки больничных листков каждым врачом, проводящим экспертизу временной нетрудоспособности застрахованного лица.

При реализации пилотного проекта региональные отделения Фонда столкнулись и с рядом сложностей, в том числе с пробелами в законодательстве. В течение 2013 г. будут подведены итоги эксперимента и названы те положения, которые требуют корректировки для устранения коллизий правовых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Поскольку к тарифам страховых взносов могут устанавливаться скидки и надбавки с учетом работы по предупреждению травматизма, обратите внимание на то, что приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н утверждена новая Методика скидок и надбавок к страховым взносам на данный вид обязательного социального страхования. Кроме того, приказом Минтруда России от 06.09.2012 № 177н утвержден Административный регламент предоставления ФСС России государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как в 2013 г. изменился порядок выплат в случаях получения травм на производстве или профессионального заболевания?

К числу страхового обеспечения, которое полагается пострадавшим на производстве, относятся единовременные и ежемесячные выплаты пострадавшему или членам его семьи в случае смерти работника вследствие полученной травмы на производстве или профессионального заболевания. Ежегодно федеральными законами о бюджете ФСС России устанавливаются:

  • сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты;
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленной в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

В соответствии с Законом № 219-ФЗ размер единовременной страховой выплаты в 2013 г. исчисляется из 76 699,8 руб., максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет 58 970,0 руб.

НА № 11‘2012В соответствии с п. 11 ст. 12 Закона № 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС России на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность устанавливаются Правительством РФ. В целях реализации данной правовой нормы постановлением Правительства РФ от 13.12.2012 № 1299 установлен коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты, назначенной до 1 января 2013 г., - 1,055.

С учетом названного коэффициента индексацию размера таких выплат должен произвести ФСС России. Обратите внимание: если перерасчет страховой выплаты региональным отделением ФСС России не был сделан, то с жалобой можно обратиться как непосредственно в ФСС России, так и в суд. Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Источниками финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой гражданам нашей страны, являются бюджетные ассигнования (средства бюджетов всех уровней) и средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

НА № 5‘2012, № 2,3‘2011 В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Основы охраны здоровья) и ст. 35 Федерального закона от 29.12.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об ОМС) ежегодно Правительством РФ утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, из которой видны источники финансового обеспечения того или иного вида медицинских услуг.

Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 была утверждена такая Программа на 2013 год и на плановой период 2014 и 2015 годов. Составной частью данной Программы, как и в прошлые годы, является базовая программа обязательного медицинского страхования. В рамках этой программы оказываются:

  • первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь;
  • скорая медицинская помощь, за исключением санитарно-авиацион- ной эвакуации;
  • специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 гг.) в установленных страховых случаях.

Есть ли какие-то отличия новой базовой программы ОМС от предыдущих программ?

Разберем отличия новой базовой программы ОМС от предыдущих программ, которые могут быть интересны работодателям и работникам.

По общему правилу в базовой программе ОМС определяются: виды медицинской помощи, структура тарифов на ее оплату, способы оплаты медицинской помощи в сфере ОМС, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо, критерии доступности и качества медицинской помощи.

Страховые случаи (отдельные виды болезней), по которым в рамках ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь (кроме санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной), остались теми же, что и в 2012 г. Дополнительно установлено, что в рамках ОМС осуществляется финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации отдельных категорий граждан, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, а также медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях.

Обращает на себя внимание разделение амбулаторной медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, на три части:

  • помощь в амбулаторных условиях, оказываемая с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала);
  • помощь в амбулаторных условиях, оказываемая в связи с заболеваниями;?
  • помощь в амбулаторных условиях, оказываемая в неотложной форме.

При расширении амбулаторной медицинской помощи намечено уменьшение пребывания заболевших в стационарных условиях.

Повышены средние подушевые нормативы финансирования (на одно застрахованное лицо), средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. Так, средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), в 2012 г. составляли 7633, 4 руб., в 2013 г. - 9032,5 руб., в 2014 г. - 10 294,4 руб., в 2015 г. - 12 096,7 руб.

Словарь кадровика Стандарт - перечень медицинских услуг с указанием частоты и кратности применения этих услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, и т. п. (ст. 37 Основ охраны здоровья)

В новой базовой программе ОМС теперь сказано, что страховое обеспечение устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, устанавливаемых Минздравом России. Эта запись обусловлена вступлением в силу с 2013 г. правовых норм, содержащихся в ч. 1 ст. 37 и ч. 3 ст. 84 Основ охраны здоровья. В них речь идет о том, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включают в себя:

  • этапы оказания медицинской помощи;
  • правила организации деятельности медицинской организации (структурного подразделения, врача);
  • стандарт оснащения медицинской организации и ее структурных подразделений;
  • рекомендуемые штатные нормативы и пр.

При оказании платных медицинских услуг также должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи.

Федеральным законом от 01.12.2012 № 213-ФЗ внесены изменения в Закон об ОМС, которые касаются:

  • финансового обеспечения скорой медицинской помощи и расходов на содержание медицинских организаций в связи с переходным периодом по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения;
  • изъятия у регионов полномочий в сфере ОМС;
  • региональных программ модернизации здравоохранения;
  • уточнения понятия «экспертиза качества медицинской помощи»;
  • выплат молодым медицинским работникам, которые будут работать в рабочих поселках.

Как видно, изменения затрагивают в основном финансовые вопросы обеспечения медицинской помощи и программ модернизации здравоохранения, полномочий органов государственной власти субъектов РФ, организации работы страховых медицинских организаций.?

Я работаю в отделе здравоохранения сельской администрации. Летом 2013 г. в поликлинику и больницу, работающие на территории нашего поселения, из областного центра приедут работать три выпускника медицинской академии. В связи с этим у меня возник вопрос – положены ли в 2013 г. для выпускников медицинских вузов единовременные компенсационные выплаты при прибытии их на работу в сельскую местность?

Федеральным законом от 01.12.2012 № 213-Ф3 часть 12.1 ст. 51 Закона об ОМС дополнена следующим предложением: «В 2013 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 г. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника». Приведенная часть правовой нормы означает, что по сравнению с 2012 г. расширен круг лиц, которые могут получить 1 000 000 руб., поскольку выплатой этой суммы сопровождается переезд медицинского работника на работу не только в сельский населенный пункт, но и в рабочий поселок.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

В декабре 2012 г. были приняты два федеральных закона:

НА № 2,3‘20131) Федеральный закон от 03.12.2012 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее - Закон № 242-ФЗ);

НА № 3‘20132) Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 243-ФЗ).

Обратите внимание! В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2013 г. составит 568 000 руб.

Названными законами внесены изменения в федеральные законы:

  • от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ);
  • от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании);
  • от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в Российской Федерации».

Кроме того, первым из названных законов внесены изменения в Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», вторым - в федеральные законы от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях), от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах) и некоторые другие.

Представим в обобщенном виде характеристику изменений и дополнений правовых норм в 2013 г. по вопросам обязательного пенсионного страхования.?

1) С 1 января 2013 г. для работодателей, у которых есть работающие во вредных производственных условиях, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, введены дополнительные тарифы страховых взносов.

2) В связи с введением дополнительного тарифа страховых взносов в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица теперь указываются и периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, за которые уплачены страховые взносы с дополнительными тарифами.

3) В Законе об обязательном пенсионном страховании изменено определение стоимости страхового года, исходя из которой определяется объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ПФР на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в случаях, предусмотренных законодательством. Стоимость страхового года - это утверждаемая Правительством РФ сумма денежных средств, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страхового взноса в ПФР, установленного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.

4) Ранее понятие «стоимость страхового взноса» применялось не только для определения объемов межбюджетных трансфертов, но и для тех платежей, которые направляют в ПФР и на обязательное медицинское страхование индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Теперь для платежей указанных лиц используется понятие «фиксированный размер страховых взносов». При этом фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного МРОТ на начало финансового года и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз.

5) Перечисленные выше плательщики страховых взносов в фиксированных размерах не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (как и на обязательное медицинское страхование) за периоды, указанные в подп. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

6) В Законе № 27-ФЗ уточнено право застрахованного лица (соответствующая обязанность страховщика) в части получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета. Так, застрахованное лицо имеет право получить по своему обращению способом, указанным им при обращении, бесплатно один раз в год в органах ПФР по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете. Указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением.

В обязанности страховщика, корреспондирующие указанному праву застрахованного лица, дополнительно входит следующее: в сведения о состоянии лицевого счета гражданина должны включаться и информация о состоянии специальной части лицевого счета, и информация о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений. Сведения должны быть представлены в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица.

Соответствующие записи о праве застрахованного лица и обязанности страховщика появились теперь и в Федеральном законе от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Неработающий пенсионер имеет ежемесячное пенсионное обеспечение ниже прожиточного минимума своего региона. Сохранится ли у него федеральная доплата в 2013 г.?

С 2010 г. ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров не должно быть ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания. Неработающие пенсионеры, чей совокупный материальный доход ниже этого уровня, получают федеральную или региональную доплату к пенсии. В субъектах РФ, где прожиточный минимум ниже федерального, пенсионеры получают федеральную доплату через органы ПФР, если выше - региональную доплату в органах социальной защиты населения (ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Ежегодно величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России для определения размера федеральной доплаты к пенсии устанавливается федеральным законом о бюджете страны на очередной финансовый год. В соответствии с ч. 8 ст. 10 Закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» величина прожиточного минимума на 2013 г. для определения федеральной доплаты установлена в сумме 6131 руб.

Подписывайтесь на журнал "Справочник кадровика" по этой ссылке.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль