Расходы госслужащих теперь под контролем

9437
Российское законодательство предусматривает обязанность государственных и муниципальных служащих, а также некоторых категорий работников представлять сведения о своих доходах. При уклонении от исполнения данной обязанности или при представлении недостоверных сведений служащий подлежит увольнению с государственной или муниципальной службы. Однако для ситуации, когда чиновник «честно» сообщил о наличии у него имущества, стоимость которого во много раз «перекрывает» его официальный доход, никаких правовых механизмов до недавнего времени не предусматривалось. В этой связи Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 22.12.2011 высказал мнение о необходимости введения контроля не только доходов, но и расходов госслужащих в тех случаях, когда расходы явно не соответствуют их доходам. Речь идет о декларировании крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг. Посмотрим, как это предложение Президента РФ в настоящее время реализовано на практике.

Из этой статьи вы узнаете: 

  • чьи расходы контролируются законами 230-ФЗ и 231-ФЗ
  • какие виды расходов государственных служащих подлежат контролю
  • как проходит процедура контроля за расходами
  • чем грозит выявление несоответствия расходов подконтрольного лица его доходам

3 декабря 2012 г. были приняты Федеральный закон № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон о контроле за расходами), а также Федеральный закон № 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"».

В пояснительной записке к Закону о контроле за расходами отмечалось, что полностью антикоррупционный потенциал обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера может раскрыться лишь при установлении контроля за источниками средств, на которые приобретается имущество (т. е. установления контроля за расходами). Представленные за 2009-2011 гг. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образовали базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу реализации государственной антикоррупционной политики - этапу контроля за расходами.

ЧЬИ РАСХОДЫ КОНТРОЛИРУЮТСЯ?

Закон о контроле за расходами распространяется на широкий круг лиц. Помимо государственных и муниципальных служащих, к ним относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности в Банке России, в государственных корпорациях, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и др.

Таким образом, Закон о контроле за расходами предусматривает осуществление такого контроля в том числе и в отношении Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы и других лиц, замещающих государственные должности РФ. Соответствующие положения предусмотрены, например, Федеральным конституционным законом от 03.12.2012 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"».

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Обратите внимание: лица, замещающие государственные должности или муниципальные должности на постоянной основе, в любом случае подпадают под действие механизма контроля за их расходами, хотя в отношении некоторых может быть установлен особый порядок такого контроля. А вот государственные и муниципальные служащие, а также работники указанных выше государственных организаций будут отчитываться о своих расходах только в тех случаях, если замещаемая ими должность входит в один из принимаемых на различных уровнях перечней.

Какие должности будут включаться в перечни должностей, при замещении которых необходимо отчитываться в своих расходах?

Из текста Закона о контроле за расходами неясно, идет в нем речь о тех же перечнях должностей, по которым в настоящее время предусмотрен контроль за доходами замещающих их лиц и членов их семей, или эти перечни могут не совпадать. Исходя из того, что Закон предусматривает контроль не просто за расходами, а за соответствием расходов доходам подконтрольных лиц, представляется, что в любом случае под его действие могут подпасть лишь те должностные лица, которые в соответствии с действующим законодательством ежегодно декларируют сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи.

Кроме того, контроль за расходами предполагается осуществлять не только непосредственно в отношении данных лиц, но и в отношении членов их семей - супругов и несовершеннолетних детей.

КАКИЕ РАСХОДЫ КОНТРОЛИРУЮТСЯ?

Разумеется, невозможно осуществлять контроль за всеми расходами указанных лиц и членов их семей, включая мелкие бытовые сделки. Поэтому перед законодателями стояла задача определить «порог сделки», который влечет обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Прежде всего, в соответствии с Законом о контроле за расходами названные лица обязаны представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств.

Таким образом, «отчитываться» необходимо при сделках только с тремя объектами гражданских прав: недвижимость, транспортные средства и ценные бумаги.

Кроме того, контроль за расходами различных категорий должностных лиц будет осуществляться только при приобретении ими определенного имущества. Это значит, что подпадающие под действие закона лица по- прежнему смогут расходовать любые суммы на получение услуг, не опасаясь, что с них потребуют отчета об источниках получения потраченных средств.

Наконец, указанные выше лица обязаны представлять сведения о своих расходах и об источниках получения расходуемых средств только в том случае, когда сумма сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Здесь можно предвидеть определенные сложности контроля за расходами тех лиц, которые впервые замещают указанные должности.

Если такое лицо ранее не состояло на государственной службе, а, например, осуществляло предпринимательскую деятельность, то первые три года оно «освобождается» от контроля за расходами, поскольку ранее сведения о доходах им не представлялись. Соответственно, объективно данный механизм может работать только в отношении лиц, более трех лет состоящих на государственной или муниципальной службе либо замещающих иные должности, указанные в Законе о контроле за расходами.

КОГДА КОНТРОЛИРУЮТСЯ РАСХОДЫ?

Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего одну из должностей, указанных в Законе о контроле за расходами, является достаточная информация о совершении соответствующей сделки.

Подобная информация может быть предоставлена правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, постоянно действующими руководящими органами политических партий, иных общероссийских общественных объединений, Общественной палатой РФ, общероссийскими средствами массовой информации.

Таким образом, публикация в прессе вполне может являться основанием для проведения соответствующей проверки. В этой связи, как представляется, важно уточнить понятие «достаточная информация»: какие критерии могут использоваться для признания информации достаточной.

ПРОЦЕДУРА КОНТРОЛЯ

Контроль за расходами включает в себя несколько этапов.

Этап 1. Истребование сведений о расходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Этап 2. Проверка достоверности и полноты сведений.

Этап 3. Определение соответствия расходов общему доходу. При осуществлении такого контроля лицо, замещающее одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона о контроле за расходами, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

1. Давать пояснения в письменной форме:

а) в связи с истребованием указанных выше сведений;

б) в ходе проверки достоверности и полноты представленных данным лицом сведений и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка в сумме, превышающей общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

2. Представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

3. Обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

Органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами лица, подпадающего под действие Закона о контроле за расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны:

  • истребовать от данного лица сведения о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;
  • провести с ним беседу в случае поступления от него соответствующего ходатайства.

Органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении рассматриваемого контроля вправе:

  • проводить по своей инициативе беседу с данным лицом;
  • изучать поступившие от данного лица дополнительные материалы;
  • получать от данного лица пояснения по представленным им сведениям и материалам;
  • направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств. Полномочия органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в части направления запросов, указанных в настоящем пункте, определяются Президентом РФ;
  • наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию.

Лицо, в отношении которого осуществлялись мероприятия по контролю соответствия его расходов доходам должно быть проинформировано с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне, о результатах, полученных в ходе осуществления контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

ЕСЛИ РАСХОДЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДОХОДАМ

Выявление несоответствия расходов подконтрольного лица его доходам и доходам членов его семьи влечет достаточно серьезные последствия.

Изъятие имущества, приобретенного на незаконные доходы

Так, частью 3 ст. 16 Закона о контроле за расходами предусмотрено, что, если в ходе контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ.

Органы прокуратуры при получении таких материалов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход РФ земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, подпадающим под действие Закона о контроле за расходами, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Для реализации данного положения п. 2 ст. 235 ГК РФ был дополнен нормой, согласно которой имущество, в отношении которого не представлено в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательств его приобретения на законные доходы, обращается по решению суда в доход РФ. Таким образом, основной мерой воздействия на коррупционеров должно стать изъятие у них имущества, приобретенного - предположительно - на полученные незаконным путем доходы.

Кроме того, если в ходе осуществления контроля за расходами подконтрольного лица, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения, материалы, полученные в результате контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Отстранение от замещаемой должности

Часть 3 ст. 9 Закона о контроле за расходами устанавливает, что лицо, подпадающее под действие данного Закона, на период осуществления контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может быть в установленном порядке отстранено от замещаемой (занимаемой) должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о проведении такого контроля. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами. На период отстранения от замещаемой (занимаемой) должности денежное содержание (оплата труда) по замещаемой (занимаемой) должности сохраняется.

Для реализации этой нормы были, в частности, изменены положения ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе), которая теперь устанавливает, что представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в том числе и на период проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В законодательство о муниципальной службе аналогичные изменения не вносились. Тем не менее отстранение от должности муниципальных служащих на период проведения в отношении их указанных выше проверок также возможно непосредственно в порядке, установленном Законом о контроле за расходами, исходя из положений абз. 8 ст. 76 ТК РФ.

Освобождение от замещаемой должности

Неисполнение обязанности представлять сведения о расходах, а также об источниках получения средств Закон о контроле за расходами квалифицирует как правонарушение, не раскрывая его отраслевой принадлежности. Согласно ч. 2 ст. 16 Закона о контроле за расходами, лицо, совершившее данное правонарушение, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой должности и увольнению. Это потребовало внесения соответствующих изменений и в иные законы.

Так, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"» изменения и дополнения были внесены в Закон о госслужбе.

В частности, ст. 59.2 Закона о госслужбе теперь предусматривает увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений не только о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но также и о расходах.

Напомним, что это правонарушение не требует наличия вины гражданского служащего. Еще одной особенностью данного основания увольнения является императивный характер: Закон говорит о том, что в подобной ситуации гражданский служащий не может быть уволен, а подлежит увольнению. Аналогичная формулировка содержится и в ст. 16 Закона о контроле за расходами.

Как мы уже отмечали выше, сведения о расходах должны представлять не только гражданские или муниципальные служащие, но и некоторые категории работников, труд которых регулируется ТК РФ (например, работники ПФР, ФСС России и т. п.). Соответственно это потребовало внесения изменений и в трудовое законодательство.

Так, в новой редакции ст. 81 ТК РФ была дополнена пунктом 7.1. Данная норма предусматривает расторжение трудового договора в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Кстати сказать

Остается не ясным, как обязательность увольнения будет реализовываться на муниципальной службе.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе) непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влечет увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Также, согласно ч. 2 ст. 27.1 Закона о муниципальной службе «муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона».

Однако при этом исходя из содержания ст. 19 Закона о муниципальной службе при несоблюдении ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных в том числе ст. 15, «трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут». Фактически здесь имеется коллизия между установленным ч. 5 ст. 15 и ч. 2 ст. 27.1 обязательным требованием о расторжении и возможностью такого расторжения, предусмотренной ст. 19. По общим правилам разрешения коллизий применяться должны нормы ст. 15 и 27.1, и ссылка в приказе об увольнении муниципального служащего должна даваться на ч. 2 ст. 27.1 Закона о муниципальной службе.

Следует отметить, что в отличие от положений ст. 59.2 Закона о госслужбе, формулировка ст. 81 ТК РФ носит диспозитивный характер и предоставляет работодателю право расторгнуть трудовой договор по основаниям в ней перечисленным, но не обязывает его к этому. Здесь возникает определенная коллизия с положениями Закона о расходах, поскольку последний говорит об увольнении указанных лиц в обязательном порядке. Согласно ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. Однако существует и правило общей и специальной нормы, согласно которому специальная норма «блокирует» действие общей и подлежит приоритетному применению. Но, на наш взгляд, едва ли можно признать Закон о контроле над расходами специальным по отношению к ТК РФ.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ЗАКОНА

К сожалению, Закон о контроле за расходами в действующей редакции оставляет слишком много вопросов по его применению.

Проблема 1. Установлен узкий перечень расходов, подлежащих контролю.

Например, приобретение драгоценных металлов, камней, предметов искусства, коллекционных вещей и иных объектов вне зависимости от их стоимости не влечет обязанности представлять сведения о своих расходах.

Проблема 2. Установлен узкий перечень лиц, о расходах которых подаются сведения.

Близкие родственники, за исключением прямо названных в Законе, от контроля освобождены, что не только позволяет «записать» на них приобретаемое имущество, но и обосновать самому служащему источники получения средств, за счет которых совершена сделка, превышающая его доход, а также доход его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за три года.

При приобретении подконтрольным лицом либо его супругой (супругом) объекта недвижимости на сумму, превышающую установленную Законом о контроле за расходами, данное лицо может пояснить, что дополнительные средства были подарены его родителями или родителями супруги. Ситуации, когда родители помогают детям в приобретении жилья, в настоящее время нередки. В то же время, если указанные родители сами не относятся к лицам, доходы и расходы которых контролируются, спросить их об источнике денежных средств невозможно.

Конечно, проверяющие органы и должностные лица могут усомниться в действительности факта такой «помощи», поскольку, как правило, подобного рода передача денежных средств между близкими людьми документально не оформляется. Однако ничто не препятствует подконтрольному лицу, желающему легализовать полученные незаконным путем денежные средства, оформить фиктивный договор дарения с кем-либо из своих близких родственников на необходимую сумму. Такой договор может быть заключен в письменной форме (хотя ст. 574 ГК РФ этого и не требует), однако не требует ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации. При этом согласно ст. 217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Нельзя исключать, что подобные договоры с датой, предшествующей дате совершения сделки, вынуждены будут заключать и добросовестные работники и служащие, действительно купившие объекты недвижимости, транспортные средства или ценные бумаги с помощью близких родственников и оказавшиеся теперь перед необходимостью доказывать факт получения этих денежных средств.

Проблема 3. Распространение Закона о контроле за расходами лишь на лиц, замещающих определенные коррупционно опасные должности непосредственно в период осуществления ими служебной (трудовой) деятельности.

Соответственно чиновник, получающий доходы за счет совершения коррупционных действий, может в течение определенного времени не приобретать какое-либо недвижимое имущество, транспортные средства и ценные бумаги с целью избежать слишком пристального к себе внимания со стороны контролирующих органов, однако, выйдя на «заслуженный отдых» или просто сменив род деятельности, сможет пользоваться полученными преступным путем денежными средствами в полном объеме и без каких-либо опасений.

В заключение отметим, что Закон о контроле за расходами вступил в силу с 1 января 2013 г. В то же время согласно ч. 2 ст. 18 Закона обязанность отчитываться о расходах возникает у подпадающих под его действие лиц в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г. Таким образом, закону в данном случае придана обратная сила.

Подпишитесь на журнал "Справочник кадровика" по этой ссылке.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль