Нематериальная мотивация сотрудников

3167
Нематериальная мотивация сотрудников
Подвигнуть сотрудников на быструю и качественную работу без денежных затрат сегодня может не каждый руководитель. Работникам нужна мотивация. Причем порой даже денежные компенсации за труд не дают ощутимого результата, и требуются иные подходы. Грамотно выстроенная система нематериальных мотиваций способна не только побудить человека целенаправленно работать на результат, но и существенно снизить затраты компании.

Подвигнуть сотрудников на быструю и качественную работу без денежных затрат сегодня может не каждый руководитель. Работникам нужна мотивация. Причем порой даже денежные компенсации за труд не дают ощутимого результата, и требуются иные подходы. Грамотно выстроенная система нематериальных мотиваций способна не только  побудить человека целенаправленно работать на результат, но и существенно снизить затраты компании.

Несмотря на меркантилизм, присущий современному обществу, люди по-прежнему нуждаются в таких вещах, как общественное признание, осознание своей значимости, возможность самовыражения и самореализации, благоприятная психологическая атмосфера в коллективе.

Мотивационная программа должна решать тактические задачи бизнеса при ориентации на стратегию компании. Используемые стимулы должны быть направлены на решение самых важных на данный момент задач. Например, если стоит задача сформировать команду, нужно разработать программу обучения, включающую тренинги по командообразованию и эффективным коммуникациям. В то же время для выполнения поставленной задачи инновационного скачка требуется разработать специальную программу по созданию банка инновационных идей, предусматривающую соответствующие конкурсы и поощрения.

Цели нематериальной мотивации носят прежде всего стратегический характер, они направлены на долгосрочную перспективу. Но прежде всего, у сотрудников должна появиться особая старательность и активное желание работать именно в этой организации, а также стремление к получению высоких результатов своей деятельности и лояльность по отношению к руководству.

Нематериальная мотивация должна охватывать все категории сотрудников. Для отдельных категорий сотрудников мотивацией может стать не специальные мотивационные программы, как для специалистов по продажам, а просто признание результатов труда, похвала и пр.

Разработка системы мотивации должна осуществляться индивидуально для каждой компании, с учетом ее истории, корпоративной культуры и особенностей развития. В небольшой компании, когда руководитель знает каждого работника, зажечь огонь в глазах сотрудника достаточно просто. Задача усложняется, если речь идет о крупной фирме. В такой компании, чтобы работники испытывали энтузиазм, необходимо сохранить индивидуальный подход к потребностям каждого. Эта задача ложится на линейных менеджеров, которые руководят небольшими подразделениями в семь – десять человек. Они тесно общаются с людьми и поэтому хорошо знают, что может стимулировать каждого и как способствовать удовлетворению потребностей подчиненного в уважении и самовыражении. Однако следует помнить о том, что то, что мотивирует одних, вполне возможно не будет мотивировать и других.

Система нематериального стимулирования должна быть направлена на развитие в сотрудниках лояльности к компании, мотивировать их на успех, а также на развитие креативных качеств, инициативы, в отличие от системы премирования, направленной на выполнение какой-либо основной функции.

Обязательно нужно собирать информацию об истинных потребностях сотрудников. Ключевыми параметрами в портрете сотрудников, по которым будет построена мотивационная программа являются:
•    уровень дохода
•    место проживания
•    семейное положение
•    наличие детей
•    функциональные особенности
•    хобби, увлечения

Перечень конкретных потребностей, проблем и идей можно составить, прислушиваясь к руководителям подразделений на регулярных совещаниях, в процессе решения производственных проблем и просто во время ежедневного общения. Но не переусердствуйте: процесс выбора мотиваторов не должен быть сильно формализован -  частые анкетирования вызывают у сотрудников негативную реакцию.

Отдельной группой стоит выделить мотивирующую организацию труда. Это может быть удобный график работы (свободный или гибкий график или удаленная деятельность), дополнительные выходные дни, возможность реализации необычных или интересных проектов.

Мотиваторами, не нуждающимися в дополнительных разработках, считаются:  благоприятная атмосфера в рабочем коллективе, похвала руководителя, возможность продвижения по службе, лояльное отношение руководства к стилю одежды, возможность открыто говорить с руководителем о своих трудностях и достижениях.

Существует более чем достаточно способов, чтобы «вдохновить» работника на дальнейшие трудовые достижения, не затрачивая лишних средств, а только уделив немного времени и внимания. Благодаря им нематериальная мотивация персонала занимает важное место в системе менеджмента кадров.

1.    Официальное признание заслуг (например, на доске почета, в корпоративной газете, публично на совещании, вручение благодарственного письма за выполнение проекта, награждение за стаж работы и др.);
2.    Организация культурно-массовых мероприятий, в том числе соревнований и конкурсов среди всех сотрудников, внутри отдела или только работников определенных должностей — например, руководителей подразделений;
3.    Особые привилегии, которые предоставляются при достижении определенного статуса в компании. Например, проработав в компании полгода, сотрудник получает корпоративную мобильную связь, а через два-три года — личный автотранспорт.
4.    Оценка работы персонала, а также его обучение и развитие многими соискателями рассматриваются как важнейшие факторы при трудоустройстве.
5.    Встречи руководителей с подчиненными для обсуждения сложившейся ситуации, отчетов, обзора заработных плат и т. д. Для персонала крайне важен принцип справедливости, поэтому важно правильно выстраивать коммуникацию с персоналом. Особенно это касается вопроса заработной платы. Могут помочь в этом коммуникационные средства корпоративного менеджмента: корпоративные СМИ, информационная рассылка, горячая линия.
6.    Для сотрудников важно чувствовать себя частью коллектива. Чтобы максимально приблизиться к этому, необходимо уделить особое внимание разработке корпоративной политики и культуры. В эти понятия традиционно входят: ценности, убеждения и правила компании, корпоративный лозунг и символика, этапы развития организации с указанием наиболее значимых достижений, фотографий. Эти важные составляющие корпоративной культуры должны быть наглядно представлены сотрудникам, чтобы они самостоятельно могли оценить статус компании, а так же степень  ее надежности. При этом руководитель должен выступать как непосредственный лидер, носитель корпоративных ценностей, пример для подражания, «двигатель» своей команды.
7.    Аутплейсмент. Психологическое, финансовое и юридическое сопровождение увольняемого сотрудника помогает поддерживать положительный имидж компании как работодателя.
8.    Не забывайте про конкурсы и соревнования. Организовывайте развлекательные корпоративные мероприятия, они воспитывают командный дух. На первый взгляд может показаться, что это затратное поощрение, однако, чаще всего корпоративные развлечения не требуют слишком много денег.
9.    Поздравления со знаменательными датами. Руководитель может лично поздравлять сотрудников с праздниками, такими как день рождения, именины и т.п. Помимо этого можно отмечать и личные знаменательные события сотрудников, как свадьба, рождение ребенка, покупка машины/квартиры.
10.    Скидки на услуги. В случае если организация сотрудничает с провайдерами услуг, или салонами красоты, страховыми компаниями, туристическими компаниями, можно договориться о скидках, предоставляемых сотрудникам организации. При этом компания не понесет затрат, а партнеры, предоставляющие скидки, получат хорошие объемы заказов.
11.    Поощрительные командировки. Многие сотрудники будут рады съездить в другой город в командировку на день-два. Это будет в какой-то степени расцениваться ими, как смена обстановки, небольшой отдых, возможность быть лицом компании.
12.    Оценки коллег. Часто бывает так, что руководители ассоциируются с необходимостью и редко бывают друзьями. Зато положительные оценки коллег могут мотивировать не хуже похвалы начальства.
13.    Помощь в семейных делах. Содействие в важных для сотрудников бытовых вопросах, как то: посильная помощь в устройстве ребенка в детский сад или школу, получение юридической консультации.

Чем еще можно мотивировать сотрудников:
1. Здоровайтесь с сотрудниками, когда проходите мимо, и называйте их по имени (выучите имена, если не сделали этого до сих пор).
2. Пишите «Спасибо», «Молодец» или что-то аналогичное на листке бумаги и оставляйте записку на его столе.
3. Награждайте сотрудников лишним выходным днем или половиной дня, разрешая уйти пораньше.
4. В коридоре, холле или столовой повесьте графики с результатами деятельности компании по каждому продукту, проекту и еженедельно или ежемесячно обновляйте данные, чтобы была видна динамика.
5. Найдите человека, который умеет жонглировать, и попросите его научить всех сотрудников. После напряженного телефонного разговора или выполнения трудного задания жонглирование мячами помогает снять напряжение.
6. Приносите раз в неделю или раз в месяц для всех сотрудников что-нибудь вкусное: торт, рогалики, пиццу, яблоки, конфеты, орехи или попкорн.
7. Над каждым станком на производстве повесьте таблички с именем и должностью рабочего. Людям нравится видеть свои имена и чувствовать свою незаменимость.
8. Убедитесь, что у Вас есть возможность выслушивать работников, а не только информировать их.
9. Разработайте награду специально для тех сотрудников, чью деятельность обычно не замечают.
10. Раз в неделю или в месяц устраивайте встречи с несколькими сотрудниками, с которыми обычно не имеете возможности пообщаться. Ответьте на их вопросы, спросите о проблемах.
11. Расскажите всем сотрудникам о каком-нибудь достаточно важном вопросе и попросите их предложить варианты решения.

Мотивация — внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе. Нельзя допускать, чтобы поощрения становились обыденным явлением в компании, потому что нет ничего хуже одной и той же, повторяющейся из года в год мотивационной программы. Но, по утверждению психологов, в отличие от материального вознаграждения, к приятным словам люди не привыкают.

Используя нематериальные методы мотивации, компания стремится обеспечить сотрудникам комфортные условия работы. Нематериальная мотивация призвана обеспечить стабильность в компании, в первую очередь снижение текучести кадров и укрепление корпоративного духа.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль