Судебная система РФ: как это работает

2551
Тот, у кого в силу каких-либо причин возникает необходимость (потребность) обратиться за судебной защитой, а также тот, кто при наличии определенных обстоятельств волей или неволей становится участником, субъектом судебной деятельности, как правило, пытается узнать, чем занимаются судебные органы, как они построены, чего можно ожидать от их деятельности. Для получения ответа на эти и иные вопросы, которые могут возникнуть при соприкосновении с судебной деятельностью, обратимся к общей характеристике судебной системы.

Судебная система РФ

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

В статьях 125–127 Конституции РФ определено место высших и подчиненных им судов в судебной системе. Принятый в развитие конституционных положений Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» особо подчеркивает самостоятельность судебной власти и ее независимость от законодательной и исполнительной власти. Сама же судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды Российской Федерации подразделяются на федеральные суды и суды субъектов РФ. В совокупности они образуют судебную систему, каждая из составляющих которой наделена своей компетенцией согласно стоящим перед ней целям и задачам.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, которые образуют систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а также мировые судьи. Последние являются судьями общей юрисдикции, к подсудности которых относятся определенные категории уголовных, административных и гражданских дел, в т. ч. о выдаче судебного приказа.

Среди федеральных судов особое место занимает Конституционный Суд РФ. В его составе 19 судей. На Конституционный Суд РФ возложена одна из важнейших функций судебной власти – конституционный контроль. Эта функция, прежде всего, заключается в обеспечении соответствия положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Конституции РФ.

Примером может служить постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.05 № З-П по делу о проверке конституционности положений Трудового кодекса РФ, в частности ст. 279, в связи с запросом Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда г. Ставрополя и жалобами ряда граждан.

Суд признал ст. 279 ТК РФ, согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченных им лиц (органа) руководителю при отсутствии с его стороны виновных действий (бездействия) выплачивается компенсация в размере, определенном трудовым договором, не соответствующей ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 и 3 ст. 37 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в данном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты ему справедливой компенсации.

Далее в постановлении указано, что впредь, до внесения в действующее законодательство необходимых изменений, гарантированный минимальный размер выплачиваемой руководителю компенсации в случае расторжения с ним трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 ТК РФ, не может быть ниже размера, определенного действующим законодательством для сходных ситуаций расторжения трудового договора с руководителем организации по не зависящим от него обстоятельствам.

Федеральным законом от 30.06.06 № 90 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов» в ст. 279 ТК РФ были внесены изменения. Теперь в случае прекращения трудового договора в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ руководителю должна быть выплачена компенсация в размере, определенном трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Следует отметить, что признание Конституционным Судом РФ какого-либо закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ означает, что этот закон (или его соответствующая часть) утрачивает юридическую силу и не может, как правило, применяться с момента признания его неконституционным.

В то же время Конституционный суд РФ может определить иное время, с которого неконституционный правовой акт утрачивает юридическую силу.

Примером может служить постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.97 № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24.11.95 № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граж».

Суд признал нарушающими конституционно-правовую обязанность государства по возмещению вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, а также не соответствующими Конституции РФ отдельные положения данного Закона и постановил, что указанные положения утрачивают силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего постановления.

Конституционный Суд РФ также праве давать официальное толкование предписаниям Конституции РФ. Кроме того, он дает заключение относительно соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

На уровне субъекта РФ может создаваться конституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Пределы общей юрисдикции

Большую часть федеральных судов составляют суды общей юрисдикции. Именно эти суды призваны рассматривать подавляющее большинство судебных дел. В основном это уголовные (о деяниях, признаваемых преступлениями и наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом РФ) и гражданские дела.

К гражданским относятся, прежде всего, дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенного или оспариваемого права, свобод и законных интересов, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, рассматриваемых в порядке искового производства. В деле искового производства выступают стороны с противоположным интересом (истец и ответчик).

Кроме того, к гражданским делам относятся так называемые дела особого производства. В порядке особого (в отличие от искового) производства рассматриваются и разрешаются дела, для которых характерны отсутствие спора о гражданском праве; подтверждение в бесспорном одностороннем судопроизводстве обстоятельств, имеющих юридическое значение, а также бесспорных прав; защита интересов заявителя, связанных с их реализацией. В таком судопроизводстве присутствует заявитель, а не стороны (истец и ответчик).

Среди дел особого производства можно назвать дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение: факта родственных отношений; нахождения на иждивении; регистрации рождения, брака, усыновления, расторжения брака, смерти; признания отцовства; несчастного случая; владения и пользования недвижимым имуществом; принятия наследства и места открытия наследства; принадлежности правоустанавливающего документа; смерти в определенное время при определенных обстоятельствах. Все эти дела принимаются к рассмотрению и разрешению в судебном порядке, если факт, об установлении которого просит заявитель, имеет для него правовое значение, а также если у него нет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт, и законодатель не предусматривает иного (внесудебного) порядка его установления.

В порядке особого производства может быть рассмотрено заявление гражданина об установлении факта несчастного случая на производстве для реализации его права на возмещение ущерба в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний».

Заявление об установлении факта несчастного случая на производстве принимается судом, в частности тогда, когда расследование не проводилось, акт о несчастном случае не составлялся и составление его не представляется возможным или когда составленный акт о несчастном случае впоследствии был утрачен и не подлежит восстановлению.

В порядке особого производства в суде могут быть решены вопросы о назначении и выплате пенсии.

Если гражданин не может получить надлежащие документы, подтверждающие размер выплаченной ему заработной платы, во внесудебном порядке, то установление указанных фактов, имеющих юридическое значение, возможно в судебном порядке по правилам особого производства.

В то же время необходимо отметить следующее. В случае если между гражданином, обратившимся с заявлением об установлении указанных юридических фактов, и лицом, к функциям которого относятся назначение и выплата пенсии или возмещение вреда в связи с несчастным случаем на производстве, возник спор относительно самого права этого гражданина на пенсию в определенном размере или на возмещение вреда, то этот спор подлежит разрешению в исковом производстве, где будут рассматриваться вопросы как о факте, так и об основанном на нем праве.

НА № 4‘2006Согласно ч. 3 ст. 263 ГПК РФ спор о праве, возникающий в деле особого производства, подлежит разрешению в порядке искового производства. В силу этого положения подавляющее большинство дел, связанных с правом на пенсионное обеспечение, при наличии юридических фактов сомнительной достоверности рассматривается в порядке искового производства (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05 № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»).

В порядке особого производства рассматриваются также заявления об усыновлении (удочерении); о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим; признании гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о признании недействительной утраченной ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и восстановлении прав на них; принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством; внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния; совершенном нотариальном действии или отказе в его совершении; об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Определенную группу дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, образуют дела, возникающие из публичных правоотношений. Речь идет о правоотношениях публично-правового (не частно-правового!) характера, т. е. об административных, конституционных, налоговых, финансовых правоотношениях, в основе которых лежит властное подчинение одной стороны другой стороне.

В сфере этих отношений также могут возникнуть споры о правомерности решения, действиях (бездействии) властной стороны, например органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Арбитром в таком споре выступает суд, который рассматривает и разрешает дела:

  • по заявлению граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
  • по заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к введению судов общей юрисдикции.

Так, в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются судом жалобы на решения государственных инспекторов труда (ст. 361 ТК РФ). Жалоба может быть подана как работником, так и работодателем. Один из таких случаев предусмотрен ст. 373 ТК РФ. Согласно указанной статье при недостижении согласия между работодателем и профсоюзным органом о возможности расторжения трудового договора по определенным в Кодексе основаниям (п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель может принять окончательное решение об увольнении работника.

Такое решение может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда, которая, в свою очередь, в течение десяти дней с момента получения жалобы (заявления) обязана рассмотреть вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдать работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой времени вынужденного прогула. Работодатель также вправе обжаловать это предписание в суде.

Заявление, которое рассматривается в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, подается в районный суд по подсудности, установленной ст. 24–27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином по месту его жительства или местонахождению органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего, чье решение, действия (бездействие) обжалуются. Организация подает заявление в районный суд только по своему местонахождению.

Какие суды рассматривают уголовные дела о нарушении правил охраны труда, необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины? Какие последствия для руководителя организации влечет рассмотрение в суде дела о невыплате заработной платы свыше двух месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности? В какой суд следует обращаться работодателю за признанием забастовки незаконной? На эти и многие другие вопросы, связанные с процессуальной защитой прав работодателя, мы ответим в следующем номере.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль