Режим рабочего времени

10497

Понятие и содержание режима рабочего времени

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

Например, в рабочее время включаются: периоды для отдыха и питания на работах, где по условиям производства невозможно предоставить перерыв для этих целей (ч. 3 ст. 108 ТК РФ); специальные перерывы для обогревания и отдыха (ст. 109 ТК РФ); перерывы для кормления ребенка (детей), предоставляемые работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет (ст. 258 ТК РФ).

Читайте также:

Распределение времени работы (рабочего времени) в течение определенного календарного периода называется режимом рабочего времени. Установить режим рабочего времени означает определить следующие параметры (ст. 100 ТК РФ):1) продолжительность рабочей недели: пятидневная с двумя выходными днями; шестидневная с одним выходным днем; рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику; неполная рабочая неделя;2) продолжительность ежедневной работы (смены), в т. ч. неполного рабочего дня (смены);3) время начала и окончания работы, время перерывов в работе;4) число смен в сутки;5) чередование рабочих и нерабочих дней;6) работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников.

Режим рабочего времени может быть как единым для всех работников организации, так и различным для отдельных структурных подразделений или категорий работников. По соглашению сторон трудового договора возможно установление индивидуального режима рабочего времени для конкретного работника (например, при неполном рабочем времени).

В порядке, устанавливаемом Правительством РФ, определяются особенности режима рабочего времени для работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы.

Виды режимов рабочего времени

Принято разделять обычный (общий) режим рабочего времени, устанавливаемый для всех или большинства работников организации, и особые режимы рабочего времени, отличающиеся от обычного (общего) продолжительностью рабочего дня или нетипичным распределением рабочего времени в рамках календарного периода. Виды режимов рабочего времени установлены в гл. 16 ТК РФ.

Ненормированный рабочий день – это особый режим рабочего времени, обусловленный спецификой организации и характером труда, при котором отдельные работники по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически могут привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ). При этом переработка не считается сверхурочной работой и не подлежит оплате в повышенном размере. В этом случае законодатель устанавливает иной способ компенсации – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не должна составлять менее трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

Согласно ст. 101 ТК РФ перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, например правилами внутреннего трудового распорядка.

Допустимо ли устанавливать ненормированный рабочий день для всех сотрудников организации? Для каких категорий работников применим такой режим рабочего времени?

Что касается контингента работников, которым устанавливается ненормированный рабочий день, то можно однозначно сказать, что такой режим допустим в отношении далеко не всех работников. Во-первых, об этом свидетельствует указание в ст. 101 ТК РФ на «отдельных работников»; во-вторых, в той же статье говорится о перечне «должностей» работников, из чего можно сделать вывод, что ненормированный рабочий день характерен только для руководителей, специалистов и служащих, занимающих должности, но не для рабочих, выполняющих работу по профессии, специальности. Исключение составляют некоторые категории рабочих, для которых федеральными нормативными правовыми актами установлены особенности режима рабочего времени, например водители легковых автомобилей, кроме такси (п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.04 № 15).

Режим гибкого рабочего времени предполагает возможность определять время начала, окончания и общую продолжительность рабочего дня (смены) по соглашению сторон. При этом работодатель должен обеспечить отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов – рабочего дня, недели, месяца и др. (ст. 102 ТК РФ). Режим гибкого рабочего времени может устанавливаться только по соглашению между работодателем и работником как при приеме на работу, так и в процессе нее. Такой режим может вводиться как для отдельных категорий работников, так и для целых коллективов структурных подразделений работодателя.

Во исполнение требований ч. 4 ст. 189 ТК РФ работодатель обязан отразить возможность и порядок применения у себя режима гибкого рабочего времени в правилах внутреннего трудового распорядка. Не рекомендуется применять режимы гибкого рабочего времени в непрерывных производствах; в условиях трехсменной работы в прерывных производствах; при двухсменной работе, если отсутствуют свободные рабочие места на стыках смен; а также в ряде случаев, определяемых спецификой производства, например особыми условиями труда и техники безопасности.

Обязательным условием применения режима гибкого рабочего времени является обеспечение точного учета отработанного времени, выполнения каждым работником установленного задания и действенного контроля за рациональным использованием работником рабочего времени как в периоды гибкого, так и фиксированного рабочего времени.

Сменная работа вводится тогда, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг (ст. 103 ТК РФ).

При сменной работе каждая группа работников должна осуществлять работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Такие графики утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Последние должны быть уведомлены о режиме работы не позднее, чем за месяц до введения графиков в действие. Этот срок не может быть изменен ни локальными, ни ведомственными нормативными актами.

Читайте также:

Так, в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. приказом МПС России от 05.03.04 № 7, была предпринята попытка ввести норму, противоречащую ст. 103 ТК РФ, и в особых случаях разрешить работодателям доводить до сведения работников график сменности не позднее, чем за три дня до начала его действия (абз. 4 п. 2). Решением Верховного Суда РФ от 19.01.06 № ГКПИ05–1506 это правило признано недействующим как противоречащее закону и ущемляющее права работников.

Графики сменности представляют собой распределение рабочего времени по рабочим дням конкретного учетного периода для групп работников, связанных между собой производственным процессом, или для отдельных работников исходя из установленной для них нормы рабочего времени. График сменности устанавливает число смен, начало и окончание каждой смены, перерывы для отдыха и питания, порядок чередования смен.

Режим работы с разделением рабочего дня на части устанавливается на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при осуществлении работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены). Рабочий день может быть разделен на части при условии, что общая продолжительность рабочего времени не превышает установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ). При этом перерыв между частями рабочего дня может составлять более двух часов. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Обычно условие о разделении рабочего дня на части для отдельных категорий работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Такие правила фиксируют перечень работников, для которых предусматривается разделение рабочего дня на части; количество и продолжительность частей, на которые разделен рабочий день; продолжительность перерывов между этими частями. Такое условие, как разделение рабочего дня на части, обязательно должно быть оговорено при приеме на работу и закреплено в трудовом договоре.

Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части предусмотрено нормативными правовыми актами. Например, такой режим устанавливается для водителей городского транспорта, причем, как правило, с их согласия (п. 13 Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.04 № 15; п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. приказом Минтранса России от 18.10.05 № 127; п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв. приказом Минтранса России от 08.06.05 № 63).

В свое время государством устанавливались надбавки в размере до 30% к тарифной ставке или окладу за работу с разделением рабочего дня на части (например, постановление Совета Министров СССР от 24.01.69 № 73 «О режиме работы водителей и кондукторов городского пассажирского транспорта»). В настоящее время правовым основанием для установления такой компенсационной выплаты может служить ст. 149 ТК РФ. Согласно этой статье при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; коллективным договором, соглашениями; локальными нормативными актами; трудовым договором.

Порядок установления и изменения режима

По общему правилу режим рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ст. 100 ТК РФ). Для работников, у которых режим рабочего времени и времени отдыха отличается от общих правил, действующих у данного работодателя, условие об особом режиме рабочего времени обязательно устанавливается в трудовом договоре (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Во избежание споров по поводу определения общего для всех режима рабочего времени работодатель может установить общий режим рабочего времени и перечень особых режимов рабочего времени, которые могут применяться, в правилах внутреннего трудового распорядка. К особым режимам рабочего времени относится большинство режимов, рассмотренных в этой статье.

В трудовом договоре также следует конкретизировать режим работы на условиях неполного рабочего времени и режим работы совместителей. Согласно ст. 305 ТК РФ режим работы и порядок предоставления выходных дней работнику, работающему у работодателя – физического лица, определяется по соглашению сторон трудового договора. Специальное правило предусмотрено для работников религиозных организаций. Для них режим рабочего времени определяется с учетом установленной Трудовым кодексом РФ нормальной продолжительности рабочего времени и режима осуществления религиозных обрядов или иной деятельности религиозной организации, определенной ее внутренними установлениями (ст. 345 ТК РФ).

Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт, разрабатываемый непосредственно работодателем (как юридическим лицом, так и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем). Его содержание определяется в соответствии с ч. 4 ст. 189 ТК РФ. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (например, выборного органа первичной профсоюзной организации) и, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ).

В правилах внутреннего трудового распорядка устанавливаются режим работы и время отдыха:1) рабочие дни в течение календарной недели, например с понедельника по пятницу (при пятидневной рабочей неделе);2) выходные дни, например суббота и воскресенье. Выходные дни должны предоставляться, как правило, подряд (ст. 111 ТК РФ). Работодатели, у которых приостановка работы в общепринятые выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, предоставляют выходные дни поочередно каждой группе работников в различные дни недели;3) время предоставления в течение рабочего дня перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (согласно ст. 108 ТК РФ перерыв не может быть менее 30 мин и более 2 ч);4) виды работ, на которых предусматривается предоставление специальных перерывов для обогревания и отдыха, их продолжительность и порядок предоставления (ст. 109 ТК РФ);5) перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за работу с ненормированным рабочим днем (ст. 101, 119 ТК РФ);6) порядок введения режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);7) порядок введения суммированного учета рабочего времени (ст. 104 ТК РФ) и т. д.

Продолжительность рабочего дня (смены) определяется работодателем. При выборе режима рабочего времени следует учитывать требования охраны труда и техники безопасности. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагается на работодателя. Именно он должен обеспечить работникам режим труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Обычно рабочий день длится восемь часов, однако для некоторых работников с учетом специфики работы может быть установлена более продолжительная рабочая смена, нежели традиционная восьмичасовая

Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по общему правилу не ограничивают продолжительность ежедневной работы, определяя лишь недельную норму рабочего времени. Исключение сделано в ст. 94 ТК РФ в отношении некоторых категорий работников – лиц в возрасте до 18 лет, инвалидов и работников, занятых на работах с тяжелыми и опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Продолжительность рабочей смены несовершеннолетнего зависит от возраста, инвалида – от медицинского заключения, а лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях, – от продолжительности сокращенной рабочей недели.

Ограничение продолжительности ежедневной работы (смены) для работников транспорта определено специальными нормативными актами, посвященными режиму их труда. Как правило, максимальная продолжительность рабочего времени для работников транспорта не может превышать 12 часов. Например, при суммированном учете рабочего времени для водителей автомобилей продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов, а для водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность смены может быть увеличена до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Для членов экипажей воздушных судов максимальная продолжительность ежедневной работы не должна превышать 12 часов при дневной работе и 10 часов ночью.

Работникам, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, он должен быть отражен в трудовом договоре. Установленный в трудовом договоре в качестве обязательного условия, в дальнейшем такой режим может изменяться только по соглашению сторон, как и любое другое условие трудового договора, определенное сторонами (ст. 72 ТК РФ). Соглашение об изменении режима заключается в письменной форме. Изменение работодателем данного условия трудового договора в одностороннем порядке возможно лишь при условии изменения организационных или технологических условий труда (например, в случае изменений в технике и технологии производства, структурной реорганизации), в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.

Например, в связи с объединением двух цехов для всех работников этих подразделений вместо односменного вводится трехсменный режим рабочего времени.

Работодатель – юридическое лицо должен предупредить работников о предстоящем изменении в письменной форме не позднее чем за два месяца, работодатель – физическое лицо – не позднее чем за 14 календарных дней. Если работник не согласен трудиться в новых условиях, то работодатель обязан предложить ему другую имеющуюся работу. При отсутствии такой работы или отказе работника от перевода на другую работу трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В предусмотренных законом случаях работник может требовать изменения режима рабочего времени, а работодатель должен удовлетворить его требование. Согласно ст. 224 ТК РФ работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При наличии соответствующих рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации инвалида (например, об исключении работы в ночное время и т. п.) работодатель обязан по просьбе работника изменить режим его рабочего времени. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения любым работодателем независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Федерального закона от 24.11.95 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Особенности установления режима рабочего времени для отдельных категорий работников

Законодатель допускает возможность установления особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций транспорта, связи и некоторых других отраслей. Эти особенности устанавливаются в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 10.12.02 № 877.

Например, приказом Минфина России от 02.04.03 № 29н утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утверждено приказом Минсвязи России от 08.09.03 № 112.

Вопросы рабочего времени и времени отдыха работников транспорта регулируются главным образом нормативными актами Минтранса России. За последние годы приказами Министерство транспорта РФ утвердило: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (приказ от 21.11.05 № 139); Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (приказ от 30.01.04 № 10); Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (приказ от 16.05.03 № 133) и т. д.

Цитируем документ

В соответствии со ст. 100 ТК РФ Правительство РФ постановляет:
установить, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Указанным федеральным органам исполнительной власти утвердить до 1 апреля 2003 г. нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников.

Постановление Правительства РФ от 10.12.02 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утверждено приказом МПС России от 05.03.04 № 7. Продолжает действовать Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. постановлением Минтруда России от 20.02.96 № 11 (далее также – Положение от 20.02.96), которое применяется постольку, поскольку не противоречит ТК РФ.

Несмотря на определенные различия, обусловленные спецификой организации труда на различных видах транспорта, в правовом регулировании рабочего времени и времени отдыха рассматриваемых категорий работников можно обнаружить некоторое сходство. Например, на всех видах транспорта используется суммированный учет рабочего времени. В состав рабочего времени помимо непосредственной работы по управлению транспортным средством (его обслуживанию) включаются иные периоды (подготовительно-заключительные, время стоянок, медицинских осмотров и т. п.). Допускается режим работы с разделением рабочего дня на части. Удлинение рабочего дня (рабочей смены) до 12 часов ограничено определенными условиями.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей устанавливает общие требования к режиму труда и отдыха водителей независимо от организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности организаций, в которых они работают.

Для водителей автомобильного транспорта допускается установление суммированного учета рабочего времени, причем за учетный период может браться не только месяц, но и сезон продолжительностью до 6 месяцев (например, при перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период). Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) водителя при суммированном учете рабочего времени может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. В отдельных случаях продолжительность ежедневной работы можно продлить до 12 часов, например при осуществлении междугородних перевозок, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха, или водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах.

Кстати сказать

Приказом Минтранса России от 16.06.08 № 91 (далее – приказ от 16.06.08 № 91) внесены изменения в приказ Минтранса России от 21.11 05 № 139, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации. В соответствии с изменениями еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 ч должен предоставляться членам экипажей воздушных судов не реже чем через две ночные полетные смены.

Ранее такой отдых должен был предоставляться не реже чем через три ночные полетные смены.

Приказом от 16.06.08 № 91 установлено, что в случае вызова члена экипажа из резерва для выполнения полетного задания время дежурства и пребывания в резерве учитывается в рабочем времени учетного периода, но не включается в продолжительность полетной смены.

Кроме того, уточнено, что продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 ч за 28 последовательных дней и 800 ч за 365 последовательных дней. Продолжительность полетного времени при этом за 28 последовательных дней может быть увеличена на 10 %, при условии, что продолжительность полетного времени за 365 последовательных дней не будет превышать 800 ч.

Следует различать продолжительность ежедневной работы (смены) и ежедневную продолжительность управления автомобилем. Продолжительность ежедневной работы включает все периоды, засчитываемые в рабочее время водителя (медосмотр, стоянки, присутствие на рабочем месте при направлении в рейс двух водителей). Продолжительность управления автомобилем всегда меньше полной продолжительности рабочего дня (смены). Это период непосредственного выполнения водителем его трудовой функции. В Положении установлена предельная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы – по общему правилу 9 часов. Так, если для водителей, осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, продолжительность ежедневной работы увеличивается до 12 часов, то при этом продолжительность управления автомобилем в смену не должна превышать 9 часов.

Для водителей, осуществляющих междугородные перевозки, предусматриваются специальные перерывы для кратковременного отдыха, которые включаются в рабочее время (после первых трех часов непрерывного управления автомобилем – остановка продолжительностью не менее 15 минут; в дальнейшем такая же остановка – не более чем через каждые 2 часа). Когда время такого кратковременного перерыва совпадает с перерывом для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

У железнодорожников в состав рабочего времени также включаются периоды, когда работники фактически не выполняют свою трудовую функцию. Например, время следования работников локомотивных и кондукторских бригад от места постоянной работы к пункту, назначенному для приема локомотива (поезда), а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива (поезда) включается в рабочее время, но не включается в продолжительность непрерывной работы, которая, как правило, не должна превышать 12 часов.

Весьма специфические правила установления режима работы предусмотрены для моряков. Прежде всего, заметно отличается понятие рабочего времени – это время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

Характерной особенностью правового регулирования времени отдыха для членов экипажей судов морского флота является установление не только недельной, но и дневной нормы рабочего времени – 8-часового рабочего дня. Для отдельных членов экипажа предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени: для женщин – членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – 36-часовая рабочая неделя с рабочим днем продолжительностью 7,2 ч с понедельника по пятницу; для членов экипажей группы «А» атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания – 36-часовая рабочая неделя с 6-часовым рабочим днем с понедельника по субботу.

На судах с круглосуточной работой устанавливаются трех- и четырехсменные графики работы (вахт). Разрешено устанавливать графики вахт продолжительностью более 8 часов (но не более 12 часов в сутки).

Продолжительность учетного периода при суммированном учете рабочего времени определяется судовладельцем с учетом конкретных условий работы судна (продолжительность эксплуатационного или навигационного периода, рейса; района плавания; рода перевозимого груза и т. п.). При этом необходимо исходить из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (отпуск, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней (в исключительных случаях – 150 календарных дней).

Еженедельные дни отдыха, праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию работников должны предоставляться, как правило, в любом отечественном или зарубежном порту в период эксплуатации судна. Порядок их предоставления определяет капитан судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или иным представительным органом, уполномоченным работниками.

При невозможности предоставления суммированных дней отдыха работнику по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа может производиться оплата за неиспользованные дни отдыха. Условия оплаты труда членов экипажей за время использования суммированных дней отдыха и сверхурочной работы регулируются отраслевыми положениями об оплате труда работников плавающего состава судов морского флота и должны соответствовать требованиям ТК РФ о повышенной оплате труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Мнение эксперта

Режим рабочего времени

А. Ф. Нуртдинова, доктор юрид. наук, начальник Управления Конституционного Суда РФ

В соответствии с п. 2.3 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота график вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным представительным органом работников.

Данное Положение было утверждено постановлением Минтруда России от 20.02.96.

Так как Положение было утверждено до принятия ТК РФ, то в соответствии со ст. 423 ТК РФ должно применяться в части, не противоречащей ТК РФ.

Вместе с тем ТК РФ в ст. 103 устанавливает, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, согласно ч. 3 ст. 8 ТК РФ, может быть предусмотрено только коллективным договором, соглашением, но не ведомственным актом.

Если нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, даже улучшая правовое положение работников (профсоюзов), вступают в противоречие с федеральными законами (в данном случае – ТК РФ), то они не подлежат применению. Таким образом, график вахт (работ) для работников плавающего состава судов морского флота должен утверждаться работодателем с учетом мнения представительного органа работников.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль