Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы

11838
В «Справочнике кадровика» № 6, 2008 была начата тема перехода от оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки к новым системам. Рассмотрены основные принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем – максимальная самостоятельность руководителей бюджетных учреждений и более тесная связь уровней оплаты с особенностями трудовых процессов в отдельных отраслях и результатами труда работников. Говорилось и об основных нормах по оплате труда. Один из документов, конкретизировавших задачи по введению новых систем, – Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год (далее – Рекомендации). Они разработаны в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы бюджетников.

Основные подходы к формированию новых систем оплаты труда

Рекомендациями установлены основные подходы к формированию новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Формирование новых систем оплаты труда должно осуществляться с учетом:

  • обоснованного соотношения величин базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, устанавливаемых Правительством
    РФ (критерии отнесения профессий и должностей к профессиональным квалификационным группам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.07 № 525);
  • повышения достигнутого уровня оплаты труда и государственных гарантий по оплате труда;
  • минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаемых в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Трехсторонней комиссии;
  • размеров выплат при выполнении сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • порядка аттестации работников бюджетных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ;
  • мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
  • создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;
  • типовых норм труда для однородных работ;
  • создания условий для направления средств, полученных от сокращения численности, в распоряжение учреждения, не допуская их изъятия или зачета в объеме финансирования учреждения;
  • направления средств, полученных от предпринимательской и иной не запрещенной законом приносящей доход деятельности, на увеличение фонда оплаты труда учреждения.

Базовые должностные оклады, базовые ставки заработной платы федеральными государственными учреждениями, государственными учреждениями субъектов РФ, муниципальными учреждениями обеспечиваются за счет средств соответствующих бюджетов.

При поэтапном совершенствовании организации оплаты труда работников различных отраслей учреждений бюджетной сферы рекомендуется в дальнейшем принимать во внимание необходимость дифференцированного подхода к условиям оплаты труда по отраслям, исходя из особенностей в содержании и условиях труда, объемов бюджетных ассигнований и наличия внебюджетных средств, а также необходимость обеспечения возможно большей зависимости величины заработной платы работников от сложности выполняемых ими работ и условий труда, уровня образования и стажа по профессии, определяющих затраты и результаты труда.

Кроме того, рекомендовано постепенно изменять структуру заработной платы работников в пользу основной (тарифной) ее части, поскольку труд работников бюджетной сферы по своей природе является творческим, и, следовательно, главным фактором дифференциации в оплате выступают сложность и отклонение условий труда от нормальных, а также проводить постепенную систематизацию и унификацию видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящих в систему оплаты труда.

Порядок формирования систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.07 № 605 конкретные сроки и порядок введения систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, а также иными государственными органами и организациями – в отношении соответствующих подведомственных им учреждений.

Обратите внимание!Постановлением Правительства РФ от 22.09.07 № 605 введение новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений планируется завершить в 2008 г.

Системы оплаты труда работников этих федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, включающие размеры окладов и ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ (в т. ч. Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.07 № 605; далее – Положение).

Введение новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях рекомендовано осуществлять с учетом методических рекомендаций, утверждаемых Минздравсоцразвития России. В настоящее время приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.07 № 663 утверждены Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда (далее – Методические рекомендации).Заработную плату (оплату труда) работника этим документом рекомендовано определять исходя из окладов (должностных окладов), тарифных ставок, ставок заработной платы, выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера.

Руководителям федеральных бюджетных учреждений рекомендовано определять размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, по таким параметрам, как набор исполняемых трудовых функций, сложность, интенсивность и результативность труда. Кроме того, при группировке должностей по критериям руководителям рекомендовано учитывать требования к профессиональной квалификации (наличие специального образования и профессионального опыта, в т. ч. с учетом требований, отраженных в порядке лицензирования отдельных видов деятельности), уставные цели, требования к стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ.

Цитируем документ.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Статья 129 ТК РФ

…7. В соответствии с указанной выше статьей ТК РФ рекомендуется к выплатам компенсационного характера относить выплаты, обеспечивающие оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, на работах в местностях с особыми климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 129 ТК РФ).

…12. К выплатам стимулирующего характера рекомендуется относить выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда

Важным является тот факт, что размеры должностных окладов, ставок заработной платы в соответствии со штатным расписанием рекомендовано утверждать локальным нормативным актом по согласованию (не с учетом мнения) с соответствующим профсоюзом, что значительно повышает роль профсоюзов во всем процессе разработки систем оплаты труда.

Сложность работ рекомендовано устанавливать путем аттестации (сертификации) работ и услуг (на основе экспертной оценки).

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, в которых введены новые системы оплаты труда работников, рекомендовано устанавливать руководителем учреждения на основании соответствующего локального нормативного акта и рассматривать их размеры как обязательство работодателя перед работником.

Методические рекомендации предлагают выплаты компенсационного характера в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливать к окладу (должностному окладу), тарифной ставке, ставке заработной платы работника и с учетом ст. 147–149 ТК РФ.

Компенсационные выплаты работникам бюджетной сферы

Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений условия труда рекомендуется отражать в трудовом договоре работника, поскольку это является необходимым условием для установления ему выплат компенсационного характера и неотъемлемой частью трудового договора.

Стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы

Выплаты стимулирующего характера рекомендуется устанавливать работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера рекомендовано определять учреждениям самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и устанавливать локальными нормативными актами.

Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда работников, устанавливаются в соответствии с перечнями видов выплат, утверждаемых Минздравсоцразвития России во исполнение п. 6 Постановления от 22.09.07 № 605.

С введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений при определении заработной платы руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров рекомендуется исходить из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, как это предусмотрено п. 7 Положения.

Обратите внимание!
Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.08 № 167н

При этом должностной оклад руководителя учреждения рекомендуется определять трудовым договором в размере, составляющем три размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения, согласно Перечню должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений рекомендуется устанавливать на 10–30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения рекомендуется устанавливать федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, а их размеры целесообразно определять с учетом результатов деятельности учреждения.

В целях совершенствования организационной работы по оформлению трудовых отношений с работниками при введении для них новых систем оплаты труда рекомендовано на начальном этапе персонифицировать оплату труда работников, конкретизировав размеры и условия оплаты труда в трудовых договорах. В связи с этим рекомендовано заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых структурировать условия оплаты их труда (взамен отсылочных норм к положению об оплате труда работников учреждения и иным локальным актам учреждения), предусмотрев в них размер:

  • оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;
  • выплат компенсационного характера;
  • выплат стимулирующего характера.

Рекомендуемый образец дополнительного соглашения к трудовому договору с работником в связи с введением новых систем оплаты труда приведен в Приложении.

При установлении компенсационных выплат рекомендовано указывать в трудовых договорах работников, что они применяются для каждого конкретного рабочего места.

Выплаты стимулирующего характера рекомендовано увязывать с результатом работы.

Системы оплаты труда работников бюджетной сферы

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливают системы оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Рекомендаций.

При установлении органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения рекомендуется использовать условия оплаты труда, установленные Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти для работников федеральных государственных учреждений.

При введении систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся соответственно в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут применяться Методические рекомендации.

Применительно к построению отраслевых систем оплаты труда работников учреждений регионального подчинения можно выявить на основе нормативных актов, принятых в регионах России, два основных подхода к решению поставленных задач.

Первый предусматривает сохранение принципиальных основ построения оплаты по тарифу, сложившихся в годы применения ЕТС, при условии их формирования в соответствии с новыми условиями хозяйствования и требованиями учета специфики отраслевых особенностей труда. Такой подход имеет место при разработке отраслевых условий оплаты труда бюджетников г. Москвы, Ростовской и Московской областей, Красноярского края. При этом наиболее принципиальные вопросы регулируются Законом субъекта РФ об оплате труда работников бюджетных учреждений, развиваемых далее в постановлениях правительства субъекта РФ.

Второй подход предполагает установление базовой ставки (оклада) на основе базовой расчетной единицы, утверждаемой Законом о бюджете региона на очередной год, а затем формирование должностного оклада конкретного работника посредством принимаемых повышающих коэффициентов:

  • отражающего уровень образования работника и формирующего базовый оклад;
  • дополнительных коэффициентов, отражающих характер выполняемой работы (опасные для здоровья и тяжелые условия), квалификацию работника (присвоенную ему квалификационную категорию), масштабы управления (группу по оплате труда руководителей данного учреждения), уровень управления (руководитель учреждения, заместитель руководителя, главный специалист учреждения, руководитель структурного подразделения).

Дополнительные коэффициенты окончательно формируют оклад конкретного работника.

По этому пути пошли разработчики подходов к построению отраслевых условий оплаты труда работников бюджетной сферы г. Санкт-Петербурга.

Первый подход к построению отраслевых сеток оплаты труда работников бюджетных учреждений субъектов РФ и их муниципальных образований представляется более предпочтительным. Он предполагает четкую возможность оценивать, с одной стороны, различия в сложности работы, выполняемой работником, и условия его труда через механизм тарифного нормирования и, с другой стороны, – деловые качества работника (результативность труда, опыт и прочие) через стимулирующие надбавки и премии, согласованные с профсоюзной организацией. При этом в оплате сохраняются традиционно сложившиеся в российской и мировой практике элементы (тарифные ставки, сетки и оклады, доплаты и надбавки, закрепленные в ТК РФ).

Второй подход предполагает оплату по формальным характеристикам работника (по стажу, образованию, уровню руководства и т. п.). Из оценки исчезают содержание работы и ее результативность, т. е. работники с разной результативностью, но имеющие одинаковые коэффициенты будут получать одинаковую заработную плату.

Приложение

Рекомендуемый образец дополнительного соглашения к трудовому договору с работником в связи с введением новых систем оплаты труда

Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль