Районный коэффициент

6447

Условие о выплате работнику заработной платы, являясь одним из обязательных условий трудового договора, вытекает из возмездного характера трудового договора: при его заключении стороны договариваются о том, какое количество труда определенного вида и квалификации должен выполнить работник и какое вознаграждение за этот труд должен выплатить работодатель.

В различных районах страны неодинаковы затраты труда, необходимого для выполнения одинаковой работы, а кроме того, разнятся цены на товары и тарифы на услуги. Как правило, и затраты, и цены выше в северных и восточных районах, пропорционально возрастая по мере ухудшения природно-климатических условий. Очевидно, что такие дополнительные затраты работников нужно возмещать.

Возмещение дополнительных затрат в связи с климатическими условиями

Осуществляя территориальное регулирование заработной платы, государство предусматривает повышенную оплату лицам, занятым на работах в неблагоприятных природно-климатических условиях, в частности в районах Крайнего Севера. Так, в соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок.

Районный коэффициент является показателем относительного увеличения заработной платы, установленным с целью компенсации дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок в связи с работой в неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

НА № 11‘2003Районные коэффициенты, установленные централизованно, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС № 380 / П-18 от 04.09.64 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраси сегодня применяются к заработной плате работников бюджетной сферы. Это подтверждено в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России, Управления пенсионного обеспечения Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ от 09.06.03 № 1199–16 «О размерах районн

Кроме того, до настоящего времени применяется ряд постановлений Госкомтруда СССР, которыми установлены районные коэффициенты для отдельных районов и местностей, например:
Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20.11.67 № 512 / П-28 «О размерах районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятск» и др.

Размер районного коэффициента

До 1 января 2005 г. в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-I и ст. 316 ТК РФ размеры районных коэффициентов должны были устанавливаться федеральным законом, теперь же размер районного коэффициента и порядок его применения должен устанавливаться Правительством РФ. Часть 1 ст. 316 ТК РФ в действующей редакции предусматривает: Правительство РФ устанавливает размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, который применяется всеми организациями, расположенными на данной территории, в т. ч. и организациями, не являющимися бюджетными.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет бюджетных средств устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из региональных и местных бюджетов.

Несмотря на то что в настоящее время районные коэффициенты к заработной плате установлены на территории 44 субъектов РФ и выплачиваются примерно 20,4 млн работников, что составляет 40% их численности в целом по России, до настоящего времени не принято единого нормативного правового акта, устанавливающего размеры районных коэффициентов к заработной плате работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Следовательно, до принятия такого акта действующими актами являются постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.91 № 76 и изданные во исполнение этого постановления решения бывших Советов Министров республик, входивших в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов. Этот факт подтвержден Верховным Судом РФ в решении от 28.08.02 № ГКПИ02–715.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам мест­ного самоуправления предоставлено право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетных источников. Возможно ли установление локальным нормативным актом более высоких размеров районных коэффициентов работодателями небюджетной сферы экономики?

Известно, что в соответствии со ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принятыми без соблюдения предусмотренного порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Следовательно, можно предположить, что принятие локальных актов, улучшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством (в частности, предусматривающих более высокие размеры районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате), разрешено.

Подобного мнения придерживаются и специалисты НИИ труда и социального страхования. Они отмечают, что работодатели совместно с представителями работников (профсоюзами) организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, вправе в коллективных договорах (соглашениях) устанавливать размеры районных коэффициентов, как правило, в пределах действующих на территории. Это не исключает разработки новых размеров районных коэффициентов для отдельных организаций, расположенных в северо-восточных регионах, удаленных от центральных районов страны; например, Республика Саха (Якутия), Камчатская и Магаданская области, Чукотский и Корякский автономные округа.

Мнение эксперта

Районный коэффициент Волгин Н. А., заслуженный деятель науки РФ, доктор экон. наук, профессор, заведующий кафедрой труда и социальной политики РАГС

На территории России с ее разнообразными природно-климатическими условиями (от арктических пустынь на Севере до сухих степей, полупустынь и высокогорья на юге) условия воспроизводства рабочей силы не одинаковы, что определяет необходимость формирования разного уровня оплаты труда по территориям. Для выравнивания условий воспроизводства рабочей силы по регионам действующим законодательством для работающих и проживающих в северных и восточных районах предусмотрено установление к заработной плате районных коэффициентов, процентных надбавок за стаж работы, а также гарантий и компенсаций. Эти элементы относятся к территориальному регулированию заработной платы и доходов населения.

Основным элементом в системе территориального регулирования оплаты труда и доходов населения являются районные коэффициенты, которые применяются к заработной плате примерно 40% работающих в России, а также к стипендиям, пособиям, базовой пенсии и другим социальным выплатам населению.

Районные коэффициенты – мера (степень) повышения заработной платы, призванная компенсировать работникам различия в стоимости жизни по регионам, обусловленные неодинаковыми потребностями (набор потребительской корзины) и разным уровнем цен на товары и тарифов на платные услуги. Компенсация различий в ценах и тарифах направлена на обеспечение примерно равной по районам страны покупательной способности денежной (номинальной) заработной платы. Возмещение различий в потребностях, обусловленных природно-климатическими условиями, имеет целью обеспечение примерно равной реальной заработной платы.

В 60–80-е годы прошлого столетия размеры районных коэффициентов в нашей стране определялись на основании различий в стоимости потребительских корзин минимальных потребительских бюджетов мужчины трудоспособного возраста сравниваемого и базисного районов. Если размеры районных коэффициентов устанавливались выше указанных различий, то они, кроме компенсационной, выполняли стимулирующую функцию привлечения кадров на отдельные предприятия или территории.

Преимущественно повышенные размеры этих коэффициентов вводились к заработной плате работников при строительстве новых промышленных объектов или освоении новых месторождений.

Таким образом, действующая в настоящее время система территориального регулирования заработной платы, гарантий и компенсаций складывалась постепенно, начиная с первых лет советской власти, и изменялась применительно к экономической ситуации в стране. К началу 90-х годов прошлого столетия, т. е. когда действовала государственная система оплаты труда, сложились следующие элементы, которые составляют набор инструментов в данной области и в настоящее время:
- районные коэффициенты к заработной плате, базовой пенсии, стипендиям, социальным выплатам и другим составляющим доходов населения;
- процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- отдельные гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Сложившаяся система государственной поддержки северных территорий вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели.

При наличии предприятий разных форм собственности государство уже не может и не должно жестко диктовать условия оплаты труда работающих, но обязано формировать условия для обеспечения нормального воспроизводства и развития рабочей силы во всех регионах России, в т. ч. северных.

Разработке методических основ решения именно этих задач была подчинена работа по районированию Севера и обоснованию районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Исследование и разработка предложений выполнены временным творческим коллективом – рабочей группой в составе научных и педагогических сотрудников Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Научно-исследовательского института труда и социального страхования Минздравсоцразвития России, Института географии РАН, Института питания РАМН, а также Института народохозяйственного прогнозирования РАН.

Выполнение данной работы было обусловлено необходимостью учитывать следующие моменты в социально-экономической политике государства:
- в России сегодня отсутствует научно обоснованная система районирования территории и, прежде всего, ее северных регионов, позволяющая в максимально возможной степени учесть территориальные особенности условий воспроизводства рабочей силы;
- в основу региональной политики обеспечения условий для нормального воспроизводства рабочей силы в регионах с экстремальными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, и прежде всего это относится к Северу и Востоку России, должны быть положены единые принципы оценки факторов дискомфортности условий труда и проживания населения в регионах страны. Причем не следует пренебрегать достаточно дифференцированной оценкой состояния условий труда и проживания не только в отдельных субъектах Федерации, но и в административно-территориальных образованиях;
- необходимы современные подходы к обеспечению равных условий воспроизводства рабочей силы по регионам, максимально сочетающие общефедеральное регулирование и самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований в решении социально-экономических проблем Севера;
- существенная роль должна быть отведена рациональному сочетанию государственного и коллективно-договорного регулирования, развитию системы социального партнерства.

В данной работе предложены новые методические подходы к определению размера районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате для граждан, работающих в районах с неблагоприятными природными условиями. При этом следует отметить, что для подготовки проектов нормативных правовых актов по установлению конкретных размеров районных коэффициентов и процентных надбавок необходимо провести районирование всей территории Российской Федерации. Связано это прежде всего с тем, что в настоящее время в соответствии с действующим законодательством районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате установлены не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и на других территориях. Такой нормативный правовой акт должен охватывать (или предлагать решение) все территории, на которых применяются районные коэффициенты и процентные надбавки.

Однако в письме от 18.08.05 № 03-03-04 / 1 / 173 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ сообщил, что организация, не являющаяся бюджетной и расположенная в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к расходам на оплату труда в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ может отнести надбавки, предусмотренные районным регулированием оплаты труда, лишь в размере, установленном постановлением Совмина РСФСР от 04.02.91 № 76 и изданными во исполнение этого постановления решениями бывших Советов Министров республик, входивших в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов.

Иначе говоря, применяемый работодателем размер районного коэффициента к заработной плате работников не может быть ни ниже (поскольку локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными), ни выше (поскольку его нельзя будет отнести к расходам на оплату труда в полном размере) установленного Правительством РФ.

До 1 июля 2002 г. размеры районных коэффициентов были установлены в пределах от 1,15 (в Челябинской, Омской, Оренбургской областях, Республике Башкортостан и др.) до 2,00 (в отдельных районах Сахалинской, Камчатской областей, Республики Саха (Якутия) и др.).

Постановлением Правительства РФ от 06.02.02 № 84 «Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников Российской антарктической экспедиции», которое вступило в силу с 1 июля 2002 г., установлен районный коэффициент – в размере 3,0 – к заработной плате работников зимовочного и сезонного состава Российской антарктической экспедиции во время их работы на территории Антарктиды.

Районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения организации, в штате которой состоит работник.

К заработной плате лиц, которые находятся на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях в командировке (прибыли из регионов, где районный коэффициент не установлен), районный коэффициент не применяется.

Учет коэффициента при оплате простоя

Вызывает определенные сложности применение ч. 2 ст. 157 ТК РФ (простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника). Согласно ч. 1 ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Если же простой произошел по причинам, не зависящим от работодателя и работника, то время простоя оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя, т. е. без учета районного коэффициента и процентной надбавки. Поскольку районный коэффициент и процентная надбавка призваны возмещать дополнительные материальные и физиологические затраты гражданам, работающим в экстремальных природно-климатических условиях Севера, а природно-климатические факторы одинаково неблагоприятно сказываются на работниках, простаивающих как по вине работодателя, так и при отсутствии таковой (по причинам, не зависящим от работодателя и работника), представляется целесообразным производить расчет с работником с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль