Работник-инвалид: особые требования и гарантии

7621
В настоящее время число инвалидов в России превысило 13 млн человек и составляет 9 % населения России. Увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста, что во многом обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения. Однако вовлеченность инвалидов этого возраста в трудовую деятельность составляет всего лишь 15 % от их числа, что ведет к ухудшению условий их жизни и уменьшению трудового потенциала страны. Поэтому решение проблемы снижения уровня инвалидности и возвращения инвалидов к трудовой деятельности является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Значительная роль в обеспечении социальной адаптации инвалидов и повышении качества их жизни принадлежит правовым средствам, направленным на оказание содействия инвалидам в трудоустройстве, на создание благоприятных условий и охрану труда.

УСТАНОВЛЕНИЕ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ

Законодательством определено, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется в ходе медико-социальной экспертизы (МСЭ) исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

При установлении группы инвалидности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Минздравсоцразвития России, определяется степень ограничения способности инвалида к трудовой деятельности (3-я, 2-я или 1-я степень ограничения), либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

Читайте также:

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, инвалидность II и III групп – на 1 год.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности (либо отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

Гражданину, признанному инвалидом, выдается соответствующая справка, а также индивидуальная программа реабилитации.

Кстати сказать

Особенности профессиональной реабилитации инвалидов

Среди инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости населения, преобладают люди старших возрастов, значительной части которых требуются специальные рабочие места или облегченные условия труда.

Трудоустройство инвалидов – одна из основных задач органов службы занятости населения. Отличие в приеме и перерегистрации инвалидов по отношению к другим категориям граждан состоит в следующем: с одной стороны, они утратили здоровье или имеют дефект, с другой стороны, они все же считаются ограниченно трудоспособными. Инвалидность – это особый, сниженный статус личности в обществе, ставящий инвалида в неравное положение с другими гражданами в отношении его трудоустройства. Знание психологических особенностей инвалидов необходимо как для адекватного их возможностям трудоустройства, так и для правильного общения с ними во время перерегистрации.

В целях решения проблем профессиональной реабилитации инвалидов органы службы занятости населения заключают договоры, разрабатывают и реализуют на практике мероприятия совместно с различными заинтересованными структурами: органами социальной защиты, бюро медико-социальной экспертизы, объединениями работодателей.

Для каждого инвалида федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР), включающая в себя перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом его социального статуса и реальных возможностей.

Органы службы занятости населения тесно взаимодействуют с бюро МСЭ. Специалисты бюро предоставляют им информацию о профессиональном образовании инвалида, его социально-бытовом, социально-экономическом и социально-средовом статусах; продолжительности, динамике и группе инвалидности, что позволяет оценить реабилитационный потенциал инвалида и его функциональное состояние, состояние психических функций, особенности работоспособности, получить характеристику профессиональных интересов, обучаемости и рекомендуемого уровня образования, а также определить показанные и противопоказанные условия труда, рекомендованные профессии, мероприятия медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Работа по профессиональной реабилитации связана с решением следующих проблем.

1. Трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями крайне затруднено как по причине количественного превышения числа инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, над подходящими для них вакансиями, так и в связи с профессионально-квалификационным дисбалансом спроса и предложения данной категории рабочей силы. Это обстоятельство способствует присвоению статуса «безработного» основной части зарегистрированных инвалидов.

2. В разделе «Профессиональная реабилитация» ИПР рекомендации по труду указываются порой без учета профессиональных навыков.

3. Для основной массы инвалидов, обращающихся по вопросу регистрации в целях поиска подходящей работы, в ИПР указывается узкий перечень профессий (например, вахтер, контролер, лифтер). В массовом количестве обычно такие специалисты не требуются.

4. Имеются случаи, когда инвалиды не знакомы с рекомендациями по труду и от предлагаемых вариантов трудоустройства, указанных в ИПР, отказываются, ссылаются на то, что совсем не могут трудиться.

5. В связи с тем, что узкий перечень профессий, указанных в ИПР, не позволяет трудоустроить часть инвалидов, они имеют низкую мотивацию к труду и после окончания периода безработицы вновь обращаются для регистрации в качестве безработного.

6. При оформлении новой ИПР не учитывается предыдущая работа органов службы занятости населения с данными гражданами; отсутствуют предложения по профессиональной подготовке и переподготовке инвалида.

7. Создание специальных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями требует отдель¬ного финансового обеспечения.

8. В государственной поддержке нуждаются и специализированные учебно-производственные предприятия Всероссийского общества глухих (ВОГ) и Всероссийского общества слепых (ВОС).

9. Наиболее сложная ситуация с детьми-инвалидами. Чтобы стать востребованными на рынке труда, им нужен высокий уровень образования и профессиональной подготовки. Однако сегодня общество не готово предложить им гарантированную возможность стать полноценными его членами и перспективу стать востребованными на рынке труда.

Трудоустройство инвалидов может осуществляться не только через органы службы занятости населения, но и при непосредственном обращении инвалидов к работодателям.

Однако при самостоятельном поиске работы возникают определенные трудности:
- отсутствие регулярной и доступной информации об имеющихся вакансиях;
- частые отказы инвалидам в приеме на работу еще до собеседования;
- дискриминация.

Существует множество вариантов дискриминации, которые можно объединить в четыре типа:
1. Психологическая дискриминация – работодатель может принять заявление, но делает это столь неохотно, что инвалид даже не захочет узнать результат своего визита. 2. Статистическая дискриминация – работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из «листа ожидания» на том основании, что «последние исследования» и статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно.
3. Дискриминация по требованиям – работодатель сознательно завышает критерии к навыкам работников для выполнения определенного вида работы под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы.
4. Чистая дискриминация – работодатель отказывает в приеме на работу всем инвалидам, так как считает, что инвалид не может выполнять ту или иную работу либо что он создает «большие проблемы» для работодателя.

Е. Е. Орлова, доцент кафедры гражданского права и процесса Тамбовского государственного технического университета

Индивидуальная программа реабилитации – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями МСЭ, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление или компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Предусмотренные данной программой мероприятия обязательны для исполнения работодателем, как указано в ст. 11 Федерального закона от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (далее – Закон о социальной защите инвалидов).

КВОТЫ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

Трудоустройство работников, ставших инвалидами, осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, как правило, в той организации, где работник частично утратил трудоспособность. При отсутствии условий для продолжения трудовой деятельности инвалида в данной организации содействие в трудоустройстве ему оказывают органы службы занятости.

Для обеспечения занятости инвалидов организациям независимо от форм собственности устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Квота – это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников организации для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в организации.

Обратите внимание!Отказ инвалиду в трудоустройстве в пределах квоты согласно КоАП РФ влечет наступление административной ответственности

В соответствии со ст. 21 Закона о социальной защите инвалидов организациям (независимо от форм собственности), численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 % и не более 4 %).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест.

Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.

Отказ в приеме на работу в счет квоты может быть обжалован инвалидом в судебном порядке.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. РАБОТА НА ДОМУ

Трудоустройство инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации осуществляется как на обычных, так и на специальных рабочих местах.

Специальные рабочие места создаются путем проведения дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации в пределах установленной квоты.

Принятым на работу инвалидам работодатели обязаны создавать условия труда в соответствии с ИПР.

Цитируем документ

Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 5.42 КоАП РФ

Обеспечение занятости инвалидов осуществляется также на специализированных предприятиях.

Под специализированными предприятиями понимаются предприятия независимо от форм собственности, применяющие труд инвалидов для производства потребительских товаров и товаров производственно-технического назначения и одновременно с этим осуществляющие комплекс мер по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов и обеспечивающие организацию их медицинского обслуживания по месту работы.

К числу гарантий, направленных на обеспечение инвалидов работой, следует отнести также норму, закрепляющую преимущественное право инвалида на заключение трудового договора о работе на дому (п. 4 Положения об условиях труда надомников, утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.09.81 № 275/17–99, действующего в части, не противоречащей ТК РФ).

При этом работы, поручаемые надомникам, не должны быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Мнение эксперта

Работник-инвалид: особые требования и гарантииИ. В. Гривина, зам. начальника Управления альтернативной гражданской и трудовой миграции Роструда

Установление для организаций квот для приема на работу инвалидов, с одной стороны, является мерой социальной защиты указанных лиц. Вместе с тем эта мера ограничивает правоспособность организаций (в т. ч. граждан, использующих свои способности и имущество для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью), поскольку обязывает их принимать на работу данную категорию граждан, лишая в какой-то степени возможности свободно привлекать рабочую силу для осуществления своей деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 23.07.03 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» одним из приоритетных направлений было определено ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в т. ч. прекращение избыточного государственного регулирования.

До принятия Федерального закона от 22.08.04 № 122–ФЗ каждое предприятие, численность работников которого была более 30 человек, подпадало под действие Федерального закона от 24.11.95 № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Сейчас норма численности работников организаций, на которые распространяется данный закон, установлена от 100 человек. Тем самым предприятия малого и среднего бизнеса, на которых инвалиды вероятнее всего могли бы найти работу,

из-под действия законодательства выпадают.

В связи с этим такой механизм, как квотирование, постепенно теряет свою актуальность ввиду своего административно-правового характера и незначительного охвата работодателей. Несмотря на распространение квотирования рабочих мест, нужно признать, что данная мера не является в достаточной степени эффективной, чтобы стимулировать работодателя брать на работу инвалида.

Одним из механизмов такого рода стимулирования могло бы стать предоставление государством компенсации затрат работодателю за трудоустройство инвалида, включающей в себя: расходы на заработную плату, оборудование рабочего места и доставку к месту работы. Данный механизм стимулирования работодателей в значительной степени отвечает требованиям рыночной экономики и в условиях большого количества малых предприятий является более эффективным.

Еще одной формой трудоустройства инвалидов является предусмотренная законодательством возможность участия инвалидов в так называемой лечебно-трудовой деятельности. Порядок участия инвалидов в лечебно-трудовой деятельности определен постановлением Правительства РФ от 26.12.95 № 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности». Вовлечение инвалидов в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе стационарными учреждениями социального обслуживания, в которых они проживают, в соответствии с ИПР и с соблюдением требований охраны труда.

Помещения и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены. Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с учетом вида и характера деятельности. Продолжительность работы не должна превышать 4 часов в день.

Таким лицам выплачивается вознаграждение в размере 75 % стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25 % на счета стационарных учреждений, в которых они проживают, для использования на улучшение социального обслуживания проживающих в них граждан.

Лица, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, должны быть предварительно ознакомлены с ее условиями, порядком обращения с оборудованием, аппаратурой, инструментом, правилами, нормами и инструкциями по охране труда. Инвалидам, не прошедшим инструктаж по охране труда, участие в лечебно-трудовой деятельности запрещается.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Помимо требований к условиям и характеру работы инвалидов, законодательство о труде содержит нормы о режиме труда и отдыха инвалидов и другие гарантии.

Так, для инвалидов I и II групп законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов). Указанная продолжительность рабочего времени устанавливается работодателем на основании справки, выданной лицу, признанному инвалидом I или II группы, учреждением государственной службы МСЭ.

Кстати сказать

Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из инвалидов, кто не способен участвовать в основном процессе занятости, являются специализированные предприятия. В России в настоящее время действуют около 1,5 тысяч таких предприятий (цехов, участков) на 240 тысяч рабочих мест. Однако в среднем только треть рабочих мест на них

занята инвалидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12 % общей численности работающих инвалидов. Главное, что, работая на специализированных предприятиях, инвалиды существуют как бы в своей замкнутой социосистеме.

Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными

потерями функций организма (слепые, с нарушениями умственного развития и двигательного аппарата). Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

В случае получения при очередном переосвидетельствовании III группы инвалидности работник утрачивает право на сокращенный рабочий день. Но по соглашению сторон работнику может быть установлено неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ). Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для инвалидов, как и для других работников, каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Если инвалидность I или II группы работнику установлена без указания срока переосвидетельствования, то вопрос о пересмотре ему продолжительности рабочего времени не должен возникать.

Ежедневная продолжительность работы инвалиду устанавливается работодателем в соответствии с выданным инвалиду медицинским заключением (ч. 1 ст. 94 ТК РФ).

Привлечение инвалидов к работе в ночное время и к сверхурочным работам допускается только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданном в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 5 ст. 96 и ч. 5 ст. 99 ТК РФ).

К работе в выходные и нерабочие праздничные дни согласно ст. 113 ТК РФ инвалиды могут быть привлечены также только если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом во всех указанных случаях инвалиды должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от такой работы.

Кстати сказать

Занятость инвалидов и связанные с ней проблемы в настоящее время стали предметом пристального внимания как законодателей, так и ученых и практиков почти во всех странах мира.

Как правило, эффективность трудоустройства инвалидов за рубежом обеспечивается организацией специальных служб. В своей деятельности они активно контактируют со службами по трудоустройству безработных, не имеющих ограничений по здоровью, чтобы знать о наличии вакансий, которые могли бы подойти инвалидам со специфической формой инвалидности. Данные службы предоставляют работодателю частную информацию относительно безработного инвалида, а безработному инвалиду – точную оценку работы, которую он может выполнять.

Например, в Нидерландах принят закон о социальном трудоустройстве. Характерной чертой социального трудоустройства является попытка найти работу инвалиду в зависимости от его предпочтений и возможностей, а не от наличия существующих вакансий. Действие данного закона распространяется на все предприятия и организации государственного и частного сектора, вне зависимости от численности персонала. При этом предпринимателям предоставлено право самим определять процент рабочих мест на своем предприятии, на котором должны быть заняты инвалиды. Предприятия, получающие финансовую помощь от государства на расширение производства, при этом обязаны трудоустроить определенное количество инвалидов. Предпринимателям, берущим инвалидов на работу, предоставляются льготы и субсидии, с тем чтобы покрыть дополнительные расходы на модификацию рабочих мест и другие адаптационные меры, необходимые для оптимизации труда инвалидов.

Во многих странах наряду с системой квотирования рабочих мест для инвалидов предоставляются государственные компенсации затрат предприятий на создание рабочих мест для инвалидов. В Германии разработана федеральная программа, призванная обеспечить занятость лиц с тяжелой степенью инвалидности на общем рынке труда. Сущность программы состоит в предоставлении различных субсидий и льгот предпринимателям,

обеспечивающим занятость инвалидов и их профессиональное обучение. Еще более значительные льготы и субсидии предоставляются предприятиям, обеспечивающим трудоустройство инвалидов сверх норматива, предусмотренного системой квот. Субсидиями и льготами могут пользоваться также менее крупные предприятия, на которые не распространяется система квот.

В Австрии предприниматели, предоставляющие работу большему числу инвалидов, чем предусмотрено системой квот, получают субсидии и поощрительные выплаты от государства.

Во Франции предусматривается возможность выдачи ссуды трудящимся инвалидам, изъявившим желание заниматься малым бизнесом. Тем предприятиям, которые занимаются подготовкой рабочих мест для инвалидов, государство предоставляет финансовую помощь. Формы предоставления помощи установлены постановлениями правительства.

В Великобритании предусмотрена помощь благотворительным организациям, создающим закрытые специальные цеха для инвалидов.

В США существует разветвленная сеть агентств по профподготовке и трудоустройству инвалидов. При этом нет закона об обязанности предпринимателей принимать на работу определенный процент инвалидов. Каждое предприятие имеет право определить собственную «программу действий» в этом плане.

В Австралии также нет системы квот, предусматривающей создание рабочих мест для инвалидов. Организации, предоставляющие возможность работы инвалидам, получают субсидии от департамента социального обеспечения.

Законодательство Японии предусматривает систему квот и государственного субсидирования найма инвалидов. Государство выплачивает компенсацию работодателям, которые используют труд инвалидов. Эти компенсации складываются из отчислений компаний, которые не выполняют требования закона о квотировании рабочих мест для инвалидов.

И. В. Гривина, зам. начальника Управления альтернативной гражданской и трудовой миграции Роструда

Оплачиваемый отпуск инвалидам должен предоставляться ежегодно в соответствии с графиком отпусков продолжительностью не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов).

Инвалидам войны предоставлено право использовать ежегодный отпуск в удобное для них время и пользоваться отпуском без сохранения заработной платы до 35 рабочих дней в году, как установлено ст. 15 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах). Это право распространяется также на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней предусмотрено для работающих инвалидов из числа отдельных категорий граждан, подверг¬шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что установлено ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон от 15.05.91 № 1244–1).

Названные льготы распространяются также на инвалидов из числа некоторых категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, что определено ст. 3 Федерального закона от 26.11.98 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (далее – Закон от 26.11.98 № 175-ФЗ).

Помимо ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска (а в некоторых случаях и дополнительного оплачиваемого отпуска) инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

В целях охраны здоровья работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда, им предусмотрена бесплатная выдача лечебно-профилактического питания. По общему правилу это питание выдается в дни фактического выполнения работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в специальном Перечне производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утв. постановлением Минтруда России от 31.03.03 № 14, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован.

Инвалидам вследствие профессионального заболевания, пользовавшимся лечебно-профилактическим питанием непосредственно перед наступлением инвалидности по причине, вызванной характером их работы, это питание выдается до прекращения инвалидности, но не свыше одного года со дня установления инвалидности (подп. «в» п. 6 Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утв. постановлением Минтруда России от 31.03.03 № 14). При невозможности получения лечебно-профилактического питания по месту работы допускается его выдача на дом в виде готовых блюд. Выдача питания в этих случаях производится по справкам медико-санитарной службы организации, а при ее отсутствии – органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (п. 10 указанных Правил).

ГАРАНТИИ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами в отдельных случаях для некоторых категорий инвалидов также установлены определенные гарантии при расторжении трудового договора.

Так, согласно ст. 178 ТК РФ в случае сокращения численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации имеют в т.ч. инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий по защите Отечества, а также работники, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание.

Преимущественным правом на оставление на работе при сокращении штата или численности работников пользуются также работающие инвалиды из числа отдельных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 14 Закона от 15.05.91 № 1244–1), а также на производственном объединении «Маяк» (ст. 3 Закона от 26.11.98 № 175-ФЗ).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль