Cпецифика правового регулирования труда работников автомобильного транспорта

7457
Журнал неоднократно обращался к вопросам регулирования труда работников транспорта. Так, в статье Т.В. Иванкиной («Справочник кадровика» № 9, 2005) были подробно рассмотрены особенности режима работы водителей автомобилей (продолжительность рабочего времени и ежедневной (сменной) работы, состав рабочего времени, разделение рабочего дня на части, суммированный учет рабочего времени и т.д.). В номере 5 за 2007 год (с. 30, 31) приводились случаи привлечения водителей автотранспортных средств к материальной ответственности. В данной статье автор рассматривает нормативные правовые акты по регулированию труда водителей автомобильного транспорта, особые требования, предъявляемые к ним, особенности привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, виды предоставляемых оплачиваемых отпусков, а также специальные основания прекращения трудового договора.

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Специфика деятельности любого вида транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного) обуславливает особенности правового регулирования трудовых отношений в соответствующих транспортных организациях.

Автомобильный транспорт занимает весьма значительное место в объеме перевозок, осуществляемых в РФ, причем отмечаются тенденции к его постоянному развитию и обновлению. Увеличение объема автотранспорта влечет за собой необходимость еще более строгого регулирования труда лиц, непосредственно осуществляющих перевозки на внутрирайонных, городских, межрегиональных и международных маршрутах.

Владельцами объектов автомобильной транспортной инфраструктуры выступают как юридические лица, осуществляющие свою деятельность на основе государственной, муниципальной и частной форм собственности, так и физические лица – индивидуальные предприниматели.

Существующее разнообразие владельцев транспортных средств, во-первых, повлекло за собой необходимость дифференцированного правового регулирования с учетом организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности, сложившихся в общественном производстве современной России. Во-вторых, требуется четкое правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха, так как работа автомобильного транспорта протекает, как правило, в непрерывном режиме. В-третьих, повышенные требования к исполнению работниками автомобильного транспорта своих трудовых обязанностей, знанию правил дорожного движения, правил техники безопасности, технических инструкций по обслуживанию технических средств требуют надлежащего контроля и надзора за деятельностью владельцев транспортных средств, а также применения мер дисциплинарной и материальной ответственности к работникам транспорта, совершающим трудовые правонарушения.

Международная организация труда (МОТ) создала определенные международные стандарты правового регулирования труда дорожных транспортных работников, которые должны учитываться в нормах национального законодательства о труде, и в частности в нормах трудового законодательства России. Прежде всего это касается терминологической сущности понятий, используемых применительно к дорожному транспорту.

Согласно Конвенции МОТ № 67 «О продолжительности рабочего времени и отдыха на дорожном транспорте» 1939 г. (далее – Конвенция № 67) термин «перевозочное средство дорожного транспорта» относится ко всем перевозочным средствам, являющимся государственной или частной собственностью, движимым механической силой, в т.ч. к трамваям и троллейбусам, к прицепам с моторизованной тягой, которые обеспечивают перевозку по общественным путям пассажиров или товаров за плату или же для обеспечения собственных нужд тех предприятий, которые используют перевозочное средство (п. 2 ст. 1).

В центре внимания МОТ при создании международных стандартов для работников дорожного транспорта находятся нормы о продолжительности рабочего времени и отдыха. При этом расшифровывается сущность выражения «продолжительность рабочего времени»: это означает время, в течение которого данные лица находятся в распоряжении предпринимателя или других лиц, имеющих право требовать от них услуг. При этом продолжительность рабочего времени состоит из времени, посвященного работе, выполняемой при пробеге перевозочного средства; времени, затраченного для выполнения вспомогательной работы; периодов простого присутствия (дежурства); промежуточных периодов отдыха или перерыва в работе, допустимая продолжительность которых устанавливается компетентным органом власти (п. «а» ст. 4 Конвенции № 67).

Конвенция МОТ № 153 «О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте» 1979 г. значительно углубляет основы правового регулирования транспортных работников и их дифференциацию, уточняя, что международные нормы должны применяться к водителям, работающим по найму либо на предприятиях, занятых перевозками для третьих сторон, либо на предприятиях, перевозящих грузы или пассажиров за свой счет на автомобилях, используемых профессионально для внутренних или международных автомобильных перевозок товаров или пассажиров.

Следует отметить, что именно в настоящее время в России стали осуществлять трудовую деятельность водители, работающие у работодателей всех организационно-правовых форм и форм собственности, в отличие от советского периода, когда труд транспортных дорожных работников наблюдался лишь в государственных предприятиях, учреждениях, организациях.

Кстати сказать

В лингвистическом значении транспорт рассматривается как отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также как тот или иной вид перевозочных средств (Ожегов С.И. Словарь русского языка).

По своей сути сфера транспорта – это специфическая трудовая деятельность, связанная с обслуживанием транспортных устройств, предназначенных для перевозки людей, грузов и иного оборудования. Транспортные средства всегда относились к источникам повышенной опасности, и в связи с этим законодатель устанавливает как общие требования ко всем работникам транспортных организаций (например, в отношении прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки, состояния здоровья), так и специфические, в частности наличие специальных квалификационных свидетельств, сертификатов, а в отдельных случаях и российского гражданства.

В настоящее время расширяется применение на легковых автомобилях газобаллонных установок, что

предъявляет повышенные требования к улучшению условий труда, санитарно-гигиенического обслуживания работников станций технического обслуживания, к обеспечению их безопасности и сохранению здоровья в процессе труда. Управление производственной деятельностью станций техобслуживания, улучшение условий труда, повышение эффективности трудозатрат и использование основных производственных фондов при рациональных затратах ресурсов является одной из актуальных задач технической эксплуатации современных автотранспортных средств.

Объекты автомобильной транспортной инфраструктуры весьма многообразны: это дороги и улицы, маршрутная сеть, трамвайные пути, контактные линии, автовокзалы, автостанции, остановочные пункты, стоянки транспортных средств, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, информационные комплексы, система управления движением и иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, используемые для выполнения регулярных транспортных перевозок

Рекомендация МОТ № 161 «О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте» 1979 г. в разделах с IV по X определяет:

  • нормальную продолжительность рабочей недели на дорожном транспорте (40 часов в неделю);
  • нормальную продолжительность рабочего дня:
    - в среднем 8 часов;
    - при неравномерном распределении рабочего времени по разным дням недели – не более 10 часов;
    - при включении продолжительных периодов ожидания (присутствия) – не более 12 часов в день;
  • максимальный период непрерывной работы (5 часов); 
  • продолжительность вождения без перерыва (не более 4 часов); 
  • ежедневный отдых (не менее 11 последовательных часов в течение любого 24-часового периода, считая с начала рабочего дня);
  • продолжительность минимального еженедельного отдыха (24 последовательных часа, которым предшествует или за которыми следует ежедневный отдых).

При этом увеличение продолжительности вождения и сокращение продолжительности отдыха возможны только в виде временных исключений: при несчастном случае, неисправности, непредвиденной задержке, перебоях в обслуживании или приостановке дорожного движения, в случае чрезвычайных обстоятельств, а также в случае срочной и исключительной необходимости обеспечить работу коммунальных служб.

Таким образом, существование международных стандартов нацеливает национальные трудовые законодательства, включая, безусловно, и российское трудовое законодательство, на необходимость учета особенностей условий труда выделенной категории работников, что обуславливается повышенной опасностью и непосредственно связанной с ней ответственностью за собственную безопасность, безопасность окружающих, пассажиров, пешеходов и иных участников дорожного движения.

В России нормативно-правовое регулирование труда работников автомобильного транспорта осуществляется на основе норм Трудового кодекса РФ; Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон от 10.12.95 № 196-ФЗ); Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.04 № 15 (далее – Положение от 20.08.04 № 15); Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утв. приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотро; постановления Правительства РФ от 23.09.02 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием (далее – Постановление от 23.09.02 № 695) и т.д.

Существенное значение в правовом регулировании труда работников автомобильного транспорта имеет постановление Правительства РФ от 30.10.06 № 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется.

Для соблюдения техники безопасности и иных норм по охране труда необходимо, чтобы все организации с любой формой собственности и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию и сертификат, следовали Правилам, установленным в постановлении Минтруда России от 12.05.03 № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» (далее – Постановление от 12.05.03 № 28). На основании данных Правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий.

Кроме того, в каждом субъекте Федерации разрабатываются соответствующие нормативные акты, учитывающие развитие транспортной инфраструктуры соответствующего региона.

Например, в Оренбургской области, являющейся одним из субъектов РФ, действует Закон Оренбургской области от 05.07.01 № 259/295-II-03 «Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области». На его основе осуществляется координация транспортной политики в целях обеспечения безопасности дорожного движения, защиты жизни и здоровья пассажиров на пригородных и международных маршрутах на территории области.

ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТНИКАМ АВТОТРАНСПОРТА

Если физическое лицо поступает на работу, непосредственно связанную с движением автомобильных транспортных средств (автобуса, наземного электрического пассажирского транспорта, автомобиля), в качестве водителя, оно обязано предъявить работодателю (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) документы, перечень которых установлен в ст. 65 ТК РФ:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета;
- документ о наличии специальных знаний и о квалификации (водительское удостоверение с указанием соответствующей категории).

Следует особо подчеркнуть, что водитель не может быть принят на работу без документа о наличии специальных знаний и о квалификации (водительского удостоверения), а при представлении подложных документов работодатель вправе уволить работника вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора (ст. 84 ТК РФ), так как это исключает саму возможность продолжения работы в качестве водителя транспортного средства.

Помимо требований, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, требует от работника прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ч. 1 ст. 328 ТК РФ).

Так, согласно ст. 26 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ водители всех транспортных средств, включая и автомобильные дорожные средства, должны получить предварительную профессиональную подготовку, которая завершается сдачей квалификационного экзамена и получением водительского удостоверения с присвоением соответствующей категории («А», «В», «С», «Д», «Е»), указывающей на уровень квалификации водителя и возможность управления определенными транспортными средствами.

Например, при получении категории «А» физическое лицо получает право на управление мотоциклом; «В» – легковым автомобилем; «С» – грузовым транспортным средством; «Д» – автобусом, электрическим пассажирским транспортным средством; «Е» – транспортным средством с прицепом.

Важной составляющей процесса приема на работу водителя автомобильного средства является прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ч. 2 ст. 328 ТК РФ).

Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83, где п. 17 предусмотрены работы по непосредственному управлению транспортными средствами. Это обусловлено тем, что одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров (обследований). В процессе прохождения медицинского осмотра (обследования) должно быть выявлено соответствие состояния здоровья работников поручаемой работе. При этом работодатели всех организационно-правовых форм и форм собственности – владельцы транспортных средств – обязаны соблюдать гарантии, предусмотренные в трудовом законодательстве для работников, направляемых на медицинский осмотр (обследование). Указанные гарантии заключаются в том, что на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ (в данном случае в соответствии со ст. 328 ТК РФ) проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.

С целью выявления противопоказаний или ограничений к водительской деятельности ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ установлено:1) обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств;2) обязательное проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Таким образом, прохождение медицинского осмотра (обследования) является обязательным условием допуска к работе по управлению автомобильным транспортным средством, и, следовательно, отказ от прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), а также отрицательные выводы комиссии о состоянии здоровья конкретного физического лица, поступающего на работу в качестве водителя, будут правомерным основанием для отказа в заключении трудового договора.

Следует также отметить, что если трудовой договор уже заключен, но в процессе трудовой деятельности водитель транспортного средства отказывается пройти текущий предрейсовый или послерейсовый медицинский осмотр без уважительных причин, то данный факт следует считать нарушением трудовой дисциплины и основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, если это является обязательным условием допуска к работе, указаны в числе нарушений трудовой дисциплины в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление от 17.03.04 № 2).

Обратите внимание!В лингвистическом значении понятие «здоровье» обозначает «правильная, нормальная деятельность человеческого организма». (Ожегов С. И. Словарь русского языка)

В настоящее время следует уделять внимание не только физическому, но и психологическому состоянию работника, которые в совокупности и составляют здоровье физического лица.

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 695. Среди видов профессиональной деятельности, связанных с повышенной опасностью, в Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 28.04.93 № 377, включены работы, непосредственно связанные с движением транспорта.

Обратите внимание!Здоровье состоит из двух составляющих – физическое и психическое состояние человека

И, наконец, следует учитывать, что работа на транспорте входит в Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.00 № 163. В частности, в данном Перечне указаны работы, выполняемые по профессиям «водитель автомобиля», «водитель троллейбуса».

Таким образом, работник автомобильного транспорта должен:1) достичь возраста восемнадцати лет;2) получить соответствующую профессиональную подготовку;3) пройти профессиональный отбор непосредственно работодателем;4) пройти обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование);5) пройти обязательное психиатрическое освидетельствование.

Кстати сказать

Н. Д. Левитов в своей работе «О психических состояниях человека» (М., 1964. с. 20) определил психическое состояние физического лица следующим образом: «Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности». Психическое состояние человека самым тесным образом взаимодействует с общим функциональным состоянием организма, которое характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность. Психическое состояние и отдельные физиологические изменения в человеческом организме неотделимы друг от друга, т.е. всегда сопутствуют друг другу. В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может служить каждый из них. Понижение либо утрата трудоспособности могут быть вызваны нарушениями как физических, так и психических функций организма, т.е. в любом функциональном

состоянии присутствует психическое, а в любом психическом – физиологическое.

Нормальное состояние здоровья предоставляет физическому лицу право вступать в трудовые правоотношения и выполнять любую работу в оптимальных условиях, так как работник как любое физическое лицо обладает общей способностью к труду. Но для работы по определенной профессии, специальности или в неблагоприятных природно-климатических условиях работнику необходима дополнительная профессиональная способность к труду, а также соответствующий уровень функционального состояния, отсутствие которого может вызвать ограничения в способности выполнять определенные виды трудовой деятельности. В связи с этим требуется не только медицинское обследование в контексте выявления физиологического состояния здоровья работника транспорта, но и проведение психиатрического освидетельствования, поскольку профессиональная деятельность работников, связанная с движением транспортных средств, происходит в условиях повышенной опасности.

Из Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками следует, что психиатрическое освидетельствование проводится на добровольной основе с целью определения их пригодности по состоянию психического здоровья к отдельным видам деятельности.

К выделенным требованиям следует добавить еще одно, и весьма значительное. Практические навыки по вождению автотранспортного средства невозможно получить только в процессе обучения. В связи с этим первостепенное значение имеет продолжительность трудового стажа водителя и связанный непосредственно с ней опыт практической трудовой деятельности, а также иные деловые качества работника.

В соответствии с п. 10 Постановления от 17.03.04 № 2 под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Качество полученных профессиональных знаний работодатель может установить в процессе испытания при приеме на работу, правила которого детально регламентируются в ст. 70 и 71 ТК РФ.

ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

Наибольшие проблемы в правовом регулировании трудовых отношений работников автомобильного транспорта вызывает нормирование, а также учет рабочего времени и времени отдыха, так как именно несоблюдение установленных в российском законодательстве нормативов влечет за собой аварийные ситуации на дорожном транспорте с участием водителей самых разнообразных автотранспортных средств.

Например, в средствах массовой информации нередко сообщается, что половина всех дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой гибель пассажиров при их перевозках автомобильным транспортом, происходит по вине водителя, заснувшего за рулем автотранспортного средства (АТС), т.е. из-за так называемого «микросна» вследствие физиологической усталости.

Обратите внимание!Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, занятых на международных перевозках, регулируются международными договорами и соглашениями РФ

Положение от 20.08.04 № 15 устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ .

Для водителей такси, как правило, устанавливается сменный режим рабочего времени, так как перевозки пассажиров осуществляются непрерывно в связи с необходимостью круглосуточного обслуживания населения, и данный процесс не может быть приостановлен по техническим и технологическим причинам. Основу сменного режима рабочего времени составляют графики сменности, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников.

Сменная работа таксистов осуществляется в две, три или четыре смены, что требует, во-первых, суммированного учета рабочего времени и соблюдения установленных нормативов (в частности, чередования смен с соблюдением междусменного перерыва), а во-вторых, в настоящее время работодатели в большинстве случаев не учитывают, что водители, работающие в вечернее и ночное время, имеют право на соответствующие доплаты за повышенную интенсивность труда. Данные доплаты в настоящее время можно производить с учетом разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 07.05.87 № 14/14-38 «О порядке применения доплат и предоставления дополнительных отпусков за работу в вечернюю и ночную смены, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.

И, наконец, водителям АТС как работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (ст. 329 ТК РФ). К сожалению, на практике во многих транспортных организациях данная норма нарушается, и работник в дневное время, например, осуществляет перевозки грузов, а в вечернее и ночное время работает (по внутреннему совместительству) водителем такси с целью увеличения материального источника средств к существованию, что связано с низким уровнем заработной платы по основному месту работы. Безусловно, подобные факты и влекут за собой аварийные ситуации на дорогах, так как водители в силу усталости и ослабленного физиологического состояния не могут выполнять свою трудовую функцию надлежащим образом без соответствующего отдыха.

В настоящее время водители такси, осуществляющие перевозки пассажиров, как работники в основном состоят в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями или частными коммерческими организациями, при этом одним из условий заключения трудового договора с водителем является наличие у него собственного АТС. В связи с этим следует иметь в виду, что в ТК РФ установлено право работника на возмещение расходов при эксплуатации личного имущества, в частности личного транспорта, при использовании которого с согласия или ведома работодателя и в его интересах должна выплачиваться денежная компенсация за использование, износ (амортизацию) АТС с выплатой всех расходов, связанных с его эксплуатацией. Между тем практика показывает, что подобные компенсационные выплаты водителям личного автотранспорта, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров и состоящим в трудовых отношениях с транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, производятся работодателями крайне редко.

Обратите внимание!Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом, в т.ч. водителей автомобилей, установлены гл. 47 ТК РФ

Следует учитывать, что рабочее время водителя АТС не связано только с управлением транспортным средством; оно включает в себя:
- непосредственно время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- время для медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время простоев не по вине водителя;
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;
- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.

Все перечисленные виды календарного времени, использующиеся по целевому назначению, относятся к рабочему времени и подлежат оплате, так как согласно определению сущности рабочего времени в него включаются не только периоды, когда работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, но и иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).

Что касается времени отдыха, то водителям должны быть предоставлены все виды времени отдыха, предусмотренные ст. 107 ТК РФ.

Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), и в нерабочий праздничный день, являющийся нерабочим по графику работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, по письменному распоряжению работодателя в следующих случаях:
- с письменного согласия работника при необходимости выполнения заранее не предвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя;
- без письменного согласия работника для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия и в других случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 113 ТК РФ;
- с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в иных, не указанных здесь случаях.

В нерабочие праздничные дни также допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск водителям АТС предоставляется продолжительностью не менее 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ), а в отдельных случаях должен быть предоставлен и дополнительный отпуск:1. Если водители проживают или работают в районах Крайнего Севера, то они имеют право и на дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня, а если труд на основе трудового договора осуществляется в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то продолжительность дополнительного отпуска будет составлять 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).2. В том случае, если водитель работает в режиме ненормированного рабочего дня, то дополнительно к основному отпуску он приобретает право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск согласно ст. 119 ТК РФ, который не может быть менее трех календарных дней.3. В настоящее время также необходимо учитывать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», в котором закреплено право: водителя автомобиля регулярных линий на дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней; водителя автомобиля медицинской помощи и санитарной машины – 6 рабочих дней; водителя автомобиля, в т.ч. специального (кроме пожарного), грузо-подъемностью от 1,5 до 3 тонн – 6 рабочих дней, а от 3 тонн и выше – 12 рабочих дней; водителя автомобиля, занятого вождением легкового такси, при работе в городах республиканского, краевого, областного подчинения и на международных трассах – 6 рабочих дней.

Эффективное правовое регулирование труда работников автомобильного транспорта во многом базируется на соблюдении работодателями в сфере дорожного транспорта норм по охране труда. В частности, согласно п. 2.3.1.10 Постановления от 12.05.03 № 28 работодатели не имеют права заставлять водителя выезжать на АТС, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям охраны труда, а согласно п. 2.3.2.5 работодатели обязаны оборудовать отапливаемые помещения для отдыха водителей, включая установку умывальника, устройства питьевого водоснабжения, кипятильника, туалета, аптечки, а также оборудовать место для приема пищи и отдыха.

Таким образом, только комплексное соблюдение норм рабочего времени, времени отдыха, правил по охране труда и будет способствовать действенному правовому регулированию труда многочисленных работников автомобильного транспорта, осуществляющих свою трудовую деятельность в интересах всего населения РФ.

ЛИШЕНИЕ ПРАВ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ, была существенно дополнена ст. 83 ТК РФ, в которой приведены обстоятельства, не зависящие от воли сторон. В частности, п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ имеет непосредственное отношение к водителю АТС, так как в нем идет речь об истечении срока действия, о приостановлении действия на срок более двух месяцев и лишении работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Лишение специального права является административным наказанием (ст. 3.2, 3.3, 3.8 КоАП РФ), которое действительно делает невозможным выполнение водителем АТС своих трудовых обязанностей, и работодатель вправе произвести увольнение работника, к которому применено соответствующее административное наказание. Следует заметить, что КоАП РФ в главе 12 содержит достаточно объемный перечень административных правонарушений (37 составов дисциплинарных проступков) в области дорожного движения. Ранее (до внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ) работодатели находились в весьма затруднительном положении в том случае, если водителя лишали специального права на управление АТС. Фактически работника можно было уволить лишь по собственному желанию (п. 3 ст. 77 ТК РФ) или же перевести на другую работу, не связанную с транспортным обслуживанием. В настоящее время имевшаяся недоработка законодателя устранена.

В заключение отметим, что реализация всех предусмотренных международно-правовыми нормами и трудовым законодательством РФ нормативов, правил правового регулирования труда водителей автотранспортных средств позволит повысить уровень трудовых гарантий работников автомобильного дорожного транспорта, которые в процессе своей трудовой деятельности вносят значимый вклад в процесс создания эффективной экономической базы российского общества.

Таблица сроков лишения прав управления транспортными средствами опубликована в журнале «Для кадровика: Нормативные акты» № 1’2008.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль