Устранить нарушения = восстановить на работе?

6240
К вопросу о правомочности ГИТ признавать увольнение незаконным и восстанавливать работника на работе «Справочник кадровика» обращался уже не раз. С одной стороны, дела о признании увольнения незаконным подведомственны суду. С другой стороны, ГИТ в случае выявления нарушения трудового законодательства имеет право выдавать предписания об их устранении, обязательные для исполнения. В связи с этим представляется интересной позиция судебных органов по данному вопросу. В N-ском районном суде г. Ижевска Удмуртской Республики в открытом судебном заседании было рассмотрено гражданское дело по заявлению ООО «Р» о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда (ГИТ) в Удмуртской Республике от 30.05.08 № 169.

Слово – заявителю

Приказом от 29.12.07 № 51-к из организации был уволен работник В., который, посчитав увольнение незаконным, обратился с жалобой в ГИТ. По результатам проверки в отношении ООО «Р» было вынесено предписание от 30.05.08 № 169 об отмене приказа от 29.12.07 № 51-к об увольнении В., о восстановлении его на работе с оплатой времени вынужденного прогула.

Заявитель считает данное предписание незаконным, объясняя это тем, что ГИТ не наделена полномочиями органа, разрешающего индивидуальные трудовые споры, каким по существу является спор, по результатам рассмотрения которого предъявлено оспариваемое предписание. Таким образом, требование ГИТ о восстановлении на работе В. противоречит компетенции ГИТ, изложенной в Конвенции МОТ № 81 и Рекомендации МОТ № 81.

Слово – заинтересованному лицу

Представитель ГИТ показала, что В. обратился в трудинспекцию 5 мая 2008 г. с жалобой на то, что с января 2008 г. по день подачи жалобы его не допускали до работы в ООО «Р». Работник просил принять меры и не допустить незаконного увольнения. Он не понимал, на каком основании его не допускали к работе, поскольку с приказом об увольнении его не ознакомили и трудовую книжку не выдали.

В ходе проверки соблюдения трудового законодательства в ООО «Р», проведенной ГИТ по жалобе В., выяснилось, что в приказе от 29.12.07 № 51-к об увольнении В. не указаны ни основание увольнения, ни ссылка на пункт, часть и статью ТК РФ, поэтому было не ясно, по какому основанию уволен работник. Заявления об увольнении по собственному желанию В. в адрес работодателя не направлял, расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон не предлагал. Кроме того, с указанным приказом его не ознакомили.

По результатам проверки ГИТ выдала предписание от 30.05.08 № 169 об отмене приказа директора ООО «Р» от 29.12.07 № 51-к об увольнении В., о восстановлении его на работе с оплатой времени вынужденного прогула.

Представитель ГИТ пояснила, что согласно ст. 357 ТК РФ одним из основных прав государственных инспекторов труда является предъявление работодателям и их представителям обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Поскольку в ходе проверки был сделан вывод, что В. уволен с нарушением законодательства, государственный инспектор труда правомерно выдала предписание с требованием устранить данное нарушение, т. е. отменить незаконно изданный приказ, восстановить В. на работе и в соответствии со ст. 234 ТК РФ оплатить ему время вынужденного прогула. Право ГИТ принимать решения о восстановлении работников на работе закреплено в ряде положений ТК РФ, например в п. 2 ч. 1 ст. 83, ч. 3 ст. 373 ТК РФ.

Исследование доказательств в суде

В судебном заседании были исследованы материалы проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной ГИТ в отношении ООО «Р» по жалобе В., акт о результатах данной проверки и оспариваемое предписание.

Суд установил, что В. действительно уволен без законного основания, с приказом об увольнении он не был ознакомлен. Это послужило основанием для вынесения предписания ГИТ от 30.05.08 № 169 об отмене приказа от 29.12.07 № 51-к об увольнении, восстановлении В. на работе, возмещении не полученного им заработка за время вынужденного прогула.

Обоснование позиции суда

Согласно ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан. В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеют право, в частности, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников.

Суд признал, что на основании представленных работодателем в ходе проверки документов госинспектор труда сделала правильный вывод о нарушении ООО «Р» трудового законодательства в части установленного законом порядка увольнения и приняла меры к восстановлению нарушенных прав в виде предъявления руководителю общества предписания с требованием об отмене приказа об увольнении В., восстановлении его на работе в ранее занимаемой должности и оплате времени вынужденного прогула.

Ссылка заявителя на то, что ГИТ не наделена полномочиями органа, разрешающего индивидуальные трудовые споры, каковым по существу является рассматриваемый спор, не может быть принята судом во внимание по следующим основаниям.

Статьей 382 ТК РФ определены органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Ими являются комиссии по трудовым спорам и суды. Однако законодатель предусмотрел возможность обращения работника, помимо органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, непосредственно в ГИТ.

Так, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения работника в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Более того, частью 3 ст. 373 ТК РФ, где определен порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, установлено: при недостижении общего согласия между выборным органом первичной профсоюзной организации и работодателем по вопросу расторжения трудового договора с работником, работодатель имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую госинспекцию труда. ГИТ в течение десяти дней со дня подачи жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой времени вынужденного прогула.

Кроме того, п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ содержит такое основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению ГИТ или суда.

Ссылка заявителя на то, что требование о восстановлении на работе уволенного работника, содержащееся в предписании от 30.05.08 № 169, противоречит компетенции ГИТ, изложенной в ст. 13 Конвенции МОТ № 81 и п. 8 Рекомендации МОТ № 81, не может быть принята судом по следующим основаниям.

Согласно ст. 360 ТК РФ порядок осуществления проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Россией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ. Конвенцией МОТ № 81 (ст. 13), ратифицированной Россией Федеральным законом от 11.04.98 № 58-ФЗ, инспекторам труда разрешено требовать принятия мер по устранению недостатков, отмеченных в каком-либо сооружении, оборудовании или методах труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности трудящихся. В пункте 2 ст. 13 Конвенции МОТ № 81 установлена процедура принятия соответствующих мер по устранению выявленных недостатков.

В связи с этим суд признал: порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда, определенный в т. ч. в п. 2 ст. 13 Конвенции МОТ № 81, не содержит запрета на предъявление инспекторами труда предписаний, в частности, с требованиями о восстановлении на работе незаконно уволенных работников. Указанные ограничения в деятельности инспекторов труда при проведении проверок отсутствуют и в Протоколе МОТ от 22.06.95 к Конвенции МОТ № 81, который был ратифицирован Россией Федеральным законом от 11.04.98 № 58-ФЗ.

Рекомендация МОТ № 81 представляет собой ряд предложений об организации инспекции труда, дополняющих Рекомендацию МОТ № 20 и Конвенцию МОТ № 81. При этом Генеральная конференция МОТ выразила пожелание, чтобы каждый член МОТ, как только это позволят условия страны, применял данные предложения.

В связи с этим суд констатировал, что полномочия государственных инспекторов труда, в т. ч. определенные ТК РФ, не противоречат и не могут противоречить предложениям Генеральной конференции МОТ, изложенным в форме рекомендаций. Таким образом, суд пришел к выводу, что заявленное ООО «Р» требование о признании предписания ГИТ от 30.05.08 № 169 незаконным не подлежит удовлетворению.

Решение суда

Заявление ООО «Р» о признании предписания ГИТ от 30.05.08 № 169 незаконным оставить без удовлетворения.

После суда

По результатам рассмотрения кассационной жалобы ООО «Р» на приведенное решение N-ского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики оставила данное решение без изменения, а кассационную жалобу ООО «Р» – без удовлетворения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль