Работодатель муниципального служащего – кто он?

6295

Согласно ст. 15 ТК РФ под трудовыми понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Сторонами трудовых отношений, как определено ст. 20 ТК РФ, являются работник и работодатель. При этом работодателем может являться физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Работодатель является ключевой фигурой в трудовых отношениях. Именно он несет материальную и иную ответственность. Между тем зачастую в гражданских делах, вытекающих из трудовых споров с участием муниципальных служащих, возникают спорные моменты с определением стороны, являющейся работодателем для таких служащих. Поэтому вопрос о том, кто же является работодателем для муниципальных служащих, представляется весьма актуальным.

Мнение эксперта

Работодателем является та организация (орган местного самоуправления), в штате которой предусмотрена единица, замещаемая муниципальным служащим

Работодатель муниципального служащего – кто он?Рудинская И. В., консультант Правового управления Администрации г. Норильска

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.07 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Законом.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона о муниципальной службе поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом. Пунктом 9 вышеназванной статьи определено: сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

В пункте 2 ст. 2 Закона о муниципальной службе указано, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), а пунктом 3 той же статьи установлено: представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Здесь уместно сказать о некорректном изложении нормы данного Федерального закона. Лица, перечисленные в п. 3 ст. 2 Закона о муниципальной службе в качестве представителя нанимателя (работодателя), не могут являться работодателями в понимании ст. 20 ТК РФ в силу их особого статуса. Как правило, это должностные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, замещающие должности в органах местного самоуправления, являющихся юридическими лицами. Самостоятельно в трудовых отношениях с муниципальными служащими в качестве работодателя эти должностные лица выступать не могут, так как не являются ни юридическими лицами, ни физическими лицами – индивидуальными предпринимателями, ни физическими лицами, вступающими в трудовые отношения в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

По нашему мнению, здесь корректнее говорить о том, что указанные лица могут осуществлять отдельные права и обязанности представителя нанимателя (работодателя), но ни в коем случае не являться им. Представители нанимателя (работодатели) – это органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.

Такие формулировки, не определенные строго в законодательстве, могут приводить к различным казусам при рассмотрении в судах общей юрисдикции гражданских дел по искам муниципальных служащих, поданным в рамках рассмотрения трудовых споров.

На практике возможна следующая ситуация. Муниципальный служащий работает в органе местного самоуправления, являющемся юридическим лицом (например в управлении культуры). Между тем трудовой договор с ним заключает глава муниципального образования, который устанавливает надбавки к заработной плате, направляет муниципального служащего в отпуск, а также привлекает к дисциплинарной ответственности. В случае если муниципальный служащий управления культуры намерен оспаривать действия главы муниципального образования, он подает иск к главе муниципального образования, а не к управлению культуры, и требует от него устранения нарушений своих трудовых прав, а в определенных гл. 38 ТК РФ случаях – возмещения материального ущерба и морального вреда. Эти действия служащий мотивирует тем, что глава муниципального образования является его работодателем, поскольку именно он подписал трудовой договор, а также издал не устраивающее служащего распоряжение (приказ). Однако эта позиция, по нашему мнению, ошибочна по следующим основаниям.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах местного самоуправления) глава муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, т. е. является органом местного самоуправления, но без прав юридического лица. Согласно ст. 36 этого же Закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Одной из особенностей статуса главы муниципального образования является тот факт, что, представляя интересы всего муниципального образования, он может как входить в состав представительного органа местного самоуправления (как правило, являющегося юридическим лицом), так и возглавлять местную администрацию (являющуюся юридическим лицом), но не может одновременно исполнять эти полномочия, за исключением случаев, установленных Законом об общих принципах местного самоуправления.

При этом местными правовыми актами может быть предусмотрено, полномочия какого органа местного самоуправления как представителя нанимателя (работодателя) для муниципальных служащих он осуществляет: того, в состав которого входит сам, или же и других органов местного самоуправления. Независимо от этого в отношении муниципальных служащих он только осуществляет отдельные права и обязанности работодателя, определенные местными правовыми актами, но сам работодателем для них не является.

На наш взгляд, работодателем следует считать все-таки ту организацию (орган местного самоуправления, являющийся юридическим лицом), в штате которой предусмотрена единица, замещаемая муниципальным служащим или на которую планируется принять лицо, претендующее на ее замещение. При этом неважно, какой орган местного самоуправления будет возглавлять сам глава муниципального образования, поскольку в этом случае должна применяться норма ст. 20 ТК РФ, согласно которой права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Таким образом, если правовыми актами органов местного самоуправления предусмотрено возложение на главу муниципального образования ряда функций, связанных с осуществлением им прав и обязанностей работодателей – органов местного самоуправления, являющихся юридическими лицами, в отношении муниципальных служащих, то это не означает, что именно глава муниципального образования является их работодателем. Он всего лишь уполномоченное лицо других органов местного самоуправления в силу требований местных правовых актов.

В случае если, по мнению муниципального служащего, его трудовые права нарушены действиями главы муниципального образования, являющегося уполномоченным лицом органа местного самоуправления, в котором проходит муниципальную службу служащий, в качестве ответчика необходимо привлекать самого работодателя – орган местного самоуправления, от имени которого действовал глава муниципального образования. И материальная ответственность в соответствии с гл. 38 ТК РФ за действия главы муниципального образования, причинившего своими действиями ущерб муниципальному служащему, должна возлагаться именно на орган местного самоуправления как на работодателя, от имени которого действовал глава муниципального образования. Главу муниципального образования можно обязать устранить нарушения путем издания акта или подписания трудового договора (соглашения), но не возлагать на него материальную ответственность в понимании гл. 38 ТК РФ.

Все сказанное выше об осуществлении главой муниципального образования функции представителя нанимателя относится и к действиям руководителей органов местного самоуправления, которые являются уполномоченными лицами, действующими от имени органа местного самоуправления – юридического лица, а также к действиям председателя избирательной комиссии. При этом надо отметить, что и руководители органов местного самоуправления, и председатель избирательной комиссии муниципального образования могут быть уполномоченными лицами работодателей только в том случае, если представляемые ими органы местного самоуправления и избирательная комиссия являются юридическими лицами.

Если в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления (например представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения) или избирательная комиссия муниципального образования не наделены правами юридических лиц, эти органы не могут выступать в качестве работодателей. Соответственно трудовые отношения в таких органах не возникают.

Иногда уполномоченным лицом по заключению трудовых договоров с муниципальными служащими от имени органов местной администрации, являющихся юридическими лицами, выступает глава местной администрации.

Главой местной администрации может являться либо глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Возглавлять местную администрацию глава муниципального образования может только в случае избрания на должность главы муниципального образования на муниципальных выборах. Порядок назначения на должность и подписания трудового договора определяется в уставе муниципального образования. В этом случае заключается трудовой договор между местной администрацией и главой местной администрации. Местная администрация в соответствии с ч. 7 ст. 37 Закона об общих принципах местного самоуправления обладает правами юридического лица. Подписывает трудовой договор со стороны местной администрации лицо, уполномоченное на это уставом муниципального образования.

Глава местной администрации, работающий по контракту, сам является муниципальным служащим. Однако работодателем для него будет являться местная администрация, несмотря на то что назначение на должность главы местной администрации осуществляется представительным органом местного самоуправления, а контракт заключается с главой муниципального образования. И представительный орган, и глава муниципального образования являются в отношении главы местной администрации уполномоченными лицами работодателя (местной администрации) в силу требований ч. 6 ст. 37 Закона об общих принципах местного самоуправления.

Типовая форма контракта с главой местной администрации утверждается согласно п. 7 ст. 16 Закона о муниципальной службе законом субъекта РФ.

Например, в Красноярском крае это Закон от 08.11.07 № 3-708 «О типовой форме контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту». В законе края преамбула типовой формы контракта звучит следующим образом: «Представитель нанимателя в лице главы муниципального образования, именуемый в дальнейшем «глава муниципального образования», действующий на основании устава муниципального образования, с одной стороны и гражданин, именуемый в дальнейшем «глава местной администрации», с другой стороны на основе результатов конкурса на замещение главы местной администрации заключили настоящий контракт…»

На наш взгляд, такой подход к оформлению контракта с главой местной администрации не совсем корректен. Логичнее было бы использовать следующие формулировки:

«Местная администрация в лице главы муниципального образования, действующего на основании пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устава муниципального образования, именуемая в дальнейшем «работодатель» в силу статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, с одной стороны и гражданин, именуемый в дальнейшем «глава местной администрации», с другой стороны на основе результатов конкурса на замещение главы местной администрации заключили настоящий контракт…»

При этом становится ясным: работодатель – это местная администрация, а контракт подписывает глава муниципального образования.

Тогда и в реквизитах согласно требованиям ст. 57 ТК РФ будет указываться ИНН местной администрации. Ведь на практике в контрактах не всегда понятно, чей идентификационный номер указать в реквизитах контракта в качестве ИНН работодателя – администрации или главы муниципального образования. Между тем глава муниципального образования не имеет ИНН как юридическое лицо – у него имеется свой собственный ИНН как у физического лица.

Мнение эксперта

Наиболее оправдан подход, когда в трудовом договоре с муниципальным служащим нанимателем является муниципальное образование, а функции его представителя выполняет соответствующее должностное лицо

Работодатель муниципального служащего – кто он?Пресняков М. В., канд. филос. наук, доцент кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина

Работодатель муниципального служащего – кто он?Чаннов С. Е., канд. юрид. наук, зам. заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина

Проблема определения лиц, которые являются сторонами трудового договора (контракта), заключаемого при поступлении гражданина на муниципальную службу, обусловлена следующим: при подготовке действующего Закона о муниципальной службе законодатель некорректно использовал термины «наниматель», «представитель нанимателя» и «работодатель», допустив, в частности, абсолютно нелогичное отождествление последних, на что уже неоднократно обращалось внимание. Данное отождествление вызывает существенные сложности для специалистов кадровых служб органов местного самоуправления при заключении трудовых договоров с муниципальными служащими.

Использовав в Законе о муниципальной службе термин «работодатель» применительно к главе муниципального образования, руководителю органа местного самоуправления, председателю избирательной комиссии муниципального образования или иному лицу, уполномоченному исполнять обязанности представителя нанимателя, законодатели, похоже, забыли, что данное понятие давно устоялось в трудовом праве и имеет вполне четкое понимание в трудовом законодательстве. Последнее же исходит из того, что работодатель является собственником имущества организации, использует наемный труд в собственных интересах, несет полную ответственность по своим обязательствам и т. п. Какому из этих признаков может отвечать фигура представителя нанимателя – должностного лица, т. е. обычного чиновника?

Таким образом, следует согласиться с тем, что формулировка п. 3 ст. 2 Закона о муниципальной службе – представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя), – абсолютно некорректна, и с тем, что самостоятельно в трудовые отношения с муниципальными служащими в качестве работодателя эти должностные лица вступать не могут.

Принципиально неверным также является положение ст. 16 Закона о муниципальной службе: сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий; при буквальном толковании оно способно привести к совершенно абсурдным выводам – что все права и обязанности, вытекающие из трудового договора, несет не наниматель, а представитель нанимателя. Если следовать данной логике, получается, что иски по делам о нарушении трудовых прав муниципального служащего действительно должны предъявляться к представителю нанимателя, а не к нанимателю. Разумеется, подобное положение дел никак нельзя считать нормальным.

В то же время трудно согласиться с тем, что работодателем следует считать «ту организацию (орган местного самоуправления, являющийся юридическим лицом), в штате которой предусмотрена единица, замещаемая муниципальным служащим или на которую планируется принять лицо, претендующее на ее замещение». Получается, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, как это прямо закрепляет ст. 2 Закона о муниципальной службе, а работодателем – орган местного самоуправления в качестве юридического лица.

На наш взгляд, вполне обоснованной является норма ст. 2 Закона о муниципальной службе, согласно которой нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование. Вопрос состоит в том, кто должен являться стороной трудового договора с муниципальным служащим. На практике он решается различными способами.

Так, в типовом трудовом договоре с муниципальным служащим г. Балахна Нижегородской области в качестве нанимателя прямо называется администрация Балахнинского муниципального района, от имени которой соответствующие функции представителя нанимателя осуществляет глава местной администрации (Ф. И. О.). Необходимо отметить, что это, безусловно, противоречит положениям ст. 2 Закона о муниципальной службе, согласно которой нанимателем является муниципальное образование.

В трудовом договоре с муниципальным служащим г. Братска Иркутской области в качестве стороны трудового договора прямо называется представитель нанимателя, т. е. соответствующее должностное лицо.

Наиболее оправданным нам представляется такой подход, когда в трудовом договоре с муниципальным служащим в качестве нанимателя указывается соответствующее муниципальное образование, а функции его представителя выполняет соответствующее должностное лицо. Подобная форма трудового договора, например, утверждена решением Брянского городского совета народных депутатов от 30.04.08 № 969.

Что касается предложения считать работодателем для муниципальных служащих конкретные органы местного самоуправления, то подобный подход, по нашему мнению, не только противоречит сложившейся концепции регулирования служебных отношений, но и способен породить определенные проблемы.

Дело в том, что использование в Законе о муниципальной службе терминов «наниматель» и «представитель нанимателя» не является каким-то «ноу-хау» именно данного законодательного акта, а выглядит логичным продолжением концепции реформирования служебного законодательства, начатого принятием Федеральных законов от 27.05.03 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с этими законодательными актами нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ, а представителем нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Данный подход основывается на так называемой теории юридической личности государства, согласно которой государство, т. е. сама Российская Федерация, в строго юридическом смысле вполне может рассматриваться наряду с гражданином как самостоятельная сторона государственно-служебного правоотношения.

Смысл данного нововведения заключается в том, чтобы придать служебным правоотношениям на государственной службе большую стабильность, чем обычным трудовым, что должно способствовать построению в России так называемой карьерной модели государственной службы. Поступая на государственную службу, гражданин заключает контракт непосредственно с государством, а не с государственным органом, и даже при ликвидации последнего служебные отношения могут быть продолжены.

Вполне логичным нам видится подобное решение и применительно к законодательству о муниципальной службе, только нанимателем здесь должно выступать муниципальное образование в целом, а его представителями – конкретные должностные лица. При строгом соблюдении этого правила снимаются все проблемы.

Заключение же трудового договора с конкретными органами местного самоуправления, а не с муниципальным образованием в целом, с учетом специфики организации муниципального управления порождает совершенно парадоксальные конструкции.

Так, не все органы местного самоуправления наделены правами юридических лиц. Однако предложение заключать в таком случае трудовой договор с теми органами местного самоуправления, которые наделены правами юридического лица, вообще противоречит основам как трудового, так и муниципального права. Получается, что работник поступает на работу в одну организацию, а трудовой договор заключает совершенно с другой! Между тем в этих организациях могут быть, например, различные правила внутреннего распорядка. Какими из них должен руководствоваться работник – муниципальный служащий?

Очевидно, что заключение муниципальными служащими, работающими в аппарате представительного органа муниципального образования, трудовых договоров с местной администрацией влечет за собой их подчиненность главе местной администрации, что приведет к ограничению самостоятельности всего представительного органа и нарушит принцип разделения властей. Можно спрогнозировать возникновение и других проблем.

Вместе с тем всех их можно избежать, если в полном соответствии с Законом о муниципальной службе обозначать в качестве стороны трудового договора с муниципальным служащим муниципальное образование, а в качестве его представителя – конкретное должностное лицо местного самоуправления.

При этом в качестве последнего, на наш взгляд, в большинстве случаев должен выступать не глава муниципального образования, а глава местной администрации – для служащих местной администрации, глава представительного органа – для служащих его аппарата и т. д. Отсутствие у отдельных органов местного самоуправления статуса юридического лица такому решению ничуть не препятствует.

В отношении главы муниципального образования – он, по нашему мнению, должен являться представителем нанимателя лишь для главы местной администрации (как это и предусмотрено ч. 6 ст. 37 Закона об общих принципах местного самоуправления), а также для руководителей иных самостоятельных органов местного самоуправления (кроме, разумеется, тех из них, кто является выборными должностным лицами).

Что касается исков о нарушении различных прав муниципальных служащих, то они, разумеется, должны подаваться не к отдельным должностным лицам и не к органам местного самоуправления, а к муниципальному образованию в целом.

Относительно термина «работодатель»: по нашему мнению, он вообще является «лишним» в действующем Законе о муниципальной службе и должен быть из него исключен. Действительно, как уже отмечалось, Закон оперирует тремя терминами – «наниматель», «работодатель» и «представитель нанимателя», причем последние два фактически отождествляются законодателем. На наш взгляд, под представителем нанимателя следует понимать субъекта, который наделен правом представлять интересы нанимателя, действуя от его имени и в его интересах (в т. ч. в рамках трудовых отношений). Это корреспондирует и пониманию представительства, закрепленному в ГК РФ. В то же время совершенно не ясна разница между понятиями «работодатель» и «наниматель» в Законе о муниципальной службе. Представляется, что в контексте трудовых правоотношений с муниципальным служащим они идентичны. Другое дело, что с позиции специфики муниципальной службы как особого вида профессиональной деятельности, как публичной службы термин «наниматель» более уместен, чем привычный трудовому праву – «работодатель».

Подводя итоги, отметим, что публично-правовая природа муниципально-служебных отношений, как представляется, делает затруднительным использование на муниципальной службе тех же подходов, что и в обычных организациях. Вместе с тем действующее законодательство, к сожалению, несет некоторые противоречия, что, безусловно, требует его совершенствования.

Цитируем документ

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; …

муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; …

вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии

с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; …

органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения…

Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль