Трудовой договор с водителем: как учесть особенности

39326
Деятельность работодателей, организующих производство, как правило, невозможна без использования автомобильного транспорта, эксплуатация которого связана с определенными рисками. По своей сути сфера любого вида транспорта – это специфическая трудовая деятельность, связанная с обслуживанием транспортных устройств, предназначенных для перевозки людей, грузов и иного оборудования и относящихся к источникам повышенной опасности. Как следствие, возникает необходимость правового регулирования труда лиц, непосредственно осуществляющих перевозки на автомобильном транспорте на внутрирайонных, городских, межрегиональных и международных маршрутах. Остановимся на основных особенностях трудового договора с водителем, предопределенных особым характером его работы.

Действующее трудовое законодательство не устанавливает общей типовой формы письменного трудового договора с водителем, и в каждом конкретном случае она, по сути, произвольна. Тем не менее при разработке данного документа следует руководствоваться конструкцией, закрепленной в ст. 57 ТК РФ. Согласно данной статье трудовой договор (с водителем в том числе) включает:

  • необходимые сведения;
  • обязательные условия;
  • дополнительные условия.

Необходимые сведения о трудовом договоре с водителем

В трудовом договоре с водителем следует обозначить следующие сведения:

  • о работнике и работодателе – фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица);
  • о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;
  • об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН; только для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор с водителем, с указанием основания, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (например ссылка на пункт устава или положения о деятельности работодателя);
  • о месте и дате заключения трудового договора с водителем.

В качестве необходимых документов, которые представляет работодателю физическое лицо, претендующее на работу в качестве водителя, и которые следует перечислить в трудовом договоре с водителем в его первой части, следует выделить следующие.

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

2. Трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор с водителем заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства. Следует подчеркнуть, что согласно ч. 1 ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Как следствие, водитель может фактически заключить трудовой договор по совместительству только в том случае, если его основная работа не связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Обратите внимание!
Трудовой договор о работе водителем по совместительству может быть заключен с работником только в том случае, если его основная работа не связана с обслуживанием транспортных средств

3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, т. е. документ, подтверждающий регистрацию работника в системе Пенсионного фонда РФ. В нем указан страховой номер, т. е. постоянный персональный номер, присваиваемый лицевому счету работника. Свидетельство выдается работнику на руки и хранится у него. Если гражданин поступил на работу впервые, страховое свидетельство оформляет работодатель.

4. Документы воинского учета. Их представляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу.

5. Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Согласно ст. 26 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности движения) водители всех транспортных средств, включая и автомобильные дорожные средства, должны пройти предварительную профессиональную подготовку, которая завершается сдачей квалификационного экзамена и получением водительского удостоверения с присвоением соответствующей категории (А, B, С, D, Е), указывающей на уровень квалификации водителя и возможность управления определенными транспортными средствами.

Документом, подтверждающим наличие у водителя профессиональной подготовки, является водительское удостоверение, порядок получения которого с правом на управление транспортными средствами установлен постановлением Правительства РФ от 15.12.99 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений».

6. Медицинские справки о прохождении медицинского осмотра (освидетельствования) также необходимы для заключения трудового договора с водителем и оформления приказа о приеме работника на работу. Их должны предъявлять лица, не достигшие возраста 18 лет, а также в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. В частности, прохождение медосмотров является обязательным для работников, занятых на работах с движением транспорта. Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83. В пункте 17 Перечня предусмотрены работы по непосредственному управлению транспортными средствам.

В процессе медосмотра (обследования) должно быть определено соответствие состояния здоровья работника поручаемой работе, согласно условиям прописаным в трудовом договоре с водителем. При этом работодатели всех организационно-правовых форм и форм собственности – владельцы транспортных средств – обязаны соблюдать гарантии, предусмотренные трудовым законодательством для работников, направляемых на медосмотр: на время медосмотра (обследования) за работниками, обязанными согласно ТК РФ (в данном случае в соответствии со ст. 328 ТК РФ) проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.

Прохождение медицинского осмотра (обследования) является обязательным условием допуска к работе по управлению автомобильным транспортным средством, и несогласие с требованием пройти обязательный предварительный медосмотр (обследование) либо отрицательные выводы комиссии о состоянии здоровья конкретного физического лица, поступающего на работу в качестве водителя, будут правомерным основанием для отказа в заключении трудового договора с водителем.

Особенности трудового договора с водителем

Трудовой договор с водителем: как учесть особенности

Увеличить изображение

Oбязательные условия для заключения трудового договора с водителем

Центральное место в трудовом договоре с водителем, как и в любом другом трудовом договоре, должны занимать обязательные условия. К ним следует отнести следующие.

Место работы, прописаное в трудовом договоре с водителем, т. е. конкретная организация или ее обособленное структурное подразделение (филиал, представительство), если оно расположено в другой местности, с указанием его местонахождения. При этом работодатель – индивидуальный предприниматель может определить место работы по месту жительства либо по месту нахождения офисного или производственного помещения, а работодатель – физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, – по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

Согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим называется место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. При этом уточнение места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте согласно конструкции ст. 57 ТК РФ относится к дополнительным условиям трудового договора с водителем.

Обязательным условием трудового договора с водителем будет выступать конкретная организация с уточнением ее наименования: например, ООО «Вымпел», расположенное по указанному в тексте трудового договора адресу. При этом любой работодатель должен знать: без конкретизации рабочего места работника в случае возникновения конфликтной ситуации, в частности совершения водителем прогула, весьма сложно будет произвести расторжение трудового договора по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Прогул российский законодатель определяет как отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены). В качестве рабочего места водителя следует указать тип автомобиля, на котором он будет выполнять свою трудовую функцию.

Особенности трудового договора с водителем

Приказом МВД России от 13.05.09 № 365 «О введении в действие водительского удостоверения» форма водительского удостоверения и порядок его оформления приведены в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 г. Так, расширен перечень сведений, указываемых в удостоверении, установлены новые категории транспортных средств, введены их подкатегории, а также соответствующие категориям и подкатегориям пиктограммы.

Новое удостоверение изготавливается на пластиковой основе и имеет несколько степеней защиты. На его лицевой стороне располагается цветная фотография владельца, а также определенные сведения (Ф. И. О. водителя, дата и место его рождения, дата выдачи удостоверения, срок его действия, категории транспортных средств, на право управления которыми выдано удостоверение, и др.). Каждое удостоверение имеет необходимый для автоматизированного учета штрихкод, серию и номер, наносимые на оборотную сторону. Также на этой стороне располагается таблица, содержащая в т. ч. категории и соответствующие пиктограммы транспортных средств, на право управления которыми может выдаваться удостоверение.

Водительское удостоверение нового образца предусматривает семь категорий: «традиционные» A, B, C и D, а также новые – BE, CE и DE – для автомобилей соответствующих категорий с прицепом.

Старые формы водительских удостоверений утрачивают силу с 1 марта 2011 г. При этом водительские удостоверения старого образца действительны до окончания указанного в них срока действия.

 Трудовая функция как обязательное условие, имеющее чрезвычайно существенное значение в системе трудовых правоотношений, является стержнем, на который опираются все прочие элементы трудовых связей, ею очерчивается круг непосредственных трудовых обязанностей. Определенность трудовой функции проявляется в том, что работодатель не вправе поручать работнику выполнение работы, выходящей за рамки трудовой функции, и работник, в свою очередь, не вправе требовать предоставления ему работы, не обусловленной трудовым договором с водителем, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).

По Кодексу трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать тем, что указаны в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В настоящее время от водителей в отдельных случаях требуют наличия двух и более категорий с целью поручения работ на всех существующих видах транспорта. При этом работодатель должен учитывать: работы, выполняемые водителем на различных видах транспортных средств, должны оплачиваться неодинаково, так как согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работника напрямую зависит от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, что также должно быть оговорено в трудовом договоре с водителем.

Таким образом, при определении трудовой функции водителю необходимо четко обозначить уровень его квалификации, подчеркивающий возможность управления различными видами транспортных средств, а за выполнение работ различной квалификации должны производиться соответствующие доплаты. В частности, ч. 1 ст. 150 ТК РФ устанавливает, что при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд должен оплачиваться по работе с более высокой квалификацией. Как следствие, в штатном расписании нецелесообразно предусматривать несколько штатных единиц по соответствующей должности водителя с различными категориями.

Еще одно обязательное условие трудового договора с водителем – дата начала работы, а в случае когда заключается срочный трудовой договор с водителем, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ и иным федеральным законом. Работодатели в данном случае обязаны руководствоваться ст. 59 ТК РФ, где четко обозначены возможные основания заключения срочного трудового договора.

Например, согласно ч. 1 ст. 59 ТК РФ причиной заключения срочного трудового договора на срок не более пяти лет с водителем может быть: исполнение обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором с водителем сохраняется место работы; выполнение временных (до двух месяцев) работ и др. В соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ по соглашению сторон срочный трудовой договор с водителем может заключаться: если в качестве работодателя выступает субъект малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которого не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек); с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и др.

Обратите внимание!
Минимальный размер доплаты за работу в ночное время согласно постановлению Правительства РФ от 22.07.08 № 554 должен составлять 20% часовой тарифной ставки (должностного оклада), рассчитанной за час работы в ночное время

Условия оплаты труда, в т. ч. размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, обязательно включаются в трудовой договор. Следует подчеркнуть необходимость для работодателей дифференцированно подходить к обозначению всех причитающихся работнику выплат, среди которых желательно четко отметить следующие составные части заработной платы: районный коэффициент, являющийся показателем относительного увеличения заработной платы в связи с климатическими условиями; размер премии, определяемый, как правило, в процентах от тарифной ставки (оклада); доплата за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов); дополнительная оплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Так, нередко водитель совмещает основную трудовую функцию с работой экспедитора и имеет право получать доплату, размер которой должен быть обозначен в трудовом договоре с водителем.

Режим рабочего времени и времени отдыха приводится в трудовом договоре с водителем, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у работодателя. В частности, для водителя, в отличие от режима рабочего времени иных работников, могут быть введены следующие режимы, которые необходимо зафиксировать в тексте трудового договора с водителем:
1) для водителей, интенсивность труда которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), предусматривается такой режим рабочего времени, как разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ)[1];
2) водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день[2] (ст. 101 ТК РФ);
3) водителям такси, как правило, устанавливается сменный режим рабочего времени (ст. 103 ТК РФ), так как перевозки пассажиров осуществляются непрерывно, и данный процесс не может быть приостановлен по техническим и технологическим причинам, а также в связи с необходимостью круглосуточного обслуживания населения. В случае установления водителю сменного режима рабочего времени в трудовом договоре с водителем следует указать, что порядок чередования смен определяется в графиках сменности, с которыми водители по общему правилу должны ознакомиться не позднее чем за один месяц до введения его в действие.

В трудовом договоре с водителем желательно подчеркнуть, что в рабочее время водителя включается: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути; подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом; время проведения медицинского осмотра перед выездом и после него; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов; время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов; время охраны груза и автомобиля во время стоянки.

Водителю в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов.

Продолжительность ежегодного основного отпуска составляет 28 календарных дней в соответствии с принятым графиком отпусков, а в случае если работнику устанавливается ненормированный рабочий день, то необходимо в трудовом договоре с водителем указать продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем на основании ст. 119 ТК РФ длительностью не менее трех календарных дней.

Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте также следует прописывать в трудовом договоре с водителем. При установлении данных компенсаций работодатели обязаны учитывать: установленный на централизованном уровне перечень работ с такими условиями; порядок аттестации рабочих мест с их отнесением к работам с неблагоприятными условиями труда; размеры доплат за такие условия, определенные в отраслевых тарифных соглашениях (как правило, размеры доплат варьируются от 4 до 24% от тарифной ставки).

Мнение эксперта о заключении трудового договора с водителем

Трудовой договор с водителем: как учесть особенностиБурнашева З. Н., эксперт журнала «Справочник кадровика»

Вопрос о том, носит ли работа водителя разъездной характер или считается работой, осуществляемой в пути, является спорным.

По мнению одних специалистов, определяя в трудовом договоре с водителем условия о характере работы, необходимо руководствоваться постановлением Совета Министров РСФСР от 12.12.78 № 579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков». В указанном постановлении определено: к водителям, постоянная работа которых протекает в пути, относятся только водители автобусов и такси, постоянно работающие на междугородных линиях пассажирского сообщения, и водители, занятые централизованной доставкой автомобилей с заводов-поставщиков в адрес получателей, а к водителям, работа которых имеет разъездной характер, относятся только водители автомобилей, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, выделенные для работы на линии. Следовательно, работа остальных категорий водителей не носит разъездного характера и не осуществляется в пути.

Однако ст. 1681 ТК РФ, предусматривает, что перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Таким образом, если в организации такой перечень установлен и в нем имеется должность водителя, то в трудовом договоре с водителемусловие о разъездном характере работы должно быть указано в обязательном порядке.

Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой), – на данные обязательные условия в трудовом договоре с водителем следует обратить особое внимание. ТК РФ в ст. 1681 ввел норму относительно денежных выплат компенсирующего характера за возмещение расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера. При этом в ч. 2 данной нормы подчеркивается, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников и указанных в ч. 1 ст. 1681 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Установление конкретных размеров доплат возможно и на основе индивидуально-договорного правового регулирования, т. е. размеры и порядок возмещения указанных расходов можно установить непосредственно в трудовом договоре с водителем.

Условия об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами – данное условие трудового договора с водителем по своей сути является императивным, поскольку все без исключения работодатели обязаны производить соответствующие страховые выплаты во внебюджетные фонды.

Дополнительные сведения о заключении трудового договора с водителем

В настоящее время перечень всех категорий работников, чья работа носит разъездной характер, нормативно не установлен. В связи с этим представляется важным выделить ее отличительные признаки.

1. Данная работа должна быть для работника постоянной, а не эпизодической. В частности, водитель автомобиля систематически осуществляет поездки, которые и являются сущностью его трудовой функции. При этом не представляется возможным точно установить количество поездок, существуют лишь нормы рабочего времени для водителей автомобилей и особенности его исчисления.

2. Работнику при отправлении в поездку не оформляется командировка, которая согласно ст. 166 ТК РФ является поездкой работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, т. е. работник постоянно работает стационарно, а направляется в командировку для выполнения конкретного разового задания один, два или более раз в течение года. Разъездной же характер работы предполагает постоянные поездки в течение рабочего дня, рабочей недели или иного учетного периода рабочего времени. В частности, водителю выдается специальный путевой лист с указанием маршрута и цели поездки, а не командировочное удостоверение.

3. На работодателя возложена прямая обязанность обеспечить работника средствами, необходимыми для выполнения им трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ), включая, безусловно, и выполнение трудовых обязанностей в разъездах. Так, работодатель должен компенсировать расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Например, у водителя могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с поломкой в поездке транспортного средства.

4. Если командировочные расходы выплачиваются работнику только за время командировки, то денежное возмещение (доплату) за разъездной характер работник получает постоянно в составе заработной платы.

Другие условия – в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Среди таких условий в трудовом договоре с водителем следует выделить следующие.

1. Право работника на возмещение расходов при использовании личного имущества, в частности личного транспорта. Если это делается с согласия или ведома работодателя и в его интересах, то должна выплачиваться денежная компенсация за износ (амортизацию) транспортного средства, с выплатой всех расходов, связанных с его использованием. Практика показывает, что работодатели (транспортные организации и индивидуальные предприниматели) подобные компенсационные выплаты водителям личного автотранспорта, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров и состоящим в трудовых отношениях, производят крайне редко.

2. Совмещение профессий (должностей) либо расширение зон обслуживания. Например, в настоящее время, как уже было отмечено, довольно часто на работу требуется водитель-экспедитор, т. е. помимо основной трудовой функции, выполняемой в течение основной продолжительности рабочего времени, работник осуществляет трудовую функцию экспедитора, и также в течение основной продолжительности рабочего времени.

В том случае, если договоренность о работе на основе совмещения профессий (должностей) оговаривается непосредственно при заключении трудового договора с водителем, то данное условие можно внести в трудовой договор в качестве обязательного. Если в течение действия трудового договора работнику будет предложено совмещение работы водителя с выполнением трудовой функции экспедитора либо какой-либо другой, то от работодателя требуется оформить данную дополнительную работу дополнительным соглашением и приложить его к трудовому договору с водителем.

3. Работодатели всех организационно-правовых форм и форм собственности должны учитывать тот факт, что водители (за исключением экспедиторов по перевозке и других работников, осуществляющих получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей) не относятся к работникам, с которыми можно заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, с учетом постановления Минтруда России от 31.12.02 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальн Основная функция водителя автотранспортного средства – осуществление на основе выданного в установленном порядке водительского удостоверения и с соблюдением всех правил надлежащего технического обслуживания и дорожного движения перевозок пассажиров и грузов. Поэтому заключение договора о полной материальной ответственности водителя по общему правилу недопустимо, хотя в том случае, если водитель совмещает свою работу с работой экспедитора, это будет вполне обоснованным.

Дополнительная информация о заключении трудового договора с водителем

Работодателям не следует путать понятия «совмещение» и «совместительство». В ТК РФ в главе 51, посвященной особенностям регулирования труда работников транспорта, ст. 329 ТК РФ устанавливает запрет для данной категории работников на работу по совместительству, если указанная работа непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. При этом следует обратить внимание: ранее (до внесения изменений в Кодекс Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ) таким работникам в целом запрещалась работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, к которой относилась как работа, выполняемая на условиях совместительства, так и сверхурочная работа, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда. Следовательно, в настоящее время существует только запрет на работу по совместительству.

Обратите внимание!
По общему правилу договор о полной материальной ответственности с водителем не может быть заключен

Следует отметить: в случае если при заключении трудового договора с водителем не были оговорены и обозначены в тексте трудового договора те или иные обязательные условия, то недостающие условия должны быть определены в дальнейшем только составлением дополнительного соглашения к трудовому договору.

Дополнительные условия в трудовом договоре с водителем

Статья 57 ТК РФ содержит открытый перечень условий, которые не являются обязательными, но при необходимости могут быть включены в содержание трудового договора с водителем. Среди них условия:

  • об испытании;
  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
  • о видах и условиях дополнительного страхования работника;
  • об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
  • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор с водителем могут включаться и иные условия, при этом дополнительные условия должны соответствовать трудовому законодательству и не ухудшать положение работника.

Наиболее часто встречающимся на практике дополнительным условием трудового договора с водителем, включая, безусловно, и трудовой договор с водителем, является условие об испытании.

Обратите внимание!
Условие об испытательном сроке может быть установлено только при заключении трудового договора с водителем

Следует подчеркнуть, что испытание устанавливается только при заключении трудового договора с водителем и не подлежит продлению. Срок испытания для водителя не должен превышать трех месяцев. Важно заметить, что данное условие будет правомерным, если оно внесено непосредственно в текст заключенного трудового договора, в противном же случае работник будет считаться принятым на работу без испытания.

В трудовых договорах в качестве дополнительного условия нередко можно встретить условие о неразглашении коммерческой тайны. Между тем работодатель должен учитывать нормы Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», где коммерческая тайна рассматривается как информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Включение данного условия в трудовой договор с водителем возможно, если работник будет непосредственно осуществлять трудовую функцию, связанную с источниками, содержащими коммерческую тайну. Недопустимо включать данное условие в договор с работником, чья трудовая функция весьма далека от работы со сведениями, содержащими конфиденциальную информацию, в частности с водителем.

Например, работодатель считает необходимым включить в трудовой договор с водителем условие о неразглашении коммерческой тайны на том основании, что при выполнении своих трудовых обязанностей работник может случайно получить доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Однако подобное условие возможно только в договоре с таким работником, которому сведения, составляющие такую тайну, станут известны в связи с исполнением его трудовой функции. Характер трудовой деятельности водителя никак не предполагает работу со сведениями, составляющими коммерческую тайну.

По соглашению сторон в трудовой договор с водителем также могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Так, водитель, как и любой работник, заключивший трудовой договор с работодателем, обладает правами и обязанностями, закрепленными в ст. 21 ТК РФ, а работодатель соответственно обладает корреспондирующими правами и обязанностями, закрепленными в ст. 22 ТК РФ. Включать полный текст данных норм (ст. 21 и 22 ТК РФ), как это зачастую встречается на практике, нецелесообразно. В трудовом договоре с водителем желательно отразить специфические права и обязанности сторон трудового договора (работника и работодателя). Так, согласно Федеральному закону от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» водитель обязан: соблюдать Правила дорожного движения Российской Федерации; проходить предрейсовый, межрейсовый, послерейсовый медицинский осмотр; являться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом; проходить периодические медицинские осмотры (обследования) в целях определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний; проходить обязательные стажировки при переводе на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок. На работодателя соответственно возлагаются контрольные функции, которые могут быть уточнены в трудовом договоре: например, по техническому осмотру транспортного средства, по ведению журнала регистрации путевых листов, графиков сменности, графиков расписания движения, схем маршрутов и др.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о прохождении обучения работника за счет средств работодателя (например работник-водитель будет проходить обучение для получения иной квалификационной категории). Согласно ст. 249 ТК РФ работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором.

Во всех случаях, если в трудовой договор с водителем не включены какие-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя, это не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (ст. 57 ТК РФ).

Итак, содержание трудового договора с водителем весьма объемно по своим условиям, которые в дальнейшей трудовой деятельности работника можно изменять только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 72). Примером одностороннего изменения определенных сторонами условий трудового договора могут стать причины, связанные с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). В случае несогласия работника с подобными изменениями трудовой договор может быть прекращен по п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Что касается формы и структуры трудового договора с водителем, то каждый работодатель вправе разработать собственную форму трудового договора с конкретной категорией работников с учетом их трудовой функции, в частности договора с водителем. При этом в качестве рекомендации следует использовать именно конструкцию трудового договора, закрепленную в ст. 57 ТК РФ.

Конструкция трудового договора с водителем, включающая такие разделы, как предмет договора, ответственность сторон, права и обязанности работника и работодателя, вытекающие только из ст. 21 и 22 ТК РФ, прекращение трудового договора с указанием пунктов ст. 77 ТК РФ, весьма широко распространенная в правоприменительной деятельности, представляется нецелесообразной. Прежде всего, основные права и обязанности работника и работодателя нормативно закреплены в ТК РФ, и их перенос в текст трудового договора представляется излишним. Неслучайно Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ исключил права и обязанности работника и работодателя из перечня обязательных условий трудового договора.

Основы материальной и дисциплинарной ответственности работника, основания прекращения трудового договора устанавливаются только федеральными органами государственной власти в сфере трудовых отношений в актах, обязательных для применения на всей территории России (ст. 6 ТК РФ). Как следствие, данные вопросы по общему правилу нельзя устанавливать в договорном порядке на основе трудового договора с водителем. Исключением может быть только трудовой договор с водителем, заключаемый с работодателем – физическим лицом, так как согласно ч. 1 ст. 307 ТК РФ, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с водителем, работающим у работодателя – физического лица, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль