Работа за границей – пенсия в России

14309
Современный период развития Российской Федерации характеризуется укреплением ее экономических связей с иностранными государствами и ростом трудовой мобильности граждан. Это в значительной мере обусловлено процессами глобализации и актуализирует проблему правовой регламентации отношений по признанию трудового (страхового) стажа, приобретенного российскими гражданами в период работы за границей. Необходимость осуществления правового регулирования в этой сфере стала значимой уже после распада СССР, поскольку многие граждане трудились на территории различных республик, входивших в его состав. Стаж имеет существенное значение для реализации права граждан на социальное обеспечение. Особую роль он играет в отношениях по выплате пенсий и пособий по временной нетрудоспособности. Наиболее важной для граждан является проблема признания стажа, приобретенного за рубежом, при определении права на пенсию и исчислении ее размера. Для разрешения возникающих в этой сфере спорных вопросов следует использовать российское законодательство и международные соглашения, участником которых выступает наша страна.

Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) регламентирует использование нескольких видов стажа, в числе которых: страховой стаж, стаж на соответствующих видах работ (дает право на досрочное назначение пенсии по старости), общий трудовой стаж.

Страховой стаж. Круг застрахованных лиц

Правовое регулирование отношений по исчислению и подтверждению страхового стажа для целей пенсионного обеспечения осуществляется на основании норм Закона о трудовых пенсиях. В соответствии с п. 1 ст. 10 этого Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами на территории России, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФ) РФ (страховые периоды).

Круг застрахованных лиц определен ст. 7 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсионном страховании). К их числу относятся граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства:1) работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;4) являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;5) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом о пенсионном страховании.

Кстати сказать

Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрен профессиональный стаж застрахованного лица, который рассматривается как суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Профессиональный стаж будет формироваться у тех граждан, которые станут участниками профессиональных пенсионных систем после вступления в силу соответствующего закона.

Выслуга лет на военной службе установлена Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих). Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает также трудовой стаж и стаж государственной службы.

При этом существует возможность включения в страховой стаж и периодов работы за пределами территории нашей страны. Соответствующие положения предусмотрены как международными соглашениями Российской Федерации, так и нормативными правовыми актами РФ о пенсионном обеспечении. В пункте 1 ст. 1 Закона о трудовых пенсиях предусмотрено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным законом. Однако если международным договором РФ установлены иные правила, применяются правила международного договора РФ (п. 2 ст. 2 Закона о трудовых пенсиях). Аналогичное положение было закреплено в ст. 1 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Модели учета стажа. Международные соглашения

Можно выделить разные модели, позволяющие включить в страховой стаж периоды работы за рубежом. Первая модель предполагает применение норм международного договора, вторая – использование норм российского законодательства, третья – добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Обращаясь к международным соглашениям, необходимо отметить, что сфера их применения может быть широкой и узкой. В первом случае соглашением охватываются различные виды социального обеспечения, тогда как соглашения узкой сферы действия регулируют отношения по предоставлению одного из видов социального обеспечения (например пенсионного).

Мнение эксперта

Работа за границей – пенсия в РоссииПолохов О. М., зам. начальника Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, Исполнительной дирекции ПФР

На основании положений ст. 10, п. 2 ст. 29 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж, который принимается во внимание для определения права на пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории России, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона о пенсионном страховании.

При этом уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (ЕСН; взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

Тем самым для определения права на пенсию учитываются периоды работы и (или) иной деятельности на территории РФ и бывшего СССР (независимо от того, на территории какой союзной республики протекала трудовая деятельность), а также периоды работы и (или) иной деятельности за границей, если за них производилась уплата страховых взносов в ПФР.

При этом необходимо принимать во внимание, что общий трудовой стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. (исчислении размера пенсии), учитывается по правилам, определенным в п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, которые отличаются от правил учета страхового стажа. В частности, данная норма не ставит в зависимость от уплаты страховых взносов в ПФР учет периодов работы за границей, имевших место до 1 января 2002 г.

Относительно иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, следует иметь в виду, что они учитываются при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 Закона о трудовых пенсиях (п. 2 ст. 11).

Международные соглашения, регламентирующие правила включения в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, осуществлявшейся за пределами России, могут быть как многосторонними, так и двусторонними. Кроме того, в основу таких соглашений могут быть заложены разные принципы.

Такой подход сформировался на основе Конвенции МОТ № 118 от 28.06.62 «О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (далее – Конвенция № 118; нашей страной не ратифицирована). Согласно ст. 7 Конвенции № 118 государства, на которые распространяется действие ее положений, стремятся к формированию системы сохранения прав в области социального обеспечения. Такая система предусматривает суммирование стажа страхования, трудового стажа или периода проживания и приравненных к ним периодов в целях приобретения, сохранения или восстановления прав, а также определения размера пособий. По взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы по выплате пособий по инвалидности (согласно квоте инвалидам), по старости и по случаю потери кормильца либо распределяются между соответствующими государствами (принцип пропорциональности), либо их несет то государство, на территории которого проживает получатель выплаты (принцип территориальности).

Анализируя международные договоры Российской Федерации, касающиеся вопросов пенсионного обеспечения, в первую очередь необходимо обратиться к Соглашению о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92, в соответствии с которым назначение пенсий гражданам государств – участников данного Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в т. ч. пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления Соглашения в силу.

Мнение эксперта

Полохов О. М., зам. начальника Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, Исполнительной дирекции ПФР

Принимая во внимание, что потоки трудовой миграции как в Россию, так и из России довольно велики и этот процесс имеет тенденцию к нарастанию, уполномоченными органами исполнительной власти РФ ведется активная работа по совершенствованию (развитию) международной договорной базы РФ. При этом предпочтение отдается принципу пропорционального распределения, предусматривающему, что каждая договаривающаяся сторона предоставляет застрахованным лицам страховое обеспечение за те пенсионные права (трудовой стаж), которые приобретены на их территории и в соответствии с их законодательством. Вместе с тем при определении права на пенсию во внимание также принимается трудовой стаж, приобретенный на территории государства-контрагента.

Представляется, что принцип пропорциональности является более справедливым и соотносимым с национальными законодательствами договаривающихся сторон, которые, как правило, строятся на страховых принципах – предоставление страхового обеспечения в зависимости от величины приобретенных прав (в т. ч. и законодательство РФ).

К числу двусторонних соглашений, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, можно отнести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.99 (ратифицировано Федеральным законом от 16.04.01 № 43-ФЗ; далее – Соглашение между правительствами РФ и Литвы).

Данное Соглашение регулирует пенсионное обеспечение лиц, постоянно проживающих на территории одного государства и переселяющихся на постоянное местожительство на территорию другого государства. Пенсионное обеспечение названных лиц осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств того государства, на территории которого они постоянно проживают (за исключением тех случаев, когда пенсия назначена по основаниям, не предусмотренным законодательством страны, куда пенсионер прибыл на постоянное местожительство).

На основании Соглашения между правительствами РФ и Литвы при назначении пенсий принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству обоих государств, в т. ч. и до вступления в силу Соглашения. Если законодательство одного государства предусматривает назначение пенсий на льготных условиях или за выслугу лет, то при их назначении учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный по законодательству другого государства в результате осуществления соответствующей деятельности на территории этого государства.

Отношения по пенсионному обеспечению детально урегулированы Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.06 (ратифицирован Федеральным законом от 01.12.06 № 277-ФЗ; далее – Договор между Россией и Белоруссией). Он имеет широкую сферу действия и представляет особый интерес, так как подробно регламентирует правила подсчета стажа для целей пенсионного обеспечения. В Договоре сказано, что каждое государство назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на его территории, с применением положений заключенного Договора и своего законодательства. При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одного государства на территорию другого государства для проживания выплата пенсии продолжается государством, ее назначившим (ст. 10).

При определении права на пенсию согласно законодательству России и Белоруссии и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству РФ учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если согласно законодательству одного из государств право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другого государства, первое из государств назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на его территории. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в России согласно данному Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории РФ, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству того государства, которое назначает пенсию (пп. 1 и 2 ст. 11).

Согласно п. 3 ст. 11 Договора между Россией и Белоруссией, если общая продолжительность страхового (трудового) стажа, приобретенного согласно законодательству одного из государств, составляет менее одного года и этот период не дает права на пенсию, то данный период засчитывается компетентным органом (организацией) другого государства при условии, что с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории этой страны, возникает право на пенсию.

Мнение эксперта

Полохов О. М., зам. начальника Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, Исполнительной дирекции ПФР

В настоящее время Пенсионным фондом РФ реализуются 13 международных соглашений (договоров), регулирующих вопросы пенсионного обеспечения граждан, действующих в отношениях с 17 странами: Словакия, Румыния, Венгрия, Монголия, Казахстан, Украина, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан, Эстония, Литва, Испания, Молдавия, Грузия, Белоруссия.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.06 следует дополнить. Этот Договор в части вопросов пенсионного обеспечения основан на пропорциональном принципе и содержит элементы территориального принципа в отношении периодов до 13 марта 1992 г. (до даты вступления в силу Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ от 13.03.92, действовавшего в отношениях между Россией и Белоруссией в части установления трудовых пенсий до даты вступления в силу указанного Договора). При этом реализация пенсионных прав граждан на основании Договора с Белоруссией может осуществляться по следующим вариантам:

1. Назначение и выплату трудовой пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, осуществляет договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией; за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории (п. 1 ст. 23 – новое назначение пенсии, п. 1 ст. 24 – выплата пенсии при переселении с территории одной договаривающейся стороны на территорию другой договаривающейся стороны).

2. Назначение и выплата трудовой пенсии лицу производятся согласно законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой оно является, без применения положений данного договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п. 2 ст. 23).

3. В случае если согласно законодательству договаривающейся стороны по новому месту жительства пенсионера не определяется право на пенсию, выплата пенсии продолжается договаривающейся стороной по прежнему месту жительства до приобретения права на пенсию (в т. ч. пенсию другого вида) согласно законодательству договаривающейся стороны по новому месту жительства пенсионера (п. 2 ст. 24).

4. При переезде с территории одной договаривающейся стороны на территорию другой договаривающейся стороны для проживания пенсионера, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из договаривающихся сторон (в т. ч. в период СССР), выплата пенсии продолжается договаривающейся стороной, назначившей пенсию, без применения норм настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п. 3 ст. 24).

От выбора гражданином варианта реализации пенсионных прав зависит порядок учета страхового (трудового) стажа.

При назначении российской пенсии без применения норм названного Договора (по признаку гражданства) учет периодов работы на территории Республики Беларусь в страховой (трудовой) стаж осуществляется в соответствии с национальным законодательством РФ (для определения права на пенсию – только в случае уплаты страховых взносов в ПФР).

При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в РФ – досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством обоих государств на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 4 ст. 11).

Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству государства, назначающего пенсию (абз. 1 п. 1 ст. 12).

На основании абзаца 2 п. 1 ст. 12 Договора между Россией и Белоруссией, если при назначении пенсии в России страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории РФ, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории РФ, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству РФ, делится на 300 месяцев (для мужчин) или на 240 месяцев (для женщин) и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории РФ (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается).

При этом в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (абз. 3 п. 1 ст. 12).

Приведенные положения ст. 10 и абз. 2 п. 1 ст. 12 Договора между Россией и Белоруссией не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 1 января 2002 г. путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству РФ. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства РФ (п. 2 ст. 12).

Добровольная уплата страховых взносов

Граждане РФ, работающие за пределами территории нашей страны, могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов в ПФР. Такое право предоставлено им по нормам ст. 29 Закона о пенсионном страховании.

Правилами подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 10.09.08 № 476н, закреплено следующее. Гражданин РФ, проживающий за пределами страны, одновременно с заявлением о добровольном вступлении в правоотношения по пенсионному страхованию представляет:
1) документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания);
2) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии);
3) документы или заверенные в установленном порядке их копии, подтверждающие факт работы за пределами РФ или факт приглашения на работу либо дающие право на осуществление деятельности за пределами территории РФ.

В случае добровольного вступления в правоотношения по уплате страховых взносов периоды работы за пределами РФ будут включаться в страховой стаж гражданина. Такой механизм участия в отношениях по пенсионному страхованию предусмотрен для тех застрахованных лиц, работодателями которых являются иностранные организации. Если за пределами территории РФ расположено представительство или филиал российского юридического лица, уплата страховых взносов за его работников должна осуществляться в обязательном порядке на общих основаниях с другими российскими организациями.

Из этого правила есть исключение. Оно обусловлено положениями п. 2 ст. 10 Закона о пенсионном страховании, где закреплено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса (НК) РФ. Согласно ст. 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков-работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, рассматриваемых в качестве объекта налогообложения и начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника, в т. ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

В подпункте 4 п. 1 ст. 238 НК РФ сказано: при уплате единого социального налога налогообложению не подлежат суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ.

Периоды иной общественно полезной деятельности

Кроме страховых периодов, предусмотренных ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, в страховой стаж включаются также периоды иной общественно полезной деятельности застрахованного лица, не сопровождавшиеся уплатой страховых взносов (нестраховые периоды). К ним относятся:
1) период прохождения военной и приравненной к ней службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих;
2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

Следует отметить, что два последних периода включаются в страховой стаж в связи с вступлением в силу с 1 января 2009 г. Федерального закона от 22.07.08 № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий». Перерасчет страховой части ранее установленных пенсий производится с 1 января 2009 г. по заявлению, которое должно быть подано гражданином по 31 декабря 2009 г. включительно в территориальный орган ПФР по месту его жительства. При пропуске указанного срока перерасчет страховой части трудовых пенсий производится в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 20 Закона о трудовых пенсиях.

Во исполнение положений Закона о трудовых пенсиях постановлением Правительства РФ от 26.11.08 № 885 был утвержден Перечень международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Перечень). В указанном Перечне названо 54 организации, среди которых Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Секретариат ООН и др.

Подтверждение стажа

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа в общем виде определены в ст. 13 Закона о трудовых пенсиях: при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 и 11 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Страховой стаж, приобретенный после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п. 3 ст. 13 Закона о трудовых пенсиях периоды работы на территории РФ, предусмотренные ст. 10 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Как следует из п. 3 ст. 13 Закона о трудовых пенсиях, периоды работы за пределами РФ на основании свидетельских показаний не устанавливаются.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены постановлением Правительства РФ от 24.07.02 № 555 (далее – Правила подтверждения стажа). В подпункте «б» п. 2 Правил подтверждения стажа подчеркнуто: в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами России, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. При этом периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами России, подтверждаются документом территориального органа ПФР об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ (п. 4 Правил подтверждения стажа).

Учет стажа при расчете пособий

Страховой стаж применяется не только в сфере пенсионного обеспечения, но и при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, выплате пособия по беременности и родам.

На основании Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон о пособиях по временной нетрудоспособности) страховой стаж применяется для определения размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам (ст. 16). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.07 № 91.

Согласно Закону о пособиях по временной нетрудоспособности в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 16).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о пособиях по временной нетрудоспособности застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в т. ч. члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования (ФСС) РФ в соответствии с Федеральным законом от 31.12.01 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граж;
4) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в ФСС России.

В Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определены особенности включения в стаж тех или иных периодов и охарактеризованы документы, которыми они должны подтверждаться. В пункте 6 указанных Правил подчеркнуто, что международным договором РФ могут быть установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, которые являются приоритетными.

Заключение специальных международных договоров, регламентирующих отношения по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, до настоящего времени не получило широкого распространения, хотя в Договоре между Россией и Белоруссией сказано, что для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обоих государств, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (ст. 7).

Необходимость правовой поддержки страхователей

Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что признание стажа, приобретенного в период работы гражданина за границей, имеет существенное значение для надлежащей реализации права на социальное обеспечение. Нормы, регламентирующие соответствующие отношения, содержатся как в законодательстве РФ, так и в международных соглашениях, участником которых выступает наша страна. Наиболее развито международное сотрудничество в сфере пенсионного обеспечения, где действуют как многосторонние, так и двусторонние договоры. Во многом это объясняется тем, что до распада СССР граждане нередко работали и проживали на территории разных республик, входивших в его состав. Действующие межгосударственные соглашения призваны гарантировать их пенсионные права.

Современное законодательство об обязательном пенсионном страховании содержит нормы, позволяющие российским гражданам, вступившим в трудовые отношения с иностранными работодателями на территории зарубежных государств, добровольно участвовать в системе обязательного пенсионного страхования, уплачивая взносы в ПФР. Таким образом, в настоящее время существуют условия, позволяющие обеспечить реализацию и сохранение пенсионных прав граждан, работающих (или работавших) за пределами России.

Регулирование отношений по исчислению продолжительности страхового стажа для целей назначения пособий по временной нетрудоспособности пока не является столь же развитым, как в пенсионных правоотношениях. Это объясняется тем, что законодательство о пособиях по временной нетрудоспособности является относительно новым и находится в стадии формирования. Вместе с тем следует признать актуальность развития нормативного регулирования в данной области, поскольку увеличение трудовой миграции населения будет способствовать расширению правоприменительной практики.

Представляется, что страхователь, осуществляющий назначение и выплату страхового обеспечения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также участвующий в формировании сведений, включающихся в систему индивидуального (персонифицированного) учета в обязательном пенсионном страховании, нуждается в правовой поддержке со стороны страховщиков. В силу этого следует признать целесообразность разработки Фондом социального страхования РФ и Пенсионным фондом РФ методических рекомендаций по вопросам признания стажа, приобретенного за рубежом. Такой шаг мог бы способствовать наиболее полной реализации страхователем-работодателем обязанности по осуществлению обязательного социального страхования работников, предусмотренной ст. 22 ТК РФ, а также повышению уровня правовой культуры сторон трудового договора по вопросам, касающимся социального обеспечения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль