Создание здравпункта в организации

64370
Трудовой кодекс (ст. 213) говорит о необходимости для работников определенных категорий проходить обязательные предварительные, периодические, а в ряде случаев и внеочередные медицинские осмотры. В связи с этим многие организации стремятся иметь собственный здравпункт для контроля за здоровьем сотрудников, соблюдением безопасных условий труда. В настоящее время ведется работа по упорядочению функционирования здравпунктов. В предыдущем номере мы назвали виды деятельности, занятие которыми диктует необходимость или целесообразность для организаций создавать собственные здравпункты, напомнили об отраслевом законодательстве, регулирующем их работу. Речь шла о целях и задачах здравпунктов, об особенностях бухучета и налогообложения в данном случае. Сегодня мы продолжим тему собственного здравпункта и прежде всего поговорим о получении лицензии на такой вид деятельности.

Из этой статьи вы узнаете: 

  • как получить лицензию на осуществление медицинской деятельности
  • как определяется правовой статус здравпункта
  • какие услуги не входят в функции здравпунктов
  • какие затраты в области медицинских услуг могут быть учтены в целях налогообложения прибыли

С чего начать? С лицензии!

Обратите внимание!
Медицинская деятельность подлежит лицензированию

Приступая к организации собственного здравпункта, следует помнить, что медицинская деятельность подлежит лицензированию (ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») в порядке, установленном Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.07 № 30.

Лицензию на осуществление медицинской деятельности здравпунктом выдают органы исполнительной власти субъектов РФ или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) сроком на 5 лет.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности выдается соискателю, отвечающему следующим обязательным требованиям:

  • наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным требованиям;
  • наличие у руководителя (его заместителя) юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, высшего (среднего – в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
  • наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг). При этом специалисты должны повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет;
  • соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
  • наличие в штате соискателя лицензии специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
  • ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации и т. д.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Как видим, одним из непременных условий получения лицензии является наличие помещения, специально оборудованного под медицинское обслуживание и отвечающего установленным санитарным и гигиеническим требованиям.

Кстати сказать

Лицензирование и контроль медицинской деятельности здравпунктов организаций

Организация имеет право оказывать медицинские услуги (медицинскую помощь) только при наличии лицензии, выданной соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом исполнительной власти Российской Федерации. Данное требование установлено ст. 37.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.93 № 5487-1 и закреплено в ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

Основные требования, предъявляемые к материально-техническому обеспечению, а также санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму в лечебных учреждениях, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375–03», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.03 № 124.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется Росздравнадзором или органами исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от формы собственности и территориальной принадлежности организации.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

В соответствии с Законом о лицензировании лицензирующие органы имеют право:
1) проверять деятельность лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
2) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
3) составлять акты (протоколы) на основании результатов проверок с указанием конкретных нарушений;
4) принимать решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
5) выносить предупреждение лицензиату.

В отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, могут применяться следующие виды контрольных мероприятий: проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий (как правило, при получении лицензии) и проверки соблюдения лицензионных требований и условий.

Мероприятия по контролю до 30 июня 2009 г. назначались и проводились в соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». С 1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым значительно усилена ответственность контролирующих органов и расширены права объектов контроля.

Из информационной справки Росздравнадзора

Требования к помещению

Обычно здравпункт состоит из трех-пяти кабинетов. По санитарным нормам они должны иметь определенный метраж: например, процедурный кабинет – не меньше 12 кв. м, кабинет для массажа и физиотерапии – не меньше 16 кв. м. Полный список требований к помещениям можно найти в СНиП 2.09.04–87 «Строительные нормы и правила. Административные и бытовые здания» и СНиП 2.08.02–89 «Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения» (приложение «Пособие по проектированию учреждений здравоохранения»).

При проектировании и размещении здравпункта на промышленном предприятии надо учитывать, что он должен находиться в местах, где влияние вредных производственных факторов минимально.

Отметим, что помещение под здравпункт можно взять в аренду. Лучше это сделать в учреждении, оказывающем медицинские услуги, так как в этом случае помещение не придется переоборудовать и приводить в соответствие установленным требованиям к помещениям с таким целевым назначением. Кроме того, у арендодателя можно арендовать и другое медицинское оборудование.

Договор аренды лучше заключить на длительный срок. Тем самым лицензирующая организация убедится в серьезности намерений соискателя. Ведь лицензия выдается сроком на 5 лет, поэтому как минимум на этот срок организация должна быть обеспечена всем необходимым. Тем более что к заявлению о выдаче лицензии организация должна приложить копии документов, подтверждающих, что лицензиат на момент обращения за лицензией уже имеет в своем распоряжении все необходимое: помещение, оборудование, медицинскую технику, персонал и др. Кроме того, для получения лицензии на осуществление деятельности здравпункта нужно представить карты обследования всего медицинского оборудования и приборов, в т. ч. измерительных, сделанные в учреждениях и организациях, уполномоченных делать выводы об их соответствии установленным требованиям.

Виды работ и услуг

Работодатель должен серьезно обдумать вопрос, какими видами работ (услуг) будет заниматься здравпункт. Наименования этих работ (услуг) необходимо указать в заявлении о предоставлении лицензии. После успешного прохождения лицензирования лицензирующий орган перечислит в лицензии (ее приложении) наименования тех работ (услуг), по которым здравпункту разрешена медицинская деятельность.

В частности, лицензированию подлежат работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в т. ч. первичной медико-санитарной) помощи, работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим, предрейсовым, послерейсовым, предполетным, послеполетным), профпатологии, экспертизе временной нетрудоспособности, профпригодности, экспертизе связи заболеваний с профессией, а также медицинскому массажу, психиатрии-наркологии, рентгенологии, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, физиотерапии и др.

За осуществление медицинской деятельности без лицензии в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ работодатель несет административную ответственность в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. А за занятие медицинской деятельностью с нарушением условий, предусмотренных лицензией, должностные лица подлежат штрафу на сумму от 3 тыс. до 4 тыс. руб., юридические лица – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

За осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований (нарушение санитарно-эпидемиологических правил) законодательством РФ предусмотрена и уголовная ответственность (ст. 236 УК РФ).

За занятие частной медицинской практикой лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 235 УК РФ.

Правовой статус здравпункта

Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.05 № 627, здравпункты и медпункты в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены, но могут входить в состав организаций на правах структурных подразделений. Однако, как видно из названия, эта номенклатура относится только к государственным и муниципальным учреждениям, а значит, она не подходит для коммерческих организаций. Кроме того, это перечень именно учреждений, а здравпункт как составная часть организации не может быть самостоятельным учреждением. Тот факт, что здравпункты могут входить в состав организаций и образовательных учреждений на правах структурных подразделений, подтверждает и позиция Минфина России (письма от 09.07.04 № 03-03-05/1/69, от 14.12.04 № 03-03-01-04/1/175).

По мнению Минздрава России (письмо от 15.12.02 № 02-5-08/20-АР602), функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйствующих субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности. Таким образом, организационно здравпункт может быть оформлен как структурное подразделение организации, либо руководство организации может вынести решение о регистрации самостоятельного юридического лица, которое будет заниматься оказанием медицинских услуг. Очень часто по такому пути идут крупные страховые компании, когда медицинская организация имеет статус их дочерней фирмы.

Для успешного функционирования здравпункта желательно создать локальный нормативный акт, определяющий его статус и основные направления деятельности. За образец такого документа можно взять, например, Типовое положение о здравпункте таможни, утв. приказом Федеральной таможенной службы (ФТС) России от 19.04.07 № 491. В таком локальном нормативном акте важно определить среди прочего структуру управления здравпунктом, его подчиненность, порядок взаимодействия с иными медицинскими учреждениями, график работы.

На федеральном железнодорожном транспорте функционируют линейные амбулатории. В состав амбулатории могут входить: медпункты, здравпункты и фельдшерско-акушерские пункты; врачебные кабинеты для амбулаторного приема, кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры и другие лечебные кабинеты; рентгеновский кабинет, лаборатории и другие диагностические кабинеты; регистратура. Такая линейная лаборатория может иметь статус юридического лица, а может являться структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения. Если линейная лаборатория зарегистрирована как юридическое лицо, то она может воспользоваться для организации своей деятельности примерным уставом, утв. МПС России (указание от 30.12.99 № В-2980у).

В рамках организации здравпункта необходимо разработать должностные обязанности специалистов-медиков. Нужно иметь в виду, что обязанности ряда медицинских работников установлены нормативными правовыми актами.

Так, глава 10 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ (утв. приказом Роскомрыболовства от 30.08.95 № 140) содержит круг обязанностей судового врача и фельдшера на судах рыбопромыслового флота.

Медперсонал

Прежде чем устанавливать круг обязанностей медицинских работников, необходимо определить, каково должно быть оптимальное число специалистов медицинского профиля. Медицинская специализация работников должна отвечать тем видам деятельности, которыми планирует заниматься здравпункт.

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 05.03.05 № 03-03-01-04/1/90, здравпункт должен иметь в штате хотя бы одного медицинского работника (медсестру, фельдшера, врача). При расчете штатов здравпунктов целесообразно опираться на Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек, утв. приказом Минздрава СССР от 11.10.82 № 999. Исходя из положений этого приказа, организация может иметь на своей территории в качестве структурного подразделения фельдшерский или врачебный здравпункт. В зависимости от этого в штате организации должна быть предусмотрена ставка фельдшера или врача-терапевта.

Штатная численность медицинского персонала на водном транспорте определена приказом Минздрава СССР от 06.04.83 № 386. В частности, в этом нормативном документе указаны нормативы численности медицинского персонала фельдшерских здравпунктов и медицинских пунктов на судах и плавучих производственных объектах, на судах флота рыбной промышленности.

Расходы на оплату труда штатного медперсонала здравпункта для целей налогообложения осуществляются в соответствии с положениями ст. 255 НК РФ.

Подбирая сотрудников для здравпункта, надо знать, что специальности медперсонала должны соответствовать работам (услугам) по оказанию медицинской помощи.

Так, согласно Приложению 1 к приказу Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 обязательные медицинские осмотры предусмотрены для работников определенных профессий и только у соответствующих врачей-специалистов.

Например, участие пульмонологов в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров не предусмотрено. А вот врач-рентгенолог нужен: при предварительном медицинском осмотре обязательно осуществляется рентгенограмма органов грудной клетки в прямой проекции, при периодическом медицинском осмотре – один раз в три года.

При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований. Сроки осмотров совпадают со сроками периодических медицинских осмотров (но не реже одного раза в год).

В функции здравпунктов не входит оказание стоматологических услуг работникам организации, так как стоматологические услуги не относятся к услугам по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи. Так рассуждает Минфин России (письма от 05.03.05 № 03-03-01-04 / 1 / 90; от 22.10.03 № 04-02-03/131).

В то же время приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» предусмотрено участие стоматолога в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников отдельных отраслей один раз в год при работе с фтором и его неорганическими соединениями (п. 1.7.2 Приложения 1), а также с ртутью и ее соединениями (п. 1.24 Приложения 1). В этом случае присутствие стоматолога и соответствующего оборудования в медпункте (здравпункте) экономически оправданно.

Таким образом, только затраты на проведение в здравпункте медицинских осмотров у определенных специалистов, а также необходимых лабораторных и функциональных исследований могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Помимо врачей, для оказания медицинской помощи также понадобится персонал для оформления медицинской документации (медицинский регистратор и др.).

Наиболее тщательно следует подбирать специалиста на должность заведующего пунктом. По мнению ФТС России (письмо от 25.05.07 № 01-06/19610), врач-специалист, исполняющий обязанность заведующего здравпунктом таможни, наряду с обязанностями руководителя подразделения выполняет трудовую деятельность по имеющейся у него медицинской специальности врача-специалиста. Поэтому преимущество при приеме на работу на должность заведующего здравпунктом предоставляется лицам, имеющим профессиональную переподготовку по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и сертификат специалиста по этой специальности.

При отсутствии кандидата на должность заведующего здравпунктом, имеющего указанную медицинскую специальность, следует предусматривать в трудовом договоре врача, занимающего должность заведующего здравпунктом и не имеющего профессиональной переподготовки по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», обязанность в течение первых 12 месяцев работы в должности пройти профессиональную переподготовку по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и получить сертификат специалиста по этой специальности.

В целом требования к уровню подготовки и квалификации медицинского персонала изложены в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1.

Так, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием.

Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

К работе в медпункте можно привлечь и студентов вузов медицинского профиля. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15.01.07 № 30.

Следует обратить внимание: лица, получившие медицинскую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности на территории России после экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (постановление от 07.02.95 № 119), а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Заключение трудового договора

Как уже отмечалось, для минимизации налогов надо, чтобы здравпункт являлся структурным подразделением предприятия и находился строго на его территории. Если руководствоваться этими правилами, то самый оптимальный вариант – принять медицинский персонал на работу по трудовому договору, включив штат сотрудников здравпункта в общее штатное расписание организации.

Медицинских работников, как и любых других, можно принимать на работу на условиях совместительства. При этом надо учитывать, что постановлением Минтруда России от 30.06.03 № 41 установлены особенности работы по совместительству медицинских работников. Они вправе работать по совместительству по аналогичной должности, специальности, профессии, а также в случаях, когда им установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Заключая трудовые договоры с медицинскими работниками, необходимо помнить, что труд медицинского персонала имеет и свои особенности. Так, в соответствии со ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 39 часов в неделю. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.03 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» для отдельных категорий медицинских работников установлена и более сокращенная продолжительность рабочего времени (24–36 часов в неделю). Тем не менее время работы здравпункта желательно устанавливать с учетом режима работы предприятия, учреждения, организации, при которых создан здравпункт.

Некоторые медицинские работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. При определении таких категорий работников нужно руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22.

Так, согласно п. 168 раздела XL «Здравоохранение» данного Списка врач здравпункта имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, тогда как фельдшер здравпункта в данном пункте не назван. В то же время пп. 164 и 171 этого раздела предусматривают дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу подземных здравпунктов и здравпунктов на искусственных островах нефтеразработок.

С отдельными специалистами-медиками в ряде случаев возможно заключение срочных трудовых договоров.

Заключение срочного трудового договора оправданно в том случае, когда присутствие врача соответствующей специальности требуется не для ежедневной медицинской помощи, а для медицинских осмотров (обследований), имеющих определенную периодичность (например раз в год).

Лица, работающие в здравпункте, должны быть ознакомлены под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (в частности с должностной инструкцией).

Имеет право на существование и другой вариант привлечения медицинского персонала: помещение здравпункта оборудовать всем необходимым и заключить договор на оказание медицинских услуг с районной поликлиникой или иным медицинским учреждением. На балансе предприятия будут находиться помещение и оборудование здравпункта. Расходы, понесенные предприятием в рамках договора оказания услуг, заключенного с таким медицинским учреждением, также можно учесть при налогообложении прибыли.

Оснащение здравпункта

Требования к обеспечению здравпунктов необходимым оборудованием и инвентарем определены Федеральным законом от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 22.01.07 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Кстати сказать

Что в аптечке?

В соответствии с ч. 1 ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем создаются в т. ч. и санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

В настоящее время единого утвержденного набора лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи не существует. Однако есть ведомственные нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты регионов и отдельных городов, которыми утверждены перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения, входящих в аптечки первой медицинской помощи:

  • приказом Минздравмедпрома от 20.08.96 № 325 утвержден состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила оказания само- и взаимопомощи;
  • приказом Минздрава СССР от 16.07.87 № 896 утвержден Перечень вложений, входящих в аптечку первой помощи для спасательных шлюпок и плотов морских судов;
  • распоряжением премьера Правительства Москвы от 29.12.00 № 1292-РП установлены Перечни медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений (кроме предприятий торговли и питания) и для предприятий торговли и питания г. Москвы (из расчета 100 работников);
  • постановлением губернатора Костромской области от 20.02.02 № 67 утвержден Примерный перечень медикаментов и медицинских средств, входящих в аптечку коллективную первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений Костромской области;
  • постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 17.08.01 № 555 утверждены перечени медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений (кроме предприятий торговли и питания) и для предприятий торговли и питания Республики Татарстан на каждые 100 человек работающих;
  • приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 20.04.01 № 249-Д утвержден состав аварийной аптечки при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным;
  • постановлением администрации города Костромы от 16.10.01 № 3688 утвержден Перечень медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для предприятий г. Костромы (расчет на 10 и на 100 человек) и т. д.

Сравнивая составы аптечек, указанные в таблице, и учитывая особенности своей деятельности, работодатели могут самостоятельно установить для себя набор аптечек первой медицинской помощи.

Наименование Аптечка автомобильная Аптечка для организаций торговли и питания г. Москвы (на 100 человек) Аптечка для организаций Костромской области (на 100 человек) Аптечка для организаций (кроме торговли и питания) Республики Татарстан (на 100 человек)
1 2 3 4 5
1. Обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства
Таблетки анальгина по 0,5 № 10, уп. 1 3 3 3
Портативный гипотермический (охлаждающий) пакет-контейнер "Альфа", шт. 1 3 5 3
Аспирин, уп. 1 - - -
Раствор сульфацила натрия, тюбик-капельница, шт. - 3 3 3
2. Средства для остановки кровотечения, обраюотки и перевязки ран
Дезинфицирующие салфетки для гигиенической обработки рук, шт. - 30 30 30
Спрей "Пантенол" или "Олазоль" для обработки ран и ожогов, шт. - 1 1 1
Вата нестерильная, упаковка 100 гр. - 1 1 -
Вата нестерильная, упаковка 50 гр. 1 - - 3
Бинт марлевый 7х14, шт. - 6 6 6
Бинт марлевый 5х10, шт. 1 4 6 4
Бинт нестерильный 5х10, шт. 1 - 5 -
Бинт нестерильный 5х5, шт. 1 - - -
Бинт трубчатый №6, уп. 1 3 3 3
Бинт эластичный трубчатый №1, 3, уп. по 1 - - -
Салфетки марлевые, шт. - 20 20 20
Салфетки стерильные, шт. - - 20 -
Салфетки  кровоостанавливающие "Колетекс-Гем" 6х10 см с фурагином, шт. 3 15 - 15
Салфетки антимикробные "Колетекс" 6х10 см (пластырь), шт. - 25 - 25
Салфетки  атравматические "Колетекс" 6х10 см с прополисом и фурагином, шт. - 10 - 10
Атравматическая повязка МАГ с диоксином или нитратом серебра 8х10 для перевязки грязных ран, шт. 1 - - -
Перчатки стерильные хирургические, п. - 8 8 8
Лейкопластырь в рулоне, шт. - 4 4 4
Лейкопластырь бактерицидный 2,5х7,0 или 2х5, шт. 8 - - -
Лейкопластырь 1х500 или 2х500 или 1х250 см, шт. 1 - - -
Раствор йода спиртовой 5% - 10 мл, фл. - 3 3 3
Перекись водорода 3% - 40 мл, фл. - 3 3 3
Раствор йода спиртовой 5% или бриллиантовой зелени 1%, фл. 1 - - -
3. Средства при болях в сердце
Нитроглицерин таб. № 40 или капсулы № 20, уп. 1 2 2 2
Валидол таб. № 10 или капсулы, уп. 1 3 3 3
4. Средства для сердечно-лёгочной реанимации при клинической смерти
Устройство для проведения искусственного дыхания "Рот-устройство-рот", шт. 1 1 1 1
5. Средства при обмороке и коллпасе
Раствор аммикак (нашатырный спирт) 10% - 10 мл, фл. 1 - 3 3
6. Средства для детоксикации при пищевых отравлениях
Уголь активированный, табл., уп. 1 - 3 3
7. Средства при стрессовых реакциях
Корвалол, 40 мл., шт. - - 3 3
Корвалол или настойка валерианы, шт. 1 - - -
8. Медицинские предметы
Ножницы тупоконечные, шт. 1 1 1 1
Жгут кровоостанавливающий, шт. 1 1 1 1
Стаканчик для приёма лекарств, шт. - 1 1 1
Термометр медицинский, шт. - 1 1 1

Скачать таблицу

Техническое оснащение здравпунктов должно позволять им выполнять основные задачи: оказание первичной медико-санитарной помощи; транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения; проведение лечебных и профилактических мероприятий. Функционирование здравпункта невозможно без закупки необходимого оборудования и лекарственных средств.

Федеральный закон от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (ст. 28 и 29) регламентирует процедуры продажи лекарственных средств производителями таких средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами.

Изделия медицинского назначения должны обязательно пройти регистрацию. Она осуществляется с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории РФ. Регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории РФ. Регистрация осуществляется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.06 № 735).

Сведения о номере и дате регистрации изделия медицинского назначения должны быть доступны: нанесены на упаковку, этикетку, инструкцию по применению, руководство по эксплуатации, а также содержаться на рекламной продукции, предназначенной для конечного потребителя.

Нормативные акты во многих случаях называют специальные требования к оснащению здравпункта.

Так, СанПиН 2.6.1.24–03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций» устанавливают: врачебный здравпункт атомной станции должен располагаться на первом этаже административно-бытового корпуса или в отдельном здании с обеспечением удобного подъезда транспортных средств. Расположение и размеры дверей в помещении здравпункта должны приниматься с учетом переноса больных на носилках (п. 12.17).

Номенклатура помещений фельдшерского пункта атомной станции малой мощности и их площадь определяются при проектировании в зависимости от числа работающих и согласовываются с территориальным органом здравоохранения.

Согласно п. 12.18 СанПиН 2.6.1.24–03 в составе здравпункта атомной станции дополнительно к требованиям строительных норм и правил должны предусматриваться:

  • гематологическая лаборатория в составе двух комнат площадью не менее 10 кв. м каждая;
  • лаборатория по обследованию биосубстратов в составе двух комнат площадью не менее 10 кв. м каждая, одна из них должна быть оборудована вытяжным шкафом с подводкой горячей и холодной воды, счетчиком излучения человека;
  • специально оборудованные помещения по типу саншлюза для возможной дезактивации пострадавших лиц (кожных покровов и слизистых оболочек) и дозиметрического контроля.

«Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250–03», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.03 № 32, определяют: в помещении оператора площадок, отведенных под промывочно-пропарочные предприятия, должны находиться кислородная подушка, наполненная кислородом; баллон с кислородом, укомплектованный редуктором давления; портативный кислородный аппарат АДР-2 (п. 7.5.6).

В качестве приложения 1 к Инструкции о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад (утв. МПС России 01.05.98 № ЦУВС-552) установлены «Требования к помещению и примерный табель оснащения кабинета предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад».

А как у вас?

Редакция попросила кадровиков поделиться опытом оформления на работу медсестры для проведения предрейсовых осмотров и создания медицинского пункта на предприятии. Вот что они ответили.

В нашу организацию каждое утро приходит врач из поликлиники и выписывает допуск водителям.

Марина Новикова, инспектор отдела кадров, Смоленская область

Заключали договор с поликлиникой. Был оборудован медкабинет, медсестра числилась в поликлинике.

Ольга Князева, менеджер по персоналу, Санкт-Петербург

Заключили договор между предприятием и поликлиникой. Оборудовали кабинет на предприятии. Из поликлиники приходил медработник, который осуществлял предрейсовые осмотры.

Светлана, менеджер по персоналу, Дальний Восток

Оборудовали кабинет. Медработник был совместителем. Причем обязательно наличие у работника медицинского образования и сертификата о прохождении обучения по специальной программе (предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств). А насчет лицензии я считаю, что ее должна получать организация, медицинская деятельность для которой является основной. А вообще судебная практика как поддерживает лицензирование в этом случае, так и нет.

Алексей Степанов, ведущий экономист, Ставропольский край

У нас есть небольшая медсанчасть. Регулярно проходят лицензирование, обучаются. На одну из медсестер приказом возложены обязанности по проведению предрейсовых осмотров с установлением доплаты. Она прошла специальное обучение.

Ольга Посвятенко, начальник отдела управления персоналом, Московская область

У нас есть отдельный кабинет и специально обученные люди. При получении лицензии на предрейсовый осмотр приходила СЭС и представители лицензионного комитета.

Елена Верзакова, инспектор отдела кадров

Есть медкабинет (условно 3 х 2 м). Медсестра – совместитель.

Юлия Погорелова, специалист по кадрам, Москва

У нас водители каждый день проходят медосмотр. Своей лицензии нет, поэтому мы вынуждены пользоваться услугами Минздрава. Нужна лицензия!

Ольга Кулич, секретарь, Омская область

У нас раньше был здравпункт, который, к сожалению, закрыли. Существовал он таким образом: в штате поликлиники, на территории обслуживания которой мы находились, был фельдшер, который занимал помещение на территории нашего завода (плюс обязательные требования к помещению здравпункта, чтобы отвечало санитарным нормам). Соответственно вопросы лицензирования нас не волновали – это была головная боль поликлиники. У фельдшера должно быть образование – медицинское училище (необязательно «вышка»).

Фельдшер отчитывался той поликлинике плюс проходил обязательное обучение и повышение квалификации для подтверждения категории, положенное всем медикам раз в пять лет. Не скажу точно, получала ли она какие-то деньги в поликлинике, но основную зарплату платили ей мы. Плюс выделяли дополнительные деньги на приобретение медикаментов и ремонт помещения.

Анна Григоренко, Москва

Заключили договор с ближайшим медпунктом, и они делают освидетельствование водителей перед выходом в рейс с отметкой в путевом листе.

Ирина, менеджер по персоналу, Владивосток

Помещение для проведения медосмотров должно:

  • состоять из двух комнат (комнаты ожидания и кабинета предрейсовых медосмотров), имеющих водопровод, и соответствовать утвержденным санитарным нормам и правилам;
  • располагаться на территории локомотивного депо, желательно на первом этаже здания и вблизи кабинета дежурного по депо;
  • быть оборудовано связью (телефонной, селекторной) с дежурным по депо и нарядчиком локомотивных бригад.

Кабинет, где проводятся предрейсовые медосмотры, должен быть оснащен мебелью и медицинским оборудованием согласно следующему перечню: кушетка медицинская, стол письменный, стулья, настольная лампа, вешалка для верхней одежды, шкаф для одежды фельдшера, холодильник, тонометр (2 шт.), стетофонендоскоп, термометры медицинские (3 шт.), секундомер (2 шт.), шпатели металлические, приборы для индикации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе – не менее двух типов, чемодан-укладка с набором медикаментов и изделий медицинского назначения для оказания неотложной медицинской помощи. Кроме того, кабинет должен быть оснащен информацией о реквизитах (адрес, телефон) ближайших вневедомственных лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих медицинское освидетельствование на употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ и привлекаемых для оказания экстренной медицинской помощи работникам локомотивного депо.

В соответствии с п. 4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (письмо Минздрава России от 21.08.03 № 2510 / 9468-03-32) для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований водителей транспортных средств необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: для проведения осмотров и для отбора биологических сред.

Помещение должно быть оборудовано средствами связи и оснащено минимально следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики (постоянный запас в количестве: алкометры – 2 шт., экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.);
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Учет и отчет

Здравпункт организации должен вести учетную документацию медицинского характера. Поэтому работодатель обязан обеспечить здравпункт бланками учетно-отчетной документации. Часть таких первичных форм утверждена приказом Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030. Отдельные формы медицинской документации утверждены приказами Минздрава России.

В ряде отраслей промышленности приняты отраслевые формы учетной медицинской документации и бланки. Так, собственные формы учетной медицинской документации используют кабинеты предрейсовых медицинских осмотров и бригады наркологического контроля работников локомотивных бригад (Приложение 2 к Инструкции о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад).

Как следует из изложенного, создание здравпункта в организации сопряжено со значительными сложностями. Поэтому Минздравсоцразвития России имеет в своих планах принятие целого пакета нормативных документов по вопросам охраны труда. Создание широкой сети здравпунктов организаций – один из шагов к реализации общенациональных программ, нацеленных на укрепление здоровья российских граждан.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль