Борьба с коррупцией, или Как принять на работу бывшего чиновника

8123
В процессе служебной деятельности государственные и муниципальные служащие осуществляют различные управленческие функции как внутриорганизационного, так и внешневластного характера. К последним относятся и функции по осуществлению распорядительных или контрольных полномочий в отношении организаций различных форм собственности. Естественно, ситуация, когда от действий конкретного должностного лица во многом зависит деятельность крупных коммерческих организаций, является потенциально коррупциогенной, и для предотвращения ее перехода в реальные коррупционные проявления законодатель устанавливает различные запреты и ограничения. Одним из них выступает ограничение на заключение бывшим чиновником трудового договора с коммерческой организацией и дополнительные обязанности потенциального работодателя. Речь пойдет о том, с какими проблемами может столкнуться новый работодатель бывшего чиновника и как применять нормы закона, противоречащие друг другу.

ФНА № 1‘2005едеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.04 № 79-ФЗ (далее – Закон о государственной службе) устанавливал запрет на замещение государственным гражданским служащим в течение двух лет должностей, а также выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности. В этой связи некоторые специалисты обоснованно отмечали, что категория «отдельные функции» в данном контексте является оценочной, что может привести к разным результатам при внешне схожих ситуациях. Не ясно также, кто должен определять, входили ли указанные «отдельные функции» в должностные обязанности государственного служащего. Между тем вопрос в данном случае касается конституционного принципа свободы труда и вряд ли ему соответствует подобная неопределенность правового регулирования.

В силу этих, а также некоторых других причин указанная норма оставалась «мертвой»: никакого контроля за трудовой деятельностью бывших государственных гражданских служащих не осуществлялось, проверки «применимости» данного запрета работодателями при заключении трудовых договоров с указанными лицами не проводились.

Конкретизация замещавшихся должностей в Перечне. Привлечение комиссий

Обратите внимание!В связи с принятием Закона о противодействии коррупции соответствующие изменения внесены в Закон о государственной гражданской службе

На преодоление сложившейся ситуации направлен новый Федеральный закон от 25.12.08 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции). В данном Законе (ч. 1 ст. 12) определено: граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих России и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

По сравнению с ранее действовавшим запретом можно выделить следующие изменения:

  • вместо использования вызывавшей критику формулировки о служащем, в чьи должностные обязанности входили «отдельные функции государственного управления данными организациями», предусмотрено принятие перечня таких должностей;
  • полный запрет на работу в указанных организациях был заменен на требование получить разрешение для ее осуществления.

Следует иметь в виду: хотя Закон о противодействии коррупции уже вступил в силу, применение рассматриваемой нормы на практике пока невозможно, так как отсутствует перечень должностей государственной и муниципальной службы, на которые данное требование будет распространяться. Поэтому в настоящее время работодателям при приеме на работу граждан, которые ранее проходили службу в органах государственной власти или местного самоуправления, нет необходимости беспокоиться о соблюдении установленных данным законом процедур. Однако когда этот перечень будет наконец утвержден (а это должно произойти в течение 2009 г.), прием на работу указанных в нем категорий служащих будет подчиняться особым правилам.

Представитель нанимателя и работодатель – кто они?

Для реализации указанного выше требования Законом о противодействии коррупции предусмотрена обязанность граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, согласно установленному перечню, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Применение этой нормы на практике требует уяснения использованных в ней понятий «представитель нанимателя» и «работодатель». Первое из рассматриваемых понятий было введено в российское законодательство ст. 1 Закона о государственной службе. В соответствии с данной статьей представитель нанимателя – это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ. На практике представителем нанимателя для государственных гражданских служащих обычно является руководитель государственного органа или его структурного подразделения.

Например, для служащих центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов представителем нанимателя является директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав РФ; для служащих территориальных органов службы – руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав субъекта РФ.

НА № 6‘2007В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 02.03.07 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» представителем нанимателя (работодателем) муниципального служащего может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Кто понимается под представителем нанимателя (работодателем) в новом законе?

Действительно, использование данных терминов в таком контексте в Законе о противодействии коррупции выглядит довольно странно. Кто имеется в виду? Представитель государственного органа (органа местного самоуправления), в котором государственный или муниципальный служащий работал ранее? Однако зачем ему сообщать сведения о последнем месте службы указанного служащего – он и так их прекрасно знает. Представитель организации, в которую устраивается на работу бывший государственный или муниципальный служащий? Но рассматриваемый запрет направлен на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации. Если использование по отношению к ним термина «работодатель» представляется вполне логичным, то «представителей нанимателя» в этих организациях быть никак не может.

НА № 5‘2009Более понятной рассматриваемая норма становится при обращении к корреспондирующей с ней ст. 641 ТК РФ, которая была внесена в ТК РФ Федеральным законом от 25.12.08 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”».

В соответствии с данной статьей граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Еще одна Обязанность работодателя и еще одно основание увольнения

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Аналогичная норма содержится и в ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции.

Таким образом, кадровым службам нужно иметь в виду следующее:1. Бывший государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять о предыдущем месте своей службы лишь предполагаемого нового работодателя.2. У работодателя, в свою очередь, возникает обязанность уведомления представителя нанимателя (работодателя) бывшего чиновника по его прежнему месту службы.

Важно отметить, что обязанность уведомить представителя нанимателя (работодателя) возникает у нового работодателя в десятидневный срок после заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим. В этом, на наш взгляд, скрыта определенная коллизия с ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, так как последняя ограничивает право указанных лиц замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях (если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности указанных служащих) необходимостью получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.

Цитируем документ

Граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень

которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 641 ТК РФ

Однако соблюдение установленных ч. 2 и 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и ст. 641 ТК РФ требований всеми лицами, к которым они обращены, приведет к тому, что бывший государственный или муниципальный служащий уже займет должность в коммерческой или некоммерческой организации, проработает в ней определенное время (десятидневный срок уведомления, а также срок рассмотрения вопроса комиссией по урегулированию конфликта интересов), и лишь после этого будет принято решение: разрешать ему дальнейшую работу или нет.

Несоблюдение указанной обязанности бывшим государственным или муниципальным служащим влечет за собой прекращение трудового договора с таким гражданином. В связи с этим ст. 84 ТК РФ была дополнена еще одним основанием прекращения трудового договора вследствие нарушения обязательных правил его заключения: «…заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы». Необходимо подчеркнуть, что данная статья закрепляет обязанность, а не право работодателя прекратить трудовой договор с работником.

Ответственность работодателя

Что касается работодателя, принявшего служащего на новую должность, то неисполнение им указанной выше обязанности влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Федеральным законом от 25.12.08 № 280-ФЗ Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) был дополнен ст. 19.29, которая устанавливает административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных Законом о противодействии коррупции.

Цитируем документ

Трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях:
…заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных

правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, либо заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы…

Статья 84 ТК РФ

Данное правонарушение заключается в противоправном бездействии, выразившемся в неуведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Правонарушение будет являться оконченным, если в течение 10 дней с момента заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, входящую в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, работодателем не предприняты меры по уведомлению представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы. В то же время до принятия нормативного акта, регулирующего порядок такого уведомления, сложно сказать, с какого момента эта обязанность будет считаться исполненной – отправление письменного или иного сообщения или получение этого сообщения представителем нанимателя (работодателем).

Субъектами указанного правонарушения являются должностные лица организаций-работодателей (таким лицом является руководитель организации), индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и неосторожно. В любом случае при привлечении к административной ответственности должна быть в обязательном порядке установлена вина правонарушителя, так как указанное деяние может быть совершено и невиновно (если, например, работодатель не знал и не мог знать о прежнем месте работы бывшего государственного или муниципального служащего в силу предоставления ему подложных документов).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФ, рассматриваются судьей.

Запреты и возможность их обхода

Хотя, на первый взгляд, рассмотренные законодательные новеллы позволяют (разумеется, после принятия всех необходимых подзаконных актов) решить проблему противодействия коррупции во взаимодействии государственных и муниципальных служащих с подчиненными им коммерческими и некоммерческими организациями, фактический анализ показывает, что это не вполне так. Дело в том, что ст. 12 Закона о противодействии коррупции запрещает бывшим государственным и муниципальным служащим работу в организациях, отдельные функции государственного управления которыми входили в их должностные обязанности, только на условиях трудового договора. Однако этот запрет легко обходится в случае заключения не трудового, а гражданско-правового договора с коммерческой или некоммерческой организацией (например договора возмездного оказания услуг).

Цитируем документ

Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)

Привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением

требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

КоАП РФ

Правда, ч. 3 ст. 17 Закона о государственной службе запрещает в указанных случаях не только замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего. Однако никаких механизмов уведомления представителя нанимателя (работодателя) о заключении таких договоров этим Законом не предусмотрено. Ответственность, установленная ст. 19.29 КоАП РФ, распространяется только на случаи привлечения к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных Законом о противодействии коррупции.

Таким образом, можно констатировать, что законодательство о государственной службе и антикоррупционное законодательство содержат определенный пробел. Если организация испытывает потребность в услугах бывшего государственного служащего, проходившего правоохранительную или военную службу, либо бывшего муниципального служащего, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы, то, независимо от решения комиссии по урегулированию конфликта интересов, с ними можно заключить гражданско-правовой договор. Если же требуется привлечь к работе бывшего служащего государственной гражданской службы в аналогичной ситуации, – заключение с ним гражданско-правового договора будет прямым нарушением запрета, установленного ч. 3 ст. 17 Закона о государственной службе. Однако привлечь к ответственности за нарушение данного запрета не удастся ни самого бывшего гражданского служащего, ни работодателя, принявшего его на работу. Во всяком случае, до внесения изменений в законодательство.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль