"Справочное бюро" для новичка, или Выбираем наставника

8116
 Орлова Т.
Наставничество - одна из форм обучения непосредственно на рабочем месте. Надо сказать, такой подход практикуется еще с советских времен и очень хорошо себя зарекомендовал. Под руководством опытных специалистов новички значительно быстрее приобретают профессиональные навыки и осваиваются в новом коллективе. Поэтому немаловажную роль при внедрении института наставничества играет выбор профессионалов, которые советами, личным примером передадут подопечным свой опыт. И сегодня мы подробно расскажем о важных качествах, которыми должен обладать наставник, а также о том, как вести поиск будущего наставника, и о некоторых особенностях его деятельности.

В каждом коллективе есть сотрудники, которым нравится отвечать на вопросы, им приятно, что к ним идут за советом и ценят их опыт. Быть наставником - значит быть практически безупречным примером для всех работников. Опытному сотруднику должны быть известны все тонкости и нюансы выполняемой работы. Помогая новичку освоить новую деятельность качественно и в короткие сроки, адаптироваться в организации во всех отношениях - начиная со знакомства с коллективом и заканчивая профессиональными вопросами (обучением на рабочем месте), - именно он способен наиболее объективно оценить результаты его труда. И наконец, для новичка он является главным носителем ценностей и корпоративной культуры организации.

Как выбрать наставника?

Главным вопросом при введении института наставничества остается поиск людей, способных эффективно выполнять функции наставника.

Условия выбора наставника просты.

Условие 1. Работник МОЖЕТ стать наставником, т. е. обладает для этого всеми необходимыми и достаточными личными качествами.

Условие 2. Работник ХОЧЕТ стать наставником. Только единство «могу» и «хочу» обеспечит успешность в непростом деле наставничества!

При выборе наставника предлагаем руководствоваться следующими критериями.

Критерий 1. Наставник должен быть хорошим специалистом, знатоком своего дела.

ВАЖНО!

Наставник - главный носитель ценностей и корпоративной культуры организации

Он должен хорошо владеть профессиональными знаниями, обладать соответствующими умениями и навыками, имеющими непосредственное отношение к его профессии/работе. Признаки профессионала: быстрая и точная работа, высокие производственные показатели.

Наша справка

Наставничество - это способ передачи знаний и навыков работнику, который в них нуждается.

Наставник - высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет или поддержку.

Профессиональная компетентность, пожалуй, самое важное качество в отборе будущего наставника. К сожалению, нередко люди, ответственные за выбор наставников, этим качеством и ограничиваются, считая его определяющим. Но это не так! Есть еще несколько качеств, без которых нет эффективного наставника.

Критерий 2. Наставник должен обладать достаточным опытом работы именно в вашей организации.

Опыт работы именно в вашей организации важен, во-первых, потому что дает возможность иметь системное представление о работе своего подразделения и компании в целом, а во-вторых, позволяет наставнику не только рассказать, но и показать, как грамотно выполнить работу.

Признаки профессионала: знает все рабочие проблемы, умеет применить имеющиеся знания, умения и навыки в ситуации существенного изменения условий труда, при возникновении «особых» ситуаций.

Критерий 3. Наставник должен быть организованным.

Далеко не каждый профессионал способен выделять важные моменты без лишней детализации, расставлять приоритеты, разумно распределять рабочее время и работать с большой нагрузкой.

Справочное бюро для новичка, или Выбираем наставника

Признаки профессионала: понимает, какие именно действия обеспечивают высокую продуктивность работы, из каких частей (операций) состоит работа, какова их оптимальная последовательность, знает особенности выполнения каждой операции.

Критерий 4. Наставник должен обладать развитыми коммуникативными способностями.

Он должен уметь выражать свои мысли ясно и точно. При этом не всякий, кто говорит много, говорит доступно и понятно. И наоборот - не всякий молчун плохо выражает свои мысли. Замечательно, если будущий наставник умеет говорить ярко и образно, легко находит убедительные примеры для объяснения «трудных» для понимания мест.

Критерий 5. Готовность работника быть наставником - это высокая мотивация к обучению других.

Некоторым людям это качество присуще как личностная особенность (идеальный вариант для будущего наставника), а некоторых надо стимулировать (мотивировать). Это надо учитывать, чтобы наставничество не воспринималось как повинность, неуместно вклинившаяся в основную работу.

Следуя перечисленным критериям выбора, вы получите портрет идеального наставника: опытного профессионала и организатора, горящего желанием инвестировать свое время в развитие другого человека.

При выборе наставника необходимо учитывать не только его профессиональные качества, но и человеческие. Наставник должен вызывать эмпатию и, кроме того, он должен уметь и иметь желание работать с людьми.

ВАЖНО!

Наставник должен вызывать доверие, уметь и иметь желание работать с людьми

Описанные выше критерии (за исключением высокого профессионализма - это качество обязательно) имеют разную степень значимости для разных видов деятельности.

ПРИМЕР

Знакомая нам всем деятельность кассовых работников в крупных магазинах - по сути несложная, но весьма интенсивная, с немалым перечнем «трудных» ситуаций, где цена ошибки достаточно высока. Здесь для наставника важны: доскональное знание обязанностей кассира, доброжелательность и требовательность. В качестве наставников для кассиров обычно выступают старшие кассиры или кассиры, которые успели за время своей работы зарекомендовать себя с лучшей стороны. Как правило, это высококвалифицированные специалисты, которые хотят и могут обучать других людей. В работе кассира важно умение разрешать сложные и напряженные ситуации, связанные с работой техники, реакцией покупателей, психологическими особенностями самого работника. И наставник расскажет, какие именно ситуации таят в себе опасность, из-за чего они возникают и как их грамотно разрешить, поможет поддержать деловые взаимоотношения с коллективом и руководителями разных уровней.

ВАЖНО!

Профессиональные качества наставника имеют разную степень значимости для разных видов деятельности

Чтобы постепенно ввести нового сотрудника в полноценный режим работы, наставник разрабатывает вместе с ним индивидуальный план на весь период прохождения испытания. В этот план могут быть включены конкретные задания с определенным сроком их выполнения и предполагаемым конечным итогом. Обычно кассирам дается задание за неделю освоить порядок сдачи наличности, принятый в магазине. Наставник может самостоятельно провести дополнительное обучение кассира.

все показать на практике, а после этого контролировать и оценивать выполнение рабочих операций в течение всего адаптационного периода.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ…

...наставники тоже нуждаются в обучении. И организация их подготовки относится к задачам кадровой службы. При обучении наставника необходимо учитывать основные роли, которые он должен играть по отношению к подопечному:

  • эксперт(оценивает работу новичка);
  • преподаватель (объясняет «ученику» содержание его работы);
  • тренер (вырабатывает у подопечного навык);
  • методист (планирует занятие);
  • руководитель (при самостоятельном выполнении подопечным работы в процессе обучения);
  • собеседник.

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы не только повышать уровень подготовки наставников, но и мотивировать их.

Как найти наставника?

Технология поиска наставника проста.

Шаг 1 Находим «экспертов» - людей, которые хорошо знают работников (как правило, это руководитель).

Шаг 2 Просим его заполнить таблицу критериев.

Шаг 3 Анализируем полученный результат (таблица).

Критерии отбора наставника

Справочное бюро для новичка, или Выбираем наставника

Необходимо, чтобы наставник был всегда на шаг впереди подопечного. А кто именно возьмет на себя роль наставника, зависит от специфики задач. Им может стать непосредственный руководитель нового сотрудника, коллега или сотрудник кадровой службы.

А как быть с мотивированностью, если все остальные критерии «в порядке»? Рекомендуем рассмотреть набор поощрении, принятых в вашей организации, и выбрать наиболее подходящий.

Профессиональные особенности деятельности наставника

Итак, вы готовы к поиску будущего наставника на основе объективных критериев, но важно понимать, что наставничество - вид деятельности, отличной от других способов обучения персонала и содержащей ряд особенностей.

Особенность 1. Работа наставника распространяется на всю деятельность подопечного, а не на отдельные ее части - этим он отличается от консультанта. Другими словами, вы не можете сказать работнику: «Если будут затруднения с техникой, обращайтесь к Марии Петровне, возникнут проблемы с клиентами - к Валентине Ивановне». Это означает, что наставником не может быть работник, который хорошо знает какую-то одну сторону деятельности, а в остальных случаях сам нуждается в помощи.

Особенность 2. Наставник осуществляет наставничество без отрыва от своей основной работы, помогает в решении возникающих проблем «по ходу» деятельности работника. Он не может сказать подопечному: «Ты уж как-нибудь сейчас разберись с техникой, а в обед я тебе все объясню».

Помните, что наставничество не обязательно поощряется только дополнительной оплатой. Можно использовать и другие формы поощрения, которые могут заинтересовать наставника (например, дополнительные дни к отпуску, присвоение звания «Лучший наставник») - каждая организация решает этот вопрос по-своему.

Итак, чтобы найти наставника в организации, необходима предварительная подготовка - введение института наставничества в организации. Но вы уже сделали первый, самый важный шаг - вы знаете, какими качествами должен обладать наставник и как его найти среди других работников. Удачи вам на этом пути!

Слово экспертам

Справочное бюро для новичка, или Выбираем наставника

Галина Ряковская,
бизнес-тренер, управляющий партнер компании «Голограмма»

Справочное бюро для новичка, или Выбираем наставника

Сергей Ряковский,
директор Дирекции корпоративного университета Холдинга «Сухой»

Парадокс в том, что доплачивать человеку, которому нравится заниматься наставничеством, именно за эту работу - значит обижать его. Если компания включает наставничество в свою кадровую политику, оно становится частью всей работы с персоналом. Конечно, данную деятельность необходимо учитывать и в зарплате. Наставничество как важнейшая для компании компетенция должно оцениваться в форме повышения постоянной части оплаты труда (оклада). В комплексе нематериальных мер можно выделить следующие: круглые столы по обмену опытом, конкурс на лучшего наставника, статьи о работе наставников на корпоративном портале и в корпоративном издании и многое другое.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль