Увольнение с муниципальной службы

15768
Трудовой кодекс РФ в п. 14 ст. 81 устанавливает, что основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя, помимо указанных в ст. 81, могут быть установлены только ТК РФ и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.03.07 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства РФ с особенностями, предусмотренными данным законом. К их числу можно отнести дополнительные основания прекращения трудового договора.

Обратите внимание!Муниципальным служащим не может быть иностранный гражданин (если только обратное не предусмотрено международным договором РФ), предприниматель, лицо, осужденное за совершение уголовного преступления, недееспособное лицо и т. д.

Муниципальный НА № 6‘2007 служащий может быть уволен как по основаниям, предусмотренным ст. 77–81, 83–84 ТК РФ и др., так и дополнительным, установленным ст. 19 Закона о муниципальной службе. В соответствии с ч. 1 ст. 19 данного Закона трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;2) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13 и 14 Закона о муниципальной службе.

Дополнительные основания увольнения с муниципальной службы установлены в целях защиты в первую очередь публичных интересов.

Рассматривая дополнительные основания увольнения с муниципальной службы, нельзя не отметить проблему соотношения специального служебного и трудового законодательства. Дело в том, что многие из ограничений, установленных ст. 13 и 14 Закона о муниципальной службе, являются самостоятельными основаниями прекращения трудового договора, предусмотренными ТК РФ (см. табл.).

Увольнение с муниципальной службы

На какую статью необходимо ссылаться при увольнении муниципального служащего в случае нарушения запрета, предусмотренного ст. 13 Закона о муниципальной службе?

Этот вопрос носит отнюдь не теоретический, а вполне практический характер, так как неправильность выбора основания увольнения и записи в трудовую книжку вполне может быть обжалована бывшим муниципальным служащим в судебном порядке.

В данном случае следует согласиться с мнением тех авторов, кто считает, что ссылку в трудовой книжке нужно делать на п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе, поскольку приведенная там норма является специальной по отношению к общим нормам трудового законодательства.

Проблемы могут возникнуть и при применении на практике увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе. Указанное основание – прекращение гражданства РФ, прекращение гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе, – является ограничением, предусмотренным пп. 6 и 7 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе.

Цитируем документ

Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет – предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 02.03.07 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Если возникло одно из указанных обстоятельств, то в соответствии с каким пунктом ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе – п. 2 или п. 3 – представителю нанимателя следует уволить муниципального служащего?

Правильным представляется ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе, так как этот пункт является специальной нормой по отношению к общей норме п. 3.

Таким образом, фактически Закон о муниципальной службе устанавливает только два дополнительных основания прекращения служебных правоотношений: достижение предельного возраста и несоблюдение ограничений и запретов, установленных этим Законом.

Дополнительные основания увольнения и установленные гарантии

Коллизии в применении законодательства возникают и между дополнительными основаниями увольнения, предусмотренными Законом о муниципальной службе, и гарантиями отдельным категориям работников, предусмотренными ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ предусматривает определенные гарантии при расторжении трудового договора некоторым категориям работников. Речь, в частности, идет о беременных женщинах, женщинах, имеющих детей, и лицах, воспитывающих детей без матери.

Так, в соответствии со ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (исключением являются случаи истечения срочного трудового договора в период беременности и заключения трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника).

Также не допускается расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пп. 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Толковый словарь

Коллизия закона (от лат. collisio – столкновение) – расхождение по сути (столкновение) двух или более действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу.

Разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю.

Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же

правотворческим органом, применяется более поздний акт.

При расхождении между общим и специальным актом преимущество отдается специальному.

Если расходятся по содержанию нормы, принятые разными органами, применяется норма, принятая вышестоящим органом.

Коллизия законов возможна также между правовыми актами разных государств (в частности,

она возникает применительно к иностранным гражданам, чье правовое положение может определяться как законами страны, гражданами которой они являются, так и законами места пребывания). Такая коллизия разрешается на основе коллизионных норм, определяющих, к законам какой страны следует обращаться в том или ином случае.

Рассматриваемая нами ст. 19 Закона о муниципальной службе предусматривает именно возможность расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя).

Как быть, если представитель нанимателя сталкивается с ситуацией нарушения, например беременной женщиной, запретов или ограничений, связанных с муниципальной службой? Связан ли он при принятии решения об увольнении с требованиями ст. 261 ТК РФ?

Возможность применения ст. 261 ТК РФ к служебным отношениям на муниципальной службе, с нашей точки зрения, бесспорна. Это объясняется следующим:1. Муниципальные служащие работают на основе трудового договора.2. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о муниципальной службе на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим Законом.3. Никаких особенностей регулирования труда беременных женщин и лиц с семейными обязанностями Закон о муниципальной службе не устанавливает.

Возможна, например, ситуация, когда женщина – муниципальный служащий, находясь в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребенком, начинает заниматься предпринимательской деятельностью. Собственно, подобная ситуация и возникла на практике.

К., главный специалист по правовым вопросам администрации г. Старая Русса, находясь в отпуске по беременности и родам, получила свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и начала осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг.

Старорусская межрайонная прокуратура направила представление на имя главы администрации города об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе: согласно действовавшему тогда Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» совмещение муниципальной службы и предпринимательской деятельности также было недопустимо.

К. обратилась в районный суд с жалобой и просьбой отменить представление, пояснив, что, находясь в отпуске по уходу за ребенком, она не выполняет обязанностей по муниципальной должности и не получает денежного вознаграждения, а ее должность на этот период занимает другое лицо.

Старорусский районный суд оставил жалобу без удовлетворения. К. не согласилась с подобным решением и направила в областной суд кассационную жалобу, ссылаясь на те же основания, что и в жалобе, адресованной в суд первой инстанции, и утверждая, что представление прокуратуры создает препятствия для осуществления ее законных прав и свобод.

Судебная коллегия по гражданским делам областного суда отменила решение районного суда. Однако решение по существу вопроса в данном случае принято не было. Свое определение коллегия основывала на том, что жалоба на действия государственного органа либо должностного лица может быть подана лишь гражданином, права и свободы которого нарушены указанными в жалобе действиями. Но поскольку в этом случае увольнение не состоялось, то получалось, что права и свободы К. тоже никоим образом не были нарушены.

Само же прокурорское представление носит характер информации о выявленном нарушении закона, предполагая при этом лишь какие-либо конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. Но так как меры по этому представлению приняты не были, то коллегия пришла к выводу, что в целом жалоба К. принята судом к производству ошибочно. И в нарушение п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР, предусматривающей, что суд прекращает производство по делу, если оно не подлежит рассмотрению в суде, старорусский суд рассмотрел дело по существу.

В данном случае вопрос о коллизии норм трудового и служебного законодательства по существу решен не был.

Как можно было решить вопрос, рассмотренный в примере, исходя из действующих в настоящее время законодательных актов?

По нашему мнению, ссылки К. на то, что, находясь в отпуске по уходу за ребенком, она не выполняет обязанности по муниципальной должности и не получает денежного вознаграждения, а ее должность в этот период занимает другой работник, во внимание приниматься не должны, поскольку трудовой договор с ней не был прекращен и статус муниципального служащего она сохраняла.

Увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, как уже отмечалось, допускается в двух случаях: при ликвидации организации (прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) и в связи с истечением срока трудового договора в период беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, допускается в случаях:

  • ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
  • неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей;
  • совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
  • представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.

Очевидно, что ни один из указанных случаев под рассмотренную выше ситуацию не подходит.

Таким образом, мы имеем прямой запрет ТК РФ на увольнение беременных женщин и лиц с семейными обязанностями с муниципальной службы даже в случае нарушения ими запретов и несоблюдения ограничений, установленных для муниципальных служащих.

Правда, ч. 2 ст. 3 Закона о муниципальной службе устанавливает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе. Однако, как представляется, напрямую противоречия между положениями ст. 19 Закона о муниципальной службе и ст. 261 ТК РФ нет. Статья 19 Закона о муниципальной службе не требует обязательного увольнения муниципального служащего, допустившего нарушение требований ст. 13 и 14 этого Закона, а лишь предоставляет представителю нанимателя (работодателю) принять решение об этом. Статья же 261 ТК РФ принять решение об увольнении в указанных случаях ему запрещает.

Исходя из этого рассматриваемая нами ситуация действительно должна быть разрешена в пользу муниципального служащего.

Вместе с тем нельзя не признать, что такое решение в пользу служащего не соответствует целям и задачам муниципальной службы как вида деятельности, имеющего общесоциальное значение. Мы уже отмечали выше публичную направленность устанавливаемых законодательством о муниципальной службе дополнительных оснований расторжения трудового договора. Возможно, факт осуществления находящейся в отпуске по уходу за ребенком женщины – муниципального служащего предпринимательской деятельности и не причиняет большого вреда охраняемым указанными нормами общественным отношениям (хотя, на наш взгляд, это вопрос спорный). Однако несложно представить и иные ситуации.

Так, исходя из вышеописанного, муниципальные служащие, осуществляющие свою деятельность и воспитывающие в одиночестве ребенка, вполне могут (поскольку по действующему законодательству никаких санкций применить к ним невозможно) заниматься предпринимательской деятельностью; замещать оплачиваемые выборные должности в органе профессионального союза; получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения); создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений или способствовать созданию указанных структур и т. п. Более того, получается, что и признанный недееспособным или имеющим заболевание, исключающее прохождение муниципальной службы, служащий из указанной категории не может быть с нее уволен.

Стоит отметить, что рассмотренные выше вопросы, связанные с предоставлением руководителю права решать, увольнять служащего или нет в случае нарушения им запретов и несоблюдения ограничений, вполне могут возникнуть не только на муниципальной, но и на иных видах публичной государственной службы, где использованы подобные правовые конструкции.

Кстати сказать

В связи с изложенным представляется более правильным внести изменения в Закон о муниципальной службе, применив в нем такую же схему реагирования на нарушение служащими запретов и ограничений, которая установлена для государственных гражданских служащих.

Так, согласно ст. 33 Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе) общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

  • нарушение установленных Законом о госслужбе или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Закона о госслужбе);
  • выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41);
  • несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом о госслужбе и другими федеральными законами;
  • нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 Закона о госслужбе;
  • отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ч. 7 ст. 27).

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Нарушение наиболее серьезных запретов и большинства ограничений должно повлечь безусловное увольнение с муниципальной службы (и в таком случае ст. 261 ТК РФ становится не применима). В других случаях, как мы уже отмечали, нужно установить четкие процедуры и критерии реагирования на возникающие ситуации,

с возможным увольнением лишь в случаях, когда служащий продолжает нарушать запреты либо когда соблюсти установленное законом ограничение не представляется возможным.

Одной из таких мер, принятых законодателями в последнее время, по установлению процедуры реагирования на возникающие ситуации с муниципальными служащими можно считать изменения Закона о муниципальной службе, внесенные Федеральным законом от 22.12.08 № 267-ФЗ.

Данным Законом введена обязанность представителя нанимателя (работодателя), если ему стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы (ч. 3 ст. 141 Закона о муниципальной службе).

Для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов (ч. 4 ст. 141 Закона о муниципальной службе).

Кроме того, Федеральным законом от 25.12.08 № 280-ФЗ в ст. 14 Закона о муниципальной службе введена ч. 21, которой установлено: в случае, если владение муниципальным служащим, замещающим должность главы местной администрации по контракту, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль