Государственная миграционная политика: новые проблемы - новая Концепция?

6598
Вопросы привлечения к работе иностранных граждан традиционно являются одними из самых сложных. Работодателю, использующему труд иностранцев, необходимо хорошо ориентироваться не только в трудовом, но и в миграционном законодательстве. К сожалению, действующие миграционные правила не в полной мере соответствуют текущим потребностям экономического, социального и демографического развития страны, не отвечают интересам работодателей и общества в целом. Для решения миграционных проблем был разработан Проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В нашей статье мы рассмотрим основные проблемы в сфере трудовой миграции, а также расскажем об основных направлениях государственной миграционной политики.

Значимость миграционных процессов для социально-экономического развития нашей страны определяется тем, что приток иностранных граждан обеспечивает потребности в рабочей силе. В настоящее время особое внимание уделяется привлечению в Россию квалифицированных и высококвалифицированных иностранных специалистов. Использование иностранных специалистов такого уровня сглаживает структурный дефицит на рынке труда и способствует развитию экономики страны. Их привлечение в РФ необходимо для стабильного поступательного развития российской экономики.

Кто считается квалифицированным иностранным специалистом? Чем квалифицированный специалист отличается от высококвалифицированного?

В нормативных правовых актах встречаются понятия «квалифицированный иностранный специалист» и «высококвалифицированный иностранный специалист». Это две разные категории иностранных граждан, правовое положение каждой из которых имеет свои особенности.

Квалифицированным иностранным специалистом считается иностранный гражданин, имеющий востребованную в России профессию (специальность) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.

НА № 5‘2012Так, Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1653н.

Что касается иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, то особенности их правового положения закреплены в ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в пределах, предусмотренных п. 1 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.

В современных условиях миграция работников высокой квалификации - важный источник накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция работодателей за таких работников приобрела международный масштаб.

Кстати сказать

Привлечение в РФ иностранных граждан имеет большое значение не только для развития экономики, но и для улучшения демографической ситуации в стране. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 15 лет процессы депопуляции и старения населения России в отсутствие значительного миграционного прироста усилятся. В таких условиях привлечение мигрантов на постоянное место жительства в РФ становится важным источником восполнения потерь численности населения страны.

В такой ситуации одними из основных целей государственной миграционной политики РФ являются:

  • стабилизация и увеличение численности постоянного населения страны;
  • обеспечение потребности экономики в квалифицированной рабочей силе.

Таким образом, одной из стратегических задач РФ стало создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, а также привлечение иностранных предпринимателей и инвесторов.

Обратите внимание! Проект Концепции размещен для ознакомления на официальном сайте ФМС России h ttp://www.fms.go v.ru

Для достижения указанных целей и решения миграционных проблем был разработан Проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Проект Концепции). В настоящее время Концепция еще не принята, в нее могут быть внесены изменения и дополнения. Но основные направления в этой области можно выделить уже сейчас.

Остановимся на основных проблемах в сфере трудовой миграции и способах их решения.

ПРОБЛЕМА № 1. РОССИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

Сразу скажем, что миграционная привлекательность России по сравнению с другими странами невысока и распространяется по большей части на граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ).

Согласно официальным данным Росстата, например, в 2011 г. в нашу страну прибыло почти 250 тысяч человек из стран СНГ и Балтии и только около 35 тысяч человек из других стран.

Такая ситуация объясняется тем, что между государствами - участниками СНГ заключено Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников (заключено в г. Бишкеке 09.10.1992) (далее - Соглашение).

Иностранным гражданам из стран СНГ проще въехать на территорию РФ, поскольку им не нужно получать визу. При этом они также имеют возможность поиска работы, уже находясь на территории РФ.

По общему правилу согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом.

Многие иностранные граждане из СНГ пользуются этим положением и фактически постоянно проживают в РФ, раз в три месяца выезжая в страну своего гражданства на крайне непродолжительное время, чтобы формально соблюсти требования закона. Примечательно, что в приграничных регионах РФ период временного выбытия иностранного гражданина из РФ иногда не превышает даже одних суток.

Получается, что у иностранного гражданина, прибывающего в Россию в порядке, не требующем получения визы, есть возможность сколь угодно долго находиться на ее территории при условии выбытия из РФ каждые 90 суток и наличия денежных средств для проживания в РФ и таких передвижений.

Также значительно упрощена процедура трудоустройства иностранных граждан, прибывших из стран СНГ.

Что необходимо сделать работодателю для трудоустройства иностранного гражданина?

Работодателю для заключения трудового договора с иностранным гражданином необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). Между тем привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на их привлечение и использование работодатель вправе в случае, если иностранные граждане:

  • прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ);
  • являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в РФ в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ;
  • являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в РФ в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.

Поскольку процедура получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников весьма трудоемка, многие работодатели предпочитают избегать сложной процедуры трудоустройства иностранных граждан, которым для въезда в РФ требуется получение визы, и вместо этого трудоустраивают граждан государств - участников СНГ, пусть даже и с более низкой квалификацией.

Решение проблемы. Представляется правильным вести дальнейшую работу по заключению международных договоров о взаимных безвизовых поездках граждан между РФ и развитыми странами, включая Европу и США. В Проекте Концепции указывается на необходимость создания льготных условий трудоустройства в РФ для квалифицированных работников, въезжающих в РФ в порядке, требующем получения визы.

Кстати сказать

Процедура получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников весьма длительная и трудоемкая для работодателя.

В настоящее время порядок выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников регламентируется совместным приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 (далее - Приказ), которым утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Работодателю для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников нужно представить в орган ФМС России целый ряд документов.

Так, согласно п. 43 Приказа для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица должны представить в орган ФМС России следующие документы:

1. Заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформленное в соответствии с Приложением № 1 к Административному регламенту;

2. Копии следующих документов:

2.1. Для российских юридических лиц:

а) свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

б) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

2.2. Для иностранных юридических лиц:

а) свидетельства о регистрации юридического лица;

б) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в РФ;

в) свидетельства об открытии филиала и свидетельства о его аккредитации;

г) разрешения на открытие представительства и свидетельства о его аккредитации;

2.3. Для индивидуального предпринимателя:

а) свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

б) документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;

в) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.

3. Проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.

4. Документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Срок принятия решения органом ФМС России о выдаче работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников составляет 30 календарных дней. В течение этого времени орган ФМС России подает запрос в орган службы занятости субъекта РФ, который дает заключение о целесообразности или нецелесообразности привлечения иностранных работников. В случае если орган службы занятости субъекта РФ придет к выводу о нецелесообразности привлечения иностранных работников, орган ФМС России отказывает работодателю в выдаче такого разрешения.

Форма бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников утверждена приказом ФМС России от 25.12.2006 № 369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников».

ПРОБЛЕМА № 2. НЕДОСТАТОЧНО РАЗРАБОТАНЫ МЕХАНИЗМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ОТБОРА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Надо признать, что в Российской Федерации механизмы привлечения (отбора) иностранных граждан с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, обладающих высоким потенциалом для адаптации и интеграции в российское общество, находятся в начальной стадии формирования. Система привлечения временных трудовых мигрантов неэффективна.

Трудовые договоры с иностранными работниками вне зависимости от вида их деятельности, как правило, ограничены сроком в один год. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов.

Кроме того, действующая система квотирования не отражает реальной потребности российской экономики в иностранной рабочей силе.

В каких случаях предусмотрено установление квот для иностран- И ных граждан?

Установление квот для иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом № 115-ФЗ в следующих случаях.

Случай 1. Выдача разрешений иностранным гражданам на временное проживание. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (ст. 6 и 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Квота на 2012 год закреплена в распоряжении Правительства РФ от 18.11.2011 № 2076-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2012 год».

Случай 2. Выдача разрешений на работу иностранным гражданам. Территориальный орган ФМС России рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством РФ (п. 6 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Случай 3. Выдача иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности.

Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (п. 1 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ).

Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности распределяется по субъектам РФ приказом Минздравсоцразвития России ежегодно.

На 2012 г. приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2011 № 1435н утверждено «Распределение по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности».

Как видим, из-за квот, ограничивающих количество выдаваемых разрешений на временное проживание в РФ, разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу, процесс получения необходимых документов работодателями и иностранными гражданами сильно затруднен.

Решение проблемы. Уполномоченные органы исполнительной власти РФ пришли к выводу о необходимости разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы. Это необходимо для облегчения процедуры трудоустройства и разрешения на проживание для тех иностранных граждан, в привлечении которых заинтересована Российская Федерация.

Планируется, что разработка таких дифференцированных механизмов привлечения и отбора иностранных работников будет включать в себя: 1. Создание балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство.

Идея создания такой системы заимствована из зарубежного опыта. Так, в настоящее время балльная система выдачи иностранным гражданам разрешительных документов на трудовую деятельность и проживание используется во многих развитых странах.

В Великобритании в 2008 г. были приняты Иммиграционные правила, в соответствии с которыми все иностранные граждане, не являющиеся гражданами государств - членов Евросоюза, подразделяются на пять категорий:

  • высококвалифицированные мигранты, обладающие исключительными знаниями;
  • квалифицированные работники;
  • низкоквалифицированные работники, используемые для выполнения временной работы;
  • студенты;
  • молодежь.

Иностранный гражданин, который изъявил желание работать в Великобритании, в соответствии с одной из пяти категорий должен получить определенное количество баллов для того, чтобы ему был разрешен въезд в Великобританию и было выдано разрешение на работу. Баллы для каждой из категорий иностранных граждан исчисляются исходя из образования, профессии (специальности), опыта работы и других деловых качеств иностранного гражданина - потенциального работника в Великобритании.

Например, если иностранный гражданин хочет въехать в Великобританию в качестве высококвалифицированного специалиста, то, если у него есть степень бакалавра, он получает 30 баллов, если степень магистра - 35 баллов, а если степень доктора наук - 50 баллов.

Кстати сказать

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранным инвестором является:

  • иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, где оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
  • иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
  • иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; • лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, - это иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Регистрация иностранных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица проходит в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Если в РФ будет создана система, оценивающая в баллах деловые качества иностранных граждан, это позволит упростить и сделать более эффективным механизм выдачи разрешений на постоянное проживание для востребованных и адаптированных в РФ иностранных граждан.

2. Упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан, участвующих в инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Выступать в роли инвесторов и индивидуальных предпринимателей в РФ может весьма широкий круг лиц. Разработка специальных мер, упрощающих въезд и условия пребывания в РФ для данных категорий иностранных граждан, может привести к повышению инвестиционной привлекательности РФ и способствовать дальнейшему экономическому развитию.

Однако в настоящее время в Федеральном законе № 115-ФЗ не закреплено каких-либо особенностей правового положения или льгот для иностранных граждан, осуществляющих инвестиции в экономику РФ или создающих рабочие места, участвуя в предпринимательской деятельности.

3. Увеличение срока действия разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности.

В соответствии с подп. 2 п. 1.1 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на работу выдается иностранному гражданину на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Согласно п. 12 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. Иными словами, для всех иностранных граждан, за исключением узкой категории высококвалифицированных специалистов, срок действия разрешительных документов не может превышать одного года.

В Проекте Концепции предусматривается увеличение срока действия документов, дающих право на осуществление трудовой деятельности в РФ для иностранных граждан, владеющих требуемыми для РФ профессиями (специальностями).

4. Упрощение въезда и снятие ограничений для осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые договоры.

Если срок действия разрешительных документов будет увеличен, тогда не только иностранные граждане - владельцы таких документов, но и члены их семей получат возможность трудоустройства в РФ в упрощенном порядке.

В нашей организации работает один иностранный сотрудник. Подскажите, может ли член семьи этого иностранного специалиста устроиться к нам на работу в упрощенном порядке? Или к нему следует применять общий порядок?

В настоящее время возможность трудоустроиться в РФ в упрощенном порядке есть только у членов семей работников - высококвалифицированных специалистов. Так, в соответствии с п. 4.5 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без соответствующего разрешения, если иностранные граждане являются членами семьи высококвалифицированного специалиста. Если ваш сотрудник - высококвалифицированный специалист, члены его семьи имеют возможность устроиться на работу в вашу организацию в упрощенном порядке.

Предполагается, что члены семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые договоры, также смогут трудоустраиваться без получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников и, возможно, без учета квот. Однако следует отметить, что в настоящее время пока еще не определено, на какой максимальный срок будут выдаваться разрешительные документы для работников и, соответственно, на какой срок должен быть заключен трудовой договор с иностранным гражданином, чтобы он был признан долгосрочным.

ПРОБЛЕМА № 3. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НЕЗАКОННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

К сожалению, ежегодно довольно большое число иностранных граждан трудятся в России без официального разрешения на работу, когда такое разрешение требуется. Кроме того, незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, - одна из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения РФ.

Словарь кадровика Реадмиссия - передача компетентными органами государства иностранного гражданина, который незаконно въехал или находится в государстве, в страну его гражданства либо постоянного проживания

Решение проблемы. В области противодействия незаконной миграции Проектом Концепции предусматривается принятие следующих мер.

1. Совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции.

2. Создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии. В настоящее время договоры о реадмисии заключены между Российской Федерацией и Литвой, Арменией, Евросоюзом, Украиной, Узбекистаном, Норвегией, Данией, Исландией, Швейцарией, Вьетнамом и Турцией.

3. Противодействие организации каналов незаконной миграции.

4. Совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции.

5. Усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства РФ. 

6. Усиление мер ответственности за нарушение миграционного законодательства РФ.

7. Совершенствование способов получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах.

ПРОБЛЕМА № 4. ОТСУТСТВИЕ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА В РФ

Действующее миграционное законодательство не в полной мере соответствует как текущим, так и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Пока оно ориентировано на приток временных иностранных работников.

За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утв. Указом Президента России от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», программы постоянной миграции отсутствуют.

Законодательство не предусматривает разработку и внедрение иммиграционных программ, ориентированных на разные категории иностранцев (родственников, экономических мигрантов, в том числе работников высокой квалификации, инвесторов, предпринимателей, самозанятых, отдельных категорий беженцев).

Сложность в получении как разрешения на временное проживание, так и вида на жительство достаточно серьезно затрудняет процесс получения гражданства для большого количества мигрантов.

Решение проблемы. Необходимо расширение возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан.

Для достижения указанной цели Проектом Концепции предусматривается решение следующих задач:

1. Совершенствование института предоставления гражданства РФ.

2. Содействие добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов.

3. Содействие миграции на постоянное место жительство квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда.

4. Создание условий для миграции в РФ предпринимателей и инвесторов.

5. Упрощение правил переселения иностранных граждан в РФ в целях воссоединения семей и создание условий для семейной иммиграции.

6. Стимулирование миграции в РФ молодежи, имеющей востребованные на рынке труда профессии и специальности.

7. Реформирование институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство.

ПРОБЛЕМА № 5. СЛАБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В России слабо используется миграционный потенциал системы образования. Образовательная миграция - источник квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в РФ для иностранных студентов.

В настоящее время согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу вести трудовую деятельность в РФ могут только иностранные граждане:

  • обучающиеся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул;
  • обучающиеся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающие в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются.

В то же время никаких специальных программ или стажировок, а также льготных условий трудоустройства для иностранных студентов Федеральным законом № 115-ФЗ не предусмотрено.

Решение проблемы. В целях содействия образовательной миграции и поддержки академической мобильности предлагается:

1. Предоставлять иностранным студентам, обучающимся в РФ, право заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам.

2. Разрешить иностранным студентам, завершившим обучение в российских учреждениях высшего и среднего профессионального образования, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности в РФ.

3. Создать центры довузовской подготовки, изучения русского языка в учреждениях начального профессионального образования в странах, из которых осуществляется массовый отток мигрантов.

4. Разработать механизмы (организационные, информационные и финансовые) содействия научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

5. Упростить административные процедуры, связанные с въездом и пребыванием на территории РФ иностранных граждан с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, в том числе для участия в конференциях и семинарах.

6. Ввести упрощенный порядок получения иностранными гражданами, въехавшими на территорию РФ с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных и научных организациях, и членами их семей статуса постоянно проживающих в РФ.

7. Разработать системы грантов для граждан РФ, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью содействия их возвращению.

8. Содействовать соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории РФ.

9. Разработать минимально необходимый пакет услуг по медицинскому страхованию для иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях РФ.

10. Увеличить контингент студентов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств - участников СНГ.

11. Экспортировать российские образовательные услуги в страны - источники массовой миграции в РФ.

12. Содействовать мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях.

13. Оказывать организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

ПРОБЛЕМА № 6. СЛАБОЕ ЗНАНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РФ

Важными элементами миграционной политики являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности.

Прямой результат отсутствия государственных программ адаптации и интеграции - изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к ним. В то же время мигранты новых поколений, прибывающие в РФ из государств - участников СНГ, обладают более низкими уровнем образования, знания русского языка, профессионально- квалификационной подготовки, чем их предшественники.

Решение проблемы. В такой ситуации необходимым становится содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.

К организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Реализация Концепции планируется в три этапа: первый этап - в 20122015 гг.; второй этап - в 2016-2020 гг.; третий этап - в 2021-2025 гг. На первом этапе планируются: 1. Разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики.

В Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон № 115-ФЗ, Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» планируется внесение изменений в части обязательного экзамена для иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ.

2. Создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики.

Разработка приказа ФМС России об утверждении структуры ежегодного доклада о миграционной ситуации в Российской Федерации и перечня показателей, необходимых для анализа хода реализации Проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

3. Разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики.

4. Создание центров содействия иммиграции в РФ и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом.

5. Создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства.

6. Создание инфраструктуры для интеграции и адаптации, включая центры информационной и правовой поддержки трудовых мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры РФ.

7. Проведение выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.

Заключение двусторонних и многосторонних соглашений по вопросам трудовой миграции, в том числе предусматривающих отдельные преференции для квалифицированных иностранных специалистов, желающих длительное время осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, и членов их семей, а также взаимного признания медицинских документов, представляемых иностранными работниками, желающими осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации.

Подписаться на журнал "Справочник кадровика" можно по этой ссылке.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль