Повышаем работоспособность сотрудников

3240
Рабочая ситуация Работаю менеджером по персоналу в производственно торговой компании. Часто замечаю «потухшие глаза» усталых сотрудников. Руководители подразделений часто обращаются ко мне по поводу решения этой проблемыi. От чего зависит работоспособность персонала, и как ее поднять?

Решение

Помимо всем известной монотонности к факторам влияния на работоспособность можно отнести неблагоприятные условия труда, отсутствие понимания значимости результатов работы, неприязненные отношения в коллективе, заставляющие человека постоянно находиться «на взводе», часто меняющиеся задачи, сжатые сроки выполнения работы, авралы и т. д.

Если изменить личностные психологические характеристики отдельного сотрудника работодателю вряд ли под силу, то на все остальные причины снижения работоспособности он вполне может повлиять.

Важно

Работоспособность не является величиной постоянной, она изменяется. Основная причина изменения работоспособности - сама работа, при более или менее длительном выполнении которой способность снижается. Это снижение принято называть утомлением, ему соответствует такое состояние человека, как усталость. Всем нам хорошо знакомы и это состояние, и его обычные проявления: ухудшаются внимание и оперативная память, появляются заторможенность и рассеянность, снижаются быстрота, точность восприятия и острота зрения, уменьшается зрительное поле, страдает глазомер, расстраивается координация движений, увеличивается время реакции.

Если отдых не обеспечивает полного восстановления сил, утомление накапливается, и возникает переутомление. При этом страдают внимание и память, появляются вялость, сонливость и желание прекратить работу. В основе работоспособности каждого человека лежит физическое и психическое здоровье, но есть и еще ряд факторов, которые оказывают на нее влияние.

Словарь

Работоспособность - способность человека выполнять какую-либо работу в соответствии с заданными требованиями.

Монотонность труда - выполнение в течение длительного периода одних и тех же действий, которое может стать причиной снижения работоспособности.

«Зоны риска»

Субъективные риски

Синдром снижения работоспособности известен всем,потому что людям вообще свойственно уставать. Попробуем, однако, определить, какие категории персонала наиболее ему подвержены.

В первую очередь это рабочие- производственники. Любая организация производственного процесса всегда подразумевает однотипность операций и, соответственно, монотонность рабочего процесса.

Офисные работники (особенно менеджеры и руководители) тоже достаточно часто испытывают снижение работоспособности. Подобное состояние у них принято называть «профессиональным выгоранием».

Помимо монотонности (которая также имеет место в буднях офисных работников) причины этого могут быть совершенно разными: от неправильно распределенных зон ответственности и должностных обязанностей до слишком долгого времени в пути на работу и обратно...

Временные риски

Существуют так называемые ритмы работоспособности. Различают сезонные, суточные и недельные колебания.

Как правило, к 10.00 работоспособность достигает суточного максимума и сохраняется до полудня. После 13.00 ее уровень быстро снижается и обычно падает ниже показателей утреннего старта. В это время рекомендуется обедать и отдыхать. После 14.00 работоспособность снова начинает расти, хотя и не так быстро, как в начале дня. К 17.00 - 18.00 она достигает вечернего максимума, а потом плавно снижается, достигая к 22.00 точки утреннего отсчета. Даже работоспособность сердца человека в 13.00 и 21.00 значительно снижается.

Что касается недельных ритмов, то их ощущают на себе все работающие. С понедельника (если в выходные удалось хорошо отдохнуть) работоспособность нарастает, в среду наблюдается ее легкий спад (недаром «офисный фольклор» именует среду «маленькой пятницей»), в последний день недели случается конечный порыв в работе и явный спад работоспособности в последние часы.Всем знакомо испытываемое в пятницу, субботу и предпраздничные дни ощущение легкой усталости, однако в предвкушении отдыха хочется все сделать быстрее.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные особенности и привычки (всем известно разделение людей на «жаворонков» и «сов»), но обычно ритмы работоспособности именно таковы, и это следует иметь в виду при распределении заданий, назначении совещаний и планировании прочих рабочих мероприятий.

Действия руководителей службы персонала

Универсальных рецептов и исчерпывающих перечней действий не существует, но знание некоторых основных моментов позволяет повысить эффективность и, соответственно,работоспособность сотрудников компании.

1. Четкое соблюдение нормальных условий труда. Ничто так не снижает работоспособность человека, как плохие условия труда. Обустройство рабочего места, достаточное пространство, температура, освещение, уровень шума и прочие факторы, которые обеспечивают работнику комфортное нахождение на рабочем месте, очень важны. Нельзя забывать и о безопасности рабочих процессов, об охране труда и прочих законодательно закрепленных требованиях, предъявляемых к условиям работы, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Для определения степени удовлетворенности персонала условиями труда можно провести анкетирование. При этом опросник не должен быть большим и требовать длительного времени для заполнения. Достаточно пяти-десяти коротких вопросов, нацеленных на выявление «болевых точек» в обеспечении нормальных условий труда.

ПРИМЕР

Специалисты уверены, что даже цвет стен в офисе способен влиять на работоспособность сотрудников. Так, любимый большинством желтый цвет в больших количествах способен спровоцировать материальную сторону работы сотрудники будут постоянно задавать вопросы о повышении зарплаты, а вот умеренные зоны желтого цвета, наоборот, способствуют успеху переговоров и стимулируют умственную деятельность.

2. Управление организационным климатом в подразделении. Для производительного труда любому сотруднику просто необходимо находиться в комфортной психологической обстановке. Прежде всего это касается отношений в коллективе. Без признания и взаимовыручки очень сложно поддерживать в подотчетном отделе эффективную рабочую обстановку. Специалисту по работе с персоналом (а в дальнейшем и линейным руководителям) необходимо постоянно отслеживать конфликтные ситуации, насколько комичными ни были бы их причины.

Хорошим методом выявления реальной ситуации в коллективе при этом также является анкетирование, направленное на получение информации о проблемах в этой области.

ПРИМЕР

Двое работают за соседними столами, один привык слушать радио в рабочее время (музыка помогает ему сосредоточиться на делах), другого это выводит из себя (ему мешает постоянный посторонний шум, он прислушивается, отвлекается от дел, в нем крепнет раздражение). Работоспособность обоих не будет высокой. Задача руководителя - вовремя заметить и решить эту проблему, пересадив сотрудников или разрешив меломану пользоваться наушниками. Казалось бы, мелочь, но из подобных мелочей складывается наша жизнь, в том числе рабочая.

3. Знание личных обстоятельств жизни сотрудников.Если у сотрудника дома болеет родственник или маленький ребенок, не стоит требовать от него полной отдачи сил на работе, задерживать после рабочего дня, назначать единственным ответственным за важный проект. Лучше подстраховать такого работника и позволить ему до решения личных проблем несколько ослабить рабочий накал.

4. Организация перерывов в работе. Для любого сотрудника важна возможность хотя бы на время отвлечься от работы. Никто не может трудиться непрерывно много часов подряд без ущерба для качества работы. Предоставление сотрудникам полноценного обеденного перерыва, микро-перерывов в течение остального рабочего времени, возможности самостоятельно планировать свое рабочее время в отсутствие мелочного контроля также относятся к полномочиям руководителя, управляющего отделом.

5. Контроль правильного использования времени отдыха сотрудников. Каждому сотруднику компании должны предоставляться ежегодные отпуска и выходные дни в соответствии с графиком работы. Непредоставление отпуска и работа без выходных не только противозаконны но и самым негативным образом отражаются на производительности труда и работоспособности персонала.

6. Организация грамотного распределения обязанностей, отсутствие постоянных авралов, недопустимость «ежедневной смены курса» не менее важны для успешного труда практически любого подразделения.

Подводя итоги

Поддержание работоспособности сотрудников - одна из главных задач любого руководителя. Для этого имеется множество инструментов: мотивационные схемы, обеспечение сотрудникам обратной связи с руководителями, формирование доверительных и открытых отношений, поддержание традиций и ритуалов компании, информирование персонала о значимых событиях, награждение лучших и взаимовыручка и т. д.

Главное - помнить, что именно сотрудники превращают планы руководства в реальные результаты, качество и количество которых зависят от работоспособности персонала.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Повышаем работоспособность сотрудников



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль