Программа повышения лояльности водителей такси

4428
Компания «Командир. такси» определила цель - к апрелю 2014 г. увеличить парк автомобилей до 300 единиц и достичь показателя рентабельности бизнеса не менее 15% за три года. В связи с этим перед управлением по работе с персоналом поставлена задача - удовлетворить потребность компании в квалифицированных и лояльных кадрах.

Исследование причин текучести кадров

Организация находится в стадии интенсивного развития. За пять лет число машин в парке увеличилось с 10 до 120 и продолжает расти. Для работы на одном автомобиле требуется трое водителей, в связи с чем выполнение плана по их найму - достаточно напряженный процесс (табл. 1).

Программа повышения лояльности водителей такси

Справка о компании

Компания «Командир. такси» основана в апреле 2007 г. Оказывает транспортные услуги на рынке такси современного сервисного уровня. Численность персонала - 320 человек.

Значительные затраты на наем объясняются многоступенчатой системой подбора и фильтрации претендентов на разных этапах, что определяется высоким уровнем сервиса компании и, как следствие, высокими требованиями, предъявляемыми к сотрудникам. Кроме того, компания недополучает значительную прибыль по причине простоя машин из-за недостаточного количества водителей. В результате бизнес-стратегия компании определяется как персоналоза-висимая.

В сложившейся ситуации при амбициозных планах руководства компании по расширению автопарка наиболее важной HR-задачей стало формирование и укрепление лояльности и приверженности персонала и, соответственно, снижение текучести кадров.

Сотрудниками управления по работе с персоналом разработан и внедрен проект-исследование «Анализ причин текучести кадров, снижение затрат на наем и повышение лояльности персонала».

Разработчики исследования наметили следующие цели:

  • расчет затрат, связанных с текучестью кадров;
  • выявление факторов, мотивирующих и демотивирующих водителей;
  • измерение коэффициента удовлетворенности водителей;
  • разработка программы лояльности, направленной на снижение кадровой текучести;
  • снижение затрат на наем персонала, связанных с закрытием вакансий вследствие кадровой текучести;
  • формирование имиджа положительного работодателя на рынке.

От реализации проекта ожидается получение следующего результата: снижение уровня текучести с 10 до 5%; повышение уровня удовлетворенности сотрудников; утверждение программы лояльности топ-менеджментом компании.

Также были намечены основные этапы проекта.

1. Расчет цены текучести кадров.

2. Проведение и анализ опроса для выявления факторов, мотивирующих и демотивирующих водителей.

3. Проведение и анализ опроса для определения коэффициента удовлетворенности водителей.

4. Разработка программы лояльности на основе проведенного исследования.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов проекта.

Расчет затрат, cвязанных c текучестью кадров

На основании имеющихся в службе персонала данных известно, что текучесть кадров в компании составляет примерно 10% (табл. 2). Этот показатель значительно ниже среднего по отрасли, однако все равно является нежелательным для развития компании.

Программа повышения лояльности водителей такси

Высокая текучесть кадров особенно нежелательна при существенных затратах на наем персонала.

По имеющейся в компании статистике, прямые затраты на наем 20 водителей в месяц в среднем составляют более 256 тыс. руб. (табл. 3). Также следует учитывать финансовые потери компании от простоя автомобилей из-за недостаточного количества водителей. Ежемесячный простой одной машины обходится примерно в 600 тыс. руб. недополученной выручки.

Программа повышения лояльности водителей такси

При средней рентабельности услуг 35% по прямым издержкам недополученная прибыль от оказанной услуги составляет 155 667 руб., то есть примерно 52 тыс. руб. на одного недостающего водителя. Если умножить эту цифру на 30 человек, которых недостает компании, получится потеря в 1 млн 500 тыс. руб. прибыли в месяц.

Анализ мотивирующих и демотивирующих факторов

Следующим этапом после определения цены текучести кадров стало проведение исследования, в котором приняли участие работающие и уволенные за последние полгода водители (всего 77 человек).

Сотрудникам было предложено заполнить анкету с вопросами, направленными на выявление факторов, мотивирующих и демотивирующих водителей, определение коэффициента их удовлетворенности работой, а также сбор предложений по повышению лояльности.

Опрос позволил выявить ряд требований, предъявляемых водителями к условиям работы в компании (табл. 4).

Программа повышения лояльности водителей такси

Измерение коэффициента удовлетворенности водителей

В результате проведенного опроса также стала известна степень удовлетворенности водителей своей работой (табл. 5). Оказалось, что многие респонденты недовольны существующей системой мотивации: подавляющее большинство опрошенных желает получать более высокую заработную плату за счет увеличения премиальных выплат и уменьшения / отмены штрафов. Кроме того, персонал не устраивает существующая система рейтинга водителей.

Программа повышения лояльности водителей такси

На основании ответов респондентов был рассчитан коэффициент удовлетворенности сотрудников (табл. 6) по формуле:

Кудовл. = (Вес каждого показателя ? Количество человек, отметивших данный показатель)/ Общее количество опрошенных.

Общепринятым считается коэффициент уровня удовлетворенности сотрудников Кудовл.= 0,5. Как видно из исследования, большинство сотрудников считает отношение коллег к работе скорее положительным, также большинство удовлетворено организацией работы в компании. При этом Кудовл.= 0,4. В связи с этим одной из приоритетных задач компании стало повышение уровня удовлетворенности водителей и, как следствие, коэффициента удовлетворенности до значения 0,6.

Программа повышения лояльности водителей такси

Опрос сотрудников, проведенный для выявления факторов влияния на повышение их лояльности к компании, показал, что наиболее мотивирующими являются проведение корпоративных праздников, предоставление материальной помощи в связи с особыми случаями, компенсация затрат на питание и проезд в транспорте (табл. 7).

Программа повышения лояльности водителей такси

Помимо водителей были опрошены ключевые сотрудники компании (руководители высшего звена, структурных подразделений, менеджеры), которые внесли свои предложения по снижению текучести кадров. На их взгляд, основными факторами в этом случае являются:

а) условия труда (организация рабочего места и места отдыха);

б) администрирование бизнес-процессов:

  • отлаженные бизнес-процессы начисления рейтинга;
  • наставничество;
  • максимальное личное участие руководителей в решении тех или иных проблем при обращении водителей;

в) факторы мотивации (корректировка системы штрафов и взысканий);

г) удовлетворение потребности сотрудников в безопасности и стабильности – выполнение обязательств (предоставление отпуска, компенсации, ведение бухгалтерии ИП без ошибок);

д) проведение общекорпоративных мероприятий.

Разработка программы лояльности для водителей

После обработки полученных результатов исследования были сделаны определенные выводы.

1. Исследования показали довольно сильное недовольство работающих водителей факторами, связанными с условиями труда, например такими, как очередь для получения доступа к единственному компьютеру, фиксирующему начало работы; отсутствие мест, предназначенных для отдыха и переодевания; и т. п.

2. Многие проблемы связаны с недавно введенной системой рейтинга водителей, которая изначально имела целью организацию соревнований и выделение лучших. Система предполагает ряд преимуществ, в том числе при распределении заказов. По результатам опросов, проведенных в компании, а также рассмотренных жалоб, выяснилось, что снижение рейтинга происходит гораздо быстрее и проще, чем его повышение. Система нуждается в корректировке, так как не обеспечивает достижения поставленной цели.

3. С начала кризиса компания перестала проводить корпоративные мероприятия, что снизило приверженность и лояльность персонала.

4. Система администрирования процессов компании также нуждается в существенной корректировке. К сожалению, процесс коммуникации с водителем как с внутренним клиентом компании осуществляется не на должном уровне.

На основании результатов проведенного опроса, а также расчетов экономической эффективности специалисты управления по работе с персоналом во главе с директором по персоналу разработали Программу лояльности водителей компании «Командир. такси» (табл. 8).

Программа повышения лояльности водителей такси

Программа повышения лояльности водителей такси

Разработанная программа лояльности была представлена топ-менеджерам компании вместе с экономическим и менеджерским обоснованием целесообразности проекта:

  • при существующем уровне текучести подбор десяти водителей в месяц составляет 128 тыс. руб. прямых потерь;
  • при внедрении программы лояльности и достижении установленного показателя кадровой текучести, равного 5%, высвобождается 64 тыс. руб. в месяц;
  • стоимость внедрения программы лояльности составляет 500 тыс. руб. в год (по 42 тыс. руб. в месяц);
  • кроме экономического эффекта в виде снижения прямых затрат высвобождается более 296 человеко-дней времени для восьми менеджеров компании, участвующих в найме, обучении и оформлении новых водителей;
  • высвобождение рабочего времени менеджеров по персоналу от поточного найма в связи с текучестью позволяет реализовать пункты программы лояльности, направленные на формирование корпоративной приверженности без привлечения дополнительных трудовых ресурсов;
  • формируется имидж положительного и социально ответственного работодателя на рынке, что позитивно влияет на репутацию и развитие компании.

Реализация проекта завершилась в сентябре 2010 г. внедрением в компании программы по повышению лояльности персонала. На сегодняшний день все достигнутые показатели поддерживаются на требуемом уровне. Текучесть кадров снижена в среднем на 6%, а периодически проводимый опрос сотрудников свидетельствует о значительном повышении лояльности водителей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль