Корпоративная культура - психологическая мотивация

4107
Корпоративная культура - психологическая мотивация
Почему одни компании на практике добиваются высокого уровня организованности, а другие – нет? Так, компания «Apple» начинала свой путь с двух человек, и сейчас продуктами этой компании пользуется половина населения планеты, тогда как фирма «RCA», представившая в 1976 году в Америке 8-разрядный микропроцессор, сейчас неизвестна. Одной из причин такой разницы является отличие корпоративных культур этих организаций.

     Почему одни компании на практике добиваются высокого уровня организованности, а другие – нет? Так, компания «Apple» начинала свой путь с двух человек, и сейчас продуктами этой компании пользуется половина населения планеты, тогда как фирма «RCA», представившая в 1976 году в Америке 8-разрядный микропроцессор, сейчас неизвестна. Одной из причин такой разницы является отличие корпоративных культур этих организаций.

     Организационная, или корпоративная культура предприятия – это свод правил и норм внутри компании, которые используют сотрудники в межличностном общении и в процессе работы. При этом такой свод может быть принят официально, например, в «Положении о корпоративной культуре» фирмы, вывешенном в каждом отделе, чтобы каждый сотрудник мог с ним ознакомиться. Бывают случаи, когда положение о корпоративной культуре издается в виде отдельного красивого буклета и выдается каждому сотруднику, особенно новичкам. Так же, она может и не фиксироваться в документах и поддерживаться всем коллективом негласно.

     Цель организационной культуры – помочь людям более продуктивно работать, получать удовольствие от труда, реализуя свои потребности и оправдывая ожидания. Особенно сильно это проявляется в период адаптации нового сотрудника в компании. Если он разделяет принципы существующей корпоративной культуры, если корпоративная культура фирмы соответствует его ценностным установкам, то ему гораздо легче влиться в новые коллектив в социальном плане, а в производственном плане его деятельность  активизируется, соответственно увеличивается эффективность его работы. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. В этом случае организационная культура является важным ресурсом, влияющим на мотивацию, а, следовательно, и на поведение работников в организации.

     Для достижения данной цели необходимо сформировать определенные ценностные ориентации и установки работника и организации, путем формирования общих принципов, закономерностей, потребностей и интересов.

     Ценность организационной культуры заключается в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Корпоративная культура способна удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей.

     Организационная культура бывает явной и неявной. Явная – зафиксирована в документальной форме. Руководители вновь создаваемых компаний устанавливают правила и стандарты организационной культуры сами или с привлечением консалтинговых фирм.

     Возникновению организационной культуры неявного характера способствует долговременная практическая деятельность, позволившая приобрести определенный опыт коллективных взаимоотношений и традиции. Большую пользу при этом приносит естественный отбор лучших правил, норм и стандартов поведения, предложенных коллективом и руководителем.

     В некоторых случаях организационная культура может сформироваться в результате прихода в компанию неформального лидера, обладающего сильным влиянием на окружающих.

    Стивен Роббинс, автор изданий по стратегическому менеджменту, предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:

  • ·         Личная инициатива;
  • ·         Готовность работника пойти на риск;
  • ·         Направленность действий;
  • ·         Согласованность действий;
  • ·         Обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
  • ·         Перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
  • ·         Степень отожествления каждого сотрудника с организацией;
  • ·         Система вознаграждений;
  • ·         Готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
  • ·         Степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

     Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.

     Основными элементами корпоративной культуры являются:

1.       Символы – объекты, действия или события, имеющие смысл для окружающих. Символы, связанные с корпоративной культурой, доносят до людей важнейшие ценности организации.

2.       Предания – основанные на происходивших в компаниях реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они выражают в неявной форме основные ценности корпоративной культуры.

3.       Герои – люди, олицетворяющие собой дела, подвиги, атрибуты корпоративной культуры, образцы личностей, подражать которым стремится большинство сотрудников организации.

4.        Девизы, слоганы и лозунги, в которых кратко формулируются основные ценности корпоративной культуры.

5.       Церемонии. Это особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся сотрудникам наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Это мероприятия, призванные укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставить сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев. Главное – на церемониях подчеркивается мысль, что за хорошую работу человек получает достойное вознаграждение.

     Организационная культура тесно связана с культурой общества, в котором существует организация. Нередко ее сотрудники, как социализированные члены общества привносят в организацию элементы своей личной культуры и воспитания.

     Обычно выделяют три уровня корпоративной культуры, при этом каждый последующий является все менее очевидным. Самый поверхностный уровень составляют видимые объекты, такие как: манера одеваться, правила поведения, физические символы, организационные церемонии, расположение офисов. Это можно увидеть, услышать или понять при наблюдении за поведением других членов организации. Второй уровень – выражение в словах и делах сотрудников организации общие ценности и убеждения, сознательно разделяемые и культивируемые членами организации, проявляющиеся в их рассказах, языке, используемых символах. Но существуют базовые ценности, которые стали основой в корпоративной культуре, сотрудники порой просто перестают их замечать. Это сущность организационной культуры, именно они и руководят поведением и мотивацией работников на подсознательном уровне.

     Качество системы корпоративного управления обусловлено культурой доверия. Доверие сотрудников компании и руководству само по себе является необходимым условием формирования эффективного управления персоналом.

     Организационная культура предприятия – это целый комплекс, включающий в себя:

·         Принципы работы компании (ценности, цели, миссия компании);

·         Полную информацию о сотрудниках;

·         Систему поощрений персонала (и материально, и нематериально);

·         Отношение к ошибкам (если ваши люди ошибаются, это не значит, что они неправы. Это значит, что они что-то делают. Если на десять ошибок приходится одно гениальное решение, значит, у вас отличный коллектив);

·         Прозрачность корпоративных процессов, доверительные отношения в коллективе;

·         Поддержка инициатив;

·         Система инноваций и традиций (инновации стимулируют развитие бизнеса, традиции укрепляют самобытность и имидж компании);

·         Корпоративные мероприятия (участие сотрудников на всех стадиях подготовки к мероприятиям)

     Если ваша организационная культура на предприятии построена на этих принципах – значит, у вас уже не коллектив. У вас настоящая команда.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль