Опасная болезнь иностранного работника - «головная боль» работодателя

4532
К иностранцам, желающим работать на территории нашей страны, предъявляются повышенные требования. Все они абсолютно справедливы и обусловлены необходимостью обеспечить национальную безопасность, поддержать баланс трудовых ресурсов, защитить другие интересы общества и государства. Одно из таких требований касается состояния здоровья иностранного гражданина. Какие заболевания препятствуют работе иностранца в России? Как работодателю не ошибиться при выборе кандидата? Как контролировать ситуацию, касающуюся состояния здоровья сотрудников-иностранцев, и что делать, если факт заболевания обнаружен? Наконец, как уволить иностранного гражданина - носителя опасной болезни? Мы поможем вам ответить на эти вопросы.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) предъявляет определенные требования к состоянию здоровья иностранных граждан, въезжающих на территорию нашей страны. Указанным законом закреплены категории заболеваний, препятствующие проживанию и работе иностранного гражданина в РФ. К таким заболеваниям относятся:

  • наркомания;
  • ВИЧ-инфекция;
  • опасные инфекционные заболевания, перечень которых закреплен постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» (далее - Перечень).

В Перечне, помимо ВИЧ-инфекции, обозначены следующие опасные инфекционные заболевания:

  • лепра (болезнь Гансена);
  • туберкулез;
  • инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид).

Как иностранный гражданин должен подтверждать отсутствие И у него перечисленных заболеваний?

Конечно, соответствующими медицинскими заключениями. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее - Закон № 38-Ф3) выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Форма сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции на федеральном уровне не утверждена, требования к его содержанию установлены постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 № 1158 «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев».

Сертификат должен содержать следующие сведения:

1) паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; номер паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);

2) сведения о планируемом периоде пребывания в РФ;

3) информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).

Кстати сказать

В Москве форма сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции утверждена приказом руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы от 27.12.2006 № 477 (далее - Приказ № 477). Помимо собственно формы сертификата, Приказом № 477 утверждена также Инструкция по его заполнению.

В рамках Соглашения Департамента здравоохранения г. Москвы и Управления ФМС России по г. Москве от 27.12.2006 «О координации действий по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, запрашивающих разрешение на временное проживание, вид на жительство или разрешение на работу в Российской Федерации и обратившихся в лечебно-профилактические учреждения Департамента здравоохранения г. Москвы для получения медицинского заключения о состоянии здоровья» Приказом № 477 утверждена также форма медицинского заключения о состоянии здоровья иностранного гражданина. В данное единое медицинское заключение включены все специалисты (нарколог, фтизиатр и др.), которые должны проверить, не страдает ли иностранный гражданин каким-либо заболеванием, препятствующим проживанию и работе в России.

В свою очередь, на территории Московской области применяются форма сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции и формы медицинских заключений о состоянии здоровья, утв. приказом Минздрава Московской области от 16.06.2003 № 168 «О временном порядке проведения медицинского обследования иностранных граждан, проживающих на территории Московской области, для получения разрешения на проживание на территории Российской Федерации». В отличие от медицинского заключения, выдаваемого в Москве, в Московской области врачебные свидетельства о состоянии здоровья оформляются каждым врачом в отдельности.

Сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен только в течение трех месяцев со дня проведения исследования.

На практике форма сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции и формы справок об отсутствии иных опасных заболеваний утверждаются субъектами РФ самостоятельно и по-разному.

Итак, формы сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции могут различаться, так как устанавливаются органами здравоохранения субъекта РФ. Но в любом случае, для того чтобы иметь право законно проживать и работать в России, у иностранного гражданина должно быть два медицинских документа:

1) сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции (далее - сертификат);

2) медицинское заключение об отсутствии иных опасных заболеваний, включая заболевание наркоманией (далее - медицинское заключение).

Закон № 115-ФЗ относительно действия упомянутых документов содержит одно общее правило: медицинское заключение и сертификат, подтверждающие наличие у работника опасного заболевания, влекут отказ в выдаче или аннулирование следующих документов:

1) разрешения на временное проживание (подп. 13 п. 1 ст. 7);

2) вида на жительство (подп. 13 п. 1 ст. 9);

3) разрешения на работу (подп. 10 и 11 п. 9 ст. 18). Таким образом, устанавливается запрет на получение иностранным гражданином документов, дающих право проживать и работать в России в случае, если такой иностранец является носителем опасного заболевания.

КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ИНОСТРАНЦЕВ

Контроль состояния здоровья иностранных граждан, планирующих жить и работать в РФ, осуществляется в процессе получения ими необходимых разрешительных документов.

Напомним общую процедуру оформления пребывания и трудоустройства иностранных граждан.

Как следует из Закона № 115-ФЗ, все иностранные граждане делятся на временно пребывающих и временно или постоянно проживающих. Каждая из перечисленных категорий граждан подтверждает легитимность своего нахождения на территории нашей страны соответствующими документами.

Что касается трудоустройства иностранцев, то по общему правилу, отраженному в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, работодатели имеют право привлекать и использовать труд иностранных работников только при наличии у них разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин вправе работать в РФ только при наличии у него разрешения на работу.

В исключительных случаях, перечисленных в п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, работодатель (заказчик работ или услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если они:

1) прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами;

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в РФ.

В виде исключения без получения разрешения на работу в России могут трудиться определенные категории иностранных граждан, поименованные в подп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Итак, у иностранного гражданина должен быть документ, подтверждающий законность его нахождения в России, и (по общему правилу) разрешение на работу в РФ. Тогда работодатель может заключать с таким иностранным гражданином трудовой договор, не опасаясь нарушить действующее законодательство.

Вместе с тем необходимо отметить, что Закон № 115-ФЗ предусматривает различный «пакет документов», необходимых для получения разрешения на работу для временно пребывающих специалистов в зависимости от режима их въезда в страну.

Как оформляются медицинские документы иностранного гражданина, пребывающего в РФ в порядке, требующем получения визы?

«Визовый» иностранный гражданин, еще находясь в государстве своего гражданства (государстве постоянного проживания), должен получить заключение об отсутствии у него опасных заболеваний и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, а затем уже работодатель подает эти медицинские документы вкупе с иными документами для оформления разрешения на работу для этого иностранного специалиста (подп. 2 п. 2 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, п. 45 и п. 45.5 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. приказом ФМС России № 1, Минздравсоц- развития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008; далее - Административный регламент).

НА № 8, 9‘2008Таким образом, «визовый» иностранный гражданин состояние своего здоровья подтверждает еще до въезда в Россию.

Каким образом медицинские документы получает иностранец, находящийся на территории РФ в порядке, не требующем получения визы?

Другое дело - «безвизовый» иностранец. Он уже приехал в нашу страну. И для того чтобы ему выдали разрешение на работу, он подает в территориальные ораны ФМС России следующие документы:

1) заявление о выдаче разрешения на работу;?

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве;

3) миграционную карту;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу;

5) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный и оформленный в соответствии с законодательством РФ (при наличии).

Данный перечень документов регламентирован п. 2 и 3 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ, пп. 46-46.5 Административного регламента.

Решение о выдаче разрешения на работу либо об отказе в выдаче данного разрешения иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, принимается ФМС России или ее территориальным органом не позднее 10 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных Административным регламентом.

При этом, заметьте, ни о каких медицинских заключениях, подтверждающих наличие или отсутствие у иностранного гражданина опасных заболеваний, речи в указанных нормах не идет.

Так на какой же стадии компетентные органы узнают о состоянии здоровья иностранца?

Обратите внимание! 90 суток - это общий срок, на который может въезжать в Россию иностранный гражданин в безвизовом порядке

Законом предусмотрен механизм, согласно которому в случае, если иностранный гражданин заключил трудовой договор и ему было выдано разрешение на работу на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу представить в территориальный орган ФМС России документы, подтверждающие отсутствие у него перечисленных заболеваний (п. 8 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).

Иностранному гражданину, не представившему в ФМС трудовой договор, разрешение на работу будет выдано на 90 суток. Если же иностранец трудовой договор представит, то срок разрешения на работу будет равен сроку, указанному в договоре, но не больше одного года со дня его въезда в РФ.

Пунктом 1.2. ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, может быть аннулировано по основаниям, предусмотренным п. 9, 9.1 и 9.2 ст. 18 этого Закона.

При этом согласно подп. 10 и 11 п. 9 ст. 18 Закона № 115-ФЗ разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

  • является больным наркоманией либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих;
  • в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ, не представил в территориальный орган ФМС России документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

Как видим, в перечисленных нормах кроются следующие серьезные проблемы.

Проблема 1. Заключается в том, что иностранный «безвизовый» гражданин, которому разрешение на работу выдано на 90 суток (т. е. работник, получивший разрешение на работу без предъявления трудового договора), может в течение всего этого времени трудиться у работодателя будучи больным и по окончании действия разрешения просто выехать из страны хотя бы на один день, снова въехать и продолжать трудовую деятельность в течение еще 90 суток. О проблемах со здоровьем у работника работодатель так и не узнает.

Проблема 2. Иностранный «безвизовый» работник, получивший разрешение на срок более 90 суток, но не более чем на один год и уже заключивший трудовой договор, может вообще не представить в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу медицинское заключение и сертификат в ФМС России.

Проблема 3. Иностранный «безвизовый» работник, получивший разрешение на срок более 90 суток, но не более чем на один год, может предоставить в ФМС России в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу медицинское заключение и сертификат, согласно которым у него имеется опасное заболевание.

Вторая и третья проблемы решаются: для работника - путем аннулирования разрешения на работу органами ФМС России, для работодателя - необходимостью принятия решения о прекращении трудового договора.

При этом следует учитывать, что, если работодатель в указанных случаях трудовой договор с иностранцем не расторгнет, он будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку получится, что после аннулирования разрешения на работу работодатель привлекает иностранного гражданина к трудовой деятельности в РФ при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу.

Штраф также ждет и самого иностранного сотрудника, продолжающего работать после аннулирования разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП РФ).

КАК ПРИНЯТЬ ИНОСТРАНЦА НА РАБОТУ?

Как мы убедились, трудовые отношения с болеющим опасным заболеванием иностранцем могут закончиться для работодателя большими проблемами, вплоть до привлечения к административной ответственности и уплаты огромных штрафов. Возникает справедливый вопрос: можно ли «подстраховаться», чтобы исключить негативные последствия?

В следующем году планируем принимать на работу иностранных сотрудников в новый филиал. Пару лет назад у нас были серьезные проблемы с одним иностранным работником, который болел туберкулезом, а мы узнали об этом только по результатам проверки, которую проводила ФМС. Можно ли при заключении трудового договора проверить наличие медицинских документов, подтверждающих отсутствие у работника заболеваний, препятствующих осуществлению им трудовой деятельности на территории РФ?

К сожалению, работодатель не вправе требовать от иностранца предоставления ему информации (документов) об отсутствии у него опасных заболеваний.

В силу ч. 5 ст. 11 ТК РФ правила, установленные российским трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. А значит, при приеме на работу работодатель может потребовать от будущего сотрудника лишь те документы, которые перечислены в ч. 1 ст. 65 ТК РФ. Дополнительные документы предоставляются лишь в исключительных случаях, а наша ситуация к ним не относится.

Соответственно, работодатель может потребовать от будущего сотрудника разрешение на работу, поскольку это предусмотрено Законом № 115-ФЗ, а вот медицинские документы он запрашивать не вправе, поскольку по закону медицинское заключение и сертификат иностранный гражданин предъявляет не работодателю, а в органы ФМС.

Однако это справедливо только в отношении «безвизовых» иностранцев, получивших разрешение на работу на срок более 90 дней. Проблемы с выявлением заболеваний у иностранных специалистов, получивших разрешение на работу на период до 90 суток, мы уже обозначили выше.

Что же касается иностранных граждан, приезжающих в Россию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем оформления визы, то поскольку в соответствии с п. 45 Административного регламента для получения разрешений на работу данным иностранным гражданам работодатели представляют в территориальный орган ФМС России, в составе прочих документов, медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), то получается, что работник обязан предоставить, а работодатель вправе у него запросить необходимые медицинские освидетельствования и сертификат.

Хотим принять на работу иностранного гражданина. Можем ли мы, чтобы уточнить данные и быть полностью уверенными, запросить в медицинском учреждении информацию об отсутствии у нашего будущего сотрудника заболеваний, препятствующих приему его на работу?

Следует отметить, что работодатель может запросить любую информацию. В этом праве его никто не ограничивает. Другое дело, что не на каждый запрос он получит ответ. В данном случае ответ по существу работодателю дан не будет, поскольку в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачи и медицинские учреждения обязаны соблюдать врачебную тайну и не имеют права разглашать информацию о состоянии здоровья пациента. Данное положение касается и иностранных граждан.?

Итак, медицинские документы и сертификат работодатель запрашивать у иностранного «безвизового» работника не может. Какие действия все-таки предпринять работодателю, чтобы не попасть в ситуацию, в которой он может оказаться нарушителем действующего миграционного законодательства?

Здесь можно порекомендовать, во-первых, строго следовать процедуре приема на работу иностранных граждан, регламентированной Законом № 115-ФЗ, а во-вторых, регулярно контролировать подлинность и действительность разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

Обратите внимание! Сведения о выданных и действительных разрешениях на работу вы можете узнать на сайте ФМС России www.fms.gov.ru

При этом работодателю целесообразно использовать следующую схему.

Шаг 1. Проверить подлинность и действительность разрешения на работу иностранного гражданина при заключении с ним трудового договора.

Шаг 2. Проверить подлинность и действительность разрешения иностранного гражданина на работу в последний день 30-дневного срока с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на работу. Дата выдачи разрешения на работу указана в самом разрешении.

Например, если трудовой договор заключен с иностранным гражданином, имеющим разрешение на работу, выданное ему 1 ноября, и его срок составляет более 90 дней, то работодателю не позднее 30 ноября необходимо проверить, действительно ли разрешение на работу, выданное данному иностранному гражданину.

Оформили на работу двух иностранцев. Возник такой вопрос: если их разрешения на работу будут аннулированы, сообщит ли нам об этом миграционная служба? Как вообще в таких случаях работодатель получает необходимую информацию?

О принятом решении об аннулировании разрешения на работу иностранного гражданина делается соответствующая отметка в автоматизированной подсистеме «Трудовая миграция» Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранец узнает о том, что его разрешение на работу аннулировано из уведомления, которое в соответствии с п. 148 Административного регламента орган ФМС России направит ему в трехдневный срок со дня принятия решения. Данным уведомлением иностранный работник будет одновременно предупрежден о необходимости выезда из Российской Федерации.

Обратите внимание: органы ФМС уведомляют об аннулировании разрешения на работу только иностранного гражданина; аналогичное информирование работодателя в обязанности миграционной службы не входит. Работодатель вынужден получать подобную информацию самостоятельно. Например, сведения о выданных и действительных разрешениях на работу можно получить на официальном сайте ФМС.

КАК УВОЛИТЬ ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА?

Согласно п. 9.3. ст. 18 Закона № 115-ФЗ в случае аннулирования разрешения на работу трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, прекращается.

Следует сказать, что оперативное прекращение трудовых отношений при аннулировании разрешения на работу интересно обеим сторонам трудового договора, поскольку позволяет избежать привлечения к административной ответственности. Это предполагает определенный выбор оснований увольнения.

Вариант 1. Работник может уволиться по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Вариант 2. Стороны трудового договора могут заключить соглашение о прекращении трудового договора (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Вариант 3. ТК РФ устанавливает лишь одну специальную норму, касающуюся увольнения иностранных работников, - п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.

Словарь кадровика Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности

Однако данное основание увольнения к ситуации, связанной с аннулированием разрешения на работу, не подходит. Такого специального основания для прекращения трудового договора, как «аннулирование разрешения на работу», ТК РФ не содержит. Это приводит к различному пониманию норм права, выбору разных оснований увольнения, противоположным точкам зрения на проблему.

Подавляющее большинство специалистов разрешение на работу рассматривают как специальное право, поэтому аннулирование разрешения на работу ими расценивается как лишение специального права.

Соответственно увольнение предлагается осуществлять по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с лишением работника специального права, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Такая позиция подтверждается судебной правоприменительной практикой.

Так, Московский областной суд в своем определении от 10.08.2010 по делу № 33-15600 признал что работодатель - ООО «ИКЕА ДОМ» правомерно применил п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в качестве основания для увольнения иностранного работника Н. (гражданина Руанды) по истечении срока действия разрешения на работу.

Аналогичный вывод содержится также в определении Московского областного суда от 24.03.2011 по делу № 33-6502.

При оформлении увольнения по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, возникает следующая проблема. Поскольку при увольнении по данному основанию в силу ч. 2 ст. 83 ТК РФ работодатель обязан предложить работнику перевод и исключений из данного правила не предусмотрено, работодателю для соблюдении «буквы закона» до издания приказа необходимо уведомить работника о невозможности перевода его на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, которую тот может выполнять с учетом состояния его здоровья.

В данной ситуации перевод на другую работу невозможен, даже если у работодателя имеются вакантные должности (работа), поскольку в силу п. 9.3. ст. 18 Закона № 115-ФЗ аннулирование разрешения на работу влечет безусловное прекращение трудового договора.

Кроме того, не надо забывать и о том, что работодатель не может договариваться с иностранным гражданином о выполнении последним работы, не соответствующей виду деятельности, указанному в разрешении на работу. Иными словами, если в разрешении на работу указано «менеджер по продажам», а у работодателя имеется вакантная работа водителя, то для выполнения работы по профессии «водитель» работнику нужно будет получить разрешение на работу, где будет указан соответствующий вид деятельности.

Кстати сказать

Необходимо рассмотреть еще один сложный вопрос. Непросто обстоят дела с иностранными гражданами, у которых в РФ на законном основании проживает семья.

В соответствии со ст. 8 Европейской конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» (далее - Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. А согласно ст. 14 данной Конвенции пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

В соответствии со сложившейся международной практикой наличие инвалидности или тяжелого заболевания, включая ВИЧ-инфекцию, относится к «иным признакам, по которым запрещена дискриминация». Таким образом, законодательные ограничения государств на проживание и осуществление трудовой деятельности ВИЧ-инфицированных иностранных граждан в настоящее время трактуются как дискриминационные.

Кроме того, еще 12.05.2006 Конституционным Судом РФ было принято Определение № 155-О «По жалобе гражданина Украины X. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального Закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"». В Определении в частности указано, что правоохранительные органы и суды в некоторых случаях могут делать исключения для ВИЧ-инфицированных иностранных граждан и предоставлять им право временного проживания в РФ.

К этим случаям относятся как раз такие, когда у ВИЧ- инфицированных иностранных граждан есть близкие родственники, состоящие в гражданстве РФ. Однако это вовсе не означает, что любой ВИЧ-инфицированный иностранный гражданин, имеющий близких родственников - граждан РФ, получит право проживать и работать в РФ. Добиваться этого иностранному гражданину придется через суд.

Иностранный гражданин может обратиться в орган ФМС России за разрешением на работу (разрешением на временное или постоянное проживание), приложить все необходимые документы, включая сертификат о наличии ВИЧ-инфекции. Также к документам следует приложить извлечение из указанного Определения Конституционного Суда РФ и сведения о наличии близких родственников - граждан РФ.

После того как миграционная служба выдаст иностранному гражданину официальный отказ в выдаче разрешения на работу (разрешения на временное или постоянное проживание), он вправе подать заявление в районный суд по месту нахождения органа ФМС России. Заявление подается в порядке ст. 254 ГПК РФ об обжаловании действий должностного лица (органа).

Если же суды первой и кассационной инстанций займут сторону ФМС России и также откажут в выдаче разрешительных документов, следует обращаться в Европейский суд по правам человека.

Не так давно, 10.03.2011, Европейский суд по правам человека удовлетворил заявление иностранного гражданина о незаконности решения органа ФМС России и судов о депортации данного иностранного гражданина в связи с наличием у него ВИЧ-инфекции, так как гражданами РФ являются его близкие родственники (Дело «Киютин против России» (Заявление № 2700/10), Страсбург, 10.03.2011). Решения российских властей в данном случае были признаны дискриминационными, и иностранный гражданин добился права проживать в РФ.

ИНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ У ИНОСТРАНЦА ОПАСНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Законодательство РФ о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции действует в отношении граждан РФ, на находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в РФ, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории РФ, независимо от их организационно-правовой формы.

Словарь кадровика Депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 38-ФЗ государством гарантируется медицинская помощь ВИЧ-инфицированным только в том случае, если они являются гражданами РФ. Иными словами, иностранные граждане не могут рассчитывать на оказание им бесплатной медицинской помощи в связи с их заболеванием ВИЧ-инфекцией.

Более того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 38-ФЗ в случае выявления у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, они подлежат депортации из РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

Здесь все более или менее понятно.

А что же происходит в случае, когда у иностранного работника выявлена не ВИЧ-инфекция, а иное заболевание (например, установлено, что он наркоман)?

Обратимся к нормам Закона № 115-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 31 этого Закона в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение трех дней.

При этом срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона № 115-ФЗ, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, он обязан выехать из РФ в течение 15 дней. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную п. 1 или 2 ст. 31 ТК РФ, подлежит депортации.

Таким образом, временно проживающие и постоянно проживающие иностранные граждане обязаны покинуть Россию в течение 15 дней со дня аннулирования временного проживания или вида на жительство, а временно пребывающие граждане - в течение трех дней со дня аннулирования визы.

При этом согласно п. 97 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. приказом ФМС России от 08.11.2007 № 430, в случае принятия ФМС России или ее территориальными органами решения о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ его виза аннулируется либо простановкой мастичного штампа «Аннулировано», либо путем изъятия действующей визы, оформленной на вкладном визовом бланке. После этого иностранному гражданину выдается транзитная виза с кодом ТР1 со сроком действия, достаточным для его выезда с территории РФ, но не более чем на 10 дней.

Какие действия принимаются в отношении иностранного работника, прибывшего в Россию в порядке, не требующем оформления визы и имеющего в качестве документа, подтверждающего легальность его пребывания, только миграционную карту?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к Правилам использования миграционной карты, утв. постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте» (далее - Правила). Согласно п. 2 Правил миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в РФ, а также служит для контроля его временного пребывания в РФ.

В случае принятия в установленном порядке решения об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, проставляет в миграционной карте отметку об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 9 Правил).?

При этом решение о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, или его территориальными органами (п. 4 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Словарь кадровика Административное выдворение - принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации

Депортация иностранных граждан осуществляется органами ФМС России совместно с органами внутренних дел.

Депортация - не единственный способ, предусмотренный действующим законодательством для принудительного выдворения иностранного гражданина за пределы нашей Родины.

Существует еще и такое понятие, как административное выдворение (ст. 3.10 КоАП РФ).

Данная мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.

Иностранные граждане, подлежащие депортации или административному выдворению, содержатся под охраной сотрудников органов внутренних дел в специальных учреждениях. Порядок создания и деятельности таких учреждений закрепляется законами субъектов РФ.

Например, в Москве был принят Закон от 08.12.2004 № 84 «О специальных учреждениях города Москвы для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации».

Обращая внимание на финансовую сторону вопроса, следует отметить, что в случае депортации иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом, состоявшего на день выявления у него опасного заболевания в трудовых отношениях, расходы по его депортации или административному выдворению возлагаются на работодателя в соответствии с подп. 3 п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

Что касается общего порядка, то согласно п. 5 и 6 ст. 31 Закона № 115-ФЗ депортация происходит за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Закона № 115-ФЗ.

И только если установить приглашающую сторону не получилось, мероприятия по депортации будут отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации.

Порядок расходования средств на указанные цели регламентирован Правилами расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны, утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2002 № 769.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль