Туристический бизнес

3403

Туризм в последние годы стал одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. В настоящее время, в начале третьего тысячелетия, на долю международного туризма приходится 8% общего объема мирового экспорта и 30–35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, к 2020 г. число туристов достигнет 1 млрд 800 млн, а число обслуживающих одного туриста увеличится в два раза.

В туристической отрасли весьма активно развиваются такие направления, как MICE (Meeting incentive conferences events) – организация конференций и деловых встреч, поощрительные поездки для сотрудников компаний, посещение международных конференций, туры для участия в мероприятиях за рубежом, экологический туризм.

Попытаемся разобраться, как эти тенденции влияют на рынок труда в туриндустрии.

Основные должности

Туристические компании делятся на операторов и агентства. Туроператоры – это организации, занимающиеся деятельностью по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемой на основании лицензии. Турагентства – это фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии (операторами) и людьми, желающими стать туристами.

Какие должности обычно входят в штатные расписания туристических компаний?

Туроператорские компании включают должности менеджеров по работе с агентствами, менеджеров визового отдела и отдела бронирования, менеджеров направлений, курирующих соответствующие страны, работников отдела продвижения и маркетинга. Кроме того, можно встретить менеджеров по работе с корпоративными и VIP клиентами, сотрудников, курирующих авиаперевозки, в т. ч. чартерные. Крупные компании организуют свой call-центр со штатом операторов, службу круглосуточного сервиса, билетную кассу.

В туристических агентствах заняты менеджеры по работе с клиентами (менеджеры по продажам), которые могут быть многопрофильными либо ориентированными по направлениям – внешний или внутренний туризм, массовые или эксклюзивные туры, групповые или индивидуальные поездки.

Требования к специалистам

Что касается базового образования, то большинство сотрудников турфирм – это обладатели дипломов педагогических и технических вузов (а не выпускники профильных факультетов). Ведь люди, оканчивающие эти учебные заведения, заранее понимают, что их профессия не будет приносить большого дохода. Таким образом, у них меньше амбиций, и это важно, потому что сфера туризма тем и знаменита, что работы много, а денег мало.

Профессия туристического агента – менеджера по работе с клиентами в турагентстве пока недостаточно популярна. Она очень красиво выглядит снаружи, но изнутри оказывается весьма хлопотной. Рабочий день нередко затягивается почти до ночи, причем пик работы приходится на праздники. Особенно грустно летом, когда все отдыхают, а менеджерам по туризму приходится работать в авральном режиме. Кроме того, этот вид деятельности относится к виду стрессовых: если что-то не ладится с продажами или подводят партнеры, срочно приходится искать выход из положения. А самое главное, многое зависит от субъективных факторов – отношения людей, погоды в регионе и т. д.

Выпускники специализированных туристических факультетов вузов, придя на работу, порой быстро разочаровываются. Они рассчитывают на череду интересных путешествий, а им предлагают сначала набраться опыта в информационном отделе или в отделе продаж. Академических знаний по географии и истории недостаточно, необходимо разбираться в технологии работы, понимать, что такое блок-чартер, эллотмент, трансфер и др.

В целом для работы в туркомпании требуются специальные знания, владение английским языком, который используется на любом участке индустрии туризма – от бронирования билетов, гостиниц и оформления виз до продаж туристических услуг и VIP обслуживания.

Желающим приобрести профессию билетного кассира необходимо освоить системы Amadeus, Sabre, Sirena, Gabriel. Сотруднику визового отдела следует пройти курс по работе с посольствами, паспортно-визовыми управлениями, МИДом по оформлению виз для российских граждан и приглашений для иностранцев.

Работа с корпоративными клиентами и MICE требует обучения на специальных курсах, которые дают навыки эффективной телефонной и письменной коммуникации, разрешения конфликтов, организации времени, стресс-менеджмента, знание правил организации инсентив-поездок, конференций, праздничных и деловых мероприятий, подбора направления, оценки потребностей клиента.

Деятельность по бронированию связана со знанием гостиничных цепочек, типов размещения, отелей, систем рейтингов, дополнительных сервисов и услуг, систем тарифов, договоров, консолидаторов, а также специального программного обеспечения («Само-тур», «Мастер-тур»).

Существуют и узкоспециализированные позиции, такие как менеджер по обучению за рубежом, специалист по бронированию авиаперевозок, менеджер по продаже лечебных туров, требующие также специальной подготовки и опыта.

Кстати сказать

Изменения на рынке труда в сфере туризма в связи с кризисом

Наиболее существенное изменение на рынке труда в сфере туризма за последние месяцы – значительное превышение предложений соискателей (резюме) над спросом работодателей (вакансии) на фоне снижения самого спроса.

Так, по статистике портала SuperJob.ru, в Москве на одну вакансию менеджера по туризму в конце декабря 2008 г. приходилось 70 резюме, в Санкт-Петербурге – 50. В регионах дисбаланс спроса и предложения меньше, но все равно довольно высок.

Среднерыночная заработная плата тех менеджеров по туризму, кому удалось найти или сохранить работу, по оценке вакансий, размещенных на портале, сейчас составляет: в Москве – 30 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 25 тыс. руб. (без учета бонусов, премий и прочих компенсаций). Это в 1,2 и 1,5 раза соответственно больше, чем в декабре прошлого года. В последнее время соискатели снижают пожелания по доходам, что ведет к выравниванию уровней зарплатных предложений работодателей и ожиданий кандидатов.

Сделать карьеру в сфере туризма и выйти на хорошо оплачиваемую позицию реально. Но для этого нужно очень любить свою работу, тратить на нее много времени и при этом постоянно учиться, иначе добиться успеха невозможно. К тому же работа в туризме засасывает, поэтому если человек не бросил ее в самом начале, то, как правило, остается надолго.

Средний уровень оплаты труда в сфере туризма (в месяц, тыс. руб.)

Туристический бизнес

Оплата труда, динамика роста зарплаты

Мы провели специальный опрос с целью сравнить нынешние зарплаты туристического бизнеса с прошлогодними. В нем приняли участие около пятисот менеджеров по туризму. Половина респондентов заявили, что стали зарабатывать больше. Тридцать процентов ответили, что их доход не увеличился, а остальные утверждают, что их заработок даже уменьшился.

Средняя зарплата менеджеров турфирм без учета дополнительных бонусов (которые зависят, главным образом, от сезонного фактора) составляет: в Москве – 25 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 17 тыс. руб., в Нижнем Новгороде – 11 тыс. руб. (см. табл.).

Начинающий специалист в столице может рассчитывать на оплату в размере 12–18 тыс. руб. в месяц. Требования к кандидатам не очень высокие: образование среднее, владение ПК, базовый уровень английского языка, желателен опыт работы в сфере туризма. Специалисты с такой квалификацией в Петербурге могут зарабатывать от 8–13 тыс. руб. ежемесячно, а в Нижнем Новгороде – от 6–8 тыс. руб.

Опытные менеджеры по туризму, отработавшие более 3 лет в этом бизнесе, имеющие навыки организации туров во многих направлениях и владеющие иностранным языком, зарабатывают от 30 тыс. руб. в Москве, от 20 тыс. руб. в Санкт-Петербурге и от 14 тыс. руб. в Нижнем Новгороде.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль