Установление заработной платы бюджетникам

7954
 Костян Ирина Александровна
Доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права МГУ им. М.В. Ломоносова, адвокат.
В предыдущем выпуске журнала, рассказывая о переходе к новым методам, мы определили основные элементы системы оплаты труда бюджетников – оклады и ставки заработной платы, выплаты стимулирующего и компенсационного характера, а также остановились на особенностях нововведений в части сохранения размера заработной платы и усиления значения выплат стимулирующего характера. Сегодня в продолжение темы поговорим о том, как новые нормативные акты соотносятся с требованиями ТК РФ и других законов, определяющих порядок установления заработной платы.

Установление заработной платы

В связи с введением новой системы оплаты труда следует обратить внимание на отдельные особенности установления всех составляющих заработной платы. Эти особенности основаны на сочетании централизованного и локального, законодательного и договорного в регулировании трудовых отношений.

Так, заработная плата работников устанавливается с учетом минимальных гарантий, установленных ТК РФ, трудовым законодательством России.

Следует заметить, что в ст. 130 ТК РФ в числе государственных гарантий по оплате труда работников названы:

  • величина минимального размера оплаты труда в РФ;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

Обратите внимание!С 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 руб. в месяц

Таким образом, при расчете размера заработной платы необходимо исходить из определенного в установленном порядке минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на федеральном уровне с учетом подходов, определенных Федеральным законом от 19.06.00 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Согласно ст. 1 этого Закона (в ред. от 24.06.08) с 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 руб. в месяц. Следовательно, минимальный размер заработной платы и в субъекте РФ не может быть ниже уровня, установленного федеральным законом.

При установлении оплаты труда бюджетников применяется и рекомендательный метод регулирования трудовых отношений.

НА № 11‘2008В соответствии с подп. «б» п. 6 постановления Правительства РФ от 05.08.08 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подраздел Минздравсоцразвития России приказом от 14.08.08 № 425н утвердило Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета – примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления).

Приказом Роспотребнадзора от 14.08.08 № 285 «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)» утверждены Примерные положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения (системы противочумных учреждений) и науки Роспотребнадзора.

В частности, в п. 2.1 Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений науки Роспотребнадзора рекомендованы минимальные размеры окладов работников сферы научных исследований и разработок учреждения от 4350 до 5500 руб. в месяц. Таким образом, их размер может быть выше уровня минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Минимальные размеры окладов работников определяются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам (ПКГ), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.08 № 305н.

Цитируем закон

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную

деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат

Часть 5 ст. 129 Трудового кодекса РФ

Следует отметить, что при утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственного или муниципального учреждения работодатель должен учитывать размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (ПКГ), которые в соответствии с ч. 2 ст. 144 ТК РФ устанавливает Правительство РФ. Работодатель вправе устанавливать заработную плату таким работникам в размере не ниже соответствующих базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы.

Наряду с минимальными окладами (должностными окладами), ставками заработной платы система оплаты труда работников государственных учреждений может предусматривать повышающие коэффициенты к окладам.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Так, пунктом 2.2 Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений науки Роспотребнадзора, утв. приказом Роспотребнадзора от 14.08.08 № 285, предусмотрено право работодателя устанавливать работникам сферы научных исследований и разработок следующие повышающие коэффициенты к окладу:1) повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;2) персональный повышающий коэффициент к окладу;3) повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет;4) повышающий коэффициент к окладу по учреждению (структурному подразделению учреждения).

Размеры указанных выше коэффициентов, равно как и виды повышающих коэффициентов, носят рекомендательный характер. Следовательно, работодатель при разработке Положения о системе оплаты труда вправе устанавливать виды повышающих коэффициентов, их размеры с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.

Нужно отметить, что в соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Однако работодатели по-разному производят индексацию заработной платы.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Заработная плата работников федеральных бюджетных учреждений (и гражданского персонала) определяется работодателем. Для этого необходимо в пределах фонда оплаты труда определить размеры должностных окладов, выплат стимулирующего характера, выплат компенсационного характера. В соответствии с п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

В случае если объем бюджетных ассигнований и объем внебюджетных поступлений не позволяют изменить систему оплаты труда с учетом рекомендаций, разработанных на централизованном уровне, работодатель вправе провести процедуру уменьшения численности работников по правилам и с соблюдением процедуры, предусмотренной законодательством.

Оплата труда руководителей

Новая система оплаты труда предполагает некоторую взаимозависимость размеров заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера и работников (основного персонала).

Согласно п. 7 Положения об установлении систем оплаты труда к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, составляются федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития России.

В частности, установлены следующие перечни:

  • Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений Министерства юстиции РФ, утв. приказом Минюста России от 27.08.08 № 183;
  • Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утв. приказом Минрегиона России от 20.08.08 № 137;
  • Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утв. приказом Минкультуры России от 15.08.08 № 41;
  • Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.08 № 421н.

НА № 8‘2008Порядок исчисления размера средней заработной платы работников, которые относятся к основному персоналу, для определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений (далее – Порядок исчисления размера средней зарплаты) определен приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.08 № 167н.

При расчете средней заработной платы работников основного персонала учреждения учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера (независимо от финансовых источников, за счет которых осуществляются данные выплаты). При этом в силу п. 2 Порядка исчисления размера средней зарплаты не учитываются выплаты компенсационного характера работников основного персонала.

Период, за который происходит учет заработной платы работников, относящихся к основному персоналу, для определения средней заработной платы, составляет календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю учреждения.

Средняя заработная плата работников основного персонала учреждения определяется следующим образом:                 So
Ср. зп = ——
                 Sp
где Ср. зп – средняя заработная плата;Sо – сумма окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала учреждения за отработанное время в предшествующем календарном году;Sp – среднемесячная численность работников основного персонала учреждения за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителя учреждения.

Для определения среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитывается среднемесячная численность работников основного персонала учреждения:

  • работающих на условиях полного рабочего времени;
  • работающих на условиях неполного рабочего времени;
  • являющихся внешними совместителями.

Среднемесячная численность указанных выше работников определяется по-разному.

Так, в отношении работников, работающих на условиях полного рабочего времени, среднемесячная численность работников основного персонала учреждения определяется путем суммирования численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за каждый календарный день месяца, т. е. с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля – по 28-е или 29-е число), включая выходные и нерабочие праздничные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. При этом численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за выходные или нерабочие праздничные дни принимается равной численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за рабочий день, предшествовавший выходным или нерабочим праздничным дням.

В численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за каждый календарный день месяца учитываются работники основного персонала учреждения, фактически работающие на основании табеля учета рабочего времени. Работник, работающий в учреждении на одной или более чем одной ставке (оформленный в учреждении как внутренний совместитель), учитывается в списочной численности работников основного персонала учреждения как один человек (целая единица).

Иначе исчисляется среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях неполного рабочего времени, а также являющихся внешними совместителями. При определении среднемесячной численности таких работников учет рабочего времени производится пропорционально отработанному времени.

Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке. Сначала исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками:           St
OS = ——
            t 
где ОS – общее количество человеко-дней, отработанных работниками (работающими на условиях неполного рабочего времени, а также являющимися внешними совместителями) в отчетном месяце;St – общее число отработанных человеко-часов;t – продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели.

Например, при 36-часовой пятидневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня будет равна 7,2 часа, а при 36-часовой шестидневной рабочей неделе – 6 часов. При 20-часовой пятидневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня – 4 часа, при 20-часовой шестидневной рабочей неделе – 3,33 часа.

Определим среднюю численность не полностью занятых работников (работающих на условиях неполного рабочего времени, а также являющихся внешними совместителями) за отчетный месяц в пересчете на полную занятость:        OS
P = ——
         Д
где Р – средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость;Д – число рабочих дней в месяце по календарю в отчетном месяце.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором. Он устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы. Следовательно, он не может превышать установленного размера, определяемого средней заработной платой основного персонала за предшествующий период (календарный год).

Наряду с должностным окладом руководителю организации могут быть установлены выплаты стимулирующего характера. Правом устанавливать такие выплаты наделены федеральные государственные органы – главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, а руководителям учреждений – главных распорядителей средств федерального бюджета – Правительство РФ.

Должностные оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения зависят от размера должностного оклада руководителя, поскольку они устанавливаются на 10–30% ниже должностного оклада руководителя этого учреждения.

С учетом условий труда руководителю учреждения и его заместителям, главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные Положением о системе оплаты труда в конкретном учреждении.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль