Судебная система: от первой до последней инстанции

3279
Рассматривая общую характеристику судебной системы Российской Федерации, мы коснулись компетенции составляющих ее федеральных судов и судов субъектов РФ. В рамках этой темы говорилось о судах общей юрисдикции (в т. ч. районных), составляющих значительную часть федеральных судов, об институте мировых судей. Речь шла и о том, к ведению каких судов относятся дела о нарушении трудовых прав, о признании забастовки незаконной, а также коллективные и индивидуальные трудовые споры.

От первой до последней инстанции

Звенья системы судов общей юрисдикции связаны между собой процессуальными отношениями по проверке правильности принятых судебных постановлений. Так, проверка правильности судебного постановления по гражданскому делу, вынесенного мировым судьей и не вступившего в законную силу, осуществляется в апелляционном порядке районным судом.

Решения и определения судов, относящихся к иным звеньям судов общей юрисдикции, вынесенные в первой инстанции и не вступившие в законную силу, могут быть проверены в кассационном порядке в суде второй (кассационной) инстанции.

К судам второй инстанции относятся:

  • судебные коллегии суда субъекта РФ по отношению к районному суду, действующему на территории этого субъекта;
  • судебная коллегия Верховного Суда (ВС) РФ по отношению к судебной коллегии субъекта РФ, рассмотревшей дело по первой инстанции с соблюдением правил подсудности;
  • Кассационная коллегия Верховного Суда РФ по отношению к судебным коллегиям Верховного Суда РФ.

Не исключается проверка и судебных постановлений, уже вступивших в законную силу. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов осуществляется только указанными в законе судами надзорной инстанции. К ним относятся: президиумы судов субъектов РФ (верховных судов республик, судов краев, областей, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, судов автономных областей и автономных округов), судебные коллегии Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ.

Военные и специализированные суды

В систему федеральных судов общей юрисдикции входят также военные и специализированные суды.

Согласно ст. 22 Федерального конституционного закона РФ от 31.12.96 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Система и полномочия военных судов, а также полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам, определяются в соответствии с Федеральным конституционным законом РФ от 23.06.99 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, военных должностных лиц и принятых ими решений; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов; дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

В систему военных судов входят окружные (флотские) и гарнизонные военные суды. Последние составляют основу военных судов. Они рассматривают по первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные законом к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда. Гарнизонный суд рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых ими и вступивших в законную силу.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы. Окружной (флотский) суд рассматривает также дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими по первой инстанции и не вступившие в законную силу. Кроме того, окружной (флотский) военный суд выступает в качестве надзорной инстанции по отношению к судебным постановлениям гарнизонных судов, вступившим в законную силу.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Верховный Суд РФ, в состав которого входит Военная коллегия ВС РФ.

Военные суды органически входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции, однако отличаются определенной спецификой как в организации, так и в осуществлении судебной деятельности. По существу военные суды представляют собой разновидность специализированных федеральных судов, которые могут учреждаться в соответствии со ст. 26 Закона о судебной системе.

Но есть ли в судебной системе РФ иные специализированные суды общей юрисдикции?

Ответ на этот вопрос в настоящее время носит отрицательный характер. Между тем согласно Концепции судебной реформы, утв. постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.91 № 1801-1, суды первой инстанции общей юрисдикции предполагалось специализировать таким образом, чтобы к судебным составам по уголовным и гражданским делам прибавились бы составы по семейным делам, по трудовым делам, по делам несовершеннолетних. Обсуждался также вопрос о том, что впоследствии такие составы могут развиться в обособленные виды судебной юрисдикции.

В настоящее время ближе всех к решению этой проблемы находится создание специализированных судов по рассмотрению административных дел. Еще в 2000 г. на рассмотрение Государственной Думы РФ был внесен проект Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». Этот проект принят в первом чтении 22 ноября 2000 г., однако дальнейшего развития законотворческий процесс по указанному проекту не получил.

Большинство экспертов отметило, что законодательное регулирование административного судопроизводства носит сложный, системный характер, поэтому рассмотрение проекта Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возможно только в пакете с принятым Государственной Думой в первом чтении проектом федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», а также с внесением изменений в законодательство о судебной системе Российской Федерации, об исполнительном производстве, в административное, финансовое, налоговое, гражданско-процессуальное и иное законодательство.

На повестке дня стоит и вопрос о создании ювенальных судов. С начала 2001 г. в России началась реализация проекта программы ООН «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних». По теме «Ювенальные суды: какими им быть в России?» ведется широкая дискуссия среди представителей науки и практики. Издается журнал «Вопросы ювенальной юстиции». В практическом плане в отдельных регионах России, в частности в Ростовской области, делаются попытки создания специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних с уголовной и гражданской направленностью. Однако подобного рода попытки, предпринятые на уровне субъектов Федерации, должны быть согласованы с федеральным законодательством, в частности со ст. 26 Закона о судебной системе, согласно которой специализированные суды могут быть учреждены лишь путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Как обстоит дело с созданием специализированных судов по трудовым спорам?

Что касается создания специализированных судов по трудовым спорам, то необходимость реформирования судебного рассмотрения и разрешения трудовых споров признана на самом высоком уровне государственной власти еще в 1997 г. Так, Программа социальных реформ на 1996–2000 гг., получившая одобрение на слушаниях в Госдуме РФ и утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.02.97, предусматривала создание специализированных судов по рассмотрению трудовых споров. В 2005 г. в Верховном Суде РФ, при Судебной коллегии по гражданским делам, был образован судебный состав по трудовым и социальным делам. Однако дальнейшего реформирования в системе судов общей юрисдикции в плане создания специализированных судов по трудовым спорам не произошло.

Обратите внимание!С вступлением в силу Федерального закона от 22.07.08 № 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» рассмотрение всех индивидуальных трудовых споров отнесено к компетенции районных судов НА № 10‘2008

Передача большинства индивидуальных трудовых споров (за исключением дел о восстановлении на работе) в подсудность мировым судьям, институт которых был создан Федеральным законом от 17.12.98 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», по мнению многих ученых и практических работников в области трудового права, не привела к улучшению порядка и качества разрешения трудовых споров, традиционно относящихся к категории наиболее сложных гражданских дел с учетом социальной значимости и специфики (как материально-правовой, так и процессуальной) их разрешения.

Между тем необходимость создания сильной и доступной для населения судебной власти, способной осуществить правосудие по трудовым делам, диктуется реалиями сегодняшнего дня.

Следует отметить, что в ряде стран, например в Германии, Франции и Великобритании, судебные формирования, осуществляющие правосудие по трудовым делам, функционируют уже многие годы, на деле доказывая свою необходимость и полезность как с точки зрения интересов участника трудовых отношений, так и общества в целом.

Арбитражные суды

Защита нарушенных или оспариваемых прав организаций и граждан-предпринимателей, а в ряде случаев и иных образований, не имеющих статуса юридического лица, граждан, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется арбитражными судами.

Арбитражные суды образуют единую систему, определенную Федеральным конституционным законом от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Основу системы составляют арбитражные суды субъектов РФ. Деятельность арбитражных судов субъектов РФ связана с разрешением дел в первой инстанции. Вторая ступень системы арбитражных судов представляет собой арбитражные апелляционные суды, которые действуют по судебным округам. Всего в Российской Федерации насчитывается двадцать арбитражных апелляционных судов. Третью ступень системы занимают федеральные окружные арбитражные суды. Они являются судами по кассационной проверке законности судебных постановлений по делам, рассмотренным нижестоящими судами в первой инстанции и в апелляционном порядке.

Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ, который согласно ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он также осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ относится рассмотрение по первой инстанции дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дел об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономических споров между РФ и субъектами Федерации, а также между субъектами РФ. Высший Арбитражный Суд является надзорной инстанцией по отношению ко всем иным арбитражным судам.

Помимо непосредственной судебной деятельности, Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующие указанные правоотношения, ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах и т. д.

Создание арбитражных судов как самостоятельной ветви судебной системы потребовало разграничения компетенции между ними и судами общей юрисдикции.

Общее правило подведомственности дел арбитражному суду содержится в ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражные суды разрешают экономические и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, – с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя.

Основная масса дел, рассматриваемых арбитражными судами по первой инстанции, связана с экономическими спорами, вытекающими из гражданских правоотношений. Как правило, участниками таких споров являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Эти дела рассматриваются в порядке искового производства.

Отнесены к подведомственности арбитражных судов также возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Перечень таких дел приведен в ст. 29 АПК РФ. Их рассмотрение осуществляется в порядке административного судопроизводства.

Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды вправе рассматривать дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Отличие заключается в том, что предметом особого производства арбитражного суда являются лишь те факты, которые имеют юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Признаками предпринимательской и иной экономической деятельности должны отличаться споры, разрешенные третейскими судами, решения которых могут быть оспорены в арбитражные суды или по которым ими могут быть выданы исполнительный листы.

Такой же критерий лежит в основе разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Особое место занимает так называемая специальная подведомственность дел арбитражным судам. К ней относятся:

  • дела о несостоятельности (банкротстве);
  • дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций, дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • дела по спорам между акционерами и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров);
  • дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Одна из особенностей перечисленных дел заключается в том, что они рассматриваются арбитражными судами независимо от того, кто является участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, – юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Следует отметить, что при рассмотрении в арбитражных судах дел о банкротстве учитываются интересы работников организации, в отношении которой ставится вопрос о несостоятельности. Федеральным законом от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено участие в указанных делах представителя работников должника, т. е. лица, уполномоченного работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур банкротства. Удовлетворение арбитражным судом заявления о банкротстве может повлечь за собой неблагоприятные для работников последствия, в частности ликвидацию организации с последующим расторжением трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Возможны требования работников по оплате их труда и по иным денежным обязанностям работодателя.

Примечательно указание на то, что споры между акционерами и акционерными обществами, подлежащие рассмотрению в арбитражных судах, не должны носить характера индивидуального трудового спора. Последние относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.

Достаточно широкая компетенция арбитражных судов подчинена правилу приоритета общесудебной подведомственности, гласящему, что при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одно подведомственно суду общей юрисдикции, а другое – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль