Страховой стаж и размер пенсии: в ответе работодатель!

9102

На протяжении ряда последних лет, вплоть до 2007 г., в пенсионной сфере существовала проблема начисленных, но не уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР), возникающая при осуществлении пенсионных прав граждан, т. е. при подсчете страхового стажа при назначении трудовых пенсий, а также при исчислении пенсионного капитала для расчета страховой части трудовой пенсии.

Обратите внимание!В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

Суть проблемы состояла в следующем.

Федеральным законом от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) предусмотрено, что одним из условий приобретения права на трудовую пенсию является наличие страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории России, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР.

От общей суммы страховых взносов зависит и размер страховой части трудовой пенсии.

Базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал, который формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, право застрахованного лица на своевременное и полное получение страховой части трудовой пенсии за счет средств бюджета ПФР обеспечивается уплатой страховых взносов.

Обязанность работодателя и права пенсионера

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании) как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Уплата страховых взносов законодательством возложена на страхователя (работодателя), который обязан уплачивать их своевременно и в полном объеме. Таким образом, обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ тесно взаимосвязана с правом застрахованного лица на своевременное и полное получение обязательного страхового обеспечения (страховой части трудовой пенсии) за счет средств бюджета ПФР.

Между тем работодатели могут по различным причинам не уплачивать страховые взносы либо уплачивать их, но не в полном объеме.

Вплоть до 2007 г. на практике последствия полной или частичной неуплаты работодателем страховых взносов в ПФР непосредственным образом сказывались на размере пенсии: занижался страховой стаж граждан и пенсионный капитал, влияющий на формирование страховой и накопительной частей.

Кроме того, имела место многообразная судебная практика, характеризующаяся тем, что иски были разнородными как по своему предмету, так и по ответчикам, к которым исковые требования предъявлялись. В частности, предметом исков были требования: о перерасчете пенсий с учетом начисленных, но не уплаченных страховых взносов; о включении в страховой и специальный стаж периодов работы, за которые не уплачивались страховые взносы, о взыскании единовременно недополученной части пенсии за прошлое время.

Ответчиками по делам, как правило, являлись территориальные органы Пенсионного фонда РФ, в некоторых случаях в качестве соответчиков привлекались управления Федерального казначейства, работодатели-страхователи, Министерство финансов РФ.

Выносимые судами решения также не отличались единообразием. В большинстве случаев суды обязывали территориальные органы Пенсионного фонда РФ произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных, но не уплаченных страховых взносов за счет средств федерального бюджета, а также взыскать с территориального органа ПФР единовременно недополученную часть пенсии за счет средств федерального бюджета.

Характерной иллюстрацией к вопросу является судебное дело, рассмотренное Дальнегорским районным судом Приморского края.

Гражданин А. (пенсионер, работник предприятия ОАО «Б») предъявил иск к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дальнегорску (ГУ УПФ по г. Дальнегорску) о перерасчете страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости с учетом страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, а также выплате недополученной суммы пенсии с учетом перерасчета.

Истец, по его утверждению, работая на предприятии в период с 1997 г. по 30 сентября 2007 г., полностью выполнял свои обязанности по трудовому договору и обязанности застрахованного лица.

Со 2 марта 2000 г. истцу назначена трудовая пенсия по старости. По индивидуальным сведениям о страховом стаже и начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица А. суд установил, что ОАО «Б» за 2002–2005 гг. перечисляло страховые взносы не в полном объеме. Так, за период 2002–2005 гг. согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица было начислено 51 347,07 руб., а платежи составили 19 957,47 руб. Таким образом, разница составила 31 389,60 руб.

24 июля 2006 г. А. письменно обратился в территориальный орган ПФР с просьбой о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных страховых взносов, в чем ему было отказано.

Предметом иска был вопрос о перерасчете страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости с учетом начисленных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в период с 2002 г. по 2005 г. и требование выплатить недополученную сумму пенсии с учетом перерасчета за этот период.

В решении по делу, вынесенном в январе 2007 г., указывается: представитель ответчика ГУ УПФ по г. Дальнегорску исковые требования не признал и заявил письменное ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения запроса Верховного Суда (ВС) РФ в Конституционном Суде (КС) РФ. Суд посчитал, что вины истца в неперечислении страховых взносов в ПФР нет, поскольку данная обязанность в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона об обязательном пенсионном страховании, ст. 12 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ст. 2 и 22 ТК РФ возложена на работодателя – бывшее ОАО «Б», а не на работника.

В обоснование своей позиции суд, в частности, указал, что в законодательстве РФ не определена ответственность застрахованных лиц за неуплату страховых взносов страхователем (работодателем) в Пенсионный фонд (страховщику).

Статья 15 Закона об обязательном пенсионном страховании гарантирует застрахованному лицу право на своевременное и полное получение обязательного страхового обеспечения за счет средств бюджета ПФР без возложения на застрахованное лицо (наемного работника) каких-либо дополнительных обязательств и не содержит положений об уменьшении выплат по обязательному страховому обеспечению (в частности, страховой части трудовой пенсии) при невыполнении своих обязанностей страхователем (в данном случае – ОАО «Б»).

Своим отказом ГУ УПФ по г. Дальнегорску возложило на А. ответственность в виде уменьшения страховой части трудовой пенсии за невыполнение обязанностей, возложенных законодательством на других субъектов (страхователей).

При этом суд принял во внимание, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в соответствии со ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании налоговыми органами. Налоговый кодекс РФ не требует вмешательства пенсионера: государство как гарант прав граждан на пенсию предоставило государственным органам большие полномочия.

С учетом изложенного суд посчитал, что уменьшение страховой части трудовой пенсии А. в связи с незачетом страховых взносов следует рассматривать как наказание со стороны ГУ УПФ по г. Дальнегорску. Оно не основано на каких-либо законодательных актах и противоречит ст. 7, 19 и 39 Конституции РФ, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также закрепляющей государственные гарантии в области социального, в т. ч. пенсионного, обеспечения. Поскольку вины А. как работника в неперечислении работодателем и образовании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР нет, постольку его право как пенсионера на перерасчет пенсии не должно ущемляться. Таким образом, отказ ГУ УПФ по г. Дальнегорску включить в страховой стаж периоды работы, за которые не уплачены страховые взносы, является незаконным.

Из изложенного суд сделал следующий вывод: ответчик нарушил право истца на пенсионное обеспечение, уменьшив страховой стаж и размер назначенной ему трудовой пенсии по старости, баз наличия вины, поэтому исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Что касается ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу, то суд в этом отказал, не усмотрев такой необходимости. Суд запрос в КС РФ не делал, а, напротив, принял значительное число решений по аналогичным искам, которые оставлены без изменения судом кассационной инстанции.

Суд обязал ГУ УПФ по г. Дальнегорску произвести перерасчет страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости с учетом начисленных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за период с 2002 по 2005 гг. и выплатить недополученную сумму пенсии с учетом перерасчета за этот период.

Данное дело было рассмотрено незадолго до вынесения Конституционным Судом РФ решения по указанному вопросу. Напомним, что представители территориального органа ПФР по выше рассмотренному делу А. упоминали о запросе в КС РФ и в этой связи даже просили суд приостановить производство по делу.

Взносы должны быть перечислены

НА № 10‘2007 Конституционный Суд РФ 10 июля 2007 г. вынес постановление № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный (далее – Постановление № 9-П).

Поводом к рассмотрению данного дела стали указанные запросы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые заявителями нормативные положения.

В производстве Верховного Суда РФ находилось дело по иску гражданина А. Н. Елистратова к ОАО «Инзенский Мехэнергосервис» о перечислении на его индивидуальный лицевой счет в Пенсионный фонд РФ страховых взносов в сумме 12 220 руб. 16 коп., взыскании недополученной части трудовой пенсии и компенсации морального вреда.

В связи с неполной уплатой работодателем в ПФР страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002–2004 гг. размер страховой части трудовой пенсии по старости, назначенной А. Н. Елистратову в апреле 2004 г., оказался занижен, и ежемесячно он недополучал 98 руб. 33 коп. Инзенский районный суд Ульяновской области решением от 30.09.04, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, частично удовлетворил исковые требования А. Н. Елистратова, обязав Управление ПФР в Инзенском районе Ульяновской области, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, произвести с апреля 2004 г. перерасчет страховой части его трудовой пенсии исходя из сумм начисленных страховых взносов за 2002–2004 гг., а в удовлетворении требований к ОАО «Инзенский Мехэнергосервис» отказал.

Считая состоявшиеся по делу судебные постановления незаконными, Управление ПФР в Инзенском районе Ульяновской области обратилось в президиум Ульяновского областного суда, а затем в Верховный Суд РФ с надзорными жалобами, ссылаясь, в частности, на следующее. В силу предписаний ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и иных норм пенсионного законодательства расчет страховой части трудовой пенсии может производиться исходя только из сумм тех страховых взносов, которые фактически поступили в бюджет ПФР и учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; расчет же страховой части пенсии вне зависимости от того, в каком объеме фактически уплачены страховые взносы, противоречит принципам проводимой пенсионной реформы. Кроме того, Пенсионный фонд РФ не может нести ответственность перед застрахованными лицами за недобросовестное исполнение работодателем своих обязанностей по перечислению страховых платежей.

Определением судьи Верховного Суда РФ дело было истребовано в Верховный Суд РФ и передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ.

Аналогичное дело по иску группы работников Учалинского завода железобетонных изделий к Управлению Пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и городе Учалы Республики Башкортостан о перерасчете страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости находилось в производстве Учалинского районного суда Республики Башкортостан.

При назначении истцам трудовой пенсии по старости пенсионные органы не включили в их страховой стаж период работы с января 2002 г. по сентябрь 2005 г., ввиду неполной уплаты работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за этот период, и произвели им расчет пенсий исходя из фактически уплаченных сумм, а не начисленных страховых взносов.

По мнению Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан, подлежащий применению при разрешении указанных дел п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях не соответствует Конституции РФ, поскольку допускает распространение на застрахованных лиц неблагоприятных последствий ненадлежащего исполнения работодателем как страхователем своих обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде невключения в страховой стаж соответствующих периодов трудовой деятельности и снижения размера страховой части трудовой пенсии.

Конституционность п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях оспаривалась и гражданином А. С. Муратовым, которому территориальный орган Пенсионного фонда РФ не засчитал в страховой стаж период работы в 2002–2004 гг. и отказал в установлении размера трудовой пенсии по старости с учетом начисленных за этот период, но не перечисленных работодателем в бюджет ПФР страховых взносов, а также гражданкой Т. В. Шестаковой, размер трудовой пенсии по старости которой при перерасчете страховой части пенсии на основании п. 3 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях оказался ниже, чем у других лиц, выполнявших аналогичную работу и получавших такую же зарплату, но работавших на другом предприятии, по причине неполной уплаты работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период ее работы после назначения трудовой пенсии.

Заявители утверждали, что п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях фактически ставит реализацию гражданами, работающими по трудовому договору, права на трудовую пенсию в зависимость не от соблюдения ими условий, установленных законом, и не от выполнения обязанностей, возложенных лично на них, а от того, исполняет ли страхователь (работодатель) свою обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ надлежащим образом (т. е. своевременно и в полном объеме), и, следовательно, противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, нарушает конституционное право граждан на пенсионное обеспечение, а потому не соответствует ст. 2, 7 (ч. 1), 19 (ч. 1), 39 (ч. 1 и 2), 46 (ч. 1) и 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ.

Гражданин А. С. Муратов наряду с п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях просил проверить конституционность п. 2 ст. 13 того же Федерального закона, ссылаясь на то, что содержащаяся в нем норма позволяет лишать гражданина страховой части трудовой пенсии в случае непредставления работодателем в Пенсионный фонд РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которыми подтверждаются засчитываемые в его страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по делу № 9-П являлись взаимосвязанные нормативные положения п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утв. постановлением Правительства от 12.06.02 № 407, в той части, в какой они относятся к застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, и определяют условия приобретения ими права на трудовую пенсию и размер ее страховой части.

Исследуя этот конкретный предмет, Конституционный Суд РФ подробно рассмотрел, к чьим полномочиям относится обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, а также контроль за уплатой страховых взносов в ПФР.

В частности, в Постановлении № 9-П указывается: Закон об обязательном пенсионном страховании относит обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в т. ч. путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом ПФР, а также осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, к полномочиям федеральных органов государственной власти (ст. 12).

Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается названным Федеральным законом на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов – на территориальные органы Пенсионного фонда РФ (ст. 25, 26 и 27). Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в т. ч. и в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.

Что касается застрахованных лиц, то им предоставлено право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда РФ информацию о начислении и уплате страховых взносов, осуществлять контроль за их перечислением работодателем в бюджет ПФР, а Фонд, в свою очередь, обязан бесплатно один раз в год направлять застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений (ст. 15 Закона об обязательном пенсионном страховании, ст. 14–16 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ст. 62 и 303 ТК РФ).

Вывод Конституционного Суда РФ состоит в следующем: поскольку сами застрахованные лица непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, они, как правило, не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам.

Далее Конституционный Суд РФ констатировал: неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в т. ч. в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Названным постановлением Конституционного Суда РФ п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1 и 2), 45 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, – при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц – позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

При этом Конституционный Суд РФ указал: федеральному законодателю надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в т. ч. источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

До установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности – при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ – должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению в Фонд необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Проблема закрыта, но может возникнуть новая…

Принятие Постановления № 9-П, вступившего в силу с 10 июля 2007 г., позволило «закрыть» проблему нарушения пенсионных прав лиц, чьи работодатели по различным причинам недобросовестно осуществляли обязанности по уплате страховых взносов в ПФР. Территориальными органами ПФР был осуществлен перерасчет трудовых пенсий, назначенных (пересчитанных) без учета страховых взносов, одновременно с решением вопроса о включении в страховой стаж периодов работы, в течение которых страхователем не были уплачены либо были не полностью уплачены страховые взносы, имевших место как до 10 июля 2007 г. (даты вступления в силу Постановления № 9-П), так и после этой даты.

Своевременно были внесены поправки в законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 г., позволившие реализовать судебное предписание.

Кроме того, постановлением Правления ПФР от 28.07.08 № 224п были внесены изменения в форму Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗИ-5), утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.06 № 192п. Выписка формируется территориальным органом ПФР по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или застрахованного лица. Указанная форма дополнена разделом «Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала, рассчитанного по начисленным в соответствии с законодательством страховым взносам». В данном разделе указывается информация о расчетном пенсионном капитале (РПК) на начало и конец периода, о части РПК, учтенной при назначении (перерасчете) пенсии, а также вид пенсионного действия.

Относительно установления правового механизма, о необходимости выработки которого указал КС РФ в своей резолютивной части, следует отметить, что некоторые специалисты понимали под этим принятие некоего специального законодательства, задачей которого являлось обеспечение гарантий граждан на полноценную страховую (а впоследствии – накопительную) часть трудовой пенсии, независимо от уплаты работодателем страховых взносов в ПФР.

Как указано выше, на сегодняшний день проблемы с определением полноценной пенсии застрахованным гражданам не имеется, она решена государством, необходимые дополнительные финансовые средства были выделены.

Однако не следует забывать, что данная проблема в равной степени в перспективе коснется накопительной части трудовой пенсии, а восполнение недостающих средств на ее покрытие, учитывая особенности формирования накопительной части трудовой пенсии и учета соответствующих прав, будет представлять еще большую проблему, чем мы имели со страховой частью трудовой пенсии, поэтому ее разрешение должно быть предметом проработки уже сейчас.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль