Логистика на рынке труда

2425
Каждая компания стремится достичь в своей области преимущества перед конкурентами. И во многих случаях логистическая цепочка скрывает в себе большие резервы оптимизации. Однако эту проблему зачастую решают однобоко, не учитывая, что невозможно добиться значительных результатов, не настроив эффективно все процессы. Между тем данная задача под силу квалифицированному специалисту, знакомому с современными логистическими технологиями.

По данным аналитических обзоров РБК, рынок транспортно-логистических услуг динамично развивается. Для сравнения: рост рынка в 2006 г. составил 19,7%, в 2007 г. – 21%, 2008 г. – 20% (эта цифра предварительная). Согласно прогнозу РБК, составленному в середине 2008 г., среднегодовые темпы роста до 2015 г. должны сохраняться на уровне 15%. Хотя финансовый кризис внесет свои изменения в прогнозы как по росту объема, так и по структуре предложения услуг.

Переход на новый уровень

Эффективно ли работает логистика, легко понять, ответив на несколько простых вопросов. Часто ли клиент жалуется на задержку поставок? Трудно ли узнать, в каком месте находится в данный момент партия товара? Часто ли склад загружен излишками? Если ответ положительный, то надо задуматься о необходимости оперативного вмешательства квалифицированного логиста.

По подсчетам экспертов, компаний, имеющих эффективно работающую логистическую стратегию, не более 3–5%. В остальных этот отдел выполняет лишь урезанные функции. При этом нерациональная организация процессов увеличивает логистические издержки российских компаний в общем объеме до 25%, в то время как эксперты называют оптимальной их величину в размере 10–12%.

Руководители постепенно осознают значимость вопроса. Все чаще именно с подбора управляющего отдела логистики начинаются многие преобразования в компаниях, обоснованные сменой собственности, укрупнением, изменением схем работы. Среди организаций, для которых эффективность данной службы стоит на первом месте, – производственные, дистрибьюторские, транспортные. Совершая замену, собственники часто ждут чудесного преображения своего бизнеса, а многие специалисты утверждают, что они способны на это. Дело в том, что в настоящее время в руках логиста целый арсенал средств для выведения компании на новый качественный уровень.

Во всеоружии

Логистический менеджмент уже давно не ограничивается классическими функциями складирования и транспортировки. В зону его ответственности все больше интегрируются такие функции, как исполнение заказа, снабжение, планирование и контроллинг производства, а также ответственность за уровень качества обслуживания заказчика.

Логистика должна базироваться на реформировании всех бизнес-процессов исходя из необходимости исключить неэффективное расходование ресурсов. Среди построенных на этом подходе: концепция «Канбан», предложенная японской «Тойотой», концепция Lean Production («Бережливое производство»), системы управления качеством CWQC (Company wide quality control) и TQM (Total quality management), 5S – система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины с участием всего персонала и др.

В современных условиях, помимо теоретической основы, логистической структуре требуется и практическая поддержка, которую обеспечивают информационные технологии. Большинство компаний приходят к необходимости внедрения информационной системы, так называемой ERP-системы, позволяющей управлять ресурсами предприятия. В ее основе лежит организация единой базы данных о состоянии склада, производства и заказов, которыми может воспользоваться любой сотрудник, имеющий определенный уровень доступа. При этом в самом современном ее виде присутствует два контура управления: внутренний, направленный на бизнес-процессы предприятия, и внешний, регулирующий взаимодействие с поставщиками и покупателями.

Помимо программных продуктов, позволяющих автоматизировать различные логистические процессы, все более широко внедряются различные технологии, помогающие перейти на новый уровень организации. Так, в складском хозяйстве все шире применяется маркировка, например с помощью штрихового кодирования или радиочастотной идентификации – RFID. А для компаний, осуществляющих транспортировку продукции, актуально использование в управлении потоками спутниковых навигационных систем мониторинга.

Кого поставить во главе

Очевидно, что применение новых технологий и подходов к управлению требует привлечения квалифицированных специалистов. Фигура руководителя логистического отдела или директора по логистике выходит на первый план.

Рекрутеры представляют его портрет примерно следующим образом: мужчина от 33 до 45 лет с высшим техническим образованием, подкрепленным логистическим. Из дополнительных знаний приветствуются МВА и владение английским (хотя бы на техническом уровне), при этом обязательными являются навыки работы и внедрения современных Сase-средств управления логистическими процессами.

Безусловно, параллельно с ростом объема и значимости функций директора по логистике растет и уровень его компенсации. В зависимости от степени масштабности бизнеса, объемов ответственности и предоставленных полномочий, предложения начинаются с 60 000 руб. и достигают 250 000 руб. Дополняет их соответствующий уровню должности соцпакет, включающий, как правило, оплату мобильной связи и питания, предоставление служебного автотранспорта, медстраховку, в т. ч. страхование жизни, и пр. За последние два года размер компенсации повысился примерно на 50–70%.

Один в поле не воин

Однако успех преобразований зависит, разумеется, не только от руководителя, но и от работы сотрудников, которые должны обеспечить «поддержку снизу». Тем более что большинство современных систем предполагает переход от централизованного жесткого менеджмента к бизнесу, основанному на вовлечении работников с преимущественным использованием горизонтальных линий управления.

Задачи специалистов определяются размерами организации. В крупной компании функции логистов могут быть более раздробленными и узкими: например только морские перевозки по определенному маршруту или подготовка таможенных деклараций. В небольшой компании логисты должны быть универсалами – они решают несколько задач одновременно: взаимодействие с производителями, с экспедиторскими компаниями, со складскими комплексами, с таможенными брокерами и др.

Зарплата специалистов сферы логистики (руб.)

Логистика на рынке труда

Уровень дохода специалистов данной сферы приведен в таблице (данные за 2008 г.).

В 2008 г. рост оплаты труда в среднем составил 10–15%. Видимо, это объясняется тем, что в течение года спрос на профессионалов превышал их предложение. Росла потребность в специалистах по мультимодальным перевозкам, способных выстроить и оптимизировать транспортные схемы из любой точки мира, имелся также дефицит специалистов по таможенному оформлению.

На рынке труда работодатели встречают в первую очередь предложения от кандидатов, имеющих небольшой опыт работы, а также узко специализированных, работающих с небольшими объемами поставок и номенклатурой товаров.

Обратите внимание!По-прежнему востребованы грамотные руководители в области транспортной и складской логистики, логисты, специалисты по таможенному оформлению, менеджеры по закупкам и внешнеэкономической деятельности

Между тем набор требований к соискателям довольно широк: это универсальность (знание транспортной и складской составляющих, таможенного оформления и др.), практическое владение логистическими технологиями и знание основных участников логистического рынка (операторы, перевозчики, складские комплексы, таможенные брокеры, сертификационные органы). Кроме того, кандидаты должны владеть соответствующей правовой базой (например, Инкотермс, ТН ВЭД), свободно ориентироваться в компьютерных программах (Excel, 1C, специальный софт – Альта, ТамДек), знать английский (или другой) иностранный язык. Из личных качеств потребуется оперативность и умение работать с большим объемом информации.

В последние месяцы кардинально изменилась ситуация на рынке труда – перевес стал в пользу работодателя. Предложение со стороны соискателей превышает спрос со стороны работодателей почти в 4,5 раза. Работодателю стало легче найти сотрудника, удовлетворяющего квалификационным требованиям.

Другой подход

Интеграция логистических процессов в стране и их усложнение приводит к тому, что альтернативой стало вынесение данной составляющей бизнеса в аутсорсинг. В результате крупные производители стараются наладить эффективные партнерские взаимоотношения с логистическими операторами. В связи с этим их сотрудникам, помимо теоретических знаний, необходимо ориентироваться на рынке данных услуг. В значительной степени успех работы компании зависит и от умения ее представителей грамотно проводить переговоры, добиваясь взаимовыгодных условий.

Кстати сказать

От склада к автоматизированному комплексу

Логистика – это прежде всего идея, суть которой – минимизация издержек организаций и технологии, позволяющие наиболее эффективно реализовать этот подход. До 2000 г. большинству российских компаний логистику заменяло транспортное и складское хозяйство.

Устройство складов было крайне простым – ангар вида «четыре стены, пол и потолок». Работа на складе велась низкоквалифицированными сотрудниками – кладовщиками, которые вели учет «на бумаге», а порой и вообще забывали о нем. Механизация ограничивалась гидравлической тележкой, а все операции выполнялись грузчиками. Идентификация товара производилась вручную – путем нанесения персоналом надписи на упаковку. Про внедрение компьютеров и IT-технологий речи даже не шло. В результате такой склад работал очень медленно и нечетко.

Отсутствие системного подхода в разработке транспортных схем делало доставку товара крайне затратной. Часто функции экспедитора перекладывались на плечи водителей, из-за этого число ошибок постоянно росло.

Отдельные складские комплексы на тот момент были

слишком слабо развиты. Имеющиеся не соответствовали большей части требований, причем располагались далеко не оптимально. Транспортные компании только начали появляться. Про логистических операторов речь заходила только в том случае, если товар доставлялся из-за границы. Цепи доставок были простыми, и в условиях отсутствия конкуренции не существовало острой необходимости искать наиболее оптимальные пути перевозок.

Серьезный толчок в развитии данное направление получило лишь с 2002–2003 гг. Образцом для подражания стали крупные западные компании. Многие российские менеджеры прошли их школу. Помимо сформированного научного подхода к управлению цепочками поставок, на тот момент они могли позволить себе использовать и технологические новинки.

Сегодня большинство фирм осознало необходимость не просто снижать затраты, а снижать их, оптимизируя процессы, и в первую очередь именно логистические.

Однако с ростом рынка и спроса на услуги транспортировки и хранения возникли проблемы. Основным фактором, препятствующим становлению логистических компаний в России, является острая нехватка современных складских терминалов.

Данный рынок в России только начинает по-настоящему развиваться.

Примерно за последние 5 лет площадь складов выросла с 750 тыс. кв. м до 5 млн кв. м. Но даже столь быстрые темпы строительства не могут обеспечивать имеющиеся потребности. К складским комплексам, находящимся в стадии разработки, уже выстраивается очередь. Ситуация такова, что арендодатели сами выбирают клиентов и предпочитают компании, снимающие помещения в больших объемах и на долгий срок.

При этом современный складской комплекс существенно отличается от складов, описанных выше. Его осpновные черты: высокая степень автоматизации операций, оснащение высокотехнологичным оборудованием, конвейерами. Учет и маркировка оборудования производится автоматически благодаря внедрению IT-технологий.

Дальнейшее развитие российского рынка транспортно-логистических услуг, изменение конкурентных условий будут зависеть от многих макроэкономических факторов, среди них – темпы экономического роста, положительная динамика промышленного производства и розничного товарооборота.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль