Оплата труда бюджетников: развитие реформы

3172
 Костян Ирина Александровна
Доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права МГУ им. М.В. Ломоносова, адвокат.
В «Справочнике кадровика» № 6 и 7 за 2008 г. были рассмотрены основные принципы перехода на новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы, а также даны комментарии к документам, регламентирующим этот переход. В последние месяцы были приняты новые нормативные акты, конкретизирующие процесс реформы, определяющие уполномоченные органы и наделяющие руководителей бюджетных предприятий дополнительными правами и обязанностями.

В НА № 10‘2008соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.08 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральн (далее – Постановление от 05.08.08 № 583) для отдельных категорий работников с 1 декабря 2008 г. введена новая система оплаты труда. Речь идет о работниках федеральных бюджетных учреждений, федеральных государственных органов (далее – работники) и гражданском персонале воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее – гражданский персонал).

Пунктом 2 Постановления от 05.08.08 № 583 определены конкретные органы (учреждения), которые уполномочены провести необходимые мероприятия, направленные на введение новой системы оплаты труда. Это зависит от того, для каких работников и гражданского персонала устанавливается новая система оплаты труда.

В частности, для работников федеральных государственных органов и подведомственных им учреждений новая система оплаты труда вводится этими федеральными государственными органами. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

При этом новая система оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений устанавливается работодателем с учетом действующего законодательства (в т. ч. государственных гарантий по оплате труда), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, мнения представительного органа работников и в пределах бюджетных ассигнований, направленных на реформирование системы оплаты труда.

Для достижения поставленной цели работодатель:

  • разрабатывает и принимает в установленном трудовым законодательством порядке локальный нормативный акт – Положение о новой системе оплаты труда работников;
  • определяет и устанавливает размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в зависимости от профессиональной подготовки и уровня квалификации, с учетом сложности и объема выполняемой работы;
  • вносит соответствующие изменения в штатное расписание организации (утверждает новое штатное расписание).

Элементы системы оплаты труда

Системы оплаты труда работников и гражданского персонала устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.08 № 583 (далее – Положение об установлении систем оплаты труда). Оплата труда состоит из следующих элементов:1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы (постоянная часть);2) выплаты стимулирующего характера (переменная часть);3) выплаты компенсационного характера.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы зависят от следующих факторов:

  • сложности и объема выполняемой работы;
  • профессиональной подготовки и уровня квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (принимаются за основу формирования профессиональных квалификационных групп) в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с подп. «а» п. 6 Постановления от 05.08.08 № 583 Минздравсоцразвития России утверждает профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Перечень видов выплат стимулирующего характера утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.07 № 818. Исходя из их названия, они несут совершенно определенную нагрузку: призваны способствовать достижению вполне конкретной цели, поставленной работодателем, и направлены на повышение эффективности деятельности отдельных работников и организации в целом. К ним, в частности, относятся премиальные вознаграждения, надбавки стимулирующего характера. К числу выплат стимулирующего характера можно отнести, например, надбавку за продолжительность непрерывной работы в организации.

НА № 5‘2008Перечень видов выплат компенсационного характера, а также Разъяснение о порядке их установления в федеральных бюджетных учреждениях утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.07 № 822. К выплатам компенсационного характера в соответствии с этим приказом относятся:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые нередко определяются как дискомфортные для труда и проживания;
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Как это предусмотрено п. 4 Положения об установлении систем оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ, выплаты компенсационного характера начисляются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам. Выплаты могут быть установлены:

  • в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам;
  • в абсолютных размерах.

При этом следует учитывать предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ особенности оплаты труда работников за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Установление выплат компенсационного характера не должно ухудшать положение работников в сравнении с условиями, предусмотренными этими нормативными правовыми актами.

Финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с введением новой системы оплаты труда, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете, с учетом увеличения объема этих ассигнований с 1 декабря 2008 г. на 30%.

При этом следует иметь в виду, что введение новой системы оплаты труда может повлечь за собой необходимость сокращения численности (штата) работников, поскольку повышение заработной платы предусмотрено в пределах централизованно установленного объема бюджетного финансирования.

Особенности новой системы оплаты труда

При введении новой системы оплаты труда требуется учитывать:1) необходимость сохранения размера заработной платы работников и гражданского персонала на прежнем уровне (т. е. запрещение снижения уровня оплаты труда, существовавшего до введения новой системы оплаты труда);2) усиление значения выплат стимулирующего характера в сравнении с размерами окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;3) отдельные особенности установления составляющих (элементов) заработной платы (окладов, надбавок);4) особенности установления определенного соотношения между размером должностного оклада руководителя учреждения и средней заработной платой работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения;5) процедуру введения новой системы оплаты труда.

Следует отметить, что сохранение прежнего уровня заработной платы работников и гражданского персонала предусмотрено п. 3 Постановления от 05.08.08 № 583, поэтому при установлении новой системы оплаты труда необходимо помнить следующее.

Во-первых, при оценке прежнего и нового размера заработной платы следует учитывать только размеры окладов (должностных окладов), ставки заработной платы (постоянная часть) и компенсационные выплаты, предусмотренные системой оплаты труда. Размер стимулирующих выплат, установленных работодателем, в этом случае не принимается во внимание.

Во-вторых, необходимо иметь в виду, что под сохранением прежней заработной платы понимается сохранение прежнего уровня оплаты труда, установленного с учетом объема нагрузки работника.

Так, если объем должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации не меняется (сохраняется прежним), то новая заработная плата (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть ниже размера заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемого на основе ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Напротив, в случае увеличения нагрузки работника (увеличения объема выполняемой им работы) увеличение заработной платы (постоянной ее части) должно происходить пропорционально увеличению нагрузки на работника.

Новая система оплаты труда характеризуется усилением значения выплат стимулирующего характера (переменной части оплаты труда) в сравнении с размерами окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (постоянной частью оплаты труда).

Это означает, что работодатель, сохраняя прежний размер заработной платы (без учета стимулирующих выплат, предусмотренных прежней системой оплаты труда), в целях повышения мотивации к эффективному труду вправе увеличить (увеличивать в дальнейшем) общий размер стимулирующих выплат и дополнительно ввести не применявшиеся ранее надбавки. Для этого работодатель вправе увеличивать:

  • количество стимулирующих выплат (разновидность надбавок стимулирующего характера);
  • размеры уже установленных стимулирующих выплат (премий, надбавок).

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда начиная с 1 января 2010 г. объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Кроме того, средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, – также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.

В следующем номере мы рассмотрим особенности установления составных элементов заработной платы работников бюджетной сферы, основные государственные гарантии в сфере оплаты труда бюджетников, а также требования, которые необходимо соблюдать при определении размеров оплаты труда руководителей федеральных бюджетных учреждений.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль