Гражданин Республики Беларусь: особый статус работников «неиностранцев»

6541
На протяжении без малого двух десятилетий Российской Федерацией и Республикой Беларусь прилагались значительные усилия для объединения двух государств. Итогом такого сотрудничества должно стать, в том числе, создание единого рынка труда и единого миграционного пространства. В настоящее время создано Союзное государство, приняты двухсторонние соглашения, облегчающие трудовую миграцию и создающие социальную защиту трудящихся-мигрантов - граждан РФ и Республики Беларусь. Что уже сделано в сфере регулирования трудовой миграции и защиты трудящихся-мигрантов? И что в этой связи должны знать российские работодатели при заключении трудового договора с гражданами Республики Беларусь?

За последнее время между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - РБ) было заключено значительное количество договоров и соглашений, регулирующих трудовую миграцию и правовое положение трудящихся-мигрантов. Кроме того, указанные государства участвуют и в многосторонних международных правовых актах.

Эти договоры и соглашения имеют большую юридическую силу, чем национальное законодательство. В связи с этим уполномоченные государственные органы при осуществлении миграционного учета и работодатели при заключении, изменении и прекращении трудового договора в своих действиях должны руководствоваться правилами, установленными нормами международных договоров и соглашений, если эти правила отличаются от тех, которые установлены «внутренним» законодательством. Давайте разберемся, каким же образом происходило развитие сотрудничества РФ и РБ в сфере правового регулирования трудовой миграции и как это повлияло на правовое положение граждан РБ, работающих в РФ.

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РФ И РБ

Сотрудничество РФ и РБ по вопросам правового регулирования трудовой миграции между указанными государствами осуществлялось в результате участия РФ и РБ в многосторонних международных договорах и заключения двухсторонних межгосударственных соглашений.

Многосторонние международные договоры с участием РФ и РБ

К многосторонним международным договорам, оказавшим влияние на правовое регулирование трудовой миграции между РФ и РБ, можно отнести:

  • Соглашение от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», участниками которого были и РФ и РБ. Данное Соглашение заложило основу для дальнейшего сотрудничества всех государств -бывших республик СССР;
  • Соглашение государств - участников СНГ от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов». В данном Соглашении впервые давалось легальное определение понятия «трудящегося-мигранта» и основы правового статуса этой категории лиц;
  • Соглашение между Правительством РБ, Правительством республики Казахстан, Правительством Кыргызской республики, Правительством РФ и Правительством республики Таджикистан от 24.11.1998 «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях».

Эти многосторонние международные договоры составляют основу правового положения граждан РФ и РБ, работающих на территории этих государств.

Двухсторонние договоры РФ и РБ

Одним из первых правовых актов, касающихся трудовой миграции между РФ и РБ, стал Договор от 21.02.1995 «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве». В этом Договоре стороны принимали на себя обязательство укреплять сотрудничество в области труда и занятости населения, использования трудовых ресурсов, регулирования трудовой миграции.

Конкретные нормы, защищающие права трудящихся-мигрантов из РФ и РБ, были закреплены в последующих правовых актах. Среди этих актов: Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее - Решение о равных правах граждан), Договор от 25.12.1998 «О равных правах граждан» (далее - Договор о равных правах граждан).

В 1999 г., 8 декабря, произошло важное событие, имеющее решающее значение для регулирования правового положения граждан РФ и РБ. В этот день был заключен Договор «О Создании Союзного государства» (далее - Договор о Союзном государстве). В соответствии со ст. 14 данного Договора граждане РФ и РБ являются одновременно гражданами Союзного государства. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников. Кроме того, согласно ст. 31 Договора в Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения. Таким образом, в Договоре были закреплены равные трудовые и социальные права граждан РФ и РБ в этих государствах. Хотя вместе с тем необходимо было модифицировать национальное законодательство и подзаконные нормативные акты, чтобы обеспечить реализацию равных трудовых и социальных прав граждан на практике.

В дальнейшем особое внимание уделялось вопросам межгосударственного сотрудничества в сфере правового регулирования трудовой миграции. Очевидно, что достижение реального равенства социальных и трудовых прав граждан РФ и РБ, работающих на территории друг друга, невозможно без такого регулирования.

Например, если у граждан РФ и РБ есть равные социальные и трудовые права, но им трудно мигрировать с целью трудоустройства, то эти равные права бессмысленны, поскольку их невозможно реализовать.

В целях совершенствования правового регулирования миграционных процессов на территории Союзного государства между Правительством РФ и Правительством РБ было заключено Соглашение «Об использовании миграционной карты единого образца» от 05.10.2004.

Также РФ и РБ выработали основные направления миграционной политики.Эти направления, закрепленные в постановлении Совета министров Союзного государства от 29.10.2005 № 23 «Об основных направлениях миграционной политики на территории государств - участников договора о создании Союзного государства», включают в себя несколько направлений.

Направление 1. Координация усилий национальных государственных органов по решению задач регулирования миграционных процессов.

Направление 2. Минимизация негативных последствий незаконной миграции.

Направление 3. Создание условий для привлечения в экономику высококвалифицированных трудовых ресурсов из-за рубежа.

Направление 4. Обеспечение и защита прав и свобод граждан РФ и РБ, в том числе права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Направление 5. Создание единой системы государственного регулирования миграционных процессов.

Направление 6. Укрепление сотрудничества между РБ и РФ и развитие взаимодействия с третьими государствами в целях предупреждения и пресечения незаконной миграции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместное регулирование миграционных процессов направлено на решение трех основных задач.

1. Обеспечение свободы трудовой миграции граждан РФ и РБ на территориях указанных государств.

2. Борьба с незаконной миграцией.

3. Привлечение в экономику РФ и РБ высококвалифицированных специалистов из третьих стран.

Следующим шагом в облегчении трудовой миграции между РФ и РБ стало принятие Соглашения от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств -участников Союзного государства» (далее - Соглашение о равных правах).

Также между РФ и РБ были заключены соглашения, направленные на обеспечение социальной защиты граждан РФ, находящихся на территории РБ, и граждан РБ, находящихся на территории РФ. Среди них: Соглашение от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» и Договор от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения». Благодаря заключению этих документов граждане РФ и РБ, находящиеся на территории РБ и РФ, получили полную и всестороннюю социальную защиту наравне с гражданами соответствующего государства.

Итак, мы перечислили основные правовые акты, принятые РФ и РБ. Каким образом политика поощрения трудовой миграции повлияла на особенности правового положения граждан РБ, работающих в нашей стране? Давайте разберемся.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Правовое регулирование миграции граждан РБ в РФ имеет ряд особенностей, в силу которых граждане РБ имеют преимущества перед гражданами третьих стран.

Обратите внимание! Граждане РБ могут въезжать на территорию РФ в безвизовом порядке, не заполнять миграционную карту и не регистрироваться по месту пребывания

Преимущество 1. Гражданам РБ для въезда в РФ не надо получать визу. Для переезда в РФ и поиска в РФ работы ему не нужно получать визу или какой бы то ни было иной разрешительный документ. Это следует из Договора о Союзном государстве, а также оговаривается в письме МИД России от 27.09.2006 № 32253/19 «О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию Российской Федерации», согласно которому гражданам РБ разрешен безвизовый въезд в РФ.

Преимущество 2. Гражданам РБ при въезде на территорию РФ не надо заполнять миграционную карту.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте» каждый иностранный гражданин при въезде в РФ обязан заполнять миграционную карту. Однако между РФ и РБ было заключено Соглашение от 05.10.2004 «Об использовании миграционной карты единого образца».

В данном Соглашении граждане РФ и РБ были взаимно исключены из числа иностранных граждан. В соответствии со ст. 2 Соглашения под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ или РБ, и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) третьего государства, или лицо без гражданства, не имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) третьего государства. Граждане РФ и РБ для целей данного Соглашения не относятся к иностранным гражданам, и, следовательно, требования, обязательные для иностранных граждан, к ним не относятся.

Преимущество 3. Граждане РБ, прибывшие на территорию РФ, освобождаются от регистрации по месту пребывания в течение 30 дней со дня въезда на территорию РФ.

Напомним, что по общему правилу в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда он:

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;

б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.

В перечисленных случаях принимающая сторона обязана уведомить о прибытии иностранного гражданина в течение одного рабочего дня.

Однако ст. 3 Соглашения о равных правах освобождает граждан РФ, прибывших на территорию РБ, и граждан РБ, прибывших на территорию РФ, от регистрации в компетентных органах по месту пребывания в течение 30 дней со дня въезда на территорию государства. Таким образом, граждане РБ находятся в привилегированном положении по сравнению с гражданами всех иных государств. Им не надо регистрироваться по месту пребывания в течение семи рабочих дней, они могут въехать в РФ и в течение 30 дней подыскивать место для проживания и работу, нигде не регистрируясь.

В сфере регулирования трудовых отношений

Далее рассмотрим особенности трудоустройства и осуществления трудовой деятельности гражданами РБ в нашей стране.

Обратите внимание! При привлечении к трудовой деятельности граждан РБ российским работодателям не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а гражданам РБ для работы не требуется специального разрешения

Особенность 1. Поскольку между РФ и РБ действует безвизовый режим, работодателям не надо получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы (п. 4.5. ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; далее - Закон об иностранных гражданах).

Особенность 2. Гражданам РБ для работы в РФ не надо получать разрешение на работу. Разрешение на работу требуется всем иностранным гражданам за исключением отдельных категорий, исчерпывающим образом поименованных в Законе об иностранных гражданах.

Однако на основании Решения о равных правах граждан действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан РБ в РФ и граждан РФ в РБ не применяется. Это означает, что граждане РБ, планирующие работать на территории РФ, имеют равные с гражданами РФ права на трудоустройство, и им не нужно разрешение на работу.

Таким образом, гражданам РБ и работодателям, заключающим трудовые договоры с такими иностранными гражданами, не надо получать каких-либо разрешительных документов, они свободны в своем праве заключения трудовых договоров. Исключение составляют случаи, когда для трудоустройства у конкретного работодателя или для посещения конкретной территории у работника должно быть гражданство РФ, и в связи с этим гражданину РБ может быть запрещено работать у конкретного работодателя.

В состав нашей организации входят радиационно-опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, испытания, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия. Вправе ли мы принять на работу в штат такого производства гражданина РБ?

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Закона об иностранных гражданах было принято постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу». К таким объектам относятся, в том числе, организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, испытания, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия.

Иностранные граждане, в том числе и граждане РБ, не могут быть приняты в такую организацию.-

Обратите внимание! При приеме на работу к российскому работодателю граждане РБ не должны предъявлять документы воинского учета

Однако к большинству работодателей эти ограничения не относятся.

В отношении особенностей трудовой деятельности граждан РБ в РФ необходимо отметить следующее.

Договором о равных правах граждан установлено, что РФ и РБ обеспечивают гражданам РБ и РФ равные права на трудоустройство, оплату труда и иные условия труда на территориях обоих государств (ст. 7 Договора). Кроме того, в Решении о равных правах граждан указывается, что:

  • документы, выданные в РБ и РФ для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации;
  • граждане РБ, осуществляющие трудовую деятельность на территории РФ, имеют равные права с гражданами РФ в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений;
  • трудовая деятельность граждан РБ в РФ регулируется в соответствии с законодательством о труде РФ;
  • трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории РБ и РФ, взаимно признается за гражданами этих государств.

Таким образом, граждане РБ могут трудоустраиваться в РФ в таком же порядке, как и граждане РФ. Также граждане РБ должны предъявлять работодателю при приеме на работу такие же документы, как и граждане РФ, кроме документов воинского учета, поскольку они по законодательству РФ не являются военнообязанными.

Условия трудового договора для граждан РБ такие же, как и для граждан РФ, поскольку это предусмотрено указанными выше международными договорами.

Усилия Российской Федерации и Республики Беларусь направлены на создание унифицированного, а в дальнейшем и единого миграционного и трудового законодательства, облегчение трудовой миграции между странами, полной и всесторонней защиты трудовых прав граждан, работающих на территориях этих государств.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль